Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Кулишкина С. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 604-605. — URL https://moluch.ru/archive/136/38133/ (дата обращения: 25.06.2018).



С чего начинается Родина?!

У каждого человека найдется свой ответ на вопрос: родина — это страна, в которой он живет; город, в котором родился; семья, которая любит и принимает в любой ситуации. А еще, родина начинается с уважения! Уважения к старшим, сверстникам, к ценностям духовным и культурным. Уважение приходит не само по себе. Оно возникает тогда, когда ребенок с малых лет видит перед глазами пример для подражания. Кто является этим примером? В первую очередь семья — мама и папа, почитающие своих родителей; бабушки и дедушки, бережно хранящие семейные традиции; родственники, собирающиеся вместе за праздничным столом.

К сожалению, в настоящее время не в каждой семье имеются традиции и, не каждый ребенок знает историю своего рода и, тем более, родного края.

Поэтому, данная проблема является очень актуальной для современного общества, в общем, и для дошкольного образования, в частности.

Следует отметить, что в соответствии со статьями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одним из приоритетных направлений российской системы образования является воспитание у детей патриотизма, уважения к окружающим, трудолюбия. [2] Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства — один их основных принципы дошкольного образования. [1]

Необходимость решения задач по формированию первичных представлений ребенка о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках особенно остро стоит в группах компенсирующей направленности, в том числе и для детей с задержкой психического развития. Это обусловлено наличием недостаточного запаса у детей с ОВЗ представлений об окружающем мире, узостью кругозора ребенка, ограниченного обиходно-бытовыми рамками, недостаточной сформированностью функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.

Для решения данной проблемы, в нашем ДОУ был разработан масштабный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с ЗПР, основной целью которого было знакомство детей с социокультурными ценностями русского народа. В процессе работы над проектом были определены следующие направления: знакомство с отечественными традициями и праздниками, знакомство с героическим прошлым Волгоградской области, а также формирование представлений о природных ресурсах родного края.

В детском саду дети группы компенсирующей направленности вместе с детьми групп общеразвивающего вида участвуют в праздниках, развлечениях, мероприятиях, организованных ДОУ совместно с различными социальными институтами: музеями, творческими коллективами города, ВолГИ и другими. Вся работа проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, которые с удовольствием принимают активное участие в проекте.

Знакомство детей с отечественными и семейными традициями и праздниками происходит в процессе проведения народных этнических праздников, развлечений, конкурсов, акций.

На масленице — дети в народных костюмах провожают зиму, поют песенки, читают заклички, едят блины.

Участие в развлечениях и конкурсах в рамках проекта «Игры наших бабушек и дедушек» позволило познакомиться с семейными традициями воспитанников детского сада. Дети узнали, какие игрушки были у их мам и пап, бабушек и дедушек. Имели возможность изготовить игрушки своими руками на мастер-классах.

Конкурсы «Папа, мама, я — спортивная семья», «Моя семья — моя радость» вызвали чувство радости у детей и взрослых, помогли эмоциональному сближению семей, а также позволили выявить талантливые династии.

В течение года дети посещают тематические краеведческие выставки, организованные музеем и библиотекой № 14. Принимают участие в городских конкурсах. В тематической выставке-конкурсе «Пасхальный сувенир» в рамках проведения городского фестиваля декоративно-прикладного творчества «Золотые крупицы мастерства». В открытой городской выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Русь православная». В городской тематической выставке-конкурсе практико-ориентированных и творческих проектов «Зимние фантазии».

Эти мероприятия способствуют формированию у детей представлений о семейных традициях и народных праздниках.

Воспитание патриотических чувств у детей было целью проекта «Громкое эхо Победы». Участие в проекте позволило познакомить детей с основными событиями Второй мировой войны, с героическим подвигом русских солдат, защищавших Сталинград. В рамках проекта были проведены занятия, посвященные победе русской армии в Сталинградской битве. Состоялась встреча с военнослужащими воинской части № 73420. Ребята с восхищением слушали рассказы солдат об армейской службе. Тематическая встреча с родителями и детьми «Громкое эхо Победы» помогла в доступной форме дать представление детям о родах войск и боевых заданиях. А родители в очередной раз смогли вспомнить о великом подвиге русского народа. В детском саду была организована выставка, посвященная 70-летию Победы. Педагоги, воспитанники и родители участвовали в нескольких городских конкурсах: конкурс экологического творчества «Эко-Инфо» в номинации «Экологическая грамота — буклет» по теме: «Город — герой Волгоград»; конкурс детского экологического творчества «Успей спасти планету» в номинации «Открытка ветерану».

В ДОУ также проводится активная работа по формированию у дошкольников с ОВЗ представлений о природных ресурсах родного края, животном и растительном мире Волгоградской области. Наряду с расширением кругозора, обогащением словарного запаса и развитием мыслительных процессов, педагоги решают задачи по воспитанию бережного и уважительного отношения к природе. В детском саду проводятся различные мероприятия, праздники и акции: «День птиц», «Украсим землю цветами», «Помогите птицам зимой», «Птичья столовая», «Чистый дворик» и другие. Ребята участвуют в городских конкурсах: «Лики природы», «Цветы для моей мамы», «Азбука безопасности», «Вторая жизнь вещей», «Эко — Инфо». На тематических занятиях знакомятся с природными памятниками области.

Работа, проводимая в нашем детском саду по всем трем направлениям, не только способствует формированию первичных представлений ребенка о себе, о родине, о социокультурных ценностях и традициях нашего народа, но и помогает успешной социализации дошкольников с ОВЗ. Хочется отметить и роль родителей в реализации проекта. Папы и мамы, бабушки и дедушки становятся активными участниками педагогического процесса. С удовольствием откликаются на предложения педагогов об участии в различных акциях. А также проявляют инициативу в подготовке и организации совместных мероприятиях в рамках проекта.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. http://www.zakonprost.ru/article/290

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родной край, конкурс, компенсирующая направленность, знакомство детей, первичное представление ребенка, дошкольное образование, Волгоградская область, праздник.


Похожие статьи

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях; - развивать стремление знать свой город

Евдокимова Е. С. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького Волжанина».

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

- Расширение представлений о городах России; - Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого...

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»).

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях; - развивать стремление знать свой город

Евдокимова Е. С. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького Волжанина».

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

- Расширение представлений о городах России; - Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого...

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»).

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях; - развивать стремление знать свой город

Евдокимова Е. С. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького Волжанина».

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

- Расширение представлений о городах России; - Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого...

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»).

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях; - развивать стремление знать свой город

Евдокимова Е. С. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького Волжанина».

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине.

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду

- Расширение представлений о городах России; - Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого...

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»).

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Задать вопрос