Формирование ответственности у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 2637 раз

Библиографическое описание:

Михненко, И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников / И. И. Михненко, О. М. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 607-608. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38122/ (дата обращения: 20.04.2024).



Проблема формирования у детей ответственности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. В жизни часто приходится сталкиваться с безответственностью людей: опоздал на работу, не выполнил поручение или задание в срок, не сдержал обещание, которое дал друзьям.

Ответственность как волевое качество необходимо ребенку-дошкольнику для будущей школьной жизни. В школе детям приходится делать то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого надо будет отказаться от чего-то интересного и приятного, надо будет преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Ответственность тесно взаимосвязана с такими качествами, как самостоятельность, свобода выражения собственных мыслей, инициативность. Чувство ответственности не возникает само по себе. Оно зарождается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения детьми требований взрослого, группы сверстников. Исследованиями содержания ответственности как качества личности у детей старшего дошкольного возраста занимались следующие авторы: З. Н. Борисова, Р. С. Буре, Т. И. Ерофеева, С.А Козлова, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, В. Г. Нечаева, С. Г. Якобсон и др.

Таким образом, можно заключить, что ответственность — это необходимое качество личности, которое надо воспитывать в дошкольном возрасте.

Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию трех этапов:

1 этап — формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности;

2 этап — становление практических навыков проявления ответственного поведения;

3 этап — осознанное применение накопленного опыта в собственной деятельности.

На первом этапе дети выполняют прямые указания взрослого выполнить работу. С целью развития представлений об ответственности, формировании мотивации, оценки самого себя и своих действий проводятся комплексные занятия «Ответственность — значит быть в ответе», «Что такое дружба?», «Поступки хорошие и плохие». Занятия по ознакомлению с художественной литературой формируют у детей различные нравственные качества, в том числе ответственность: это рассказы А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»; В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»; Л. Толстого «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово». После чтения и обсуждения прочитанного можно предложить детям разыграть некоторые ситуации, например, по рассказам Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», В. Осеевой «Просто старушка». Не менее эффективны для формирования ответственности беседы: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?», «Ваши добрые поступки», «Вежливый человек — это…». С помощью беседы можно определить отношение ребенка к обсуждаемым вопросам, его личный опыт. Игры с правилами («Ласковые дети», «Назови себя», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону») предоставляют возможность развивать у детей способность познавать себя и других, учат умению общаться.

На втором этапе возможно применять проблемные ситуации с последующим анализом, который проводит сам ребенок, а также комплекс сюжетно-дидактических игр. Проблемные ситуации можно создавать воспитателю специально в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, учебной. Например, возникшая проблемная ситуация в игре — ребенок нечаянно сломал игрушку и просит сверстников не рассказывать воспитателю этот факт, чтобы не огорчать воспитателя. Примерные вопросы к детям: что произошло? как можно решить данную проблему? какие способы решения проблемы вы еще можете назвать? Дети должны самостоятельно обдумать ситуацию, выразить чувства виновника, назвать пути решения проблемы. Ответы детей следует анализировать по степени личной заинтересованности в изменении ситуации, по характеру сопереживания, по способности проявить ответственность за свои поступки.

Реализация третьего этапа осуществляется в обычной жизни детского сада. Основная цель — формирование осознанного ответственного поведения в жизненных ситуациях. Решающую роль в воспитании данного качества играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, дежурства, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Поощрительная оценка со стороны воспитателя создает благоприятную основу для развития самостоятельности, инициативы, а, значит, и для формирования ответственности.

Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.

Литература:

  1. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах. — М. Просвещение. 1987 г.
  2. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Педагогика. 1988г.
  3. Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М.: Линка-пресс. 2000г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ответственность, выполнение заданий, дошкольный возраст, ситуация, этап.


Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, воспитание чувства ответственности, ответственность, ситуация выбора, чувство ответственности.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста.

Проблемные ситуации в организации образовательного процесса...

Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста.

Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка: лидерство, инициативность, решительность, разницы в возможностях и темпе выполнения задания, типа темперамента и...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

В решении этого сложного и ответственного задания большая роль принадлежит работникам

Ведь с поступлением ребенка в школу в его жизни начинается новый этап, где игровая

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

3) воспитывать чувство толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, задание, детский сад, дошкольное образование, музыкальный зал, выполнение заданий...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, воспитание чувства ответственности, ответственность, ситуация выбора, чувство ответственности.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста.

Проблемные ситуации в организации образовательного процесса...

Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста.

Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка: лидерство, инициативность, решительность, разницы в возможностях и темпе выполнения задания, типа темперамента и...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

В решении этого сложного и ответственного задания большая роль принадлежит работникам

Ведь с поступлением ребенка в школу в его жизни начинается новый этап, где игровая

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

3) воспитывать чувство толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, задание, детский сад, дошкольное образование, музыкальный зал, выполнение заданий...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, воспитание чувства ответственности, ответственность, ситуация выбора, чувство ответственности.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста.

Проблемные ситуации в организации образовательного процесса...

Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста.

Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка: лидерство, инициативность, решительность, разницы в возможностях и темпе выполнения задания, типа темперамента и...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

В решении этого сложного и ответственного задания большая роль принадлежит работникам

Ведь с поступлением ребенка в школу в его жизни начинается новый этап, где игровая

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

3) воспитывать чувство толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, задание, детский сад, дошкольное образование, музыкальный зал, выполнение заданий...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, воспитание чувства ответственности, ответственность, ситуация выбора, чувство ответственности.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста.

Проблемные ситуации в организации образовательного процесса...

Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста.

Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка: лидерство, инициативность, решительность, разницы в возможностях и темпе выполнения задания, типа темперамента и...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

В решении этого сложного и ответственного задания большая роль принадлежит работникам

Ведь с поступлением ребенка в школу в его жизни начинается новый этап, где игровая

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

3) воспитывать чувство толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, задание, детский сад, дошкольное образование, музыкальный зал, выполнение заданий...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта.

В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль.

Задать вопрос