В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям с детьми, а также родителями дошкольников. Выделены основные педагогические условия в формировании основ безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: безопасность, основы безопасного поведения в природе, родной край, старший дошкольный возраст
The article considers methodological aspects of the formation of ideas about safe behavior in nature in children of the senior preschool age in the course of acquaintance with native land. A system of work for the main interrelated areas with children and parents of preschoolers. The basic pedagogical conditions in the formation of the foundations of safe behavior in nature in children of the senior preschool age.
Keywords: safety, fundamentals of safe behavior in nature, native land, senior preschool age
Постановка проблемы. На сегодняшний день формирование представлений детей о безопасном поведении и жизнедеятельности выделяется одним из приоритетных направлений дошкольного образования, закрепленный на государственном уровне в федеральном стандарте. Практический опыт диктует необходимость педагогического просвещения не только взрослых, но и детей по аспектам поведения, предлагая универсальную методику при ознакомлении с родным краем дошкольникам, оказывающимся беспомощными не только при возникновении чрезвычайных ситуаций, но и в обыденных (для взрослого человека) ситуациях, не знакомых ребенку.
Проблема заключается в том, что природная любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающей действительности, в познании родного края, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни в родном краю.
Целью статьи является освещение методических аспектов формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.
Анализ публикаций по теме исследования. Многие отечественные ученые, педагоги и психологи отражают в своих работах отдельные разделы безопасного поведения детей. Так, Садретдинова А. И. [4] отражает в своих исследованиях формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий, Смирнов А. Т. [5] раскрывает общие вопросы, касающиеся основ безопасности жизнедеятельности, Хромцова Т. Г. [6] освещает тонкости воспитания безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.
Также немалое количество работ посвящено обучению дошкольников основам безопасной жизнедеятельности, раскрытию методических аспектов в вопросах формирования безопасного поведения в быту, природе, на дороге и пр. К примеру, психолог Л. А. Григорович акцентирует внимание на совместной работе детей и родителей в процессе освоения содержания основ безопасности, предлагая использовать специальные иллюстрации с опасными ситуациями для составления описательных рассказов по ним [3].
Важность сотрудничества с родителями признают и другие авторы (К. Белая и В. Зимонина), указывающие на необходимость «правильного подражания». В их трудах приводятся подробные методические рекомендации воспитателям, памятки для родителей, методические наработки для организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми [2, c. 36].
Однако, стоит отметить и некую однобокость в работах указанных авторов, глубоко раскрывающих методику профилактических вопросов безопасного поведения на дорогах больших городов (имеющих светофоры) и в быту, в то же время формированию представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем уделяется недостаточно внимания.
Среди научно-методической литературы можно отметить работу авторов Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной, предлагающих комплексную программу для детских садов по формированию представлений у дошкольников разных возрастных групп основ безопасного поведения [1, c. 22]. Коллективная работа представлена из основных разделов, входящих в понятие безопасности, разработаны специальные рабочие тетради для дошкольников.
В рамках данного исследования в качестве методических аспектов формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем мы предлагаем работу по следующим взаимосвязанным направлениям:
- Природа нашего края.
- Оберегаем, очищаем, не загрязняем окружающую среду.
- Экология края.
- Берегите живую природу.
- Ядовитые растения в нашем крае.
- Животные нашего края.
Природа нашего края. В данном разделе педагогом раскрывается взаимосвязь всех компонентов родного края и особенности их взаимодействия, в первую очередь, ландшафтные особенности. Акцент в работе делается на то, что все люди, живущие на планете Земля, считают ее своим родным домом, родной край — это часть общего дома, за которым нужно следить, ухаживать, оберегать, т. к. человек — часть природы, всего живого на Земле и он несет ответственность за будущее наследие.
Оберегаем, очищаем, не загрязняем окружающую среду. Детей знакомят с экологическими проблемами родного края. Очень важно, чтобы дошкольники усвоили, что ухудшение экологических условий обязательно негативно скажется на человеке и живой природе. Если не беречь природу, то в будущем не будет ни лесов, в которых можно собирать грибы и ягоды, ни рек, в которых можно будет купаться и ловить рыбу. Важность очищения окружающей среды проводится по ассоциации с уборкой комнаты и игрушек ребенка. По аналогии показывается влияние окружающей среды родного края на общую экологическую картину мира.
Экология края. Продолжая работу по ознакомлению с экологией родного края, педагог постепенно переходит от общих вопросов безопасного поведения дошкольников к частным. Акцент ведется над основами гигиены (нельзя пить сырую некипяченую воду, обязательно мытье рук перед едой, промывание овощей и фруктов под проточной водой и т. д.), что особенно актуально во время прогулок на природе. Дети должны знать, что родники и прочие традиционно считающиеся чистыми питьевыми источниками (колодцы, водоемы) уже таковыми не являются из-за сложной экологической обстановки и пить сырую воду из них без предварительной ее обработки (длительного отстаивания с последующим кипячением, фильтрации) не стоит.
Для выработки чувства брезгливости к «грязной воде» со старшими дошкольниками можно проводить эксперименты, проводить опыты, наглядно продемонстрировать микробы, живущие в воде (с помощью микроскопа, фильтров для воды).
Берегите живую природу. В работе над данным разделом дети должны уяснить, что в их силах беречь природу уже сейчас (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки). Вклад каждого человека очень важен, поэтому дети должны не только сами стараться оберегать живую природу родного края, но и учить этому окружающих, показывать на собственном примере правила бережного отношения к окружающей действительности.
Ядовитые растения в нашем крае. Воспитатель рассказывает детям о ядовитых растениях родного края, растущих в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Дети должны уяснить, что нельзя пробовать ягоды, травинки во время отдыха на природе, ведь даже не опасные на первый взгляд растения могут оказаться ядовитыми (из-за кислотных дождей, к примеру). Особенно уделить внимание в данном разделе грибам, объяснив детям, что никакие из них нельзя есть в сыром виде. Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное — несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон — прогулки в лес, на природу.
Животные нашего края. В данном разделе также дети поэтапно знакомятся с животными родного края. Дети узнают, что не только дикие животные, встречающиеся в природе, могут быть опасны, но также угрозу могут нести и привычные питомцы (собаки, кошки, птицы). Актуализируется понимание, что животные, имеющие детенышей могут себя вести более агрессивно, почувствовав угрозу и с ними следует вести себя очень осторожно. Среди общих правил поведения с животными у детей должны закрепиться знания о безопасном контакте с животными, к примеру можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки; можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам.
Эффективность работы по направлениям указанной методики в большей степени зависит от положительного примера взрослых, как педагогов, так и родителей дошкольников. Сотрудниками ДОУ обязательно должна вестись просветительская работа с родителями воспитанников. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Работа с родителями по вопросам формирования безопасного поведения на природе в процессе ознакомления с родным краем может быть организована в различных формах: индивидуальных, подгрупповых, групповых. Возможны следующие направления сотрудничества с семьей:
– организация общих и групповых тематических собраний;
– ознакомление родителей с проводимой работой педагогов по разделам предлагаемой методики в виде открытых занятий, выставок, экспозиций, на специальных стендах для родителей, в тематических видеороликах;
– организация различных мероприятий с участием родителей.
Таким образом, оптимальному процессу формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем будут способствовать следующие условия:
– отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения;
– применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в природе, при активной позиции ребенка;
– осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и ее осуществлении в тесном сотрудничестве.
Вывод. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. К сожалению, пока не существует единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Поэтому были предложены методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем, восполняющие этот дефицит.
Литература:
- Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Князева, Р. Б. Стеркина — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 144 с.
- Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. — М.: Просвещение, 2004. — 94 с.
- Григорович Л. А. Опасные ситуации в жизни детей (продолжение) / Л. А. Григорович // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 7. — С. 33–38.
- Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания.2008. — № 8. — С.98–106
- Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедетельности / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — М.: Просвещение, 2007.
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. — М.: Педагогическое общество России, 2005.