Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Ахмадов Д. А. Основные характеристики имущественной преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 300-302. — URL https://moluch.ru/archive/136/38086/ (дата обращения: 24.05.2018).



В статье рассматриваются состояние, структура и динамика имущественной преступности несовершеннолетних. Рассматриваются основные причины, влияющие на подростковую преступность. Предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: несовершеннолетние преступника, подростковая преступность, причины несовершеннолетних преступлений

The article deals with the status, structure and dynamics of property crimes committed by minors. Discusses the main factors influencing juvenile crime. Proposed ways out of this situation.

За последние три года проблема имущественной преступности несовершеннолетних остается актуальной и представляет собой относительно массовое социально-правовое явление. Согласно ст. 87 УК РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления уже исполнилось 14, но ещё не исполнилось 18 лет.

В структуре преступности несовершеннолетних от общего числа преступлений самыми распространенными являются имущественные преступления. В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуации юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее

Существуют различные причины подростковой преступности. Далеко не последнее место среди них занимает негативное влияние взрослых. В практике достаточно много случаев, когда несовершеннолетние участвуют в незаконных действиях вместе со старшими лицами. В качестве подстрекателей нередко выступают рецидивисты. Фактически руками подростков они совершают опасные преступления. При этом сами они зачастую избегают ответственности [3].

Рассматривая причины имущественной преступности несовершеннолетних, нельзя не отметить, что многие несовершеннолетние, склонные не исполнять установленные в обществе нормы, идут навстречу взрослым, взамен получая от них вознаграждение в виде вещей, ими же самими украденных.

В некоторых случаях роль взрослых проявляется в действиях, непосредственно не связанных с совершением конкретного незаконного деяния. Однако старшие оказывают негативное воздействие на подростка, способствуя аморальному, безнравственному поведению. В частности, это относится к сфере полового развития несовершеннолетних. Участие взрослых в сексуальном созревании формирует благоприятную почву, на которой затем культивируется подростковая преступность.

Самым важным при рассмотрении особенностей личности несовершеннолетнего преступника является его возраст. С ранних лет человек формируется как социальное существо, происходит развитие его интеллекта, он учится анализировать и систематизировать окружающие явления, постепенно формируется самосознание, развиваются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, инициативность. Все это влияет на последующее поведение личности несовершеннолетнего.

Так как психика несовершеннолетних еще неустойчива, то они легко поддаются внушению со стороны взрослых преступников, но вместе с тем, подростки не терпят контроля и излишней опеки со стороны родителей, бурно реагируют на любое проявление несправедливости к себе. Им свойственно «стремление к самостоятельности, к самоутверждению, повышенная зависимость поведения от мнений и оценок друзей, подчинение себя случайным «кумирам», импульсивность, сочетание чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, упрямства и противодействия советам с внушаемостью» [4].

Говоря о криминалистической характеристике преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе группами лиц по предварительному сговору, отметим, что она представляет собой систему сведений о присущих данной категории преступлений признаков и свойств, находящих свое проявление в сведениях относительно обстановки совершения преступления; способа совершения преступления; преступной группы и личности вероятного преступника; механизма следообразования; предмета преступного посягательства; личности потерпевшего.

Все годы, на протяжении которых изучается подростковая преступность, РФ входит в перечень суверенных государств бывшего СССР, где она была наиболее высока. В среднем отмечалось, что каждые 5 лет она увеличивалась на 14–17 %. Рост подростковой преступности с 1975 г. сопровождался сокращением либо крайне незначительным повышением общей численности этой категории населения. Вместе с этим отмечалось усугубление криминогенной ситуации вообще по стране. Преступность охватывала все слои населения, но в подростковой группе почти всегда была наиболее интенсивной.

Действенным средством в предупреждении имущественной преступности несовершеннолетних должно стать правовое воспитание, ориентированное на понимание и сопереживание несовершеннолетними социального и нравственного значения уголовно-правовых запретов [2].

В настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне система (программа, концепция) правового воспитания и обучения, ориентированная не только на передачу знаний о праве и правовой действительности, но и обучающая практическим навыкам претворения права в жизнь, направления его на защиту себя, других людей, общества и государства, отсутствует. В современных школах правовое воспитание, как в виде отдельной дисциплины, так и в виде планомерной каждодневной работы учителя над правовым сознанием ребенка ни в урочной, ни внеурочной деятельности не предусмотрено. Вместе с тем правовое воспитание как процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения несовершеннолетних является мощным средством нейтрализации неблагоприятных причин и условий, способных сформировать личность преступника. Именно в школьные годы правовая грамотность, правовая воспитанность должны быть привиты обучающимся в таком же объеме, как общая грамотность, воспитанность и общая культура.

Значимость и актуальность правового воспитания в школах заключается в том, что посредством приобретения правовых знаний, которые в основном являют собой «узаконенные» общечеловеческие запреты («не убивай», «не укради» и т. п.), несовершеннолетний одновременно постигает двуединую роль права: как выразителя незыблемых духовно-нравственных, этических ценностей и как регулятора общественных отношений. Социальные нравы, усвоенные личностью, вместе с потребностями и интересами определяют мотивацию поступка. Твердые этико-моральные принципы способны остановить развитие механизма преступного посягательства, и напротив, шаткость нравственных и отсутствие правовых основ поведения оживляет это развитие и способствует ему.

Соответственно правовоспитательная деятельность способна поднять индивидуальное правосознание несовершеннолетнего до понимания наиболее значимых юридических принципов и требований, отвечающих интересам каждого человека, общества и государства. Это влечет за собой формирование должной правовой культуры, которая находит свое выражение в правопослушном поведении, в правовой активности личности, в сознательном соблюдении норм права, в понимании юридической (в том числе и уголовной) ответственности, в непримиримости к правонарушениям и преступлениям и борьбе с ними [1].

Таким образом, как правило, несовершеннолетним (несовершеннолетними) при совершении преступления в отношении несовершеннолетнего осуществляется деятельность по поиску и изучению информации относительно будущей жертвы. Тем самым криминальная среда, с одной стороны, вовлекает несовершеннолетних в преступный мир, с другой – угрожает их физическому, психическому и нравственному здоровью.

Также укажем, что результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что рассматриваемая категория преступлений является преимущественно городским видом преступности. Это связано с существованием ряда социальных, демографических, экономических и психологических факторов, влияющих на повышенную криминальную активность городского населения, а также наличием на неурбанизированных территориях большего количества элементов системы социального контроля, главным образом неформального характера.

Литература:

  1. Долгинина Д. О. Имущественная преступность несовершеннолетних как одна из основных проблем современной России // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 (47). С. 131–134.
  2. Карабашева М. А. Рецидивная преступность корыстного характера несовершеннолетних // В сборнике: Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. Под общ. ред. Е. А. Тимофеевой. 2015. С. 112–116.
  3. Коновалова И. А. Предупреждение преступности несовершеннолетних как цель государственной политики // Союз криминалистов и криминологов. 2015. № 1. С. 44–49.
  4. Логинова К. Ю. Криминологическая характеристика имущественной преступности несовершеннолетних: региональный аспект // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 2 (12). С. 66–74.
Основные термины (генерируются автоматически): имущественной преступности несовершеннолетних, подростковой преступности, совершения преступления, структуре преступности несовершеннолетних, правовое воспитание, Предупреждение преступности несовершеннолетних, динамика имущественной преступности, Имущественная преступность несовершеннолетних, подростковая преступность, причины имущественной преступности, проблема имущественной преступности, причины подростковой преступности, полового развития несовершеннолетних, культуру поведения несовершеннолетних, вовлечения несовершеннолетних, личности несовершеннолетнего, корыстного характера несовершеннолетних, предупреждении имущественной преступности, уровень подростковой преступности, характеристика имущественной преступности.


Ключевые слова

несовершеннолетние преступника, подростковая преступность, причины несовершеннолетних преступлений

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос