Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в Республике Хакасия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Ламанская Н. Б. Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в Республике Хакасия // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 721-723. — URL https://moluch.ru/archive/136/38159/ (дата обращения: 22.08.2018).



В современных условиях проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся все более актуальными в международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои региональные отделения документ, названный «Рекомендация по сохранению фольклора».

В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства.

Развиваясь под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народы, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира.

В 1980–1990 гг. органы власти Российской Федерации, а также региональные органы управления принимают ряд директивных документов по поддержанию традиционной культуры. В частности, в 1999 г. вводятся в действие закон «О народных художественных промыслах» как части культурного наследия, культурного достояния народов России и Федеральная целевая программа, предусматривающая сохранение, возрождение и развитие искусства народных промыслов, их пропаганду.

В 2003 г. создан российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия (имеется в виду сохранение фольклора). В рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186, предусматривается ежегодная поддержка культурных проектов на основе конкурсного отбора, проводимого Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Суть Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг. состоит в реализации стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.

Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ для поддержания приоритетных проектов различного уровня и статуса, направленных на сохранение и развитие культуры Республики Хакасия, популяризацию историко-культурного наследия, обеспечение сохранности и передачи последующим поколениям образцов духовной культуры через систему фестивалей, конкурсов, выставок, таких как: Международный эколого-этнический фестиваль «Чир-чайаан»; Международный конкурс-фестиваль «От Ыры»; Международный симпозиум по чатхану и горловому пению; Республиканский конкурс хакасской фольклорной и авторской песни «Хысхы саннары» и т. д.

Республика Хакасия является уникальным регионом России с наличием огромного природно-ресурсного, образовательного, историко-культурного потенциала. Анализируя существующую ситуацию в отрасли культуры можно сказать, что культура в регионе фактически является одним из инструментов достижения социально-экономических целей, формирует привлекательный имидж Республики Хакасия как центра уникальной культуры, стимулирует развитие образования, обеспечивает занятость населения.

В Хакасии сложилась многоуровневая преемственная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. В ее структуре широко представлены как социально-культурные учреждения (например, культурно-досуговые центры, центр детского творчества), так и учреждения образования (в том числе образовательные школы, школы искусств, музыкальный колледж, институт искусств). Деятельность этих социальных институтов строится на основе единой комплексной программы и координационного плана.

Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по направлению — Народная художественная культура, а также ведутся профильные научные исследования.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» является ведущим государственным вузом, расположенным на территории Республики Хакасия и Юге Сибири. Он обеспечивает специалистами с высшим и средним профессиональным образованием Хакасию, юг Красноярского края, Республику Тыва и другие регионы Сибири. При университете им. Н. Ф. Катанова с 1997 г. осуществляет образовательную деятельность Институт искусств, в структуру которого входят три кафедры: народного художественного творчества, музыки и музыкального образования, декоративно-прикладного искусства.

Стратегические задачи Институт искусств видит: в становлении его в качестве центра в подготовке профессиональных кадров в области культуры и декоративно-прикладного искусства в Хакасии и Сибирском регионе; в открытии новых направлений подготовки и образовательных программ, ориентированных на приоритетные направления развития и потребности Республики Хакасия, Сибирского региона и России в целом.

Для этого совершенствуется образовательная деятельность института, используется система сетевого взаимодействия с органами управления Хакасии, с учреждениями культуры и искусства, централизованной библиотечной системой г. Абакана и Республики, с Хакасским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории. Эффективно используется связь с творческими союзами (композиторов, художников), с организациями, реализующими программы дополнительного образования: детскими школами искусств, детскими музыкальными школами, средними образовательными школами, центрами детского творчества, а также с культурно-досуговыми и общественно-культурными центрами микрорайонов и детскими оздоровительными центрами. Устанавливаются и развиваются связи с общественно-культурными центрами национальных диаспор Хакасии.

В Республике Хакасия ежегодно наблюдается стабильный рост интереса населения к традиционной культуре. В системе духовных ценностей народа музыкальная культура играет ведущую роль, являясь важным источником познания национальной культуры. Традиционное музыкальное искусство хакасов, представленное вокальным творчеством, искусством горлового пения, инструментальными наигрышами испокон веков передавалось из поколения в поколение.

Одним из важных компонентов музыкальной культуры хакасов является исполнительство на народных музыкальных инструментах, которые подразделяются на несколько групп: струнно-щипковые, струнно-смычковые, духовые, ударные и шумовые. Некоторое время традиция исполнительства на большей части хакасских народных музыкальных инструментах была прервана, за исключением исполнительства на чатхане, благодаря его неразрывной связи с хакасским героическим эпосом. Героический эпос (алыптыг нымах) — один из древнейших жанров хакасского фольклора является своеобразным памятником, отразившим историю хакасского народа, особенности его мировоззрения и эстетических представлений.

Важной вехой в истории изучения хакасской музыкальной культуры стало проведение в 1996 г. I Международного симпозиума по чатханной музыке и горловому пению «Чатхан: история и современность». Первый симпозиум явился широким и представительным форумом. В его работе приняли участие ученые из Москвы, Новосибирска, Горного Алтая, Республики Тыва, Голландии, Канады, Бельгии, Японии. Среди зарубежных участников А. Д. Джордж, преподаватель Альбертского университета г. Эдмонтон (Канада); Л. Тадагава, М. Гото (Япония); Л. Ниссен (Институт по исследованиям Азии, Нидерланды); Р. Кнапп (Нью-Йорк, США), Ф. Мах (Люксембург); П. Кнапп (Германия) и др. Поддержали участием и ученые Саяно-Алтайского региона: И. Б. Шинжин (Горный Алтай), В. Ю. Сузукей (Тыва), Л. Арбачакова (Горная Шория).

По результатам проведенного симпозиума был выпущен сборник материалов, в который вошли 28 докладов. В докладах представлены результаты научных исследований по истории возникновения, бытования и роли чатхана в хакасской культуре. Кроме того, обсуждались проблемы сохранения и развития исполнительства на хакасских народных музыкальных инструментах, включающих алыптых-нымахи, тахпахи и другие жанры хакасского музыкального фольклора.

В настоящее время в музыкальных школах, школах искусств, музыкальном колледже активно обучают детей игре на национальных инструментах. В музыкальном колледже создан оркестр хакасских национальных инструментов, который в 2015 г. участвовал в IV Международном фестивале-конкурсе музыкального творчества «Сибириада» и стал Лауреатом I степени в номинации «Музыкальное исполнительство коренных народов». В 2016 г. оркестр стал Лауреатом II степени в III Всероссийском фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России в г. Улан-Удэ.

Одним из основателей возрождения хакасских народных инструментов и одним из талантливых мастеров по их изготовлению является С. Т. Чарков — участник многочисленных международных музыкальных фестивалей в разных странах мира — Великобритании, Польше, Японии, Казахстане, Нидерландах, Норвегии, Германии США, Бельгии, Швейцарии. В его репертуаре древние хакасские предания. Владея в совершенстве техникой горлового пения, автор исполняет музыку в старинной эпической хакасской вокальной традиции — хайчи. Сергей Трофимович имеет международную известность как мастер по изготовлению музыкальных инструментов. В 1998 г. Указом Президиума Верховного Совета Республики Хакасия за заслуги в развитии музыкальной культуры Хакасии он удостоен почетного звания «Народный мастер «Чон Узы» Республики Хакасия». Исполнители на национальных инструментах отмечают, что изготовленные мастером инструменты обладают высоким качеством: приятной тембровой окраской, оригинальной формой и отделкой. В учебно-воспитательном процессе качественный инструмент играет очень важную роль — это залог интереса молодых исполнителей к музыкальным занятиям и их будущих творческих успехов.

Клубными учреждениями культуры Хакасии накоплен большой опыт по проведению народных праздников и гуляний. Проводятся республиканские фестивали и конкурсы по различным жанрам народного творчества. Хакасская республиканская филармония все чаще упоминается в СМИ в связи со «звездными» концертами симфонического, народного оркестров, участием национальных коллективов в престижных международных фестивалях, выступлениями хореографических и вокальных коллективов.

