Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Шаповалова О. В. Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 481-485. — URL https://moluch.ru/archive/135/37902/ (дата обращения: 23.04.2018).



При изучении работ Новиковой Л. И., Селивановой Н. Л., Караковского В.А по целенаправленному управлению процессом развития личности мной была определена система, по которой организую воспитательную деятельность: «Принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми положительными и отрицательными качествами и создание каждому ситуации успеха».

Приоритетная задача Российской Федерации — формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, была определена в ПРОЕКТЕ, «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (ред. от 13.01.2015) [1, c. 1]. Актуальность данного проекта находит своё подтверждение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.) [2, с. 2] и обусловлена острой необходимостью преодоления последствий гуманитарного кризиса, выразившегося в существенном снижении воспитательного потенциала российского социума, в росте негативных явлений в детском и подростковом возрасте, ценностной дезориентации подрастающих поколений, данная тенденция обостряет проблему роста социально-нравственных отклонений в детской и подростковой среде.

Осознание проблемы: необходимости возрождения духовно — нравственного развития личности каждого ученика в образовательном процессе, определило цель воспитательной работы, которая состоит в формировании социально, духовно и морально зрелой творческой личности. Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

1) формирование мотивации учения;

2) моральное развитие личности;

3) формирование патриотизма и гражданственности;

4) формирование трудовых и жизненных навыков;

5) формирование осознания своей общности с коллективом, духа товарищества;

6) формирование здорового образа жизни и развитие экологической ответственности;

7) формирование у выпускника профилирующего направления собственной деятельности.

Решая данные задачи, тем самым создаются благоприятные условия для развития у моих учеников гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребёнка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через следующие личностные образования: «Я-концепция» (здоровое самоуважение) (Р. Бернс); «Сотрудничество» (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений); «Законопослушание» (сила сверх–Я) (Зигмунд Фрейд) [3, с. 97]. В своей воспитательной работе использую различные методические приёмы, методы такие как: мозаика(благодаря которой класс быстро делится на группы), мозговой штурм (даёт парадоксальные решения), «общественная деятельность» (позволяет делать анализ деятельности, размышления, определение своей роли и отношения к организованным событиям, делам); технологии: игра (направлена на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок) [4, с. 298],технология педагогического проектирования, специфика которой состоит, в том, что учитель использует данную технологию в двух аспектах: как технологическое проектирование собственной деятельности и деятельности учащихся, а также содержания жизнедеятельности среды, технологии проектирования социального становления личности [5, с. 7]. Особенностью применения данных технологий в воспитательной работе является сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Практическим результатом реализации этих технологий является «видимое» расширение социального опыта подростка в его общественных связях, разнообразии социальных действий и роста социальной и личностной активности [6, с. 11].

Таким образом, педагогическая идея заключается в том, что коллективно-творческая деятельность (Иванов И. П.) [7, с. 15] — это необходимое условие для нравственного и духовного развития ребёнка, основа полноценной содержательной жизни коллектива, где «мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей (Сухомлинский В. А.). Именно поэтому, мои ученики, много времени проводят вместе после уроков, планируя и организуя вместе со мной совместные общественно-значимые акции, походы, экскурсии, вечера, выставки: «Мой любимый питомец», «По заповедным местам Самарской области», конкурсы такие как:«Самый зелёный кабинет», «Интеллектуальные гонки», конкурс плакатов: «Немудрено дерево срубить — мудрено вырастить», «Мы за чистые города России», способствующие включению подростков в новые социальные отношения, проявлению и развитию гражданственности и нравственной позиции, социализации личности. По их инициативе в школе проводятся различные социальные проекты, что позволило нам организовывать взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума, при реализации социально-образовательных проектов: «Человек собаке друг», «Здоровое питание — здоровое общество», «Сквер Д. Ф. Устинова — объект экологического просвещения», защита которых проходила на городском конкурсе социальных проектов «Гражданин» в сопровождении компьютерной презентации. Проекты и конкурсные работы подростков были отмечены благодарственными письмами и номинациями на разных уровнях.

Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами. В рамках факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» мной был разработан и проведён цикл занятий на рабочих местах родителей ребят: на предприятиях: Завод по производству КОКА — КОЛЫ, мороженного, в юридической конторе «Коган и его партнёры», нотариальной конторе Ленинского района, в Дорожной клинической больнице, мы посетили Государственную Думу, где ребята детально могли познакомиться с особенностями той или иной профессии. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместной деятельности в проведении экологических игр и брэйн-рингов, тематических классных часов. Координирую связь педагога-психолога с родителями, для консультативной, терапевтической поддержки.

Уделяю большое значение внеклассным мероприятиям, для получения социального опыта и расширения ценностно-смысловой сферы подростка, перечень которых представлен в виде таблицы ниже:

Внеклассные мероприятия

1. Классные часы с чаепитием посвященные 8 марта, 23 февраля, Новому году. Тематические классные часы.

