Логопед, сознательно воздействуя на сферу коммуникации максимальным использованием учебных ситуаций в создании «поля общения», способствуя становлению или перестройке складывающихся отношений и взаимодействия дошкольников и школьников начального звена, сможет эффективнее управлять процессом обучения, активизировать учебную деятельность детей на всех этапах занятия. В структуру любого занятия в школе или непосредственно организованной деятельности в дошкольном учреждении входит организационный момент. Данный этап играет не второстепенную роль, так его цель не только психологически подготовить, собрать, настроить ребёнка, подвести к теме и цели занятия, закрепить материал прошлого занятия через включение в него упражнений на внимание, развитие памяти, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматических категорий, диалогической речи и т. д. Но, к сожалению, не всегда педагоги серьёзно подходят к подбору дидактического материала, а ведь орг. момент — это своеобразный «камертон» всей предстоящей деятельности.
Предлагаю ряд систематизированных традиционных и частично изменённых игр и игровых упражнений, которые я использую на этапе организации занятия. Предполагается, что перед началом занятия логопед словесно приветствует детей, а дошкольники или школьники стоя приветствуют друг друга и педагога, поэтому общая инструкция логопеда в большинстве заданий начинается со слов «Сядет тот.».. и далее предлагается индивидуальное мобилизующее задание, которое поможет детям собраться и настроиться на тему занятия.
I. Использование материала по лексическим темам (словарный запас и грамматические категории).
– Тема «Овощи»
Инструкция:
- Сядет тот, кто назовёт овощ.
- Сядет тот, у кого овощ растёт в земле, у кого на земле.
- Сядет тот, чей овощ копают, выдёргивают, срезают.
- Сядет тот, кто доскажет предложение «Один лук, а много…». (Ребёнок должен называет форму множественного числа существительных, обозначающих овощи).
- Сядет тот, кто назовет овощ ласково (образование существительного при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса)
- Хлопнуть, если услышишь названия овощей.
- Сложить целую картинку из нескольких частей и назвать овощ.
– Тема «Фрукты» (задания аналогично предыдущей теме) а также:
- Сядут те, у кого на столе картинка с изображением овоща, а теперь сядут те, у кого на столе картинка с изображением фрукта.
- Вспомните и назовите, из чего можно сварить щи (дети называют и садятся), а из чего компот.
(упражнение по рядам)
- Сядет тот, кто доскажет словосочетание «Кислые…, сочный…, хрустящая…, ароматное…»
- На столах картинки, поднять те, на которых то, что растёт на огороде, то, что в саду.
- Логопед бросает мяч и говорит «овощи», ребёнок ловит и называет любой овощ, аналогично «Фрукты».
- Сядет тот, кто ответит на вопрос: «Чей лимон?», «Чья капуста?». (Согласование притяжательных местоимений с существительным).
- Сядет тот, кто правильно назовёт «Какой сок из яблока, груши, вишни, сливы…»
- Сядет тот, кто исправит предложение «Картошка растет на болоте. Яблоко растет под кустом. Баклажан растет на кусте. Груша растет в лесу. Персик растет на елке».
– Тема «Осень»
- На столах листочки разного цвета. Сядет тот, у кого листок красного, зелёного, желтого цвета.
- Сядет тот, у кого на столе дубовый лист, кленовый, берёзовый, рябиновый лист.
- Сядет тот, кто доскажет предложение «У берёзы лист…(берёзовый), у осины…».
- Игра «Скажи наоборот». Сядет тот, кто доскажет предложение «Сосна высокая, а рябина…(низкая). У сосны иглы длинные, а у ели... и т. п»..
- Сядет тот, у кого на столе картинки с изображением съедобных грибов, а теперь сядет тот — у кого с изображением несъедобных грибов.
- Что вам хочется сказать, когда вы слышите слово «Осень»? Говорим и садимся. (Игра «Ассоциации»)
Аналогичные задания проводятся на все времена года.
