Особенности реализации государственных программ на территории Республики Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Шестерик Е. А. Особенности реализации государственных программ на территории Республики Крым // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 361-365. — URL https://moluch.ru/archive/135/37958/ (дата обращения: 19.06.2018).



В статье раскрываются особенности реализации государственных целевых программ на территории Республики Крым как недавно образованного субъекта Российской Федерации с учетом негативных факторов социально-экономического развития региона до принятия в состав Российской Федерации.

Особое внимание уделено основным направлениям реализации государственной программы развития региона, утвержденной правительством Российской Федерации 11.08.2014 года № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и возникающим в ходе ее реализации проблемам на примере региональных подпрограмм управления имуществом и развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, 11.08.2014 постановлением Правительства Российской Федерации № 790 утверждена целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Государственными заказчиками программы выступили — Министерство экономического развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное дорожное агентство; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерство культуры Российской Федерации, заказчиком — координатором — Министерство экономического развития Российской Федерации.

Основной целью программы определена интеграция экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г., и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

Программа разработана на основе указанных стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем, при реализации мероприятий програмы возникает ряд проблем.

Прежде всего, это наличие экономических, социальных и политических рисков, сдерживающих факторы развития и конкурентные преимущества региона.

В государственной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» определены ключевые сдерживающие факторы социально-экономического развития региона.

Это нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины; — наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, в том числе с приграничными регионами Украины; недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных районов; отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью Российской Федерации; неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий; значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения; ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, монопольного положения на локальных рынках, преимуществ спроса рекреационного сектора и домохозяйств, высокая ресурсоемкость большинства технологий; противоречия между экологоемким развитием промышленности, агропромышленного комплекса, транзитно-транспортного сектора и санаторно-курортного и рекреационного комплексов; недостаточно эффективное использование транзитно-транспортного потенциала в межконтинентальном, межгосударственном и межрегиональном масштабах; снижение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса по сравнению с соответствующими секторами стран Черноморского региона; неэффективность действующей системы регулирования и управления рекреационной сферой; осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду.

При этом, проведенный анализ социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития макрорегиона, таких как:

‒ расширение возможностей получения институциональной, ресурсной и финансовой поддержки в связи с вхождением в состав Российской Федерации;

‒ перспективы существенного усиления межрегиональных производственно-кооперационных связей с субъектами Российской Федерации;

‒ стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение;

‒ транспортно-транзитный потенциал;

‒ туристский потенциал, комфортные климатические условия для рекреации и лечения, наличие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры;

‒ значительное качество человеческого потенциала (наличие квалифицированной рабочей силы, научных, образовательных и научно-производственных учреждений национального и международного уровня).

Для реализации целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» правительством Республики Крым приняты региональные государственные программы, затрагивающих практически все сферы жизнедеятельности региона. Только за период с 2014 по декабрь 2016 годов Правительством Республики Крым утверждено 27 государственных программ Республики Крым, сроки реализации большей части которых определены периодом с 2015 по 2017годы. Это программы, обеспечивающие развитие и государственную поддержку практически всех направлений социально-экономического развития региона, таких как социальная сфера, строительство, топливно-энергетический комплекс, управление государственным имуществом, транспортно-дорожный комплекс, лесное и охотничье хозяйство, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие рыбного хозяйства и промышленного комплекса, образование, развитие курортов и туризма, здравоохранение, развитие водохозяйственного комплекса, рынка газомоторного топлива, внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и иных результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития региона, сельское хозяйство и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, инновационная экономика.

Одним из этапов реализации целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» являются государственные программы Республики Крым «Управление государственным имуществом Республики Крым на 2015–2017 годы» и «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015–2017 годы.

В ходе реализации государственной программы Республики Крым «Управление государственным имуществом Республики Крым на 2015–2017 годы» за первое полугодие 2016 года основным исполнителем мероприятий программы — Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее — Минимущество Крыма) были заключены государственные контракты и договоры на проведение кадастровых работ, обеспечено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении 1943 объектов недвижимости и зарегистрированы права Республики Крым в отношении 933 объектов недвижимости.

Также проведена независимая оценка 17 объектов недвижимого имущества и группы инвентарных номеров, находящихся в собственности Республики Крым, заключены договоры о проведении независимой оценки в отношении 170 объектов недвижимого имущества собственности Республики Крым.

По всем договорам оплачены авансовые платежи согласно условиям договоров на сумму 6295,21 тыс. руб.

С целью приведения объема финансирования мероприятий Программы ассигнованиям, предусмотренным бюджетом Республики Крым, в программу вносятся соответствующие изменения и дополнения, позволяющие своевременно исполнять мероприятия программы.

Основной исполнитель государственной программы Республики Крым «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015–2017 годы» — Министерство сельского хозяйства Республики Крым.

По официальным данным министерства сельского хозяйства Республики Крым, по итогам развития агропромышленного комплекса Республики Крым за 2015 год в ходе реализации программы по данным Министерства сельского хозяйства Республики Крым достигнуты следующие показатели.

Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2015 год составил 86,6 %.

Среди достижений растениеводства в 2015 году нужно отметить более высокий по сравнению с 2012–2014гг. валовой сбор зерновых и зернобобовых культур. По данным Главного управления статистики в Республике Крым собрано в первоначально оприходованном весе 1413 тыс.тонн (1263,1 тыс.тонн в весе после доработки, что на 14 % больше уровня 2014 года).

Средняя урожайность по республике составила 25,4 ц/га, что на 3 ц/га выше, чем в 2014 году (113 % к 2014 году) и выше среднего показателя по Российской Федерации (23,6 ц/га).

В 2015 году площадь уборки зерновых и зернобобовых культур составила 496,8 тыс. га, что на 17,9 тыс. га меньше, чем в прошлом году, в т. ч. пшеница собрана с площади 269,1 тыс.га, что на 2 % меньше уборочной площади 2014 года. Полученный объем зерна полностью обеспечивает потребности республики в продовольственном зерне на нужды хлебопечения и на фуражные цели. Производство и урожайность технических культур в 2015 году составила:

‒ семена подсолнечника — 106 % к 2014 году;

‒ рапса — 77,2 % к 2014 году %

‒ горчицы — 61 % к 2014 году.

В связи с отсутствием подачи воды по системе Северо-Крымского канала (СКК) почти полностью прекращено производство сои, валовой сбор которой составил всего 0,7 тыс. тонн (урожайность 1,2 ц/га), что составляет 33,2 % к уровню 2014 года (2,2 тыс.тонн).

Тем не менее, несмотря на прекращение подачи воды р.Днепр в систему СКК сельхозтоваропроизводителям Республики Крым удалось собрать:

‒ картофеля — 272,6 тыс.тонн, что составляет 70,3 % по отношению к аналогичному периоду 2014 года;

‒ овощей открытого и закрытого грунта — 354,3 тыс.тонн, что составляет 85,6 % по отношению к аналогичному периоду 2014 года, из которых овощи открытого грунта — 248,2 тыс.тонн или 66,7 % к уровню прошлого года.

Таких показателей удалось достичь благодаря эффективному использованию местных источников орошения (как подземных, так и надземных) и внедрению ресурсосберегающих технологий орошения. Также, отсутствие воды повлияло на производство бахчевых продовольственных культур, объем которых за 2015 год составил 7,1 тыс.тонн, или 67 % к уровню прошлого года.

Производство эфиромасличных культур в хозяйствах всех категорий в 2015 году составило 38,1 тыс.тонн, что в 2,44 раза больше, чем 2014 г.

Согласно форме статистического учета (29-сх) производственная деятельность в 2015 году по всем отчитывающимся категориям хозяйств, ведется на площади:

‒ плодовых насаждений — 11,05 тыс.га, из которых 9,8 тыс.га — плодоносящие, в структуре которых семечковые культуры составляют 46 %, косточковые — 40 %;

‒ виноградников — 16,83 тыс.га, из которых 14 тыс.га — плодоносящие.

Валовое производство плодов и ягод в 2015 году возросло на 107,2 % к уровню 2014 года, винограда — на 83,1 % к уровню 2014 года.

В Республике Крым по состоянию на 01 января 2016 года во всех категориях хозяйств увеличилась численность поголовья скота и птицы. Поголовье крупного рогатого скота составило 111 % к уровню прошлого года, овец и коз — 110,7 % к уровню прошлого года, свиней — 108 % к уровню прошлого года, птицы — 108,9 % к уроню прошлого года.

Индекс промышленного производства по пищевой промышленности за 2015 год составил 136,2 % к аналогичному периоду 2014 году.

По итогам работы предприятий пищевой промышленности Республики Крым за 2015 год по данным Крымстата в Республике Крым в сравнении с аналогичным периодом 2014 года возросло производство:

‒ мяса свинины на 8,1 % (произведено 7554,9 тонн);

‒ молока обработанного жидкого на 125,7 % (произведено 15885,0 тонн);

‒ масла сливочного на 64,1 % (произведено 2138,6 тонн);

‒ творога на 52,3 % (произведено 1775,8 тонн);

‒ кефира на 256,1 % (произведено 6511,6 тонн);

‒ сметаны на 161,4 % (произведено 2811,4 тонн);

‒ рыбы мороженной (кроме сельди) на 82,2 % (произведено 5223,5 тонн);

‒ рыбных консервов на 82,2 % (произведено 18921,3 туб);

‒ муки на 13,0 % (произведено 92187,2 тонн)

‒ хлебобулочных изделий на 6,5 % (произведено 52413,4 тонн).

В тоже время отмечено снижение объемов производства:

‒ мяса говядины на 54,0 % (произведено 754,8 тонн);

‒ мяса и субпродуктов домашней птицы на 18,1 % (произведено 46640,5т);

‒ колбасных изделий на 26,5 % (произведено 7893,6 тонн).

Снижение произошло, прежде всего, из-за острого дефицита сырья продукции животноводства.

Также широкое применение на практике нашли ведомственные региональные программы («подпрограммы»), как например программа Министерства сельского хозяйства Республики Крым о предоставлении субсидий и грантов сельхозтоваропроизводителям в 2017–2019 годах.

Таким образом, несмотря на сложности, реальные и потенциальные риски социально-экономической развития Республики Крым и принимая во внимания особенности «переходного периода» Республики Крым, можно отметить достаточно положительные показатели интеграции экономики и социально-политического развития Республики Крым как субъекта Российской Федерации.

Литература:

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2014 № 168;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2014 № 268;
  4. Интернет-ресурсы:
  5. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации (economy.gov.ru);
  6. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым (minek.rk.gov.ru);
  7. Официальный сайт Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (mzem.rk.gov.ru);
  8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Крым (msh.rk.gov.ru).
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Российская Федерация, севастополь, Социально-экономическое развитие Республики, тонна, уровень прошлого, сельское хозяйство, сельское хозяйство Республики, сельскохозяйственная продукция, целевая программа.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос