Рекламные тексты как средство обучения и воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 05.01.2017

Статья просмотрена: 1126 раз

Библиографическое описание:

Фролова, А. Г. Рекламные тексты как средство обучения и воспитания школьников / А. Г. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 554-556. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37807/ (дата обращения: 22.11.2024).



Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что реклама проникла во все сферы жизни людей. Назначение рекламы в современном обществе многогранно. Это — прямое влияние на стимуляцию потребительского спроса на товары и услуги в условиях рыночной конкуренции — коммерческая реклама, пропаганда взглядов, мнений, идей — политическая, социальная реклама, призыв к освоению тех или иных культурных ценностей — социокультурная реклама. Реклама является ярким фактором воздействия на человека, связующим звеном между личностью и культурой общества. Реклама, как один из наиболее мощных рычагов массовой культуры, не должна игнорироваться педагогической наукой.

Объектом изучения в данной научной работе являются рекламные тексты Брянска и Брянской области. Цель работы — доказать, что рекламные тексты Брянска и Брянской области могут служить средством обучения и воспитания школьников на уроках русского языка в среднем звене.

Родной язык является каналом социализации личности. Работа с текстами рекламы актуальна на сегодняшний день, в практике учителя русского языка такой вид работы вполне может стать востребованным, ведь он обеспечивает эффективность овладения учеником важнейшими метапредметными умениями и универсальными способами деятельности, повышает качество лингвистической подготовки обучающихся, а также учит их жить и развиваться в условиях активной информационной среды. [6, с. 8] В ходе работы с текстами рекламы происходит формирование коммуникативных, личностных, познавательных, а также регулятивных универсальных учебных умений. [6, с. 10]

В 5–6 классах на уроках русского языка изучается лексикология. Лексикология — раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка и всю лексическую систему языка. Например, в 6 классе раздел называется «Лексика. Фразеология. Развитие речи»; в раздел включены темы «Устаревшая и новая лексика», «Заимствования», «Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления», «Фразеология». [5, с. 181] В рекламных текстах содержится очень много заимствованной лексики, поскольку реклама как инструмент маркетинга активно внедряет в поведение и быт новые явления, ценности, модели поведения, что с неизбежностью предполагает заимствования их наименований. [8, с. 38] Например: «Любуйтесь видом цветущих садов из своей витражной (из фр. яз.) террасы (из нем. яз.)» (Экологичный жилой комплекс «Вишневый сад», печатная реклама(рекламный проспект) Этим можно пользоваться при изучении в школьном курсе темы «Заимствованная лексика». Учащимся может быть дано задание найти в подобном тексте заимствованные слова и определить их происхождение, пользуясь при этом этимологическим словарём.

Морфология — раздел языкознания, изучающий систему частей речи в языке и грамматические признаки слов различных частей речи. Раздел носит название «Морфология. Орфография. Культура речи». В 5 классе в этом разделе изучаются, к примеру, такие категории имён существительных как собственность и нарицательность. [5, с. 263] Опираясь на рекламный текст можно проводить работу по обучению учеников теме «Имена существительные собственные и нарицательные», так как в рекламе очень часто используются имена собственные (в основном названия фирм). Это поможет учащимся заметить, чем отличаются имена нарицательные от имён собственных на письме.

Также материалы рекламы подойдут для изучения в 6 классе разрядов такой части речи, как местоимение. В рекламных текстах зачастую встречается очень большое количество местоимений, в частности личных и притяжательных. Это один из способов персонификации рекламы, использование таких местоимений делает рекламу более доверительной, помогает ей выйти из состояния анонимности. [3, с. 284] Например: «Если вы из числа думающих родителей, то ваш выбор — студия творческого развития для детей и взрослых «Семейные затеи». (Студия творческого развития для детей и взрослых «Семейные затеи», реклама в прессе (Журнал «Fashion Look»)

Рекламные тексты можно использовать также при изучении наклонений глагола. В рекламу обычно включают много глагольных форм, чтобы текст был динамичным и читаемым. Зачастую в рекламе (особенно молодёжной) используется глагол в повелительном наклонении в форме второго лица единственного числа, очень хорошо запоминающейся. [3, с. 326] Например: «Отметь Новогодние праздники в «Бристоле» и проникнись атмосферой кино!» (Гостинично-развлекательный комплекс «Бристоль», печатная реклама (рекламный проспект).

В 8–9 классах рекламные тексты можно использовать для обучения синтаксису. Например, при изучении односоставных предложений: в них содержится множество примеров определённо-личных предложений: «Хочешь, чтобы дети шли в ногу со временем, росли образованными и грамотными?» (Курсы иностранных языков «Толмач», печатная реклама (рекламный проспект); обобщенно-личных предложений: «Аромат итальянской кухни не спутаешь ни с каким другим».(Итальянский ресторан «Di Marko», печатная реклама (журнал «Fashion Look»); назывных предложений: «Креативные идеи, современные образы, стильный интерьер» («Korotina Beauty Studio», реклама в прессе (журнал «Fashion Look»).

Так как урок русского языка характеризуется единством дидактической цели, рекламные тексты играют большую роль не только в осуществлении целей обучения, т. е. для непосредственного изучения разделов языкознания на уроках, но и в воспитании школьников. Воспитательными целями урока русского языка могут быть: развитие эстетических представлений и художественного вкуса, воспитание уважения к своей Родине, воспитание гуманизма и любви к прекрасному, развитие у школьников коммуникативной культуры и т. д. [2, с. 235]

Несмотря на то, что коммерческая реклама главным образом нацелена на продвижение на рыке товара или услуги, это уже давно не просто сухой текст, лишённый образности. Немаловажной особенностью коммерческой рекламы как вида социального действия, подчеркивающей ее социально значимый характер, является ее способность воздействовать на общество путем внедрения в массовое сознание определённой системы ценностей, отвечающей принципам определенной установленной в социуме идеологии [1, с. 57]. Особенно сильно масскультурные установки воздействуют на школьников-подростков, что напрямую связано с психологическими особенностями подросткового возраста. Индивидуальное сознание у представителей данной категории учащихся является менее защищенным от воздействия как позитивных, так и негативных факторов массовой культуры, в структуре которой ярко выделяется феномен рекламы. [7, с. 41] Воспитывать уважение подрастающего поколения к своему родному краю можно на примере текстов Брянской рекламы. Например, реклама «Брянского молочного комбината» несёт в себе патриотический подтекст: «Меня зовут Влада Коваль. Я родилась в Брянске. В свои 14 лет я выиграла уже несколько международных турниров». (Продукция «Брянского молочного комбината», аудиореклама). Это коммерческая реклама, цель которой — создание спроса на продукт, но мы видим, что здесь затрагиваются и общечеловеческие ценности — любовь к родному краю, гордость за своих земляков.

Также нужно обратить внимание, что реклама торговых марок активно использует различные ценностные установки, обращаясь или к общественно-нравственным ценностям (любовь к ближнему, нравственность, справедливость и т. д.), и к индивидуально-материальным (экономия, выгода, польза и т. д.) [4, с. 37] Например, в рекламном тексте «Брянского мясокомбината» разговор об общих ценностях переходит на ценности индивидуальные и рекламируемый объект подается как «помощник» в поддержании этих традиций: «Каждый идет своим путем, но дорога у всех одна. Нас связывает не только то время, в котором живем, но и общие ценности, общие представления о порядке, красоте, любви. Мы бережно храним их и передаем из поколения в поколения. «Брянский мясокомбинат» — традиции, которые мы ценим». (ОАО «Брянский мясокомбинат», видеореклама).

В ходе данной научной работы мы выяснили, что в наши дни реклама стала неотъемлемой частью жизни, без нее трудно представить себе современные СМИ. Реклама способна выполнять почти все те задачи, что ставятся перед иным контентом в СМИ — и информировать, и образовывать, и социализировать, и развлекать. Также она оказывает огромное влияние на формирование представлений и установок аудитории и воздействует на ее поведение, особенно сильно проявляется ее влияние на подрастающее поколение. В педагогической практике реклама — один из самоценных учебных материалов, т. к. развивает у учащихся личностные качества, положительные мотивы деятельности, креативное мышление, языковое чутьё, активизирует жизненную позицию. Работа с текстом рекламы, прежде всего, повышает качество лингвистической подготовки школьников в условиях современной языковой ситуации, учит жить и развиваться в активной информационной среде. Рекламные тексты включают в своё содержание достаточно обширный фонд сведений о культуре, истории, образе жизни России и людей, её населяющих. Таким образом, работа с текстами рекламы актуальна сегодня, и в практике учителя-словесника может стать востребованной формой работы.

Литература:

  1. Ахметшина А. А. Социальные факторы и социальные функции коммерческой рекламы в современном российском обществе: диссертация кандидата социологических наук, Казань, 2009. — 191 с.
  2. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Учеб. пособие. / Е. В. Бондаревская — Ростов — на — Дону: РГПИ, 1986–361 с.
  3. Кармин А. С. Психология рекламы / А. С. Кармин. — Санкт-Петербург: ДНК, 2004. — 509 с.
  4. Катернюк А. В. Современные рекламные технологии: Коммерческая реклама: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2001. — 132 с.
  5. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  6. Павлова Т. И., Романенко О. В. Формирование нового содержания образования в процессе работы с текстом рекламы: учебно-методическое пособие. — Ростов — на — Дону, 2010. — 64 с.
  7. Смолякова Е. Е. Программа формирования субъекта учения средствами рекламных текстов при обучении русскому языку. Статья в журнале «Ученые записки Забайкальского государственного университета» / Выпуск: 6 (53) / 2013.
  8. Шатин Ю. В. Построение рекламных текстов. М. Бератор-Пресс, 2002. – 121 с.
Основные термины (генерируются автоматически): реклама, русский язык, коммерческая реклама, текст рекламы, текст, активная информационная среда, Брянская область, массовая культура, научная работа, печатная реклама.


Похожие статьи

Текст как средство развития интереса учащихся к русскому языку

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Проектная технология как средство повышения качества образования школьников

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Компьютерные технологии как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Текст как средство развития интереса учащихся к русскому языку

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Проектная технология как средство повышения качества образования школьников

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Компьютерные технологии как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Задать вопрос