В Хакасии ведется активная пропаганда лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, продвижение продуктов культуры за ее пределами и за рубежом, что способствуют поддержке и повышению престижа культуры Хакасии в российском и мировом культурном пространстве. Пройдя сложный исторический путь развития, хакасский народ сохранил богатейший кладезь мудрости, вобравший в себя и культуру, и все накопленные знания предшествующих эпох.

Литература:

  1. Вохрышева М. Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств. // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ. — Самара: СГАКИ, 2006. — С. 8.
Основные термины (генерируются автоматически): Хакасия, Народная художественная культура, инструмент, Институт искусств, Япония, Тыва, музыкальный колледж, горловое пение, Горный Алтай, Сибирский регион.


Похожие статьи

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В этом отношении народная художественная культура имеет особое значение, т. к

Ранее овладение всеми видами народного исполнительства, в том числе, горловому пению носило лишь подражательный характер, никакой методики обучения выработано не было.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение — хоомей

В Кызылском училище искусств обучение ведется по 10 основным специальностям (музыкальным, художественным, библиотечным и социокультурной деятельности).

Становление народно-инструментального и профессионального...

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании.

Музыкальное отделение имело следующие специальные классы: казахских народных инструментов (домбра), вокальный...

Развитие художественного образования в области народного...

В развитии художественного образования большую роль сыграли приехавшие на Алтай

В 1975 г. в Барнауле был открыт Алтайский государственный институт культуры

Образование в области народного декоративно-прикладного искусства в Западной Сибири не выделялось в...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве.

Жанр «суворийхонлик» (дословно — пение «сувора») распространён в Хорезмском регионе, истоки этого жанра можно отнести к периоду формирования мусульманской...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья в журнале...

Хоровое искусство — не только неповторимое богатство прошлого, но и источник развития музыкальной культуры.

Росту хоровой исполнительской культуры в Казахстане в большей степени способствовали обработки казахских народных песен.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

‒ исполняя лучшие образцы народно-певческой культуры, возродить чувство уважения и гордости к искусству своего народа

Мамчева, Н.А., Обрядовые музыкальные инструменты аборигенов Сахалина.

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Культура и искусство Армении. Автор: Саргсян Асмик Людвиговна. Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов.

Архитектура «Армения — страна камней». «Айастан — карастан». Горный ландшафт страны определил черты¸ архитектуры.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

На территории Горного Алтая в ведомстве Алтайской духовной миссии была организована Чемальская второклассная школа.

Пение преподавал учитель Ф. В. Писарев, имеющий свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В этом отношении народная художественная культура имеет особое значение, т. к

Ранее овладение всеми видами народного исполнительства, в том числе, горловому пению носило лишь подражательный характер, никакой методики обучения выработано не было.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение — хоомей

В Кызылском училище искусств обучение ведется по 10 основным специальностям (музыкальным, художественным, библиотечным и социокультурной деятельности).

Становление народно-инструментального и профессионального...

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании.

Музыкальное отделение имело следующие специальные классы: казахских народных инструментов (домбра), вокальный...

Развитие художественного образования в области народного...

В развитии художественного образования большую роль сыграли приехавшие на Алтай

В 1975 г. в Барнауле был открыт Алтайский государственный институт культуры

Образование в области народного декоративно-прикладного искусства в Западной Сибири не выделялось в...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве.

Жанр «суворийхонлик» (дословно — пение «сувора») распространён в Хорезмском регионе, истоки этого жанра можно отнести к периоду формирования мусульманской...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья в журнале...

Хоровое искусство — не только неповторимое богатство прошлого, но и источник развития музыкальной культуры.

Росту хоровой исполнительской культуры в Казахстане в большей степени способствовали обработки казахских народных песен.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

‒ исполняя лучшие образцы народно-певческой культуры, возродить чувство уважения и гордости к искусству своего народа

Мамчева, Н.А., Обрядовые музыкальные инструменты аборигенов Сахалина.

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Культура и искусство Армении. Автор: Саргсян Асмик Людвиговна. Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов.

Архитектура «Армения — страна камней». «Айастан — карастан». Горный ландшафт страны определил черты¸ архитектуры.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

На территории Горного Алтая в ведомстве Алтайской духовной миссии была организована Чемальская второклассная школа.

Пение преподавал учитель Ф. В. Писарев, имеющий свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В этом отношении народная художественная культура имеет особое значение, т. к

Ранее овладение всеми видами народного исполнительства, в том числе, горловому пению носило лишь подражательный характер, никакой методики обучения выработано не было.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение — хоомей

В Кызылском училище искусств обучение ведется по 10 основным специальностям (музыкальным, художественным, библиотечным и социокультурной деятельности).

Становление народно-инструментального и профессионального...

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании.

Музыкальное отделение имело следующие специальные классы: казахских народных инструментов (домбра), вокальный...

Развитие художественного образования в области народного...

В развитии художественного образования большую роль сыграли приехавшие на Алтай

В 1975 г. в Барнауле был открыт Алтайский государственный институт культуры

Образование в области народного декоративно-прикладного искусства в Западной Сибири не выделялось в...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве.

Жанр «суворийхонлик» (дословно — пение «сувора») распространён в Хорезмском регионе, истоки этого жанра можно отнести к периоду формирования мусульманской...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья в журнале...

Хоровое искусство — не только неповторимое богатство прошлого, но и источник развития музыкальной культуры.

Росту хоровой исполнительской культуры в Казахстане в большей степени способствовали обработки казахских народных песен.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

‒ исполняя лучшие образцы народно-певческой культуры, возродить чувство уважения и гордости к искусству своего народа

Мамчева, Н.А., Обрядовые музыкальные инструменты аборигенов Сахалина.

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Культура и искусство Армении. Автор: Саргсян Асмик Людвиговна. Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов.

Архитектура «Армения — страна камней». «Айастан — карастан». Горный ландшафт страны определил черты¸ архитектуры.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

На территории Горного Алтая в ведомстве Алтайской духовной миссии была организована Чемальская второклассная школа.

Пение преподавал учитель Ф. В. Писарев, имеющий свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В этом отношении народная художественная культура имеет особое значение, т. к

Ранее овладение всеми видами народного исполнительства, в том числе, горловому пению носило лишь подражательный характер, никакой методики обучения выработано не было.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение — хоомей

В Кызылском училище искусств обучение ведется по 10 основным специальностям (музыкальным, художественным, библиотечным и социокультурной деятельности).

Становление народно-инструментального и профессионального...

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании.

Музыкальное отделение имело следующие специальные классы: казахских народных инструментов (домбра), вокальный...

Развитие художественного образования в области народного...

В развитии художественного образования большую роль сыграли приехавшие на Алтай

В 1975 г. в Барнауле был открыт Алтайский государственный институт культуры

Образование в области народного декоративно-прикладного искусства в Западной Сибири не выделялось в...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве.

Жанр «суворийхонлик» (дословно — пение «сувора») распространён в Хорезмском регионе, истоки этого жанра можно отнести к периоду формирования мусульманской...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья в журнале...

Хоровое искусство — не только неповторимое богатство прошлого, но и источник развития музыкальной культуры.

Росту хоровой исполнительской культуры в Казахстане в большей степени способствовали обработки казахских народных песен.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

‒ исполняя лучшие образцы народно-певческой культуры, возродить чувство уважения и гордости к искусству своего народа

Мамчева, Н.А., Обрядовые музыкальные инструменты аборигенов Сахалина.

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике...

Культура и искусство Армении. Автор: Саргсян Асмик Людвиговна. Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов.

Архитектура «Армения — страна камней». «Айастан — карастан». Горный ландшафт страны определил черты¸ архитектуры.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

На территории Горного Алтая в ведомстве Алтайской духовной миссии была организована Чемальская второклассная школа.

Пение преподавал учитель Ф. В. Писарев, имеющий свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.

Задать вопрос