Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Горюшкин Е. И., Микрюкова Е. Ю. Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 447-449. — URL https://moluch.ru/archive/135/37861/ (дата обращения: 19.10.2018).



Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Показана роль информационных технологий, ориентированных на оптимальное управление ходом учебного процесса во всех его проявлениях: в аудиторной, научно-исследовательской и самостоятельной работе студентов младших курсов, учебно-методическом обеспечении предметов, сборе и анализе информации об успеваемости студентов и уровне преподавании.

Ключевые слова: технологии обучения, компрессивное обучение, модульное обучение, информационные технологии

На сегодняшний день современное общество выдвигает ряд новых требований к системе высшего образования: «возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен» [6; с. 107].

Современную организацию образовательного процесса необходимо рассматривать как непрерывный интеграционный процесс, направленный на освоение студентом различных способов активной познавательной деятельности, на обеспечение возможностей самораскрытия.

Профессиональная подготовка будущих специалистов, на наш взгляд, должна осуществляется при помощи специально разработанной технологии обучения, в структуру которой необходимо включить такие компоненты как: предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала; мотивация и организация образовательной деятельности студентов; действие средств обучения; контроль качества усвоения материала.

Анализ научных источников показал, что в педагогике под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека [2]. Говоря другими словами, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. Преподаватель не просто обучает учащихся, но и выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся [8].

Мы придерживаемся понимания технологии обучения как процесса проектирования на практике целостной дидактической системы. В проекте реализации дидактической системы должны быть технологично заданы цели обучения, структурно представлены содержание, логика применения методов обучения в рамках конкретной организационной формы и способа взаимодействия субъектов учебного процесса, определена последовательность оценки результатов усвоения учебной информации с набором методического инструментария в рамках конкретной формы контроля [7; с. 107].

В рамках изучения дисциплины «Современные информационные технологии» уместно говорить о введении такого понятия, как компрессивное обучение. Мы придерживаемся определения Добрицы и Садыковой, согласно которому «под компрессивным обучением понимается технология, позволяющая за ограниченное время усвоить значительный объём материала и которая включает в себя комплексное использование таких направлений как развитие памяти, внимания, технику быстрого чтения, умения анализировать текст, устанавливать взаимосвязи между понятиями, выделять новую смысловую информацию и необходимый для изучения материал, умелое использование информационных систем, технических и информационных средств обучения» [4, с. 17].

Технология компрессивного обучения включает в себя: мотивацию к обучению; обеспечение индивидуальной учебно-познавательной деятельности мыслительного типа; самоконтроль и сотрудничество субъектов процесса обучения; направленную деятельность преподавателя на максимально полное раскрытие потенциала студента; дидактическое управление познавательной деятельностью; прямую оперативную консультативную помощь; рассредоточенный оперативный и текущий контроль; планирование и организационное управление.

Для того чтобы реализовать данную технологию, необходимо предварительно подготовить и разработать методическое и технологическое обеспечение ее реализации.

Структура технологии компрессивного обучения должна включать в себя такие основные компонентов, как: предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (примером этого компонента является тестирование первокурсников в начале семестра для составления представлений об общей подготовленности группы); мотивация и организация учебнойдеятельности студентов, которая представляет собой одно из ведущих направлений работы преподавателя; действие средств обучения (этот этап и является процессом обучения, который осуществляется через взаимодействие студентов со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала первокурсником при взаимодействии не с преподавателем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения); контроль качества усвоения материала (в технологии компрессивного обучения компоненты организации деятельности и контроля равнозначны: это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока, при этом недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению эффективности технологии и увеличению необходимого для обучения времени) [5].

Мы исходим из того, что основой образовательного процесса является использование таких технологий, которые в полной мере позволили бы индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, помогали бы в усвоении учебного материала, создавали бы условия для творческого саморазвития и самовыражения [1; с. 76].

Важную роль в этом вопросе играет теория модульного обучения, базирующаяся на принципах: выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности [5].

В соответствии с этим учебный материал по заданной дисциплине конструируется таким образом, чтобы он был представлен определённым законченным блоком, который обеспечивал бы достижение каждым первокурсником поставленных перед ним дидактических целей. В качестве основных компонентов модуля мы выделяем:

а. цель и ожидаемые результаты (знания, умения, навыки, профессиональные компетенции);

б. учебное содержание, доступное для эффективного усвоения студентами (техническое и методическое оснащение образовательного процесса);

в. организационные формы и виды деятельности, методическое руководство по достижению дидактических целей.

г. виды и формы контролирующей деятельности, критерии оценивания.

Для каждого модуля рассматриваемой дисциплины «Современные информационные технологии» нами были разработаны учебно-методические комплексы, находящиеся в открытом доступе на сервере университета в электронном варианте и включающие в себя: учебно-методические пособия, разработанные автором; график учебного процесса; тестовый материал; тезаурус основных понятий и определений [3].

Особую роль в процессе обучения приобретают информационные технологии, ориентированные на оптимальное управление ходом учебного процесса во всех его проявлениях: в аудиторной, научно-исследовательской и самостоятельной работе студентов, учебно-методическом обеспечении предметов, сборе и анализе информации об успеваемости студентов и уровне преподавания.

Анализ теории и практики позволяет утверждать, что успешное протекание образовательного процесса во многом зависит от умелого использования разнообразных форм его организации. Применительно к изучению дисциплины «Современные информационные технологии» это предполагает процесс действенного соединения коллективных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности студентов в единое целое, в основе которого лежит использование возможностей информационных технологий.

Научное обоснование предлагаемой технологии компрессивного обучения предполагает учет того, что для каждой личности свойственно стремление развиваться в индивидуальном темпе и условиях. Необходимо дать студенту возможность самостоятельно выбирать форму организации своей деятельности, индивидуальную или коллективную, постепенно продвигаясь от репродуктивных форм к продуктивным и творческим.

Использование технологии компрессивного обучения позволило нам создать наиболее благоприятные условия для формирования у студентов глубоких систематизированных знаний, максимально пригодных для их дальнейшего применения в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. — М.: МГУ, 2007. — 148 с.
  2. Бордовская Н. В., Даринская Л. А., Костромина С. Н. Современные образовательные технологии. — М.: Кнорус, 2011. — 269 с.
  3. Горюшкин Е. И., Андрухова Е. С. Использование прикладных информационных технологий в процессе обучения информатике будущих медработников (тезисы сообщ. науч.-практич. конф.) // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии (ИТСиТ-2015): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово; Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева. — Кемерово, 2015. — [Электронное издание].
  4. Добрица В. П., Садыкова А. Ж. К вопросу о необходимости компрессионных методов обучения [текст] // Качество школьного образования: состояние, тенденции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (18–19 мая 2000г.), ч. 2, МОН РК, КОА им. Алтынсарина, ИОО. — Алматы, 2000. — С. 34–36.
  5. Емельянова Е. Ю. Формирование готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории у будущих журналистов (на примере изучения информационных технологий) [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Орловский государственный университет. — Орел, 2013. — 235 с.
  6. Карпенко М. П. Живые страницы истории Современной гуманитарной академии. — М.: СГУ, 2007. — 398 с.
  7. Кузовлёв В. П. Профессиональная подготовка студентов в пед. вузе [Текст]: автореф. дисс. докт. пед наук. — М., 1999. — 35 с.
  8. Самостоятельная работа студентов: метод указания / сост.: А. С. Зенкин, В. М. Кирдяев, Ф. П. Пильгаев, А. П. Лащ. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. — 35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): средство обучения, учебный материал, образовательный процесс, учебный процесс, технология обучения, обучение, процесс обучения, оптимальное управление, познавательная деятельность, модульное обучение.


Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная...

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Сущность и использование модульной технологии...

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

При модульном обучении, в первую очередь, формируются задачи обучения, затем — контроль над их усвоением, и только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить поставленные задачи.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная...

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Сущность и использование модульной технологии...

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

При модульном обучении, в первую очередь, формируются задачи обучения, затем — контроль над их усвоением, и только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить поставленные задачи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная...

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Сущность и использование модульной технологии...

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

При модульном обучении, в первую очередь, формируются задачи обучения, затем — контроль над их усвоением, и только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить поставленные задачи.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации. Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная...

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Сущность и использование модульной технологии...

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

При модульном обучении, в первую очередь, формируются задачи обучения, затем — контроль над их усвоением, и только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить поставленные задачи.

Задать вопрос