Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Махмудова К. Г. Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 723-726. — URL https://moluch.ru/archive/136/37996/ (дата обращения: 21.05.2018).



Созданный в 2008 году фестиваль академической музыки «Порт-Петровские ассамблеи» стал знаковым событием культурной жизни Дагестана. Социальные приоритеты Фестиваля — образование и просвещение — вызваны необходимостью формировать актуальную культурную среду, в которой музыкальное искусство выполняет коммуникативную и просветительскую функцию. «Порт-Петровские ассамблеи» ежегодно включают около двадцати концертных программ. Фестиваль популяризирует академическое искусство в современных социокультурных условиях Республики Дагестан, вызванных доминированием архаичных и религиозных практик. Формирование концертных программ Фестиваля обусловлено полистилистической и разножанровой направленностью, стимулирующей интерес к музыкальному форуму у широкой аудитории слушателей.

Ключевые слова: музыкальный фестиваль, фестиваль академической музыки, «Порт-Петровские ассамблеи», культурная политика, культурная среда, Республика Дагестан

Одной из задач Государственной культурной политики определено «развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры» [6, с. 15]. В Стратегии государственной культурной политики до 2030 года среди наиболее опасных проявлений гуманитарного кризиса в Российской Федерации названо снижение интеллектуального и культурного уровня общества [7, с. 7]. В свою очередь, Концепция региональной культурной политики Республики Дагестан ставит задачей «повышение культурного, духовно-нравственного уровня жителей республики» [5, с. 9]. Эффективным инструментом реализации культурной политики государства может стать популяризация академического искусства, наиболее актуальной формой популяризации является музыкальный фестиваль [3; 4; 8].

В сложных социально-культурных условиях Республики Дагестан, когда религиозный фактор становится доминирующим при формировании культурной идентичности, и активно сужается светское пространство, острую актуальность приобретает необходимость сохранения универсальных, базовых ценностей. В данном контексте представляется важной роль Дагестанской государственной филармонии, инициирующей создание и продвижение музыкально-просветительских проектов. Активная деятельность по воспитанию филармонического слушателя и популяризации академического искусства позволяют считать дагестанскую филармонию ведущим музыкально-просветительским центром республики [2, с. 501].

Главным проектом Дагестанской филармонии является фестиваль искусств «Порт-Петровские ассамблеи», в названии которого отражено историческое название города Махачкалы — Порт-Петровск. Инициатором проведения Ассамблей выступила художественный руководитель филармонии Ирина Германовна Нахтигаль. Фестиваль проводится при поддержке республиканского Министерства культуры с 2008 года.

Первоначальный статус фестиваля был межрегиональным. Программа первых Ассамблей в 2008 г. включала выступления следующих музыкальных коллективов: Академический симфонический оркестр под управлением Ильи Гайсина (Кисловодск), Президентский ансамбль «Камерата» (Нальчик), ансамбль «Брандт Брасс» (Саратов), Камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии, Государственный симфонический оркестр республики Дагестан (Махачкала) [1].

Благодаря расширению жанрово-стилевого диапазона исполняемых произведений достигается разнообразие концертных программ Ассамблей — от академической музыки до джаза.

В 2009 г. в программе фестиваля участвовали музыканты из Норвегии. Собственно, с выступления норвежских музыкантов Ассамблеи приобрели статус международного фестиваля. В концерте «NORD — ZUID MUSIK» участвовали норвежский композитор Хеннинг Соммеро (автор песни «Васорг» — неофициального гимна Норвегии), джазовый саксофонист Ян Пол Индерберг, драматическая актриса Ида Якобсон. В концерте прозвучали произведения норвежских композиторов Хеннинга Соммеро (Сюита для скрипки с камерным оркестром «Аленушка», Концерт для виолончели с оркестром) и Эгеля Капстеда (Концерт для саксофона с оркестром). Фестивальная программа третьих Ассамблей в 2010 г. включала выступления солистов-инструменталистов, ансамбль «Брандт Брасс» (Саратов), оркестр Кабардино-Балкарской государственной филармонии, а также вокал — концерт солистки Большого театра России, народной артистки РФ Людмилы Магомедовой.

Произведения Роберта Шумана, 200-летие которого отмечалось в 2010 году, составили программу концерта фортепианной музыки. Сочинения композитора исполнила Марина Каминкер (Израиль), а совместно с Зарифой Абдуллаевой прозвучали фортепианные дуэты Шумана. Программу, посвященную Году Франции в России, на фестивале представил дуэт Зальмины Абуевой (фортепиано) и Мурада Абуева (скрипка). В сопровождении камерного оркестра Дагестанской филармонии выступил лауреат XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского виолончелист Евгений Румянцев.

Гостями четвертых Ассамблей (2011) стали пианист Тимур Гасратов (Германия), Камерный оркестр и солисты Астраханской государственной филармонии, солистка Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова Фарида Мамедова, Заслуженный артист РФ скрипач Граф Муржа (Москва). В Гала-концерте фестиваля выступили три тенора: президент Фонда «Таланты мира» Давид Гвенианидзе, солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Дмитрий Полкопин, солист Большого театра России Оганес Георгиян.

В 2012 году фестиваль проходил под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи — 2014». Выступления музыкантов из США, Израиля, Италии, Германии, Финляндии, России и стран СНГ составили концертную программу пятых Ассамблей. На открытии фестиваля выступили солисты Благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира» Андрей Бреус («Новая опера», «Опера Бастиль», «Ковент-гарден», «Вашингтон-опера»), Юрий Зальцман («Русская опера»), Арсен Согомонян (академический театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Ереванский театр оперы и балета). Продолжением линии популяризации творчества дагестанских современных композиторов стал концерт «Дагестан в окружении друзей». В концерте современной музыки «XXI век — творческие пересечения» прозвучали сочинения композиторов Дагестана, Грузии, Ирана, Израиля, США в исполнении Камерного оркестра и солистов Дагестанской филармонии. Яркую программу пятых Ассамблей фестиваля дополнил джазовый блок с участием эстрадно-симфонического оркестра Республики Дагестан, биг-бенда Дагестанской государственной филармонии, джазовой певицы Диан Пративи (Dian Pratiwi) (Германия), биг-бенда Георгия Гараняна под управлением Антти Мартина Риссанена (Финляндия). Таким образом, Фестиваль утвердил основную концепцию современного музыкального фестиваля — диалог культур и полифонию стилей. Завершился пятый фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» выступлением симфонического оркестра и солистов Волгоградского музыкального театра «Царицынская опера».

В шестом фестивале «Порт-Петровские ассамблеи» (2013) выступили участники Международного благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», М. Бейтан (виолончель, Швейцария), Г. Муржа (скрипка, Венгрия), С. Мирзоев (фортепиано, Турция), Солистка Азербайджанского государственного театра оперы и балета Ф. Мамедова, коллективы Калужской, Саратовской областных филармоний, солисты и джаз-оркестр им. Г. Гараняна (Краснодар), камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии.

В 2014 году в седьмых Ассамблеях выступили участники Международного благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», Артём Дервоед (гитара, Москва), Танел Йоаметс (фортепиано, Эстония), Паулитта Мак Вильямс (джазовый вокал, США), Юрия Медяника и Emotion-Orchestra (Москва), Симфонический оркестр и солисты государственного театра оперы и балета г. Волгограда, (Краснодар); под управлением Рамиро Ариста (Аргентина) в концертах фестиваля принимал участие камерный оркестр Дагестанской филармонии.

Состоявшиеся летом 2015 года Ассамблеи демонстрировали разнообразие творческих стилей и жанров. Публике были представлены концерты фортепианной (Михаил Яновицкий, США), скрипичной (Гайк Казазян, Москва), вокальной (арт-проект «Тенора XXI века», солисты Мариинского и Большого театров) музыки. Инструментальные произведения прозвучали в исполнении камерных оркестров Дагестанской и Астраханской государственных филармоний. Джазовую музыку исполнил оркестр им. Кима Назаретова (Ростов-на-Дону). Продолжая традицию знакомства дагестанских слушателей с ведущими именами современной академической музыки, организаторы Ассамблей 2015 года предоставили возможность услышать выступление профессора консерватории г. Турку (Финляндия), флейтиста Олега Сытянко. В целом, насыщенная музыкальными событиями программа восьмых Ассамблей отразила высокий профессиональный ценз организаторов фестиваля, а востребованность концертов фестиваля публикой показала актуальность Ассамблей в культурном пространстве столицы Дагестана [1].

В 2016 году IX Ассамблеи продолжили традицию разножанровости, диалога стилей и культур. Гостями фестиваля в этот раз стали пианисты Саяна Сангидорж (Монголия), Александр Яковлев (Россия), Фатима Мерданова (Швейцария). Концерт вокальной музыки представила Людмила Велинская, скрипичной — Сергей Поспелов. Инструментальные ансамбли «The Moscow Chamber Music Academy» (руководитель И. Бобович, Москва), Биг-Бэнд Григория Гараняна выступили с сольными концертами. В программе Ассамблей приняли участие Государственный симфонический оркестр Республики Дагестан, Камерный оркестр Дагестанской филармонии.

Фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» — масштабное культурное событие и актуальный компонент региональной музыкальной культуры. Ассамблеи стали своеобразной формой диалога — диалога культур, стилей, языков. В контексте современных социокультурных трансформаций Республики Дагестан «Порт-Петровские ассамблеи», обладая широким культуротворческим потенциалом, формируют культурную среду, помогают сохранить светское пространство, выполняют важную социальную функцию, направленную на образование и просвещение.

Литература:

  1. Абдулаева М. Ш. «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале: практика формирования культурной среды региона // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2015. № 8 (47). С. 42–43.
  2. Абдулаева М. Ш. Музыкальное просвещение — компонент региональной культурной политики республики Дагестан: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (часть 2). С. 499–502.
  3. Барабанов А. А. Механизмы культурной политики Российской Федерации в области поддержки и развития фестивалей классической музыки // Культура и цивилизация. 2014. № 1–2. С. 10–19.
  4. Барабанов А. А. Музыкальный фестиваль как явление культуры: региональные фестивали в культурной политике России // Культура и цивилизация. 2015. № 6. С. 39–54.
  5. Концепция региональной культурной политики в Республике Дагестан на период до 2020 года // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.01.2017).
  6. Основы государственной культурной политики // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.01.2017).
  7. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.01.2017).
  8. Широкова Е. А. Музыкальный фестиваль в диалоге культу: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2013. 171 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Дагестан, «Порт-Петровские ассамблеи», государственной филармонии, Дагестанской государственной филармонии, Дагестанской филармонии, культурной политики, оркестр Дагестанской, условиях Республики Дагестан, региональной культурной политики, оркестр Дагестанской филармонии, академической музыки, оркестр Дагестанской государственной, творческих инициатив «Таланты, инициатив «Таланты мира», республики Дагестан, Камерный оркестр Дагестанской, фонда творческих инициатив, программу пятых Ассамблей, Концепция региональной культурной, симфонический оркестр.


Ключевые слова

культурная среда, культурная политика, Республика Дагестан, музыкальный фестиваль, фестиваль академической музыки, «Порт-Петровские ассамблеи»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос