Решение задачи управления перемещением квадрокоптера вдоль координатной оси | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Глазков, Т. В. Решение задачи управления перемещением квадрокоптера вдоль координатной оси / Т. В. Глазков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37860/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается задача управления перемещением квадрокоптера вдоль координатной оси. За счет допустимых преобразований математическая модель приводится к системе из двух подсистем канонического вида. С помощью метода нелинейной стабилизации находится стабилизирующее управление. Выполнено численное моделирование замкнутой управлением системы в среде MATLAB.

Ключевые слова: стабилизирующее управление, метод нелинейной стабилизации, квадрокоптер

Квадрокоптер — беспилотный летательный аппарат с четырьмя несущими винтами, причем два винта, расположенных диагонально, вращаются в одну сторону, а остальные два — в другую. Особенность квадрокоптера состоит в том, что он имеет шесть степеней свободы (три из которых — это координаты аппарата в неподвижной системе координат, остальные три — это угловые координаты, связанные с подвижной системой координат), а управляющих параметров всего четыре — угловые скорости вращения винтов.

Математическая модель квадрокоптера (математическая модель движения твердого тела в углах Крылова) имеет следующий вид [1]:

(1)

где — масса твердого тела; — ускорение свободного падения; — матрица инерции; — координаты центра масс (в НСК); — суммарная сила тяги (по модулю) четырех винтов; — угол рыскания; — угол тангажа; — угол крена; — компоненты вектора угловой скорости (в ПСК); — суммарный момент сил.

Рассмотрим перемещение квадрокоптера вдоль одной из координатных осей НСК, например, вдоль оси Y. Считаем, что координаты по остальным осям X и Z остаются постоянными и равными нулю. Тогда, углы рыскания и тангажа , а также угловые скорости и тождественно равны нулю. В системе (1) полагаем

где — нулевой вектор-столбец. Эти условия налагают на поведение системы следующие ограничения:

(2)

а уравнения движения принимают следующий вид:

(3)

В этой системе два параметра, связанных с управлением: сила тяги винтов F и составляющая момента сил .

Для подсистемы S1 рассмотрим отклонение , где — требуемое значение на оси Y. Введем обозначения: и Подсистема S1 система канонического вида, в переменных записывается следующим образом:

Управление выберем таким образом, чтобы отклонение асимптотически стремилось к нулю:

где и — некоторые положительные константы. С другой стороны,

Из этой системы нетрудно выразить угол крена:

Для подсистемы S2 рассмотрим отклонение , где — требуемый угол крена квадрокоптера. Введем обозначение: , причем

(4)

Подсистема S2 система канонического вида, в переменных записывается следующим образом:

Управление выберем таким образом, чтобы отклонение асимптотически стремилось к нулю:

(5)

где и — некоторые положительные константы, причем

(6)

Таким образом, используя выражения (2) и (5), можно однозначно определить силу тяги винтов и составляющую момента для системы (3). Заметим, что полученные управления можно подставить и в исходную систему (1) — выражения (2) и (5) будут гарантировать перемещение квадрокоптера вдоль оси Y.

Результаты численного моделирования, выполненного в среде MATLAB, для системы (1) с управлениями (2) и (5) представлены на рис. 1–6 при следующих значениях параметров рассматриваемой системы и управления [2]:

Начальное положение квадрокоптера — , конечное — . Данная ситуация соответствует задаче перемещения аппарата вдоль оси Y.

Начальные условия:

По результатам моделирования (см. рис. 1–6) можно сделать вывод о работоспособности построенного стабилизирующего управления. Аналогично можно решить задачу перемещения квадрокоптера вдоль оси X. Заметим, что поворотом неподвижной системы координат относительно оси Z, всегда можно добиться совпадения некоторой прямолинейной траектории с осью Y.

Рис. 1. Сила тяги

Рис. 2. Составляющая момента сил

Рис. 3. Координата Y

Рис. 4. Угол крена

Рис. 5. Угловая скорость

Рис. 6. 3D-траектория квадрокоптера

Литература:

  1. Канатников А. Н., Акопян К. Р. Управление плоским движением квадрокоптера // Математика и математическое моделирование. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Электрон. журн. 2015. № 2. С. 23–36. DOI: 10.7463/mathm.0215.0789477
  2. Tayebi A., McGilvray S. Attitude stabilization of four-rotor aerial robot // 43rd IEEE Conference on Decision and Control. 2004. Vol.2. P. 1216–1221
Основные термины (генерируются автоматически): MATLAB, канонический вид, ось, система, угол крена, математическая модель, нелинейная стабилизация, неподвижная система координат, твердое тело, угловая скорость.


Ключевые слова

квадрокоптер, стабилизирующее управление, метод нелинейной стабилизации

Похожие статьи

Разработка системы управления асинхронным электродвигателем и исследование режимов его работы

В статье приводятся результаты моделирования в среде MATLAB системы векторного управления (СВУ) асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором (АДКР) в режиме регулирования скорости.

Управление движением манипулятора в пространстве координат инструмента

В статье исследуется кинематическое управление манипулятора по программному движению его инструмента. Рассматривается метод планирования траектории в пространстве обобщенных координат. Строится программная траектория движения манипулятора на основе п...

Методика расчета максимального момента и частоты вращения вала редуктора для платформы с 6 степенями свободы с помощью программного комплекса MATLAB

Получены размеры звеньев манипулятора с помощью составленных для данного механизма функций расчета обратной кинематики. Определены исходные данные в системе MATLAB для дальнейшего подбора редуктора (червячного) с использованием метода, базирующегося ...

Кинематическое управление шестиногим шагающим роботом

В данной работе строится кинематическая модель шестиногого робота, рассматривается обратная задача кинематики построенной модели в двух формах: аналитической и численной. Затем решается задача генерации походки в случае движения по ровной поверхности...

Исследование методов настройки ПИД-регулятора для систем с малыми постоянными времени

В работе описывается исследование системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время настройка параметров системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя...

Инверсная кинематика в системах захвата движения: алгоритм циклического покоординатного спуска и Qualisys Inverse Kinematics

В данной работе изучается реализация двух алгоритмов инверсной кинематики, использующиеся в системах захвата движения. На примере верхней конечности описывается решение прямой и инверсной задач кинематики в 2D пространстве, приводится пример из лабор...

Регулирование состояний полета квадрокоптера на базе корректирующего ПД-регулятора

В статье рассматривается метод синтеза регулятора для управления углами поворота квадрокоптера, при помощи программного пакета Matlab.

Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики

В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...

(ОТОЗВАНА) Расчет параметров ПИД-регулятора на основе метода локализации

Рассмотрена задача управления объектом второго порядка с нестационарными параметрами и действующими возмущениями с помощью типового регулятора. Предложена процедура расчета параметров робастного ПИД-регулятора, основанная на методе локализации. Получ...

Система управления мобильным медицинским роботом

Эта статья повещена разработке системы управления колесным мобильным роботом, предназначенным для обслуживания больниц. Рассмотрены аппаратные средства и программное обеспечение, необходимые для движения по сложной траектории и точного позиционирован...

Похожие статьи

Разработка системы управления асинхронным электродвигателем и исследование режимов его работы

В статье приводятся результаты моделирования в среде MATLAB системы векторного управления (СВУ) асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором (АДКР) в режиме регулирования скорости.

Управление движением манипулятора в пространстве координат инструмента

В статье исследуется кинематическое управление манипулятора по программному движению его инструмента. Рассматривается метод планирования траектории в пространстве обобщенных координат. Строится программная траектория движения манипулятора на основе п...

Методика расчета максимального момента и частоты вращения вала редуктора для платформы с 6 степенями свободы с помощью программного комплекса MATLAB

Получены размеры звеньев манипулятора с помощью составленных для данного механизма функций расчета обратной кинематики. Определены исходные данные в системе MATLAB для дальнейшего подбора редуктора (червячного) с использованием метода, базирующегося ...

Кинематическое управление шестиногим шагающим роботом

В данной работе строится кинематическая модель шестиногого робота, рассматривается обратная задача кинематики построенной модели в двух формах: аналитической и численной. Затем решается задача генерации походки в случае движения по ровной поверхности...

Исследование методов настройки ПИД-регулятора для систем с малыми постоянными времени

В работе описывается исследование системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время настройка параметров системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя...

Инверсная кинематика в системах захвата движения: алгоритм циклического покоординатного спуска и Qualisys Inverse Kinematics

В данной работе изучается реализация двух алгоритмов инверсной кинематики, использующиеся в системах захвата движения. На примере верхней конечности описывается решение прямой и инверсной задач кинематики в 2D пространстве, приводится пример из лабор...

Регулирование состояний полета квадрокоптера на базе корректирующего ПД-регулятора

В статье рассматривается метод синтеза регулятора для управления углами поворота квадрокоптера, при помощи программного пакета Matlab.

Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики

В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...

(ОТОЗВАНА) Расчет параметров ПИД-регулятора на основе метода локализации

Рассмотрена задача управления объектом второго порядка с нестационарными параметрами и действующими возмущениями с помощью типового регулятора. Предложена процедура расчета параметров робастного ПИД-регулятора, основанная на методе локализации. Получ...

Система управления мобильным медицинским роботом

Эта статья повещена разработке системы управления колесным мобильным роботом, предназначенным для обслуживания больниц. Рассмотрены аппаратные средства и программное обеспечение, необходимые для движения по сложной траектории и точного позиционирован...

Задать вопрос