Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Пичугина Н. А., Давыдова Н. А., Марина А. В. Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 620-622. — URL https://moluch.ru/archive/136/38125/ (дата обращения: 17.07.2018).



В статье рассмотрен вопрос об изменениях в структуре и содержании контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии 2017 года.

Ключевые слова: единый государственный экзамен по биологии 2017 года, контрольные измерительные материалы по биологии, изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов по биологии.

В текущем 2016–2017 учебном году единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) по биологии на основании решения Рособрнадзора от 08.07.2016 г. [3] будет проходить в соответствии с новыми требованиями, которые затронули структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее — КИМы). В этой связи школьный учитель биологии должен владеть всеми аспектами этих требований, чтоб обеспечить успешность подготовки своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Изменение формата экзамена направлено, прежде всего, на уменьшение возможности интуитивного угадывания выпускниками правильных ответов. Соответственно этому должен измениться и формат подготовки учащихся.

В ноябре текущего учебного года на официальном сайте Федерального института педагогических измерений были размещены демоверсии КИМов по биологии [1], а ранее, 26 августа, были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание этих заданий [4].

Проанализируем эти документы и сравним их с ранее действующими [2].

Проведенный нами анализ Кодификатора КИМов за 2015–2016 учебный год и 2016–2017 учебный год не выявил каких-либо изменений в содержательных блоках курса биологии, выносимых на экзамен в 2016–2017 учебном году (таблица 1).

Таблица 1

Содержание школьного курса биологии, выносимое на ЕГЭ по данным кодификатора 2015 и 2016 годов

Содержание курса биологии

Кодификатор 2015- 2016 учебного года

Кодификатор 2016–2017 учебного года

Биология как наука. Методы научного познания.

+

+

Клетка как биологическая система

+

+

Организм как биологическая система

+

+

Система и многообразие органического мира

+

+

Организм человека и его здоровье

+

+

Эволюция живой природы

+

+

Экосистемы и присущие им закономерности

+

+

Сравнение демоверсий КИМов 2015 и 2016 годов установило их отличия. Изменения коснулись структуры экзаменационной работы. Они заключаются в следующем:

1. Изменение структуры самой работы. Если ранее она включала три части — А. В, С или 1, 2, 3, то теперь представлена 2 частями — В, С или 1,2. Первая часть представлена заданиями с кратким ответом, вторая часть — заданиями с развернутым ответом.

2. Сокращение общего количества заданий.

Если в предшествующие годы их количество составляло 40, то сейчас предлагается уменьшить количество до 28.

3. В КИМах 2016–2017 учебного года отсутствуют задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

4. Максимальный первичный балл уменьшен с 61 в 2015–2016 учебном году до 59 в 2016–2017 учебном году.

5. Первая часть КИМов 2017 года содержит 21 задание, что меньше по сравнению с 2016годом, где было 33 задания. Из них 7 заданий — с выбором из готовых ответов. Это то, что ранее входило в часть А. Теперь учащимся предлагается выбрать не один верный ответ из 4-х предложенных, а 2 или 3 ответа из 5–7 предложенных.

Количество тестовых заданий, относящихся ранее к части В, увеличилось с 8 до 14.

Следует отметить, что в первую часть включены новые типы заданий, которые существенно отличаются от заданий предыдущего года. К ним относятся: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

6. Вторая часть КИМов не претерпела изменений. Она содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается учеником самостоятельно. Данные задания направлены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень подготовки по биологии.

7. Увеличение продолжительности экзаменационной работы со 180 до 210 минут.

В обобщенном виде все эти изменения отражены в таблице 2.

Таблица 2

Обобщенные данные об изменениях в КИМах по биологии

п/п

Сравниваемый признак

КИМы 2016

КИМы 2017

1.

Количество заданий с выбором из готовых ответов

25 заданий с выбором 1 ответа и 3 задания с выбором 3 ответов

7 заданий с выбором 2 или 3 ответов

2.

Количество заданий с кратким ответом

8 заданий

14 заданий

3.

Количество заданий с развернутым ответом

7 заданий

7 заданий

4.

Количество заданий на установление последовательности систематических таксонов,

биологических объектов, процессов, явлений;

1 задание

3 задания

5.

Количество заданий на установление соответствий

6 заданий

4 задания

6.

