Наркозависимое поведение является аутодеструктивным и пагубно влияет как на зависящую личность, так и на его окружение. Последствия наркомании иногда бывают, необратимы и заканчиваются смертью наркозависимого. Борьба с зависимым поведением является очевидным, поэтому разработка новых теорий и методов работы с наркозависимыми остается актуальной и до сих пор.
Наркозависимому поведению уделяется много внимания, достаточно исследований проведено на тему возникновения, течения и лечения болезни. В большинстве случаев наркомания рассматривается с медицинской точки зрения, так как эта проблема купируется медикаментозно. Но, как говорится, бывших наркоманов не бывает, и поэтому, после снятия всех симптомов, важно начать анализировать проблему в период ремиссии, выяснить, что привело пациента к употреблению наркотических веществ. Более эффективно предотвратить возникновение наркозависимости, чем бороться с ее проявлениями. Поэтому необходимо рассмотреть, какими психологическими пред диспозициями обладает человек, для возникновения у него химической зависимости. Одним из важных факторов способствующих формированию наркомании являются детско-родительские отношения. Этот аспект представляет особый интерес, так как на данный момент времени, в отечественной психологии эта область знаний является недостаточно изученной.
В детстве у ребенка развивается чувство привязанности к матери, как к самому близкому социальному контакту. Если чувство привязанности сформировалось правильно, то есть появилась надежная привязанность, то в дальнейшем формируется правильный, адекватный характер, не склонный к аддиктивному поведению. Надежная привязанность является защитной, то есть ее наличие может помочь человеку справиться с трудностями, которые могут возникнуть в течение жизни. В другой ситуации, когда у ребенка произошло нарушение привязанности, формируется «слабый» характер, предрасположенный к наркозависимости. Помимо этого формируются определенный паттерн поведения, как реакция на отвержение ребенка матерью, это и есть дезадаптивная схема. Во взрослом возрасте, эти схемы активируются, если у человека возникают ситуации, которые похожи на травматические события его детства.
Понятие «типы привязанности» в психологии.
«Привязанность» как понятие, принятое в психологии — это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь» [5]. Зачастую этим объектом привязанности является мать ребенка. Такой феномен, как привязанность, развивается в детстве в ответ на заботу и социальное взаимодействие. Взаимоотношения, которые сформировались у матери и ребенка, можно назвать непосредственно привязанностью, если они имеют ее особые свойства, к которым относится склонность индивида при возникновении опасности к близости к объекту привязанности.
Проблема развития привязанности происходит из-за нарушения во взаимоотношениях в семье, травматических происшествий прошлого, которые сказываются на умение человека развивать отношения с окружающими. Дефекты привязанности будет обусловлено взаимоотношениями родителей к ребенку, действиями социального окружения и личными психологическими особенностями ребенка. Дети, не прочувствовавшие заботы родителей, будут в дальнейшем проявлять трудности во взаимоотношениях с окружающими.
По мере взросления ребенка, привязанность к матери видоизменяется, но не проходит. На место необходимости в ближнем плотском, телесном взаимодействии, появляется более сложная модель привязанности в психологической защите и поддержке, в надежной коммуникации, а также в податливом взаимодействии со стороны родителя. Увеличивается и количество людей, с которыми ребенок устанавливает отношения привязанности, но значение матери, как главного объекта привязанности остается. Как свидетельствуют многократные исследования, воздействие привязанности к матери не лимитируется начальными стадиями детства, а распространяется даже на старшие возрасты жизни. Необходимо отметить, что область влияния привязанности в действительности гораздо шире сферы детско-родительских взаимоотношений. В критический момент взросления, например, когда ребенок учиться ходить либо при формировании автономности на начальных стадиях, потребность в привязанности продолжает быть актуальной, но при этом появляется острая необходимость исследовательской деятельности. Данные обстоятельства значительным психологическим напряжением, которое может привести к развитию возрастного кризиса. Опираясь на исследования российских ученых, можно сказать, что возрастного кризиса может и не возникнуть, неминуемы только переломные моменты в развитии. Кризис развивается при неблагоприятных детско-родительских отношениях. Отсюда следует, что надежная привязанность является важным критерием литического взросления.
После исследований Дж. Боулби и М. Эйнсворд и их последователей, стали выделять четыре типа привязанности: надежный тип, который сходен с гармоничным течением развития ребенка; два ненадежных — это амбивалентный (тревожно-агрессивный) и избегающий (тревожно-тормозимый) и дезорганизованный тип привязанности, который соответствует патологичным вариантам развития детей.
Параллельно развитию привязанности к близкому взрослому, которая основывается на удовлетворении потребностей, у ребенка формируются поведенческие реакции на то, как откликается объект привязанности на возникшие желания ребенка. Эти поведенческие реакции рассматривал Дж. Янг и назвал их ранними дезадаптивными схемами. На основе анализа выделенных схем Дж. Янг разработал свою интегративную схема терапию. В которую он включил разбор детско-родительских отношений, переживаний, что может служить «перепрограммированию» дезадаптивных схем.
Понятие «ранние дезадаптивные схемы» в психологии.
Теория Дж. Янга о ранних дезадаптивных схемах вышла из когнитивной психологии. Изначально в когнитивной психологии существовало отдельное понятие, такое как «схема». «Схемы — это когнитивные структуры, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие действительности» [4]. Объединив когнитивно-поведенческую терапию, теорию привязанности, психоанализ, гештальт-терапию, Дж. Янг разработал схема-терапию, которая основана на формировании ранних дезадаптивных схем.
Под ранними дезадаптивными схемами А. Арнтц и Г. Якоб понимают представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения. Так называемый искаженный паттерн поведения. Принято считать, что ранние дезадаптивные схемы формируются в детстве. В дальнейшем они могут обнаруживаться с разной степенью интенсивности в зависимости от жизненных ситуаций. Дж. Янг выделил 18 схем, объединенных в 5 групп. Каждая категория схем отражает одну из основных потребностей, удовлетворение которой важно для здорового развития человека. Когда активируется какая-либо схема, порождаются сильные негативные эмоции.
Таблица 1
Ранние дезадаптивные схемы вразбивке по категориям
Категория схем |
Схемы |
Разобщенность и отвержение |
Покинутость/нестабильность Недоверие/насилие Эмоциональная депривация Дефективность/стыд Социальная изоляция/отчуждение |
Нарушение личностной автономии и непризнание достижений |
Зависимость/некомпетентность Подверженность физическому вреду или болезням Слитность с другими/неразвитое Я Обреченность на неудачу |
Нарушенные границы |
Обладание особыми правами/грандиозность Недостаток самоконтроля/самодисциплины |
Направленность на других |
Подчинение Самопожертвование Поиск одобрения |
Сверхбдительность и подавление |
Негативность/пессимизм Подавление эмоций Завышенные требования к себе Карательность |
Принято считать, что дезадаптивные схемы возникают в детстве, когда по каким-либо причинам не удовлетворяются основные потребности ребенка. «Это предположение подтверждается растущим числом исследований, выявляющих высокую степень корреляции между травматическим или эмоционально формирующим детским опытом и психологическими проблемами в более позднем возрасте» [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования дезадаптивных схем необходима определенная неблагополучная почва. Опираясь на теорию Дж. Янга и теорию объектных отношений, можно сказать, что основу этой почвы представляют детско-родительские отношения, удовлетворение базовых потребностей и детская травма. Возникнув и полностью сформировавшись в детстве, как способ адаптации в микросоциуме (семье), схемы закрепляются, и уже во взрослой жизни начинают выполнять дезадаптивную функцию, так как являются не эффективными.
Характерной чертой проявления схем являются болезненные эмоциональные переживания. Чтобы не допустить их возникновения у человека активируются копинг стратегии или уход в зависимость.
Опираясь на исследования Букановской Т. И., можно сделать вывод, что употребление наркотических веществ помогает справиться с аффективными состояниями переживания горя, страха, неуверенности и других негативных эмоций на качественно другом уровне, а именно получение физического удовлетворения.
Исследование ранних дезадаптивных схем и типов привязанностей у наркозависимых.
Человек склонный к наркозависимому поведению — это обязательно человек, который раннее перенес какой-либо травматический опыт и в силу своих индивидуальных особенностей не смог с ней справиться (поэтому важную роль играет исследование преморбидной личности). Подсознательно, травмированная личность неустанно ищет способ или средство, которое могло бы хоть на какой-то промежуток времени нормализовать аффективное состояние. По началу наркотические вещества справляются с данной проблемой, но вследствие дальнейшего употребления наркотическое вещество начинает диктовать человеку систему определенных личностных смыслов, оправдываясь иллюзией удовлетворения потребностей наркозависимого.
Для нас значительный интерес представляет исследование раннего травматического опыта, а именно того, которое было получено в детстве.
Важным фактором развития зависимого поведения является семья. Главной целью семьи является удовлетворение базовых потребностей ребенка. «Родительско-детские отношения — это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [2]. Детско-родительские отношения выражаются особой аффективной значимостью. «Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность» [2]. Необходимо брать во внимание все эти сферы функционирования семьи, если они развиваются не правильно, возникает риск формирования зависимого поведения. Даже если в самом начале человеком движет простое любопытство, факт развития наркомании кроется гораздо глубже [3].
Для лиц с любой зависимостью, предмет зависимости является суррогатом близкого человека, с которым могли бы сформироваться близкие отношения привязанности. Суррогат человека в виде нездоровой страсти, например ПАВ, может быть заменой объекта привязанности, который бы мог выверять эмоциональное напряжение, может изменяться в течении жизни, развивая при этом новые аддикции. Приоритет объекта аддикции в том, что он обычно всегда доступен и его можно свободно найти. Если есть трудности в доступе к объекту зависимости, у человека развивается синдром отмены.
Таким образом, детско-родительские отношения, а именно отношения с матерью, которая чаще всего является объектом привязанности, служат для удовлетворения первичных потребностей ребенка. Если потребности ребенка удовлетворялись ненадлежащим образом, у фрустрированного малыша сформировались ранние дезадаптивные схемы, как реакция на свое отрицательное эмоциональное состояние. Дезадаптивные схемы включают в себя иррациональные мысли, которые обуславливают определенный паттерн поведения для того, чтобы справиться с негативной ситуацией. Когда возникает стрессовое событие, человек хочет избавиться от него и от негативных переживаний, связанных с этим стрессом, прибегая к разным способам ухода от реальности, в том числе и употребление ПАВ. Происходит данное действие бессознательно, и человек вполне может рационализировать для себя и других свое поведение, не подозревая, что им движут иррациональные убеждения.
Литература:
1. Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах. Перевод с англ. Е. Плотниковой; под научной редакцией Черникова А. В. — М.: Научный мир, 2016. — С. 320.
2. Березин С. В., Лисецкий К. Л, Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости: Монография. — Москва: МПА, 2001. — С. 356.
3. Дубинин С. Особенности семьи, способствующие возникновению наркотической зависимости у детей и подростков // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 6. — С. 81–92.
4. Лебедева Д. Л., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь. 2006. — 336 с.
5. Мельникова М. Л. Рисунок «Мать и дитя в диагностике привязанности: Методическое руководство Науч. ред. Сироткин С. Ф. — Ижевск: ERGO. 2007. — 216 с.