Теоретический анализ концепта экономического кластера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Ширяков Д. В. Теоретический анализ концепта экономического кластера // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 288-290. — URL https://moluch.ru/archive/135/37884/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье рассматривается история возникновения и развития концепта экономического кластера. В ходе исследования анализируются основные подходы и направления, исследовавшие концепт экономического кластера. Также в статье выделяются основные признаки и типология кластера. В заключении приводятся основные преимущества использования организации кластеров в экономике.

Ключевые слова: кластер, предприятие, кластеризация, региональная экономика

В современной экономической теории и практике набирает популярность образования экономических кластеров. Все больше стран организуют в рамках национальных экономик и экономик регионов экономические кластеры.

Концепт кластера берет свое начало в работах А.Маршала и теории «индустриальных округов», которая описывает причину повышения эффективности и прибыльности за счет объединения предприятий в замкнутые промышленные образования, основывающиеся на кооперации и конкуренции. На основе теории Маршалла Дж. Бекаттини создал теорию промышленных округов [1].

А.Вебер изучал развитие взаимодополняющих друг друга предприятий в рамках определенной территории, которые за счет укрупнения без слияния в единую производственную единицу увеличивают основные показатели эффективности фирм [2].

А. Леш рассматривая проблему размещения хозяйства в региональной экономике изучил процесс возникновения городов на основе крупных предприятий или их скопления. У. Изард пытался решить проблему региональных конфликтов в ходе размещения промышленных комплексов с помощью согласования интересов [3].

Н. Н. Колоссовский разработал теорию территориальной организации экономики региона на основе создания межотраслевых комбинатов и промышленных узлов [4].

Основателем теории кластеров в экономике является М. Портер, который открыл этот феномен в ходе изучения конкурентоспособности предприятий различных отраслей различных стран. Портер определял кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5].

В ходе исследований Портер пришел к выводу, что появление в региональных экономиках нескольких организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ способствует росту конкурентных преимуществ своих компаний-поставщиков и компаний-потребителей. Также Портер отмечал, что кластеры облегчаю доступ предприятий к факторам производства и ресурсам. Так отсутствие иерархических объединений и снабжение местными ресурсами позволяет снизить транзакционные издержки, уменьшить потребность в материальных запасах, повышает качество услуг и вспомогательного обслуживания. Также происходить уменьшение производственных цепочек, что приводит к локализации производства и большей специализации в пределах кластера. Это вызвано лучшем осведомленностью о состоянии рынка и меньших рисках. Портер отмечал, что конкурентные преимущества кластеров усиливаются не от размера входящих в него фирм, а от их близкого расположения, налаженных технологических и общественных связей, а также постоянного потока информации. В итоге фирмы быстрее определяют структуру потребительского спроса, быстрее узнают и оперативно внедряют инновационные принципы производства, управления производством и оказанием услуг.

Далее С. Розенфельд указывал, что только территориальной близости недостаточно для эффективного функционирования кластера. Он отметил, что есть необходимость в каналах коммуникации между предприятиями кластера. В дальнейшем он продолжил изучение этого вопроса и исследовал горизонтальные связи в кластерных организациях. Таким образом Розенфельд определял кластер как географически ограниченную концентрация связанных или дополненных фирм, с активными каналами для деловых сделок, инфраструктурой, трудовым рынком и услугами, которая может получить, как выгоду от общих возможностей, так и общие риски. Также Розенфельд утверждал, что создание кластеров повысит эффективность не только входящих в них компаний, но и даст толчок развитию региональных экономик [6].

Исследователи Ван ден Берг, Браун и Ван Винден продолжили развивать тему горизонтальных связей внутри кластеров. Они понимали под кластером сеть компаний, сконцентрированную в рамках определенной территории, которые связанны друг с другом обменом товарами и услугами. Однако важнейшим предметом обменом исследователи называли знания и технологии: " Популярный термин «кластер» в наибольшей степени относится к этой местной или региональной совокупности сетевых отношений... В большинстве определений кластеры трактуются как локализованные совокупности специализированных организаций, чьи производственные процессы тесно связаны между собой посредством обмена товарами, услугами и / или знаниями» [7].

Л. Янг продолжил исследование влияния знания на развитие кластера и пришел к выводу, что кластерные образования — это небольшие частные предприятия, которые: близко расположены между собой и находятся вблизи университетов; и имеют высококвалифицированный персонал [8].

В. Прайс рассматривал кластер как новый способ использования отраслевого расположения организаций и управления регионом. Так Прайс указывал на необходимость более тесного сотрудничества между локальными правительствами и бизнеса. Также Прайс обращал внимание на важность превращения изолированных фирм в предпринимательское сообщество [9].

Э.Бергман и Э.Фезер выделили ключевые концепции теории кластеров [10]

Экстерналии или внешние эффекты. Суть в том, что пространственная концентрация фирм ведет к снижению издержек, и росту производительности от общего использования ресурсов и снижения рисков.

Инновационное окружение. Позволяет обмениваться знаниями и информацией между фирмами, университетами, что приводит к синергетическому эффекту от технологического взаимодействия.

Конкуренция сотрудничества. Определяет возможность сотрудничества в рыночных условиях одной из важных стратегий повышения конкурентоспособности

Межфирменная борьба. Конкуренция между локальными фирмами за потребителей, ресурсы и факторы производства приводит к росту качества продукции, сокращению издержек, технологическому развитию.

Путь зависимости. Развитие фирмы ограничивается за счет формирования технологического вектора, который создается за счет накопленных знаний.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные теории, можно выделить ряд специфических черт экономического кластера.

  1. Наличие конкурентоспособных предприятий, которые обладают высокой производительностью, и большими объемами экспорта продукции и услуг.
  2. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера в виде географического положения; доступного сырья; наличия квалифицированной рабочей силы,, специализированных учебных заведений, а также инфраструктуры.
  3. Географическая концентрация и близость предприятий, что дает высокую специализацию и активное взаимодействие.
  4. Широкий набор участников и наличие «критической массы», которые заключаются в наличии высокой занятости на предприятиях кластера.
  5. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров, имеющие вид формальных и партнерских отношений между компаниями, учебными заведениями, органами власти.

В научной литературе также выделяется типология кластеров и виды кластеров. Так можно выделить три вида экономических кластеров: региональный, отраслевой и промышленный.

Региональный кластер, представляет собой совокупность фирм в рамках отдельного региона, где синергетический эффект достигается за счет взаимодействия фирм на основе конкурентно-партнерских отношений.

Отраслевой кластер характеризуется как неформальное объединение компаний в кластер на основе кооперационных и конкурентных связей. Соответственно важнейшим объединяющим фактором в кластере является функционирование предприятий в рамках одной отрасли, что дает синергетический эффект. Также эффект кооперации в отраслевом кластере превалирует над эффектом конкуренции.

Промышленный кластер выстроен на основе конкуренции внутри сектора экономики. У этого кластера широкие границы, которые могут распространятся на несколько регионов или всю страну. Фирмы в рамках такого кластера получают преимущества за счет общего рынка труда и факторов производства.

Если рассматривать эффекты от создания кластеров, то они обеспечивают стабильный экономический рост за счет увеличения масштабов деятельности, повышения эффективности, увеличения объемов и специализации производства. Кластеры укрепляют связи между основными экономическими субъектами, организуя тем самым широкую сеть взаимосвязанных предприятий. В ходе создания кластеров происходит оптимизация потоков информации, капитала, ресурсов, рабочей силы. Наличие научно-образовательных структур позволяет создавать и внедрять инновации и технологические новинки.

Таким образом кластерные образования есть сбалансированный механизм развития не только фирм и предприятий, входящих в кластерное образование, но и региона в котором они расположены.

Литература:

  1. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983. 416 с.
  2. Быкова А. А. Проблематика формирования инновационных кластеров // Инновационная экономика. 2009. № 8. С.39–45.
  3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2000, С. 81.
  4. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. — М.: Мысль, 1969. — 335с.
  5. Портер М. Конкуренция.– М.: Вильямс, 2005. — 608 с.
  6. Rosenfeld S. A. (1997) Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. — № 5. — Р.3–23.
  7. Van den Berg L., Braun E., van Winden W. Growth clusters in European cities: an integral approach // Urban Studies. — 2001.– Vol. 38, iss. 1 –Р. 185–205
  8. Янг Л. Е. Технопарки и кластеры фирм. К., 1995. С. 127.
  9. Марков Л. С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сб. науч. тр. / под ред. В. Е. Селиверстова, В. М. Марковой, Е. С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 1.С. 102–123.
  10. Bergman, E. M., & Feser, E. J. (1999). Industrial and regional clusters concepts and comparative applications. Morgantown, W, Va: Regional Research Institute, West Virginia University [Электронный ресурс] // Powered by Pure, Scopus & Elsevier Fingerprint Engine. — 01.11.2011. — URL: https://experts.illinois.edu/en/publications/industrial-and-regional-clusters-concepts-and-comparative-applica
Основные термины (генерируются автоматически): кластер, синергетический эффект, экономический кластер, обмен товарами, создание кластеров, развитие кластера, предприятие кластера, региональная экономика, отраслевой кластер, наличие.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос