Проблема зависимости и религиозной зависимости в частности, представляется актуальной в современном мире. В то время как личность религиозного аддикта изучена слабо и представляет интерес в современной науке. Теоретические данные о влияние фигуры отца на возникновение зависимости подтверждают сам факт влияния и стимулируют поиск дополнительных сведений о данном явлении.
Ключевые слова: образ отца, религиозная аддикция, зависимость, зависимое поведение
Мы часто слышим о том, что человек — существо социальное и воспитывает его то окружение, в котором он растёт, развивается и крепнет. Самые близкие лица, участвующие в процессе формирования личности, — это родители ребёнка. Таким образом, мама и папа, их поведение и образ жизни сильно влияют на течение психологического развития ребёнка.
Проведенные Ю. Е. Водяха, Н. Н. Ежовой, В. Д. Еремеевой, А. Р. Михеевой исследования указывают на влияние образа отца на процесс формирования индивидуальных черт ребенка, на его физическое и психическое здоровье, на то, что образ отца служит источником развития личности [1, 2, 3, 6].По мнению Ю. Е. Водяха невозможность получить внимание со стороны родителей, неудовлетворение потребностей, развитие в неоптимальном стиле семейного воспитания, может послужить причиной развития зависимости и стремление компенсировать неудовлетворенные потребности за счет алкоголя, либо тех или иных навязчивых действий, компенсирующих данную потерю. У таких детей увеличивается риск неблагоприятных последствий при возникновении сложных жизненных обстоятельств, возникновение трудностей в социальной сфере и подверженность воздействиям со стороны [1].
Проблема образа отца в свою очередь носит комплексный характер, и тесную связь с темой семьи, тех традиций, которые в ней приняты, современными принципами воспитания, культурой семьи или же отсутствием данных понятий вовсе.
В понятие «образа отца» или «образа родителя» разные авторы вкладывают разное значение, определяя его в качестве восприятия ребенком разности психологических качеств у своего отца и матери, которые в будущем определяют процесс развертывания его личности» [3].
А. А. Соловьева же выделяла такие аспекты в представлении и восприятии ребенком подросткового возраста своих родителей как: «образ реального родителя» — то как подросток представляет своего родителя, «образ идеального родителя» — то как подросток представляет своего идеального, желаемого родителя, «образ себя как родителя» — то как подросток представляет себя в роли родителя, каким родителем он будет. [2].
Одним из недавних исследований в области образа отца является труд О. Г. Калины. Который определил, что образ отца является важной структурой, участвующей в психическом развитии человека, начало формирования которой происходит с момента рождения ребёнка, а в дальнейшем осуществляется подвергаясь воздействию разнообразных внутренних (половозрастных и ситуативных проекций, фантазий) и внешних (коммуникаций со значимым близким, культуральных стереотипов, непосредственных взаимодействий с отцом) факторов. [4].
Проблема религиозной аддикции в наше время становится всё более актуальной, что связано с широким распространением в России нетрадиционных религиозных организаций. На 1 января 2015 года число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации составило 27496. Большая часть из них приходится на нетрадиционные или же отмежевавшиеся от традиционных (основных) конфессий. Согласно неофициальным данным, более 4000000 человек, по большей части молодого возраста входят в состав различных нетрадиционных религиозных организаций на территории Российской Федерации.
Проблема религиозной аддикции имеет широкое развитие и распространение в связи с растущим количеством разнообразных религиозных организаций традиционного и нетрадиционного характера и может развиваться в чертах любой конфессии.
Зависимость от религиозной конфессии (официальной религиозной организации или секты) описывается верой в высшую мистическую силу, которая проявляется как неадекватный способ решения внутренних проблем, уводящий от реальности; как следствие желания обретения уверенности в себе, обретая мудрого «покровителя»; как отказ от ответственности за всё что происходит в жизни аддикта; как полное или частичное отчуждение от общения с близкими, друзьями и лицами противоположного пола; как утрата интереса к прежним делам и увлечениям, в сочетании с резкой переоценкой ценностей и изменением в мировоззрении человека; как формальное отношение к учебе или работе, полный отказ от них, в результате погружения в духовную жизнь, когда аддикт большую часть своего времени посвящает деятельности в общине; как неожиданное изменение привычной жизни (аддикт может перестать читать газеты, журналы, книги, не интересуется событиями происходящими за пределами религиозной организации, не смотрит и не слушает передачи нерелигиозного содержания, слепо следует правилам и предписаниям, продиктованным религиозным учением; как аскеза (добровольный отказ от привычного режима питания, систематическое недоедание, ограничение сна, пренебрежительное отношение к здоровью, внешнему виду и обретению материального благосостояния); как изменение в поведении (уменьшается чувство юмора, происходят изменения в эмоциях, мимике, голосе аддикта в сторону более спокойного и ровного состояния); Сверхценными идеями в свою очередь называют полную убежденность в правильности вновь приобретённого мировоззрения, чувство безграничного доверия к религиозной организации и идеализация её лидера [5].
Несмотря на то, что различные формы зависимости вызывают всё более растущий интерес исследователей, личностные особенности лиц, склонных к религиозной аддикции и в частности образ отца у людей с религиозной аддикцией всё ещё остаются недостаточно проработанными современной наукой. Вопросы причин возникновения религиозной аддикции и её развития не могут быть решены, без учёта особенностей личности религиозного аддикта.
В свою очередь мы провели эмпирическое исследование, где был рассмотрен образ отца у людей с религиозной аддикцией и у лиц, не относящих себя к какой-либо религиозной конфессии, как феномен отражения реального отца. Анализ литературы показал, что репрезентация отца формируется под влиянием факторов непосредственного взаимодействия отца с ребенком, информации об отце, получаемой от других лиц, а также проекций и фантазий ребенка, наделяющих образ отца богатым содержанием. Образ отца, основанный на реальных взаимоотношениях, может способствовать возникновению зависимого поведения, а может являться следствием искаженного восприятия действительности.
В исследовании приняло участие 60 человек, 30 из которых уже более 5 лет являются членами Международного Общества Сознания Кришны в г. Владивостоке и 30 человек, не относят себя к какой-либо религиозной организации. Испытуемым были предложены методики, результаты прохождения которых позволили нам сделать некоторые выводы относительно особенностей образа отца в двух этих группах.
Исследование образа отца было проведено с учетом формального и психического содержания. Подобный учет содержания позволил рассмотреть предмет исследования максимально объективно, а также дал возможность объединить данные теоретического и эмпирического анализа.
Согласно анкетному опросу, люди, не относящие себя к какой-либо религиозной конфессии чаще отмечают факт того, что отец принимал активное участие в их воспитании, в то время как испытуемые с религиозной аддикцией, в большинстве случаев отметили, что родителем, ответственным за их воспитание была мать, (иногда так же отмечалась роль бабушки и старшего брата).
Общая склонность к зависимому поведению в группе лиц, не относящих себя к какой-либо религиозной конфессии несколько выше, нежели чем в группе лиц, склонных к религиозной аддикции. Таким образом можно сделать вывод, что люди состоящие в данной религиозной организации ведут здоровый образ жизни, свободный от различных видов зависимостей, как химических, так и поведенческих, таких как игромания и зависимость от сексуальных отношений. Единственная привязанность, выявленная в нашем исследовании — это склонность к познанию истины, духовная практика и зависимость от сообщества единомышленников, идущих по тому же пути.
Как в группе религиозных людей, так и в контрольной группе испытуемые приписывают отцу положительные качества, однако лица, не относящие себя к той или иной религиозной конфессии, в большинстве случаев выделили данные качества как соответствующие образу реального родителя, в то время как люди, склонные к религиозной аддикции описали наиболее значимые качества идеального родителя, которые лишь незначительно соответствуют образу их реального отца.
В соответствии с результатами, полученными в данном исследовании образ отца воспринимается людьми с религиозной аддикцией, как носителя следующих качеств: любовь, ответственность, духовность. Для них в образе отца важно умение показывать ребёнку свою любовь, с ответственностью и умом подходить к своим родительским обязанностям. Под термином духовность мы объединили такие отцовские качества, выделенные испытуемыми, как вера, самосознание, преданность Богу, понимание смысла жизни и религиозность.
В контрольной группе испытуемые воспринимают отца носителем следующих качеств: любящий, заботливый, добрый, а так же сильный и терпеливый. По их мнению, отец должен реализовать себя в деятельности по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка.
Полученные данные позволят расширить характеристику образа родителей у людей с религиозной зависимостью. Также эти данные позволят обнаружить специфику образа отца у зависимых и независимых групп респондентов.
Данное описание личностных особенностей фигуры отца способствует углубленному понимаю свойств отражения индивидом своего отца, центральной фигурой в жизни каждого. Из этого следует предположение, что имеющиеся схемы восприятия могут быть перенесены на других окружающих и на самого себя, вследствие идентификации, что в последствие усложняет социальное взаимодействие и приводит к снижению доверия к окружающим, умения заботится и снижению продуктивной деятельности.
Изучение личностных особенностей людей с религиозной аддикцией является не достаточно разработанной в научной литературе темой и заслуживает особенного внимания исследователей.
Полученные в ходе исследования данные позволяют расширить теоретические знания о феномене зависимого поведения, в частности религиозной зависимости, так же позволяют рассматривать их в качестве дополнения диагностики зависимого поведения. Возможно применение полученных данных в построении терапевтической модели, согласно которой можно повлиять на религиозную зависимость посредством воздействия на образ отца у лиц с данным типом аддикции.
Литература:
1. Водяха Ю. Е. Сравнительный анализ образа отца и образа матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 1. С. 119–123.
2. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 314 с.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира: Нейропсихологи — учителям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — М.: Линка-Пресс, 2008. — 184 с.
4. Калина О. Г., Холмогорова А. Б.. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований). // Семейная психология и семейная терапия, 2006.- № 1.- С. 87–100.
5. Лозовая Г. В. Признаки нефармакологических зависимостей // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 30-й научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2003. — 20с.
6. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и де- мографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск, 2011. — 74 с.