Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Махмудова К. Г. Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 723-726. — URL https://moluch.ru/archive/136/37996/ (дата обращения: 20.07.2018).



Созданный в 2008 году фестиваль академической музыки «Порт-Петровские ассамблеи» стал знаковым событием культурной жизни Дагестана. Социальные приоритеты Фестиваля — образование и просвещение — вызваны необходимостью формировать актуальную культурную среду, в которой музыкальное искусство выполняет коммуникативную и просветительскую функцию. «Порт-Петровские ассамблеи» ежегодно включают около двадцати концертных программ. Фестиваль популяризирует академическое искусство в современных социокультурных условиях Республики Дагестан, вызванных доминированием архаичных и религиозных практик. Формирование концертных программ Фестиваля обусловлено полистилистической и разножанровой направленностью, стимулирующей интерес к музыкальному форуму у широкой аудитории слушателей.

Ключевые слова: музыкальный фестиваль, фестиваль академической музыки, «Порт-Петровские ассамблеи», культурная политика, культурная среда, Республика Дагестан

Одной из задач Государственной культурной политики определено «развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры» [6, с. 15]. В Стратегии государственной культурной политики до 2030 года среди наиболее опасных проявлений гуманитарного кризиса в Российской Федерации названо снижение интеллектуального и культурного уровня общества [7, с. 7]. В свою очередь, Концепция региональной культурной политики Республики Дагестан ставит задачей «повышение культурного, духовно-нравственного уровня жителей республики» [5, с. 9]. Эффективным инструментом реализации культурной политики государства может стать популяризация академического искусства, наиболее актуальной формой популяризации является музыкальный фестиваль [3; 4; 8].

В сложных социально-культурных условиях Республики Дагестан, когда религиозный фактор становится доминирующим при формировании культурной идентичности, и активно сужается светское пространство, острую актуальность приобретает необходимость сохранения универсальных, базовых ценностей. В данном контексте представляется важной роль Дагестанской государственной филармонии, инициирующей создание и продвижение музыкально-просветительских проектов. Активная деятельность по воспитанию филармонического слушателя и популяризации академического искусства позволяют считать дагестанскую филармонию ведущим музыкально-просветительским центром республики [2, с. 501].

Главным проектом Дагестанской филармонии является фестиваль искусств «Порт-Петровские ассамблеи», в названии которого отражено историческое название города Махачкалы — Порт-Петровск. Инициатором проведения Ассамблей выступила художественный руководитель филармонии Ирина Германовна Нахтигаль. Фестиваль проводится при поддержке республиканского Министерства культуры с 2008 года.

Первоначальный статус фестиваля был межрегиональным. Программа первых Ассамблей в 2008 г. включала выступления следующих музыкальных коллективов: Академический симфонический оркестр под управлением Ильи Гайсина (Кисловодск), Президентский ансамбль «Камерата» (Нальчик), ансамбль «Брандт Брасс» (Саратов), Камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии, Государственный симфонический оркестр республики Дагестан (Махачкала) [1].

Благодаря расширению жанрово-стилевого диапазона исполняемых произведений достигается разнообразие концертных программ Ассамблей — от академической музыки до джаза.

В 2009 г. в программе фестиваля участвовали музыканты из Норвегии. Собственно, с выступления норвежских музыкантов Ассамблеи приобрели статус международного фестиваля. В концерте «NORD — ZUID MUSIK» участвовали норвежский композитор Хеннинг Соммеро (автор песни «Васорг» — неофициального гимна Норвегии), джазовый саксофонист Ян Пол Индерберг, драматическая актриса Ида Якобсон. В концерте прозвучали произведения норвежских композиторов Хеннинга Соммеро (Сюита для скрипки с камерным оркестром «Аленушка», Концерт для виолончели с оркестром) и Эгеля Капстеда (Концерт для саксофона с оркестром). Фестивальная программа третьих Ассамблей в 2010 г. включала выступления солистов-инструменталистов, ансамбль «Брандт Брасс» (Саратов), оркестр Кабардино-Балкарской государственной филармонии, а также вокал — концерт солистки Большого театра России, народной артистки РФ Людмилы Магомедовой.

Произведения Роберта Шумана, 200-летие которого отмечалось в 2010 году, составили программу концерта фортепианной музыки. Сочинения композитора исполнила Марина Каминкер (Израиль), а совместно с Зарифой Абдуллаевой прозвучали фортепианные дуэты Шумана. Программу, посвященную Году Франции в России, на фестивале представил дуэт Зальмины Абуевой (фортепиано) и Мурада Абуева (скрипка). В сопровождении камерного оркестра Дагестанской филармонии выступил лауреат XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского виолончелист Евгений Румянцев.

Гостями четвертых Ассамблей (2011) стали пианист Тимур Гасратов (Германия), Камерный оркестр и солисты Астраханской государственной филармонии, солистка Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова Фарида Мамедова, Заслуженный артист РФ скрипач Граф Муржа (Москва). В Гала-концерте фестиваля выступили три тенора: президент Фонда «Таланты мира» Давид Гвенианидзе, солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Дмитрий Полкопин, солист Большого театра России Оганес Георгиян.

В 2012 году фестиваль проходил под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи — 2014». Выступления музыкантов из США, Израиля, Италии, Германии, Финляндии, России и стран СНГ составили концертную программу пятых Ассамблей. На открытии фестиваля выступили солисты Благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира» Андрей Бреус («Новая опера», «Опера Бастиль», «Ковент-гарден», «Вашингтон-опера»), Юрий Зальцман («Русская опера»), Арсен Согомонян (академический театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Ереванский театр оперы и балета). Продолжением линии популяризации творчества дагестанских современных композиторов стал концерт «Дагестан в окружении друзей». В концерте современной музыки «XXI век — творческие пересечения» прозвучали сочинения композиторов Дагестана, Грузии, Ирана, Израиля, США в исполнении Камерного оркестра и солистов Дагестанской филармонии. Яркую программу пятых Ассамблей фестиваля дополнил джазовый блок с участием эстрадно-симфонического оркестра Республики Дагестан, биг-бенда Дагестанской государственной филармонии, джазовой певицы Диан Пративи (Dian Pratiwi) (Германия), биг-бенда Георгия Гараняна под управлением Антти Мартина Риссанена (Финляндия). Таким образом, Фестиваль утвердил основную концепцию современного музыкального фестиваля — диалог культур и полифонию стилей. Завершился пятый фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» выступлением симфонического оркестра и солистов Волгоградского музыкального театра «Царицынская опера».

В шестом фестивале «Порт-Петровские ассамблеи» (2013) выступили участники Международного благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», М. Бейтан (виолончель, Швейцария), Г. Муржа (скрипка, Венгрия), С. Мирзоев (фортепиано, Турция), Солистка Азербайджанского государственного театра оперы и балета Ф. Мамедова, коллективы Калужской, Саратовской областных филармоний, солисты и джаз-оркестр им. Г. Гараняна (Краснодар), камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии.

В 2014 году в седьмых Ассамблеях выступили участники Международного благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», Артём Дервоед (гитара, Москва), Танел Йоаметс (фортепиано, Эстония), Паулитта Мак Вильямс (джазовый вокал, США), Юрия Медяника и Emotion-Orchestra (Москва), Симфонический оркестр и солисты государственного театра оперы и балета г. Волгограда, (Краснодар); под управлением Рамиро Ариста (Аргентина) в концертах фестиваля принимал участие камерный оркестр Дагестанской филармонии.

Состоявшиеся летом 2015 года Ассамблеи демонстрировали разнообразие творческих стилей и жанров. Публике были представлены концерты фортепианной (Михаил Яновицкий, США), скрипичной (Гайк Казазян, Москва), вокальной (арт-проект «Тенора XXI века», солисты Мариинского и Большого театров) музыки. Инструментальные произведения прозвучали в исполнении камерных оркестров Дагестанской и Астраханской государственных филармоний. Джазовую музыку исполнил оркестр им. Кима Назаретова (Ростов-на-Дону). Продолжая традицию знакомства дагестанских слушателей с ведущими именами современной академической музыки, организаторы Ассамблей 2015 года предоставили возможность услышать выступление профессора консерватории г. Турку (Финляндия), флейтиста Олега Сытянко. В целом, насыщенная музыкальными событиями программа восьмых Ассамблей отразила высокий профессиональный ценз организаторов фестиваля, а востребованность концертов фестиваля публикой показала актуальность Ассамблей в культурном пространстве столицы Дагестана [1].

В 2016 году IX Ассамблеи продолжили традицию разножанровости, диалога стилей и культур. Гостями фестиваля в этот раз стали пианисты Саяна Сангидорж (Монголия), Александр Яковлев (Россия), Фатима Мерданова (Швейцария). Концерт вокальной музыки представила Людмила Велинская, скрипичной — Сергей Поспелов. Инструментальные ансамбли «The Moscow Chamber Music Academy» (руководитель И. Бобович, Москва), Биг-Бэнд Григория Гараняна выступили с сольными концертами. В программе Ассамблей приняли участие Государственный симфонический оркестр Республики Дагестан, Камерный оркестр Дагестанской филармонии.

Фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» — масштабное культурное событие и актуальный компонент региональной музыкальной культуры. Ассамблеи стали своеобразной формой диалога — диалога культур, стилей, языков. В контексте современных социокультурных трансформаций Республики Дагестан «Порт-Петровские ассамблеи», обладая широким культуротворческим потенциалом, формируют культурную среду, помогают сохранить светское пространство, выполняют важную социальную функцию, направленную на образование и просвещение.

Литература:

  1. Абдулаева М. Ш. «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале: практика формирования культурной среды региона // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2015. № 8 (47). С. 42–43.
  2. Абдулаева М. Ш. Музыкальное просвещение — компонент региональной культурной политики республики Дагестан: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (часть 2). С. 499–502.
  3. Барабанов А. А. Механизмы культурной политики Российской Федерации в области поддержки и развития фестивалей классической музыки // Культура и цивилизация. 2014. № 1–2. С. 10–19.
  4. Барабанов А. А. Музыкальный фестиваль как явление культуры: региональные фестивали в культурной политике России // Культура и цивилизация. 2015. № 6. С. 39–54.
  5. Концепция региональной культурной политики в Республике Дагестан на период до 2020 года // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.01.2017).
  6. Основы государственной культурной политики // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.01.2017).
  7. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.01.2017).
  8. Широкова Е. А. Музыкальный фестиваль в диалоге культу: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2013. 171 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Дагестан, Камерный оркестр, Порт-Петровское, Дагестанская филармония, Москва, США, Дагестанская государственная филармония, академическая музыка, академическое искусство, Россия.


Ключевые слова

культурная среда, культурная политика, Республика Дагестан, музыкальный фестиваль, фестиваль академической музыки, «Порт-Петровские ассамблеи»

Похожие статьи

Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века

Расцвет профессионального музыкального искусства Дагестана, проявившийся в

И в этом же году на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета была поставлена опера «Горцы» Ш

В. Шаулов — композитор, пишущий музыку на стихи дагестанских поэтов.

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

Отражая новейшие тенденции в мире искусства, они превращаются во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.

Санкт-Петербургская академическая филармония предлагает интерактив и для детей постарше, объявив в...

Дагестанский государственный педагогический университет...

Таблица 3. Дагестанский государственный педагогический университет, факультет музыки.

Подготовка в Институте культуры и искусств музыкантов по направлениям «Инструментальное исполнительство» позволит укомплектовать симфонический оркестр республики, сформирует...

Перспективы Республики Дагестан как туристской дестинации

...искусств); 5 государственных театров; дагестанская государственная Филармония; кинотеатры с современным кинооборудованием; 3

Республика Дагестан является одним из трех регионов России с благоприятной демографической ситуацией, но с острой проблемой...

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством...

детская филармония, музыка, Урок, художественно-эстетическое воспитание личности, вид искусства, музыкальное произведение, современная академическая музыка, русская культура, творческая деятельность...

Создание специализированных музыкально-образовательных...

1. Абдулаева М. Ш. Академическая музыка в Дагестане: культурный диалог в

3. Абдуллаева Э. Б. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций

М.: Эхо Кавказа, 2002. 12. Якубов М. А. Отец дагестанской музыки. Махачкала: Даг. кн. изд., 1980.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Общая тенденция искусства XX века — сжатость, концентрированность информации. Время крупных форм постепенно уходит прочь, наступает время камерной музыки, ускоряется процесс овладения новыми и новейшими исполнительскими технологиями.

Махмудова Камила Гаджимурадовна — Информация об авторе

Дагестанский государственный педагогический университет.

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале.

Современные требования в области подготовки специалистов...

...культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами)

мастерства, навыки игры в ансамбле, обширный концертный сольный и камерный ансамблевый

музыкального искусства, нельзя не заметить, что развитие музыкального образования в России ставит...

Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века

Расцвет профессионального музыкального искусства Дагестана, проявившийся в

И в этом же году на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета была поставлена опера «Горцы» Ш

В. Шаулов — композитор, пишущий музыку на стихи дагестанских поэтов.

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

Отражая новейшие тенденции в мире искусства, они превращаются во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.

Санкт-Петербургская академическая филармония предлагает интерактив и для детей постарше, объявив в...

Дагестанский государственный педагогический университет...

Таблица 3. Дагестанский государственный педагогический университет, факультет музыки.

Подготовка в Институте культуры и искусств музыкантов по направлениям «Инструментальное исполнительство» позволит укомплектовать симфонический оркестр республики, сформирует...

Перспективы Республики Дагестан как туристской дестинации

...искусств); 5 государственных театров; дагестанская государственная Филармония; кинотеатры с современным кинооборудованием; 3

Республика Дагестан является одним из трех регионов России с благоприятной демографической ситуацией, но с острой проблемой...

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством...

детская филармония, музыка, Урок, художественно-эстетическое воспитание личности, вид искусства, музыкальное произведение, современная академическая музыка, русская культура, творческая деятельность...

Создание специализированных музыкально-образовательных...

1. Абдулаева М. Ш. Академическая музыка в Дагестане: культурный диалог в

3. Абдуллаева Э. Б. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций

М.: Эхо Кавказа, 2002. 12. Якубов М. А. Отец дагестанской музыки. Махачкала: Даг. кн. изд., 1980.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Общая тенденция искусства XX века — сжатость, концентрированность информации. Время крупных форм постепенно уходит прочь, наступает время камерной музыки, ускоряется процесс овладения новыми и новейшими исполнительскими технологиями.

Махмудова Камила Гаджимурадовна — Информация об авторе

Дагестанский государственный педагогический университет.

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале.

Современные требования в области подготовки специалистов...

...культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами)

мастерства, навыки игры в ансамбле, обширный концертный сольный и камерный ансамблевый

музыкального искусства, нельзя не заметить, что развитие музыкального образования в России ставит...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века

Расцвет профессионального музыкального искусства Дагестана, проявившийся в

И в этом же году на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета была поставлена опера «Горцы» Ш

В. Шаулов — композитор, пишущий музыку на стихи дагестанских поэтов.

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

Отражая новейшие тенденции в мире искусства, они превращаются во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.

Санкт-Петербургская академическая филармония предлагает интерактив и для детей постарше, объявив в...

Дагестанский государственный педагогический университет...

Таблица 3. Дагестанский государственный педагогический университет, факультет музыки.

Подготовка в Институте культуры и искусств музыкантов по направлениям «Инструментальное исполнительство» позволит укомплектовать симфонический оркестр республики, сформирует...

Перспективы Республики Дагестан как туристской дестинации

...искусств); 5 государственных театров; дагестанская государственная Филармония; кинотеатры с современным кинооборудованием; 3

Республика Дагестан является одним из трех регионов России с благоприятной демографической ситуацией, но с острой проблемой...

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством...

детская филармония, музыка, Урок, художественно-эстетическое воспитание личности, вид искусства, музыкальное произведение, современная академическая музыка, русская культура, творческая деятельность...

Создание специализированных музыкально-образовательных...

1. Абдулаева М. Ш. Академическая музыка в Дагестане: культурный диалог в

3. Абдуллаева Э. Б. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций

М.: Эхо Кавказа, 2002. 12. Якубов М. А. Отец дагестанской музыки. Махачкала: Даг. кн. изд., 1980.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Общая тенденция искусства XX века — сжатость, концентрированность информации. Время крупных форм постепенно уходит прочь, наступает время камерной музыки, ускоряется процесс овладения новыми и новейшими исполнительскими технологиями.

Махмудова Камила Гаджимурадовна — Информация об авторе

Дагестанский государственный педагогический университет.

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале.

Современные требования в области подготовки специалистов...

...культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами)

мастерства, навыки игры в ансамбле, обширный концертный сольный и камерный ансамблевый

музыкального искусства, нельзя не заметить, что развитие музыкального образования в России ставит...

Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века

Расцвет профессионального музыкального искусства Дагестана, проявившийся в

И в этом же году на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета была поставлена опера «Горцы» Ш

В. Шаулов — композитор, пишущий музыку на стихи дагестанских поэтов.

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

Отражая новейшие тенденции в мире искусства, они превращаются во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.

Санкт-Петербургская академическая филармония предлагает интерактив и для детей постарше, объявив в...

Дагестанский государственный педагогический университет...

Таблица 3. Дагестанский государственный педагогический университет, факультет музыки.

Подготовка в Институте культуры и искусств музыкантов по направлениям «Инструментальное исполнительство» позволит укомплектовать симфонический оркестр республики, сформирует...

Перспективы Республики Дагестан как туристской дестинации

...искусств); 5 государственных театров; дагестанская государственная Филармония; кинотеатры с современным кинооборудованием; 3

Республика Дагестан является одним из трех регионов России с благоприятной демографической ситуацией, но с острой проблемой...

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством...

детская филармония, музыка, Урок, художественно-эстетическое воспитание личности, вид искусства, музыкальное произведение, современная академическая музыка, русская культура, творческая деятельность...

Создание специализированных музыкально-образовательных...

1. Абдулаева М. Ш. Академическая музыка в Дагестане: культурный диалог в

3. Абдуллаева Э. Б. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций

М.: Эхо Кавказа, 2002. 12. Якубов М. А. Отец дагестанской музыки. Махачкала: Даг. кн. изд., 1980.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Общая тенденция искусства XX века — сжатость, концентрированность информации. Время крупных форм постепенно уходит прочь, наступает время камерной музыки, ускоряется процесс овладения новыми и новейшими исполнительскими технологиями.

Махмудова Камила Гаджимурадовна — Информация об авторе

Дагестанский государственный педагогический университет.

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале.

Современные требования в области подготовки специалистов...

...культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами)

мастерства, навыки игры в ансамбле, обширный концертный сольный и камерный ансамблевый

музыкального искусства, нельзя не заметить, что развитие музыкального образования в России ставит...

Задать вопрос