2. Посещение выставочного центра «Радуга».

3. Посещение музея Алабина.

4. Экскурсия и лекция в музеи ПРИВО.

5. Выезд зимой и осенью на природу, в «Дубки».

6. Поездка в зоопарк

7. Поездка на экскурсию в Храм, возведённый в стиле древнерусского зодчества, без единого гвоздя в честь «Новомученников и исповедников в земле русской Просиявших».

10. Царев курган.

11. Посещение Оранжереи ботанического сада.

12. Поездка в Жигулёвский заповедник.

13. Посещение музея Лермонтова, в Тарханах.

14. Поездка на «Зелёненький остров»

15. Посещение школьного музея

16. Посещение библиотеке № 12 г.о. Самара

17. Посещение приюта для бездомных животных «Твои друзья»

18. Психологические тренинги.

Особое место в моей внеклассной деятельности с ребятами занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения учителя и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Еженедельно проводятся классные часы, на которых дети поднимают такие проблемы, как имидж школьника, мое отношение к наркомании, здоровый образ жизни, «Я» и мои одноклассники, мои взаимоотношения с ребятами в классе, с учителем и родителями, «ложь во имя спасения», кем я вижу себя в своём городе. В работе постоянно принимают участие родители обучающихся.

Данная работа связана с формированием у обучающихся взглядов, убеждений, ценностей, отношений, способностей. Это наиболее значимые структурные компоненты личности, которые являются её принадлежностью и сопутствуют ей везде: в учёбе, деятельности, общении, поведении.

И это возможно только благодаря развитию в классе системы ученического самоуправления, которая ориентирована на базовые национальные ценности (см. схему).

Ученическое самоуправление

После очередной компании по выборам в классный Совет ученического самоуправления, в котором сформированы: центры самоуправленияипредседатель Совета класса:

Совместно с педагогом-психологом изучаю индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро — и макросоциуме. При поддержке педагога-психолога анализирую развитие коллектива класса, определяю познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая им определиться в выборе будущей профессии.

На основании психолого-педагогического анкетирования обучающихся в 2013–2014 учебном году были получены следующие результаты: создание в нём положительного психологического климата (75 %), развитие детского самоуправления (46.9 %), создание условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими (53.1 %), включение обучающихся в систему реальных социальных отношений (50 %), одним из самых важных показателей является показатель систематического расширения своих знаний подростками в различных областях науки (43.8 %).

Анализируя повторное анкетирование учащихся спустя год, в 2014–2015 году пришли к следующим выводам: были получены высокие результаты и наблюдалась положительная динамика по всем критериям: в первую очередь уделяется внимание созданию в нём положительного психологического климата (81.3 %), развитию детского самоуправления (65.6 %), созданию условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими (93.8 %), включению обучающихся в систему реальных социальных отношений (81 %), систематическому расширению своих знаний в различных областях науки (78.1 %).

Результаты воспитательной работы с классом по эмоциональной поддержке групп внутри класса и уровню воспитанности показаны ниже на диаграммах.

Высокие результаты и положительная динамика по созданию условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению обучающихся в систему реальных социальных отношений и уровень воспитанности, который определяется формированием нравственного развития личности, закономерны, так как ребята принимают активное участие в решении общешкольных и классных проблем.

Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе. Объективность данного утверждения подтверждается результатами психологического исследования коммуникативных и организаторских способностей обучающихся педагога-психолога, согласно им 79 % обучающихся класса имеют средний, высокий и очень высокий уровень коммуникативных способностей и 95 % имеют положительное эмоциональное отношение к обучению.

Таким образом, данная организация учебно-воспитательного процесса эффективна, так как нами был получен высокий уровень и положительная динамика и по профилирующему направлению собственной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/files/discussion/v14_01_15.doc (дата обращения: 5.01.2017).
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
  3. Кузнецов И. Н. Настольная книга практикующего педагога: [учеб. пособие]. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 300 с.
  4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2008. — 361 с.
  5. Михелькевич В. Н., Полушкина Л. И. Проектные технологии обучения. — Самара: Самарская гимназия № 11, 2001. — 39 с.
  6. Тыртышная М. А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. — 160 с.
  7. Сергеева В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2008. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития личности, реальных социальных отношений, систему реальных социальных, нравственного развития личности, воспитания личности гражданина, личности гражданина России, собственной деятельности, ученического самоуправления, положительная динамика, нём положительного психологического, положительного психологического климата, социального опыта, воспитательной работы, воспитательной работе, развития воспитания, процессом развития личности, различных областях науки, моральное развитие личности, зрелой творческой личности, духовно-нравственного развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос