Варианты проведения организационного момента на занятиях для учащихся 1-х классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях школьного логопедического пункта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 15.01.2017

Статья просмотрена: 3470 раз

Библиографическое описание:

Гаврик, Н. А. Варианты проведения организационного момента на занятиях для учащихся 1-х классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях школьного логопедического пункта / Н. А. Гаврик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 583-586. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38200/ (дата обращения: 25.11.2024).



Логопед, сознательно воздействуя на сферу коммуникации максимальным использованием учебных ситуаций в создании «поля общения», способствуя становлению или перестройке складывающихся отношений и взаимодействия дошкольников и школьников начального звена, сможет эффективнее управлять процессом обучения, активизировать учебную деятельность детей на всех этапах занятия. В структуру любого занятия в школе или непосредственно организованной деятельности в дошкольном учреждении входит организационный момент. Данный этап играет не второстепенную роль, так его цель не только психологически подготовить, собрать, настроить ребёнка, подвести к теме и цели занятия, закрепить материал прошлого занятия через включение в него упражнений на внимание, развитие памяти, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматических категорий, диалогической речи и т. д. Но, к сожалению, не всегда педагоги серьёзно подходят к подбору дидактического материала, а ведь орг. момент — это своеобразный «камертон» всей предстоящей деятельности.

Предлагаю ряд систематизированных традиционных и частично изменённых игр и игровых упражнений, которые я использую на этапе организации занятия. Предполагается, что перед началом занятия логопед словесно приветствует детей, а дошкольники или школьники стоя приветствуют друг друга и педагога, поэтому общая инструкция логопеда в большинстве заданий начинается со слов «Сядет тот.».. и далее предлагается индивидуальное мобилизующее задание, которое поможет детям собраться и настроиться на тему занятия.

I. Использование материала по лексическим темам (словарный запас и грамматические категории).

– Тема «Овощи»

Инструкция:

  1. Сядет тот, кто назовёт овощ.
  2. Сядет тот, у кого овощ растёт в земле, у кого на земле.
  3. Сядет тот, чей овощ копают, выдёргивают, срезают.
  4. Сядет тот, кто доскажет предложение «Один лук, а много…». (Ребёнок должен называет форму множественного числа существительных, обозначающих овощи).
  5. Сядет тот, кто назовет овощ ласково (образование существительного при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса)
  6. Хлопнуть, если услышишь названия овощей.
  7. Сложить целую картинку из нескольких частей и назвать овощ.

– Тема «Фрукты» (задания аналогично предыдущей теме) а также:

  1. Сядут те, у кого на столе картинка с изображением овоща, а теперь сядут те, у кого на столе картинка с изображением фрукта.
  2. Вспомните и назовите, из чего можно сварить щи (дети называют и садятся), а из чего компот.

(упражнение по рядам)

  1. Сядет тот, кто доскажет словосочетание «Кислые…, сочный…, хрустящая…, ароматное…»
  2. На столах картинки, поднять те, на которых то, что растёт на огороде, то, что в саду.
  3. Логопед бросает мяч и говорит «овощи», ребёнок ловит и называет любой овощ, аналогично «Фрукты».
  4. Сядет тот, кто ответит на вопрос: «Чей лимон?», «Чья капуста?». (Согласование притяжательных местоимений с существительным).
  5. Сядет тот, кто правильно назовёт «Какой сок из яблока, груши, вишни, сливы…»
  6. Сядет тот, кто исправит предложение «Картошка растет на болоте. Яблоко растет под кустом. Баклажан растет на кусте. Груша растет в лесу. Персик растет на елке».

– Тема «Осень»

  1. На столах листочки разного цвета. Сядет тот, у кого листок красного, зелёного, желтого цвета.
  2. Сядет тот, у кого на столе дубовый лист, кленовый, берёзовый, рябиновый лист.
  3. Сядет тот, кто доскажет предложение «У берёзы лист…(берёзовый), у осины…».
  4. Игра «Скажи наоборот». Сядет тот, кто доскажет предложение «Сосна высокая, а рябина…(низкая). У сосны иглы длинные, а у ели... и т. п»..
  5. Сядет тот, у кого на столе картинки с изображением съедобных грибов, а теперь сядет тот — у кого с изображением несъедобных грибов.
  6. Что вам хочется сказать, когда вы слышите слово «Осень»? Говорим и садимся. (Игра «Ассоциации»)

Аналогичные задания проводятся на все времена года.

– Части тела и лица.

  1. Сядет тот, кто назовет парные части тела.
  2. Сядет тот, кто назовет часть тела ласково (образование существительного при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса)
  3. Сядет тот, кто ответит на вопрос: «Чей нос?» «Чья рука?» «Чьи уши?». (Согласование притяжательных местоимений с существительным).
  4. Сядет тот, кто исправит предложение «Руками мы топаем. Ногами мы хлопаем…»
  5. «Назови, не ошибись, если правильно, садись». Педагог дотрагивается до разных частей тела, дети должны правильно сказать «один», или «одна». Например: один живот (нос, лоб, затылок, подбородок).
  6. Игра на закрепление пространственной ориентировки частей тела. Дети выполняют движения и проговаривают слова «Это правая рука, это правая нога, ухо правое у нас. А вот это правый глаз». Дети выполняют движения и проговаривают слова про левую сторону своего тела.
  7. Выполни задание и садись. «Дотронься правой рукой до левого уха», «Подними вверх левую руку», «Закрой правый глаз»…

– Тема «Семья»

  1. Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.
  2. Сядет тот, кто назовет имя, отчество мамы, папы.
  3. Сядет тот, кто назовет своё имя ласково (как тебя называют дома).
  4. Сядет тот, кто назовет своё полное имя.
  5. Сядет тот, кто назовет ласково своего соседа или соседку по столу.
  6. Сядет тот, кто назовет членов семьи и родственников (мама, папа, бабушка, тётя, брат и т. д.)
  7. Сядет тот, кто ответит на вопрос: «Кто ты для мамы?», «Кто ты для дедушки?», «Кто ты для тёти?», «Кто ты для дяди?».

– Тема «Одежда»

  1. Сядет тот, на ком рубашка с коротким/длинным рукавом, (шорты, платье и т. д.)
  2. Логопед бросает мяч ребенку и называет предмет одежды в единственном числе, а ребенок в ответ — во множественном (юбка — юбки, рубашка — рубашки...).
  3. Сядет тот, кто назовет детали одежды.
  4. Сядет тот, кто назовет детали одежды ласково
  5. Дети стоят в кругу, педагог предлагает сесть тем детям, у кого есть что-нибудь синее, красное, белое в одежде. Дети должны назвать цвет и предмет одежды.
  6. Сядет тот, кто назовет «Чего не стало?». Картинка одежды. Логопед закрывает деталь одежды ладонью. (Родительный падеж с отрицанием.)
  7. Сядет тот, у кого в одежде есть красный, зелёный цвет…

– Тема «Дикие животные»

Игры с мячом (дети стоят в кругу):

  1. «Назови зверя».
  2. Доскажи словечко. «У волчицы…, у белки…, у медведицы…».
  3. Доскажи словечко. «Медведь-…-…(медведица-медвежонок) «Семейка»
  4. Доскажи словечко.

Вариант 1. «Белка живёт в…, а медведь живёт в…»«Чей дом?».

Вариант 2. «в берлоге живёт…, в дупле живёт…».

  1. Ответь, чей хвост? Чья голова? Чьё ухо? Чьи лапы? «У лисы — … (лисий хвост, лисья голова, лисье ухо, лисьи лапы) (образование притяжательных прилагательных).
  2. Ответь, кто кем станет, когда вырастет? (зайчонок — …, медвежонок — …)
  3. Узнай животное («Злой, голодный…; неуклюжий, косолапый-…, рыжая, хитрая-…»)
  4. Сядут те, у кого на карточках взрослое животное, у кого детёныш.
  5. Сядут те, кто ответит на вопрос: «Лиса какая?» (хитрая, рыжая, быстрая, пугливая,…), «Волк что делает?» (скалится, рычит, грызет,…).

– Тема «Мебель»

  1. Повтори за мной и садись: стол — стул — шкаф; трюмо — тумбочка — кровать, кресло — диван — шифоньер, полка — этажерка — стеллаж.
  2. Сядет тот, кто доскажет предложение «Вот шкаф, а несколько это…» (кресло-кресла, шкаф — шкафы и т. д.)
  3. Сядет тот, кто назовёт мебель ласково (стул-стульчик и т. д.) или «Назови мебель для гномика».
  4. Доскажи словечко и садись. «Стол из дерева (какой?..), из стекла — …, и т. д».

– Тема «Игрушки»

  1. «Послушай, запомни, повтори». «Мяч — кукла-машина, чебурашка — мишка- лошадка, ведерко- кубики- зайка» и т. д.
  2. Сядет тот, кто назовет, какой игрушки не стало? (Образование существительного Р. п. ед. ч. с отрицанием).
  3. Доскажи словечко и садись «Кукла из пластмассы -…, кубик из дерева…» (Образование относительных прилагательных)
  4. Назови деталь игрушки и садись (1 ряд — одна игрушка, 2 ряд — другая).
  5. Посмотреть на карточки и присесть в зависимости от количества игрушек на ней
  6. Сядут те дети, про игрушки которых можно сказать «пластмассовая, меховой, деревянное)
  7. Вспомнить, какие игрушки висели на ёлке у вас дома.
  8. Доскажи следующее число игрушек. «Четыре куклы, …(пять кукол), одна машина, …(две машины).

– Тема «Весна»

  1. Сядет тот, кто назовёт признаки весны.
  2. Ответь, зимующая или перелётная птица воробей — …, кукушка -..., ласточка — …
  3. Не зевай за мной точно повторяй: тает- оседает- темнеет- сходит, пригревает-припекает—греет, журчит- бурлит- бежит-звенит, набухают-лопаются- раскрываются, тд.
  4. Доскажи словечко. «Птицы (что делают)? — прилетают, кричат, вьют; солнце …».
  5. Назови весеннее слово и садись. (сосулька, ручеек, капель, март и т. д.).
  6. Доскажи слово и садись. «После марта идёт…, перед маем бывает…, за апрелем придёт…, третий месяц весны…, первый месяц весны…».

– Тема «Транспорт». «Профессии»

  1. Назови транспорт и садись (воздушный, водный, железнодорожный, наземный).
  2. Назови транспорт детали транспорта и садись.
  3. Назови профессии на транспорте и садись.
  4. Доскажи словечко ласково. «Колесо — …(колёсико), самолёт — …(самолётик).
  5. Доскажи, кому, что нужно для работы. «Повару — …, учителю — …, врачу — …».
  6. Посмотри на картинку и назови инструменты, изображенные на ней. Закрой ладошкой картинку и скажи, чего не стало?
  7. Назови лишний предмет и садись. Пила, молоток, барабан; отвёртка, вилка, рубанок.

II. Использование материала на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

  1. Если услышите, что звучит колокольчик, садятся девочки, если музыкальный молоточек- садятся мальчики.
  2. Если молоточек ударит 2 раза, то садятся дети первого ряда, если 3, то дети второго ряда.
  3. Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию (хлопать, топать, присесть, подпрыгнуть).
  4. Садится только тогда, когда услышите слово «пожалуйста» (девочки первого ряда, садитесь, пожалуйста).
  5. Сядет тот, перед кем стоит девочка, затем тот, за кем мальчик и т. д.

III. Использование материала по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза.

  1. Сядут дети, у которых название картинки начинается на звук [А] (или другой изучаемый звук) или заканчиваются на предложенные звуки.
  2. Сначала садятся дети, у кого на картинках предмет, название которого начинается на гласный звук, затем на согласный.
  3. Сначала садятся дети, у которых картинки на звук [С], затем [Ш] (можно другие оппозиционные звуки).
  4. Сначала садятся дети, у которых звук [Р], например, слышится в начале, середине, конце слова.
  5. Дети говорят предложения со словом ПАПА и садятся (закрепление материала прошлого занятия. Можно с любым предложенным словом).
  6. Сядет тот, у кого на кубике буква У, А (любые другие буквы).
  7. Назовите буквы, лежащие на столах, соедините их, прочитайте слог.
  8. Дети в микрофончик называют нужные слова и передают соседу (с звуком [У] или [А]…)
  9. Хлопнуть, если услышишь звук [И] (среди других звуков).
  10. Хлопнуть, если в слове есть заданный звук.
  11. Поднять сигнальную карточку, если в слове есть заданный звук.
  12. Поднять карточку с символом мягкого звука или твёрдого, звонкого или глухого, гласного или согласного в зависимости от цели.
  13. Поднять синий кружок, если слово начинается с твёрдого согласного и зелёный, если с мягкого согласного.
  14. Определи первый звук в названии картинки и садись. (На картинки соответствующие лексической теме недели).

IV. Использование материала по формированию слоговой структуры слова.

  1. Назвать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов (для старшей группы «частей»)
  2. Сядет тот, у кого имя состоит из 2, 3 слогов.
  3. Отхлопай количество слогов в слове (картинка на столе у каждого учащегося).
  4. Выполни движение на каждый гласный звук в слове и садись.
  5. Хлопни в ладоши на ударный слог в слове и садись.

V. Использование материала по ориентировке в пространстве и на доске.

  1. Сядет тот, у кого предмет на карточке расположен в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.
  2. Сядет тот, кто назовет, что находится в правом верхнем углу на доске? В левом нижнем углу на доске? В правом нижнем углу на доске? По середине доски? Над доской? Под доской?
  3. Сядет тот, кто назовёт своего соседа справа (своего соседа слева, перед собой, за собой).
  4. Назови предмет с лева (с права, перед собой, за собой) в классе от себя и садись.

VI. Использование материала по темам урока. (На школьном логопункте)

  1. Сядут те дети, у кого картинки с изображением предметов, про которые мы говорим «Кто это?» «Что это?».
  2. Сядет тот, кто назовёт слова — предметы (слова- признаки, слова — действия).
  3. Доскажи словечко и садись. «Слова — предметы отвечают на вопросы…», «Слова — признаки отвечают на вопросы…», «Слова — действия отвечают на вопросы…».
  4. Доскажи словечко и садись. «Гласные звуки произносим …(легко и свободно)», «Воздух встречает во рту преграду — это…(согласный звук), «Сколько гласных звуков?» (6), «Сколько в слове гласных звуков, столько и … (слогов).
  5. Назовите гласные звуки и садитесь (дети называют по одному гласному и садятся).
  6. Доскажи словечко и садись. «Приставка — это значимая часть…(слова)» (суффикс, корень — это общая часть родственных слов, окончание- это изменяемая часть слова).
  7. Доскажи словечко и садись. «Предлог — это часть …(речи)» (существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение).
  8. Доскажи словечко и садись. «Существительное обозначает …(предмет)», «Существительное отвечает на вопросы … (Кто? Что?)», «Существительное изменяется по … (числам и падежам)».
  9. Определи род имени существительного и садись.
  10. Доскажи словечко и садись. Смотреть задание № 8 тема «Прилагательное»
  11. Определи род имени прилагательного и садись.
  12. Измени словосочетание «Зелёное яблоко/ хитрая лиса» и садись.

Я вижу …(зелёное яблоко/хитрую лису), я подхожу к … (зелёному яблоку/хитрой лисе), у меня нет …(зелёного яблока/хитрой лисы), я любуюсь …(зелёным яблоком/хитрой лисой), я говорю о …(зелёном яблоке/хитрой лисе).

  1. Измени прилагательное по числам и садись «Зелёное — … (зелёные), хитрые-…(хитрая) и т.д.»
  2. Доскажи словечко и садись. Смотреть задание № 8 тема «Глагол».
  3. Определи время глагола и садись. «Свистел, свистит, будет свистеть, ходит».
  4. Определи лицо и число глагола и садись. «Гуляю (1 л., ед., ч.), гуляете (2 л., мн. ч.), гуляют (3 л., мн. ч.) и т. д.»

Литература:

  1. Бахтин М. М. Этика словесного творчества. — М.: 1986г.
  2. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1994г. № 9.
  3. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6–7 лет.- М.: 2010г.
  4. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 2012г.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, ребенок, зеленое яблоко, использование материала, хитрая лиса, словечко, звук, картинка, деталь одежды, Образование существительного.


Похожие статьи

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Похожие статьи

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Задать вопрос