– Части тела и лица.
- Сядет тот, кто назовет парные части тела.
- Сядет тот, кто назовет часть тела ласково (образование существительного при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса)
- Сядет тот, кто ответит на вопрос: «Чей нос?» «Чья рука?» «Чьи уши?». (Согласование притяжательных местоимений с существительным).
- Сядет тот, кто исправит предложение «Руками мы топаем. Ногами мы хлопаем…»
- «Назови, не ошибись, если правильно, садись». Педагог дотрагивается до разных частей тела, дети должны правильно сказать «один», или «одна». Например: один живот (нос, лоб, затылок, подбородок).
- Игра на закрепление пространственной ориентировки частей тела. Дети выполняют движения и проговаривают слова «Это правая рука, это правая нога, ухо правое у нас. А вот это правый глаз». Дети выполняют движения и проговаривают слова про левую сторону своего тела.
- Выполни задание и садись. «Дотронься правой рукой до левого уха», «Подними вверх левую руку», «Закрой правый глаз»…
– Тема «Семья»
- Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.
- Сядет тот, кто назовет имя, отчество мамы, папы.
- Сядет тот, кто назовет своё имя ласково (как тебя называют дома).
- Сядет тот, кто назовет своё полное имя.
- Сядет тот, кто назовет ласково своего соседа или соседку по столу.
- Сядет тот, кто назовет членов семьи и родственников (мама, папа, бабушка, тётя, брат и т. д.)
- Сядет тот, кто ответит на вопрос: «Кто ты для мамы?», «Кто ты для дедушки?», «Кто ты для тёти?», «Кто ты для дяди?».
– Тема «Одежда»
- Сядет тот, на ком рубашка с коротким/длинным рукавом, (шорты, платье и т. д.)
- Логопед бросает мяч ребенку и называет предмет одежды в единственном числе, а ребенок в ответ — во множественном (юбка — юбки, рубашка — рубашки...).
- Сядет тот, кто назовет детали одежды.
- Сядет тот, кто назовет детали одежды ласково
- Дети стоят в кругу, педагог предлагает сесть тем детям, у кого есть что-нибудь синее, красное, белое в одежде. Дети должны назвать цвет и предмет одежды.
- Сядет тот, кто назовет «Чего не стало?». Картинка одежды. Логопед закрывает деталь одежды ладонью. (Родительный падеж с отрицанием.)
- Сядет тот, у кого в одежде есть красный, зелёный цвет…
– Тема «Дикие животные»
Игры с мячом (дети стоят в кругу):
- «Назови зверя».
- Доскажи словечко. «У волчицы…, у белки…, у медведицы…».
- Доскажи словечко. «Медведь-…-…(медведица-медвежонок) «Семейка»
- Доскажи словечко.
Вариант 1. «Белка живёт в…, а медведь живёт в…»«Чей дом?».
Вариант 2. «в берлоге живёт…, в дупле живёт…».
- Ответь, чей хвост? Чья голова? Чьё ухо? Чьи лапы? «У лисы — … (лисий хвост, лисья голова, лисье ухо, лисьи лапы) (образование притяжательных прилагательных).
- Ответь, кто кем станет, когда вырастет? (зайчонок — …, медвежонок — …)
- Узнай животное («Злой, голодный…; неуклюжий, косолапый-…, рыжая, хитрая-…»)
- Сядут те, у кого на карточках взрослое животное, у кого детёныш.
- Сядут те, кто ответит на вопрос: «Лиса какая?» (хитрая, рыжая, быстрая, пугливая,…), «Волк что делает?» (скалится, рычит, грызет,…).
– Тема «Мебель»
- Повтори за мной и садись: стол — стул — шкаф; трюмо — тумбочка — кровать, кресло — диван — шифоньер, полка — этажерка — стеллаж.
- Сядет тот, кто доскажет предложение «Вот шкаф, а несколько это…» (кресло-кресла, шкаф — шкафы и т. д.)
- Сядет тот, кто назовёт мебель ласково (стул-стульчик и т. д.) или «Назови мебель для гномика».
- Доскажи словечко и садись. «Стол из дерева (какой?..), из стекла — …, и т. д».
– Тема «Игрушки»
- «Послушай, запомни, повтори». «Мяч — кукла-машина, чебурашка — мишка- лошадка, ведерко- кубики- зайка» и т. д.
- Сядет тот, кто назовет, какой игрушки не стало? (Образование существительного Р. п. ед. ч. с отрицанием).
- Доскажи словечко и садись «Кукла из пластмассы -…, кубик из дерева…» (Образование относительных прилагательных)
- Назови деталь игрушки и садись (1 ряд — одна игрушка, 2 ряд — другая).
- Посмотреть на карточки и присесть в зависимости от количества игрушек на ней
- Сядут те дети, про игрушки которых можно сказать «пластмассовая, меховой, деревянное)
- Вспомнить, какие игрушки висели на ёлке у вас дома.
- Доскажи следующее число игрушек. «Четыре куклы, …(пять кукол), одна машина, …(две машины).
– Тема «Весна»
- Сядет тот, кто назовёт признаки весны.
- Ответь, зимующая или перелётная птица воробей — …, кукушка -..., ласточка — …
- Не зевай за мной точно повторяй: тает- оседает- темнеет- сходит, пригревает-припекает—греет, журчит- бурлит- бежит-звенит, набухают-лопаются- раскрываются, тд.
- Доскажи словечко. «Птицы (что делают)? — прилетают, кричат, вьют; солнце …».
- Назови весеннее слово и садись. (сосулька, ручеек, капель, март и т. д.).
- Доскажи слово и садись. «После марта идёт…, перед маем бывает…, за апрелем придёт…, третий месяц весны…, первый месяц весны…».
– Тема «Транспорт». «Профессии»
- Назови транспорт и садись (воздушный, водный, железнодорожный, наземный).
- Назови транспорт детали транспорта и садись.
- Назови профессии на транспорте и садись.
- Доскажи словечко ласково. «Колесо — …(колёсико), самолёт — …(самолётик).
- Доскажи, кому, что нужно для работы. «Повару — …, учителю — …, врачу — …».
- Посмотри на картинку и назови инструменты, изображенные на ней. Закрой ладошкой картинку и скажи, чего не стало?
- Назови лишний предмет и садись. Пила, молоток, барабан; отвёртка, вилка, рубанок.
II. Использование материала на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Если услышите, что звучит колокольчик, садятся девочки, если музыкальный молоточек- садятся мальчики.
- Если молоточек ударит 2 раза, то садятся дети первого ряда, если 3, то дети второго ряда.
- Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию (хлопать, топать, присесть, подпрыгнуть).
- Садится только тогда, когда услышите слово «пожалуйста» (девочки первого ряда, садитесь, пожалуйста).
- Сядет тот, перед кем стоит девочка, затем тот, за кем мальчик и т. д.
III. Использование материала по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Сядут дети, у которых название картинки начинается на звук [А] (или другой изучаемый звук) или заканчиваются на предложенные звуки.
- Сначала садятся дети, у кого на картинках предмет, название которого начинается на гласный звук, затем на согласный.
- Сначала садятся дети, у которых картинки на звук [С], затем [Ш] (можно другие оппозиционные звуки).
- Сначала садятся дети, у которых звук [Р], например, слышится в начале, середине, конце слова.
- Дети говорят предложения со словом ПАПА и садятся (закрепление материала прошлого занятия. Можно с любым предложенным словом).
- Сядет тот, у кого на кубике буква У, А (любые другие буквы).
- Назовите буквы, лежащие на столах, соедините их, прочитайте слог.
- Дети в микрофончик называют нужные слова и передают соседу (с звуком [У] или [А]…)
- Хлопнуть, если услышишь звук [И] (среди других звуков).
- Хлопнуть, если в слове есть заданный звук.
- Поднять сигнальную карточку, если в слове есть заданный звук.
- Поднять карточку с символом мягкого звука или твёрдого, звонкого или глухого, гласного или согласного в зависимости от цели.
- Поднять синий кружок, если слово начинается с твёрдого согласного и зелёный, если с мягкого согласного.
- Определи первый звук в названии картинки и садись. (На картинки соответствующие лексической теме недели).
IV. Использование материала по формированию слоговой структуры слова.
- Назвать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов (для старшей группы «частей»)
- Сядет тот, у кого имя состоит из 2, 3 слогов.
- Отхлопай количество слогов в слове (картинка на столе у каждого учащегося).
- Выполни движение на каждый гласный звук в слове и садись.
- Хлопни в ладоши на ударный слог в слове и садись.
V. Использование материала по ориентировке в пространстве и на доске.
- Сядет тот, у кого предмет на карточке расположен в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.
- Сядет тот, кто назовет, что находится в правом верхнем углу на доске? В левом нижнем углу на доске? В правом нижнем углу на доске? По середине доски? Над доской? Под доской?
- Сядет тот, кто назовёт своего соседа справа (своего соседа слева, перед собой, за собой).
- Назови предмет с лева (с права, перед собой, за собой) в классе от себя и садись.
VI. Использование материала по темам урока. (На школьном логопункте)
- Сядут те дети, у кого картинки с изображением предметов, про которые мы говорим «Кто это?» «Что это?».
- Сядет тот, кто назовёт слова — предметы (слова- признаки, слова — действия).
- Доскажи словечко и садись. «Слова — предметы отвечают на вопросы…», «Слова — признаки отвечают на вопросы…», «Слова — действия отвечают на вопросы…».
- Доскажи словечко и садись. «Гласные звуки произносим …(легко и свободно)», «Воздух встречает во рту преграду — это…(согласный звук), «Сколько гласных звуков?» (6), «Сколько в слове гласных звуков, столько и … (слогов).
- Назовите гласные звуки и садитесь (дети называют по одному гласному и садятся).
- Доскажи словечко и садись. «Приставка — это значимая часть…(слова)» (суффикс, корень — это общая часть родственных слов, окончание- это изменяемая часть слова).
- Доскажи словечко и садись. «Предлог — это часть …(речи)» (существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение).
- Доскажи словечко и садись. «Существительное обозначает …(предмет)», «Существительное отвечает на вопросы … (Кто? Что?)», «Существительное изменяется по … (числам и падежам)».
- Определи род имени существительного и садись.
- Доскажи словечко и садись. Смотреть задание № 8 тема «Прилагательное»
- Определи род имени прилагательного и садись.
- Измени словосочетание «Зелёное яблоко/ хитрая лиса» и садись.
Я вижу …(зелёное яблоко/хитрую лису), я подхожу к … (зелёному яблоку/хитрой лисе), у меня нет …(зелёного яблока/хитрой лисы), я любуюсь …(зелёным яблоком/хитрой лисой), я говорю о …(зелёном яблоке/хитрой лисе).
- Измени прилагательное по числам и садись «Зелёное — … (зелёные), хитрые-…(хитрая) и т.д.»
- Доскажи словечко и садись. Смотреть задание № 8 тема «Глагол».
- Определи время глагола и садись. «Свистел, свистит, будет свистеть, ходит».
- Определи лицо и число глагола и садись. «Гуляю (1 л., ед., ч.), гуляете (2 л., мн. ч.), гуляют (3 л., мн. ч.) и т. д.»
Литература:
- Бахтин М. М. Этика словесного творчества. — М.: 1986г.
- Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1994г. № 9.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6–7 лет.- М.: 2010г.
- Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 2012г.