В целях оздоровления условий труда диспетчеров разработаны мероприятия: рационализация режима труда и отдыха с увеличением двигательной активности, применение спецодежды из натуральных хлопчатобумажных тканей; использование в процессе уборки в помещениях диспетчерских антистатистических препаратов; использование кондиционеров для обеспечения необходимых микроклиматических условий; оборудование комнаты психофизиологической разгрузки и обучение диспетчеров методам аутогенной тренировки.
Ключевые слова: гигиена труда, железная дорога, поездные диспетчера, условия труда, вредные факторы, оздоровительные мероприятия.
For improvement of working conditions of dispatchers actions are developed: rationalization of a work-rest schedule with augmentation of a physical activity, use of overalls from natural cotton tissues; use in the course of cleaning in rooms of dispatching anti-statistical drugs; use of conditioners for providing necessary microclimatic conditions; equipment of the room of psychophysiological unloading and training of dispatchers in methods of an autogenic training.
Keywords: occupational health, railroad, dispatchers of trains, working conditions, harmful factors, recreational actions.
В настоящее время для обеспечения безопасности движения поездов в диспетчерском центре используются компьютеры, видеодисплейные терминалы и другая оргтехника, которые в очередной раз подчёркивают возрастание удельного веса умственного и нервно-напряжённого труда. Научно-технический прогресс, всеобщая компьютеризация, комплексная механизация и автоматизация производства вносят существенные изменения не только в условия труда, но и в характер, и содержание трудового процесса, что создаёт предпосылки для роста производительности труда, повышения эффективности производства [1, 2, 3].
Внедрение в современных диспетчерских центрах новой техники и технологии, компьютеров, видеодисплейных терминалов и оборудования, приводит к увеличению производительности труда, к его облегчению, но при этом формирует различные производственные факторы. Вместе с тем сохраняется и даже усугубляется реальность воздействия на организм работников всего комплекса неблагоприятных условий труда [4].
В связи с этим на первый план выходят задачи по разработке системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития переутомления, нервно-эмоциональных стрессов, на снижение риска профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости в сложных производственных условиях, при наличии множества других профессиональных групп работающих железной дороги, различающихся по характеру труда, тяжести и напряжённости трудового процесса. Целью изучения условий труда диспетчеров Государственной Акционерной Железнодорожной Компании (ГАЖК) «Ўзбекистон темир йўллари», использующих в работе компьютерную технику, является разработка оздоровительных мероприятий и в конечном итоге обеспечение безаварийной перевозки пассажиров и грузов по железной дороге.
Материалы иметоды исследования
Исследования проводились в Едином диспетчерском центре (ЕДЦ) при Государственной Акционерной Железнодорожной Компании (ГАЖК) «Ўзбекистон темир йўллари», часть из которых была выполнена совместно с лабораториями Центральной санитарно-эпидемиологической станции ГАЖК. Исследования проводились в Едином диспетчерском центре на рабочих местах диспетчеров, осуществляющих управление движением поездов по всей железной дороге Республики Узбекистан.
Результаты иобсуждение
В работе ЕДЦ широко используется современная компьютерная техника (КТ) и вся сложность и ответственность работы при этом возложена на диспетчера железной дороги, поэтому особое внимание требует изучение влияния вредных производственных факторов в целях разработки оздоровительных мероприятий. Для проведения данной работы нами была изучена напряженность электростатических полей (ЭП) на основных рабочих местах. Было установлено, что 80 % рабочего времени диспетчера связано с работой КТ, при этом на каждом рабочем месте установлено от трёх до пяти дисплейных терминала, основная функция которых в отображении положения парков и путей станций, перегонов обслуживаемого участка, для управления сигналами и стрелками при организации пропуска поездов. Диспетчер одновременно наблюдает за многими изменяющимися во времени процессами. Такая работа требует мгновенного переключения внимания и быстрой подачи команд дежурным и машинистам тепловозов. Минимальное отклонение от разработанного плана или графика, непредвиденные неполадки могут вызвать аварийную ситуацию на железной дороге. Проведенные инструментальные исследования показали, что напряженность электростатических полей на расстоянии 50 см вокруг поверхностей видеомонитора по электрической составляющей в диапазоне 5 Гц-2кГц составляла от 12 до 21 В/м (при предельно-допустимом уровне по СанПиН № 0224–07 не более 25 В/м); в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц; 1,1–2,1 В/м (при ПДУ не более 2,5 В/м). Напряженность ЭП на расстоянии 50 см вокруг поверхности видеомонитора по магнитной составляющей в диапазоне частот 5 Гц-400 Гц составляла 2–3 А/м (при ПДУ не более 5 А/м). Напряженность электростатических полей на рабочих местах диспетчеров не превышала 20 кВ/м (в пределах ПДУ).
Вывод
В целях оздоровления условий труда диспетчеров разработаны мероприятия: рационализация режима труда и отдыха с увеличением их двигательной активности путем проведения во время дополнительных перерывов комплекса физических упражнений; применение спецодежды из натуральных хлопчатобумажных тканей; использование в процессе уборки в помещениях диспетчерских антистатистических препаратов; использование кондиционеров для обеспечения необходимых микроклиматических условий; оборудование комнаты психофизиологической разгрузки и обучение диспетчеров методам аутогенной тренировки.
Литература:
- Кривуля С. Д. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте // Железнодорожная медицина: материалы международной конференции. — М., 2003. — № 6. — С. 20–21.
- Нерсесян JI. C. Вопросы психологии в области безопасности движения поездов // Железнодорожная медицина: материалы международной конференции. — М., 2004. — № 7. — С. 88–89.
- Панасовская Л. C. Методико-профилактическое обеспечение оптимизации труда дорожных диспетчеров: методические рекомендации 7.7.2–01112149–002–00. — Донецк, 2000. — 13 с.
- Феоктистов В. П. Безопасность на железнодорожном транспорте как функция надежности технических средств и управления ими // Ж.-д. трансп. за рубежом. — Серия II. — 2002. — Вып. 4. — С. 14–16.