Формы и методы международной торговли топливно-энергетическими товарами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 807 раз

Библиографическое описание:

Филатова, С. Э. Формы и методы международной торговли топливно-энергетическими товарами / С. Э. Филатова, Е. М. Погорелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38051/ (дата обращения: 20.04.2024).



В зависимости от предмета и характера осуществления внешнеторговых операций существуют разнообразные формы международной торговли. Чаще всего их классифицируют по таким двум признаками, как предмет торговли и способ и организация взаимоотношений между партнерами. Анализ международной торговли в разрезе ее форм позволяет подробнее охарактеризовать объемы и структуру торговли отдельной страны, группы стран и мира в целом, а также определить преимущества и недостатки торговли для экспортера или импортера.

Формы международной торговли в зависимости от предмета торговли.

По предмету торговли выделяют четыре формы международной торговли топливно-энергетическими товарами:

І. Торговля промышленными товарами, машинами, оборудованием, в том числе:

а) товарами широкого потребления;

б) машинно-технической продукцией, в том числе:

готовой продукцией. Это поставка машин и оборудования в готовом к эксплуатации виде. Например, транспортные средства, продукция станкостроения, технические товары культурно-бытового назначения;

продукцией в разобранном виде. Эта форма торговли особенно развита в автомобильной промышленности (доля автомобилей в разобранном виде и комплектующих изделий на данном рынке составляет 40–50 %), в производстве тракторов, мотоциклов, электробытовых приборов, радио- и электронной аппаратуры, сельскохозяйственных машин;

комплектным оборудованием. Под комплектными объектами понимаются промышленные или другие предприятия в целом, отдельные цеха, установки, агрегаты, образующие готовый технологический комплекс или его самостоятельную часть. При этом комплектным оборудованием считается набор органично связанных единым технологическим процессом машин и оборудования, которые обеспечивают выпуск готовой продукции или завершают технологическую стадию. В контрактах на комплектное оборудование в объем поставок входят: проектная, технологическая документация (инженерно-консультационные услуги); оборудование определенной производительности с указанием расходов сырья, топлива и выхода готовой продукции, технические услуги (монтаж, отладка, пуск оборудования в эксплуатацию, учеба специалистов).

ІІ. Торговля сырьевыми товарами, к которым относятся: минеральное сырье, продукты его обогащения и переработки (черные и цветные металлы), сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты их первичной переработки, а также продовольственные товары.

ІІІ. Торговля услугами.

ІV. Торговля продукцией интеллектуального труда (международный технологический обмен). Объектами купли-продажи выступают научно-технические знания, являющиеся результатами научных исследований, проектных конструкторских работ и опыта их промышленного освоения.

К основным формам международной торговли в зависимости от характера и способа организации взаимоотношений между экспортерами и импортерами относятся: встречная торговля, электронная торговля, производственная кооперация, лизинг. Эти формы связаны с производственным сотрудничеством, отражают операционный аспект международной торговли, в частности с применением информационно- компьютерных технологий.

Для современных торговых операций на международном рынке особую роль играет такая форма торговли как торговля технологиями переработки нефти и газа.

Особенность газа состоит в том, что его хранение и транспортировка осуществляются с использованием замкнутых объемов (емкостей, хранилищ). На международные рынки основной объем товарного газа поставляется по трубопроводам, что определяет стабильную географическую привязку поставщиков и потребителей. Крупнейшим мировым экспортером газа и в первую очередь по трубопроводам является Россия (в 2015 г., как и в 2003 г. — около 21 % глобального экспорта). В 2015 г. на второе место вышел Катар (12,2 %), поставляющий газ в основном в сжиженном виде (СПГ), третье место заняла Норвегия (10,2 %), вывозящая сырье с использованием трубопроводного транспорта. Среди менее крупных экспортеров выделяется Туркмения, высокими темпами расширяющая поставки.

Основные параметры межрегиональных поставок нефти и нефтепродуктов приведены в таблице 1 [1].

Таблица 1

Географическая структура межрегиональных поставок нефти инефтепродуктов в 2003г., 2010г. и 2015г., млн тн.э.

Наименование параметра/ Год

2003

2010

2015

Нефть

Нефте-продукты

Всего

Нефть

Нефте-продукты

Всего

Нефть

Нефте-продукты

Всего

Экспорт, всего

1770

491

2261

1970

728

2698

1878

897

2775

Ближн. и Сред. Восток

832

107

939

895

106

1001

855

116

971

Россия и другие страны СНГ

230

66

296

311

94

405

300

145

445

Западн. Африка

176

4

180

223

6

229

215

7

222

Центр. и Южн. Америка

96

48

144

124

54

178

151

32

183

Канада

77

26

103

96

27

123

132

30

162

Европа

52

49

101

14

84

98

19

97

116

Сев. Африка

100

34

134

131

31

162

85

24

109

Мексика

100

5

105

73

7

80

60

6

66

Импорт, всего

1770

491

2261

1970

728

2698

1878

897

2775

Европа

489

104

593

542

139

681

464

159

623

США

480

125

605

487

150

637

384

99

483

Китай

91

37

128

179

39

218

283

95

378

Япония

213

49

262

203

41

244

178

46

224

Индия

128

22

150

190

13

203

Прочие страны АТ Р

343

97

440

231

115

346

271

246

517

В последние несколько лет быстрыми темпами рос экспорт газа в виде СПГ (к 2015 г. достигнув 31 % поставок), что позволяет выходить за рамки трубопроводных кластеров, преодолевать межконтинентальные пространства и придавать повышенную гибкость торговым операциям. Катар, создав при поддержке иностранных монополий мощную инфраструктуру по сжижению и транспортировке газа (в настоящее время страна обладает флотом из 54 танкеров), осуществляет примерно 30 % мировых поставок газа в виде СПГ.

Отметим, что в 2005–2014 гг. число стран-экспортеров СПГ увеличилось с 12 до 20, а импортеров — с 16 до 26 государств. В настоящее время перевозку СПГ осуществляют 365 танкеров.

Кроме Катара, экспорт СПГ в существенных объемах осуществляют Малайзия, Австралия, Нигерия, Индонезия, Тринидад и Тобаго, а также Россия. Среди стран-импортеров газа лидируют Япония (11,5 % мирового импорта), ФРГ (9,3 %), а также США (8 %).

В современных условиях в энергетической сфере непрерывно совершенствуются технологии, методы ведения бизнеса, оперативность коммерческой информации, что повышает эффективность международной торговли, способствует оптимизации спроса и предложения на мировых и региональных рынках топливно-энергетических товаров [2].

Разрыв в уровнях внедрения инновационных технологий на российских и зарубежных НПЗ, выражается в неравномерности разных технологических параметров. Эксперты полагают, что даже с учетом всех инвестиционных проектов, которые запланированы к реализации в России, вряд ли технологический уровень российских НПЗ будет соответствовать уровню НПЗ развитых стран.

В таблице 2 представлена доля инновационной продукции предприятий в общем объеме отгруженной продукции в разрезе видов экономической деятельности [3].

Таблица 2

Доля инновационной продукции предприятий вобщем объеме отгруженной продукции вразрезе видов экономической деятельности,%

Виды экономической деятельности

2012

2013

2014

2015

Всего по промышленности России

5,4

5

5,2

5,5

Добыча полезных ископаемых, в том числе:

4,3

2,7

2,6

3

– добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

5

2,9

3

3,2

Обрабатывающие производства, в том числе:

6,5

7

7,1

7,1

– производство кокса и нефтепродуктов

0,6

7

11

3,4

– химическое производство

7,7

7,1

8,2

12

– производство машин и оборудования

6,9

6,2

5

6,1

– производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

8,7

8,9

8,1

10,2

– производство транспортных средств и оборудования

18,6

20,1

21,4

18,4

Приведенные данные показывают, что несмотря на наличие значительных финансовых ресурсов, уровень инновационной активности добывающих производств оказывается ниже среднего по промышленности. Следовательно, большой удельный вес добывающих производств в структуре экономики России и отдельных ее регионов будет тянуть вниз их показатели инновационной деятельности.

Показатели обрабатывающей промышленности, напротив, оказываются выше среднего уровня. Здесь инновационные процессы идут более интенсивно. Среди обрабатывающей промышленности можно выделить виды экономической деятельности, инновационные процессы в которых протекают более интенсивно.

В ходе модернизации НПЗ до 2020 г. нефтяные компании реконструируют и построят на своих предприятиях 124 установки вторичных процессов. Реализация программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей предполагает качественный скачок в развитии отрасли.

Литература:

  1. Импортозамещение — приоритеты определены // Газовая промышленность / 2015 — № 5 — [Электронный ресурс] режим доступа: http://gasoilpress.ru/gij/gij_detailed_work.php?GIJ_ELEMENT_ID=81413&WORK_ELEMENT_ID=81420;
  2. Григорьев, Л. Информационная прозрачность ТЭК / Л. Григорьев // Энергетический бюллетень. 2015. № 4. С. 4–6;
  3. Масленников А. Крупнейшие мировые банки на рынке нефтяных деривативов // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9 — с.51;
Основные термины (генерируются автоматически): международная торговля, Россия, экономическая деятельность, готовая продукция, Катар, комплектное оборудование, предмет торговли, инновационная продукция предприятий, межрегиональная поставка нефти, США.


Похожие статьи

Место России в системе международной торговли

Сегодня, Россия — одна из важнейших стран в системе международной торговли, поскольку является важнейшим торговым партнером по поставкам нефти, газа и угля. Однако начало 2016 года сложилось неудачно для российской экономики.

Основные торгово-экономические партнеры России

7. Сфера торговли: создание в различных городах России торговых предприятий

Россия и Бразилия также активно взаимодействуют в сфере межрегионального сотрудничества.

4. Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией И. П. Фаминского.

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его...

Основной центр потребления угольной продукции находится в странах АТР. Только на Китай приходится 3,8 млрд т или 49 % от общего потребления угля, среди других крупнейших потребителей угля можно выделить США и Евросоюз. «Лидерами в международной торговле...

Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост. Опубликовано в. II международная научная конференция «Проблемы современной

На наш взгляд, следует различать инновации по виду деятельности торгового предприятия: инновации в оптовой торговле и в розничной торговле.

Электронная коммерцияинновационная форма ведения...

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, электронные коммуникации, инновационное развитие.

Объектами электронной коммерции являются: – товар, включая материальные ценности, изделия, предметы, сырье, продукцию...

Таможенный союз: формирование равной конкурентной среды

Внутренняя и внешняя торговля. Опубликовано в. международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014).

Учитывая разницу между Россией и Казахстаном в размере экспортных пошлин на нефть и нефтепродуктыРоссии они...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей...

Следовательно, под определением международного ритейлера следует понимать торговую сеть, состоящую из предприятий розничной торговли, управляемую головной компанией, деятельность которой рассчитана на массового потребителя и характеризуется большими...

Развитие внутренней и внешней торговли в РФ | «Молодой

5. Готовая продукция из металла (за исключением стали) – 852,9% (4,3% от общего объема экспорта, рост на 78,3%)

- взаимное сотрудничество США и России выгодно для обеих сторон, например, США поставляет в РФ буровое оборудование для нефтяного промысла, а...

Анализ и перспективы развития международной торговли России

Международная торговля — это торговля товарами и услугами между странами. Внешняя торговля нужна большинству стран в экономическом и социальном отношениях.

Для России внешнеэкономическая деятельность имеет огромное значение для экономики.

Место России в системе международной торговли

Сегодня, Россия — одна из важнейших стран в системе международной торговли, поскольку является важнейшим торговым партнером по поставкам нефти, газа и угля. Однако начало 2016 года сложилось неудачно для российской экономики.

Основные торгово-экономические партнеры России

7. Сфера торговли: создание в различных городах России торговых предприятий

Россия и Бразилия также активно взаимодействуют в сфере межрегионального сотрудничества.

4. Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией И. П. Фаминского.

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его...

Основной центр потребления угольной продукции находится в странах АТР. Только на Китай приходится 3,8 млрд т или 49 % от общего потребления угля, среди других крупнейших потребителей угля можно выделить США и Евросоюз. «Лидерами в международной торговле...

Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост. Опубликовано в. II международная научная конференция «Проблемы современной

На наш взгляд, следует различать инновации по виду деятельности торгового предприятия: инновации в оптовой торговле и в розничной торговле.

Электронная коммерцияинновационная форма ведения...

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, электронные коммуникации, инновационное развитие.

Объектами электронной коммерции являются: – товар, включая материальные ценности, изделия, предметы, сырье, продукцию...

Таможенный союз: формирование равной конкурентной среды

Внутренняя и внешняя торговля. Опубликовано в. международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014).

Учитывая разницу между Россией и Казахстаном в размере экспортных пошлин на нефть и нефтепродуктыРоссии они...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей...

Следовательно, под определением международного ритейлера следует понимать торговую сеть, состоящую из предприятий розничной торговли, управляемую головной компанией, деятельность которой рассчитана на массового потребителя и характеризуется большими...

Развитие внутренней и внешней торговли в РФ | «Молодой

5. Готовая продукция из металла (за исключением стали) – 852,9% (4,3% от общего объема экспорта, рост на 78,3%)

- взаимное сотрудничество США и России выгодно для обеих сторон, например, США поставляет в РФ буровое оборудование для нефтяного промысла, а...

Анализ и перспективы развития международной торговли России

Международная торговля — это торговля товарами и услугами между странами. Внешняя торговля нужна большинству стран в экономическом и социальном отношениях.

Для России внешнеэкономическая деятельность имеет огромное значение для экономики.

Похожие статьи

Место России в системе международной торговли

Сегодня, Россия — одна из важнейших стран в системе международной торговли, поскольку является важнейшим торговым партнером по поставкам нефти, газа и угля. Однако начало 2016 года сложилось неудачно для российской экономики.

Основные торгово-экономические партнеры России

7. Сфера торговли: создание в различных городах России торговых предприятий

Россия и Бразилия также активно взаимодействуют в сфере межрегионального сотрудничества.

4. Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией И. П. Фаминского.

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его...

Основной центр потребления угольной продукции находится в странах АТР. Только на Китай приходится 3,8 млрд т или 49 % от общего потребления угля, среди других крупнейших потребителей угля можно выделить США и Евросоюз. «Лидерами в международной торговле...

Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост. Опубликовано в. II международная научная конференция «Проблемы современной

На наш взгляд, следует различать инновации по виду деятельности торгового предприятия: инновации в оптовой торговле и в розничной торговле.

Электронная коммерцияинновационная форма ведения...

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, электронные коммуникации, инновационное развитие.

Объектами электронной коммерции являются: – товар, включая материальные ценности, изделия, предметы, сырье, продукцию...

Таможенный союз: формирование равной конкурентной среды

Внутренняя и внешняя торговля. Опубликовано в. международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014).

Учитывая разницу между Россией и Казахстаном в размере экспортных пошлин на нефть и нефтепродуктыРоссии они...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей...

Следовательно, под определением международного ритейлера следует понимать торговую сеть, состоящую из предприятий розничной торговли, управляемую головной компанией, деятельность которой рассчитана на массового потребителя и характеризуется большими...

Развитие внутренней и внешней торговли в РФ | «Молодой

5. Готовая продукция из металла (за исключением стали) – 852,9% (4,3% от общего объема экспорта, рост на 78,3%)

- взаимное сотрудничество США и России выгодно для обеих сторон, например, США поставляет в РФ буровое оборудование для нефтяного промысла, а...

Анализ и перспективы развития международной торговли России

Международная торговля — это торговля товарами и услугами между странами. Внешняя торговля нужна большинству стран в экономическом и социальном отношениях.

Для России внешнеэкономическая деятельность имеет огромное значение для экономики.

Место России в системе международной торговли

Сегодня, Россия — одна из важнейших стран в системе международной торговли, поскольку является важнейшим торговым партнером по поставкам нефти, газа и угля. Однако начало 2016 года сложилось неудачно для российской экономики.

Основные торгово-экономические партнеры России

7. Сфера торговли: создание в различных городах России торговых предприятий

Россия и Бразилия также активно взаимодействуют в сфере межрегионального сотрудничества.

4. Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией И. П. Фаминского.

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его...

Основной центр потребления угольной продукции находится в странах АТР. Только на Китай приходится 3,8 млрд т или 49 % от общего потребления угля, среди других крупнейших потребителей угля можно выделить США и Евросоюз. «Лидерами в международной торговле...

Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост. Опубликовано в. II международная научная конференция «Проблемы современной

На наш взгляд, следует различать инновации по виду деятельности торгового предприятия: инновации в оптовой торговле и в розничной торговле.

Электронная коммерцияинновационная форма ведения...

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, электронные коммуникации, инновационное развитие.

Объектами электронной коммерции являются: – товар, включая материальные ценности, изделия, предметы, сырье, продукцию...

Таможенный союз: формирование равной конкурентной среды

Внутренняя и внешняя торговля. Опубликовано в. международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014).

Учитывая разницу между Россией и Казахстаном в размере экспортных пошлин на нефть и нефтепродуктыРоссии они...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей...

Следовательно, под определением международного ритейлера следует понимать торговую сеть, состоящую из предприятий розничной торговли, управляемую головной компанией, деятельность которой рассчитана на массового потребителя и характеризуется большими...

Развитие внутренней и внешней торговли в РФ | «Молодой

5. Готовая продукция из металла (за исключением стали) – 852,9% (4,3% от общего объема экспорта, рост на 78,3%)

- взаимное сотрудничество США и России выгодно для обеих сторон, например, США поставляет в РФ буровое оборудование для нефтяного промысла, а...

Анализ и перспективы развития международной торговли России

Международная торговля — это торговля товарами и услугами между странами. Внешняя торговля нужна большинству стран в экономическом и социальном отношениях.

Для России внешнеэкономическая деятельность имеет огромное значение для экономики.

Задать вопрос