Современная жизнь и происходящие в ней изменения требуют поиска новых подходов к предоставлению государственной поддержки малоимущим слоям населения, то есть семьям и одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам, ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Программа государственной социальной помощи на основании социального контракта меняет направление государственной поддержки от пассивной помощи в виде предоставления социальных пособий к активной форме, способствующей повышению трудовых доходов и натуральных поступлений, выходу из бедности за счет использования собственного потенциала.
Основными целями оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
– поддержание уровня жизни малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) на основе принципов адресности предоставления социальной поддержки нуждающимся гражданам;
– повышение реальных доходов малоимущих семей (одиноко проживающих граждан), выход их из разряда нуждающихся в государственной помощи.
Достижение этих целей должно снизить уровень социально-экономического неравенства, повысить эффективность использования бюджетных средств.
Согласно федеральному законодательству, социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации [1].
Этот вид помощи призван способствовать повышению эффективности мер государственной социальной поддержки, концентрации ресурсов на оказании социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам, адресному использованию бюджетных средств [6].
Необходимость оценки эффективности государственной социальной помощи на основании социального контракта имеет нормативно-правовое закрепление в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 30 сентября 2013 г. № 506н/389. Статистический инструментарий для наблюдения за оказанием данного вида социальной помощи утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 июля 2013 г. № 297. Однако данные документы не дают ответа на вопрос, что необходимо понимать под эффективностью государственной социальной помощи на основании социального контракта. В связи с этим рассмотрим основные подходы к определению термина «эффективность».
По мнению П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой, в настоящее время понятие эффективность имеет несколько значений. Эффективность можно рассматривать в различных смыслах, а именно:
– эффективность в смысле продуктивности, производительности, экономичности– это показатель эффективности деятельности, отражающий сумму выработки на единицу затрат. Часто выражается в виде процента от идеальной продуктивности. Чем меньше ресурсов затрачено на достижение запланированных результатов, тем выше продуктивность. Это понятие нередко отождествляют с эффективностью, подразумевая экономический ее смысл.
– эффективность в смысле действенности — это способность производить эффект (результат) неких действий, которая не всегда может быть измерена при помощи количественных показателей.
– эффективность в смысле результативности, оптимальности — это способность производить намеченный результат в желаемом объеме, может выражаться мерой (процентное соотношение) фактически произведенного результата к нормативному/запланированному. Эта мера фокусируется на достижении как таковом, а не на ресурсах, затраченных на достижение желаемого эффекта [4, с.41].
Необходимо отметить следующее: то, что приносит какой-то результат, не всегда будет оптимальным, а то, что оптимально, не обязательно будет экономично. Эффективность в полном смысле этого значения включает синтез всех этих параметров.
В понимании тех же авторов, оценка эффективности — это сопоставление результатов программы с намеченными целями и с затраченными в ходе ее реализации ресурсами [4, с.165].
Также оценка эффективности предполагает корректировку деятельности, которая является предметом оценки. И мониторинг, и оценка эффективности должны быть связаны с практикой, и создавать при этом положительный стимул для устранения недостатков и применения новейших решений с целью повышения эффективности данной деятельности. Можно выделить следующие виды оценки эффективности:
– оценка эффективности процесса — включает определение того, как и почему воздействует данный проект, и определяет контекст, в котором следует оценивать непосредственный результат проекта. Основным источником информации становятся в данном случае сведения, полученные через интервью и опросы от сотрудников и клиентов.
– оценка эффективности результата — то, что обычно обсуждается в связи с оценкой и сосредоточено на конечных результатах проекта. Часто производится путем сравнения характеристик группы, которая испытала воздействие проекта, с характеристиками сопоставимой группы, не испытавшей такого воздействия [7].
Ряд исследователей (Е. И. Андреева, И. Д. Горшкова, А. С. Ковалевская) предлагают другой подход к определению термина «эффективность», выделяют следующие ее виды:
– экономическая эффективность — это соотношение рыночной стоимости генерируемых программой эффектов/результатов и стоимостью затраченных на их получение ресурсов. Экономическая эффективность измеряется такими показателями, как срок окупаемости произведённых затрат, доходность инвестиций и др. Социально значимые программы по критерию экономической эффективности, как правило, не оцениваются. Однако, отмечают авторы, оценка экономической эффективности социальных программ необходима для того, чтобы обосновать необходимость выделения дополнительных бюджетных средств в условиях, когда за них ведется конкурентная борьба [5].
– социальная эффективность — это соотношение социальных и непосредственных результатов. Для ее измерения используются такие натуральные результаты и эффекты, как улучшение качества и повышение уровня жизни непосредственных благополучателей (целевой группы) программы, членов их семей, других причастных субъектов и общества в целом, которые произошли благодаря реализации программы. Социальную эффективность сложно объективно измерить с помощью экономических категорий (в том числе — в стоимостном выражении), поскольку показатели, используемые для характеристики результатов, как правило, носят качественный характер.
– социально-экономическая эффективность представляет собой соотношение, с одной стороны — социальных результатов/эффектов (степени воздействия на общество), которые в текущих условиях могут быть непосредственно измерены и выражены в денежном эквиваленте, и, с другой стороны — затрат на реализацию социально-значимых программ [2, с.13].
По мнению С. Е. Дубровской, оценка эффективности может проводиться на основе разных моделей:
– целевая модель направлена на оценку самих целей, соответствия социальной технологии заданным в ней целям и на определение степени их реализации. Здесь важно подчеркнуть, что, во-первых, в этом случае оценивается качество выдвинутых целей, с которыми может связываться конкретная социальная технология. В основу такого оценивания могут быть положены аналитические и экспертные методы. Во-вторых, оцениваются сами технологические процедуры с точки зрения их адекватности выдвигаемым целям. Эффективность технологии тем выше, чем в большей степени она соответствует обозначенным в ней целям.
– нецелевая модель направлена на выделение явных или скрытых результатов социальной технологии. Оценка эффективности социальных технологий, в том числе и технологии социального контракта, связана со сложностью отбора самих ожидаемых результатов: с одной стороны, многогранность реальных результатов, а с другой — отсутствие правильного инструментария для их измерения [3].
На основе проведенного анализа, по нашему мнению, эффективность государственной социальной помощи на основании социального контракта целесообразнее оценивать с точки зрения оптимальности способа и успешности в достижении поставленной цели, а также обеспечения достижения определенных результатов.
Однако для проведения наиболее четкой оценки эффективности данной технологии поддержки малоимущих слоев населения необходимо принять во внимание следующие ограничения:
– добровольно-заявительный принцип услуги по заключению социального контракта затрудняет возможность оценить степень охвата целевой группы;
– услуга по заключению социального контракта не может быть полностью формализована, что осложняет создание прозрачных и объективных критериев оценки;
– различные внешние условия, с которыми сталкивается получатель помощи, могут повышать или снижать вероятность позитивных изменений;
– изменения в жизни получателей данного вида государственной помощи чаще всего носят отсроченный характер по отношению к времени предоставления помощи.
Литература:
- Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г.
- Андреева Е.И, Горшкова И. Д., Ковалевская А. С. Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт. — М.: Проспект, 2014. — 72 с.
- Дубровская С. Е. Оценочные исследования как направление в прикладной социологии // Вестник СПбГУ. — 2010. — № 3. — С. 305–310.
- Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения/ — М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007. — 234 с.
- Оценка экономической эффективности социальных программ // Бюджет.ru. URL: http://bujet.ru/article/181785.php (дата обращения: 7.01.2017).
- О практике применения и эффективности оказания семьям с детьми государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах Российской Федерации для использования органами социальной защиты: информация от 24 февраля 2015 г. // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/60 (дата обращения: 7.01.2017).
- Оценка эффективности (evaluation) // В словаре.ru Твое слово в истории. URL: http://vslovare.ru/slovo/jekonomicheskiij-slovar/otzenka-jeffektivnosti-evaluation/553356 (дата обращения: 7.01.2017).