Задания на дополнение недостающей информации в схеме;

1 задание

-

7.

Задания на дополнение недостающей информации в таблице.

1 задание

-

8.

Задания на анализ информации, представленной в графической или

табличной форме.

1 задание

-

Новая модель КИМов ЕГЭ преемственна со сложившейся моделью Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) 9 класса по биологии. Отдельные типы заданий, которые в модернизированном виде войдут в КИМы 2017 года, прошли успешную многолетнюю проверку при аттестации обучающихся по программам основного общего образования и имеются в открытом банке заданий ОГЭ.

Многократно отмечалось, что школьная дисциплина биология «не резиновая», и составить совершенно новые задания для экзаменационных работ уже не представляется возможным. Поэтому, хотя тестовая часть экзаменационной работы и будет иметь другую структуру, но ее содержание будет опираться на все 4419 заданий, составленных в предшествующие годы. Эти задания, взятые из всех вариантов экзаменов прошлых лет, опубликованы на сайте ФИПИ в разделе Открытого банка заданий [5]. Они доступны каждому желающему. Мы считаем целесообразным использовать именно эти задания для продуктивной подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году.

Литература:

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии. http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
  3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: [электронный ресурс]. М., 2001–2016. — URL: http://ege.edu.ru/ru/ (Дата обращения: 09.11.2016).
  4. Проект контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 15.09.2016).
  5. Федеральный институт педагогических измерений: [электронный ресурс]. М., 2004–2016. — URL: http://www.fipi.ru/ (Дата обращения: 10.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): задание, биология, ответ, развернутый ответ, экзаменационная работа, единый государственный экзамен, биологическая система, верный ответ, краткий ответ, часть КИМов.


Ключевые слова

единый государственный экзамен по биологии 2017 года, контрольные измерительные материалы по биологии, изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов по биологии

Похожие статьи

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

И. Т. Порхоменко Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2015 — краткие ответы на все вопросы кодификатора.

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта).

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ...

Основные изменения КИМ ЕГЭ связаны с постепенным отказом от заданий с выбором одного верного ответа и увеличением доли заданий с кратким и развёрнутым ответом [1]. Модификации коснулись последовательности предъявления заданий 1–5...

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Применение тестовых заданий на уроках биологии: [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): основная часть, учащийся, школьник, ЕГЭ, задание, учебный материал, систематизация знаний, письменный ответ, написание эссе, алгоритм...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания

Основные термины (генерируются автоматически): задание, этап, работа, умение, проектная деятельность, класс, задание второй, единый государственный экзамен, деловая игра, внеурочная деятельность.

Тестирование как средство контроля навыков чтения на...

Основное требование к тестовому заданию состоит в том, что оно должно иметь однозначный правильный ответ.

Единый Государственный Экзамен по английскому языку является достаточно сложным и комплексным.

Применение цифровых образовательных ресурсов сети Интернет...

Наличие пояснений дает возможность сразу получить развернутый ответ на задания.

Рис.1. Система анализа образовательных сайтов. Ни один даже самый одаренный школьник не способен пройти экзаменационные испытания без вспомогательных материалов.

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Единый государственный экзамен, базовый уровень, задание теста, математик, ответ, тест, уж, школьник, экзамен.

Применение специальных задач для успешного выполнения...

Ответ:_. Какую цифру можно приписать справа к числу 867 так, чтобы полученное число стало кратным 11?

единый государственный экзамен, № 19 ЕГЭ, специальные задачи, факультативная работа по математике.

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

Устная часть экзамена включает в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

И. Т. Порхоменко Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2015 — краткие ответы на все вопросы кодификатора.

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта).

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ...

Основные изменения КИМ ЕГЭ связаны с постепенным отказом от заданий с выбором одного верного ответа и увеличением доли заданий с кратким и развёрнутым ответом [1]. Модификации коснулись последовательности предъявления заданий 1–5...

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Применение тестовых заданий на уроках биологии: [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): основная часть, учащийся, школьник, ЕГЭ, задание, учебный материал, систематизация знаний, письменный ответ, написание эссе, алгоритм...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания

Основные термины (генерируются автоматически): задание, этап, работа, умение, проектная деятельность, класс, задание второй, единый государственный экзамен, деловая игра, внеурочная деятельность.

Тестирование как средство контроля навыков чтения на...

Основное требование к тестовому заданию состоит в том, что оно должно иметь однозначный правильный ответ.

Единый Государственный Экзамен по английскому языку является достаточно сложным и комплексным.

Применение цифровых образовательных ресурсов сети Интернет...

Наличие пояснений дает возможность сразу получить развернутый ответ на задания.

Рис.1. Система анализа образовательных сайтов. Ни один даже самый одаренный школьник не способен пройти экзаменационные испытания без вспомогательных материалов.

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Единый государственный экзамен, базовый уровень, задание теста, математик, ответ, тест, уж, школьник, экзамен.

Применение специальных задач для успешного выполнения...

Ответ:_. Какую цифру можно приписать справа к числу 867 так, чтобы полученное число стало кратным 11?

единый государственный экзамен, № 19 ЕГЭ, специальные задачи, факультативная работа по математике.

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

Устная часть экзамена включает в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

И. Т. Порхоменко Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2015 — краткие ответы на все вопросы кодификатора.

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта).

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ...

Основные изменения КИМ ЕГЭ связаны с постепенным отказом от заданий с выбором одного верного ответа и увеличением доли заданий с кратким и развёрнутым ответом [1]. Модификации коснулись последовательности предъявления заданий 1–5...

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Применение тестовых заданий на уроках биологии: [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): основная часть, учащийся, школьник, ЕГЭ, задание, учебный материал, систематизация знаний, письменный ответ, написание эссе, алгоритм...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания

Основные термины (генерируются автоматически): задание, этап, работа, умение, проектная деятельность, класс, задание второй, единый государственный экзамен, деловая игра, внеурочная деятельность.

Тестирование как средство контроля навыков чтения на...

Основное требование к тестовому заданию состоит в том, что оно должно иметь однозначный правильный ответ.

Единый Государственный Экзамен по английскому языку является достаточно сложным и комплексным.

Применение цифровых образовательных ресурсов сети Интернет...

Наличие пояснений дает возможность сразу получить развернутый ответ на задания.

Рис.1. Система анализа образовательных сайтов. Ни один даже самый одаренный школьник не способен пройти экзаменационные испытания без вспомогательных материалов.

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Единый государственный экзамен, базовый уровень, задание теста, математик, ответ, тест, уж, школьник, экзамен.

Применение специальных задач для успешного выполнения...

Ответ:_. Какую цифру можно приписать справа к числу 867 так, чтобы полученное число стало кратным 11?

единый государственный экзамен, № 19 ЕГЭ, специальные задачи, факультативная работа по математике.

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

Устная часть экзамена включает в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

И. Т. Порхоменко Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2015 — краткие ответы на все вопросы кодификатора.

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта).

Методический анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ...

Основные изменения КИМ ЕГЭ связаны с постепенным отказом от заданий с выбором одного верного ответа и увеличением доли заданий с кратким и развёрнутым ответом [1]. Модификации коснулись последовательности предъявления заданий 1–5...

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию

Применение тестовых заданий на уроках биологии: [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): основная часть, учащийся, школьник, ЕГЭ, задание, учебный материал, систематизация знаний, письменный ответ, написание эссе, алгоритм...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания

Основные термины (генерируются автоматически): задание, этап, работа, умение, проектная деятельность, класс, задание второй, единый государственный экзамен, деловая игра, внеурочная деятельность.

Тестирование как средство контроля навыков чтения на...

Основное требование к тестовому заданию состоит в том, что оно должно иметь однозначный правильный ответ.

Единый Государственный Экзамен по английскому языку является достаточно сложным и комплексным.

Применение цифровых образовательных ресурсов сети Интернет...

Наличие пояснений дает возможность сразу получить развернутый ответ на задания.

Рис.1. Система анализа образовательных сайтов. Ни один даже самый одаренный школьник не способен пройти экзаменационные испытания без вспомогательных материалов.

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Единый государственный экзамен, базовый уровень, задание теста, математик, ответ, тест, уж, школьник, экзамен.

Применение специальных задач для успешного выполнения...

Ответ:_. Какую цифру можно приписать справа к числу 867 так, чтобы полученное число стало кратным 11?

единый государственный экзамен, № 19 ЕГЭ, специальные задачи, факультативная работа по математике.

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

Устная часть экзамена включает в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом

Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Задать вопрос