Библиографическое описание:

Котлярова В. В., Люсова Е. С., Шитова Е. С. Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 574-576. — URL https://moluch.ru/archive/135/37788/ (дата обращения: 23.04.2018).



В статье развивается тема влияния компьютерных игр и компьютерной индустрии в целом на развитие мировоззрения. Также приведен анализ опроса среди людей всех возрастов, в котором респонденты высказали свою точку зрения и свое отношение к компьютерным играм.

Ключевые слова: компьютерные игры, мировоззрение, виртуальная реальность, информационные технологии, сознание, психика

В настоящее время информационные технологии используются повсеместно: в образовании, в науке, в работе, в повседневной жизни и т. д. Начиная с детского возраста рамки использования компьютерных технологий огромны. Цели использования компьютеров так же различны. Компьютер используется и как средство развлечения, и как рабочий инструмент. Компьютерные игры являются одним из самых распространенных способов отвлечься от обыденных проблем. Но являются ли они опасными для здоровья и как влияют на сознание человека? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим несколько важных аспектов.

Одной из главных характеристик жизненного мира является пространство личности. И на формирование этого пространства оказывают влияние многие факторы. В современных условиях под влиянием процессов модернизации, глобализации, виртуализации пространственные характеристики жизненного мира человека претерпевают кардинальные трансформации, которые задают качественно новые социокультурные параметры для самоопределения и самореализации личности [1].

Одним из способов самореализации личности и являются компьютерные игры. История компьютерных игр начинается в 1947 году с появлением ракетного стимулятора — развлекательного средства, прототипа современных компьютерных игр. И за чуть более чем 50 лет игровая индустрия пришла к невероятным успехам. Сейчас суммированные доходы компаний, занимающихся разработкой и продвижением индустрии составляют многие миллиарды в год. Для сравнения, компания Blizzard Entertainment, Inc (один из мировых лидеров в производстве компьютерных игр) заработала в 2014 году 1,72 млрд долл.

Аналогично в России, рынок игр оставил за собой звание самого значимого и перспективно развивающегося направления российского рынка цифрового контента в 2014–2015 гг. В 2014 году самым значительным сегментом игрового рынка в России были многопользовательские онлайн продукты, которые составили около 40 % всего рынка (в денежном выражении). Самым быстрорастущим сегментом оказались мобильные игры, совокупный среднегодовой темп роста которых составил 23 %. Этому способствует распространение смартфонов и планшетов, улучшение их функционала, а также расширение покрытия 3G и 4G (LTE) [2].

Как мы видим, эта огромнейшая индустрия получает прибыль не меньшую, чем в любой другой сфере. При этом она так же развивается и прогрессирует: создаются различного рода технологии (например, очки виртуальной реальности), позволяющие изучать границы человеческого сознания; создаются программы по обучению через игровой процесс людей с отклонениями в развитии и т. д.

Но в каждой индустрии есть свои недостатки и в данном случае сложный в анализе недостаток связан с влиянием компьютерных игр на психику и сознание. Проблема влияния игры на структурные и содержательные характеристики личности является самой главной, по мнению ряда ученых. Игровая реальность является важным фактором формирования личности в современной культуре, так как многие аспекты культуры в настоящее время приобретают форму игры.

В эпоху информатизации, в XXI веке, традиционные конфликты переместились с материального пространства в принципиально новый — информационный (киберпространство), в котором манипулятивные технологии приобретают все более широкое применение. Благодаря им ведутся информационные войны, уничтожаются оппоненты, осуществляется влияние на массы и многие другие действия [3, с.622].

Работы некоторых ученых свидетельствуют о позитивном влиянии компьютерных игр. Так, в работах Ю. В. Фомичевой показано, что интенсивный опыт компьютерной игры оказывает значительное влияние на личностные особенности и саморазвитие игроков. Компьютерная игра представляет собой процесс, в течение которого человек контролирует свои действия, анализирует то, что с ним происходит.

Однако существуют многочисленные свидетельства негативного влияния компьютерной игры. Так, С. А. Шапкин на основе анализа широкого круга исследований показал, что компьютерные игры трансформируют интересы и мотивационную сферу подростка-игрока, неоднозначным образом воздействуя на эмоциональную сферу и способность к установлению социальных контактов и когнитивные способности.

Некоторые исследователи ставят вопрос об «эмоциональных последствиях» компьютерных игр. В. С. Скобин и Ю. М. Евстигнеева приходят к выводу о том, что у 38 % испытуемых возникает агрессивное состояние после окончания игры [4, с.95].

Конечно, наибольшее влияние игровая индустрия оказывает на подростков, у которых только формируются взгляды на мир и которые претерпевают множественные психологические изменения.

Для того, чтобы узнать, что думает общество о влиянии компьютерных игр на психику, сознание и мировоззрение человека, был проведен социологический опрос (приняли участие 85 человек), среди них 60 % — женщины (51 человек) и 40 % — мужчины (34 человека).

По данным опроса 64 % респондентов играют в компьютерные игры. При этом 38,5 % из них делают это редко, 29,2 % играют несколько раз в неделю, 20 % играют каждый день и 12,3 % играют в компьютерные игры несколько раз в месяц.

Одним из главных вопросов данного социологического опроса является: «Влияют ли, по Вашему мнению, компьютерные игры на мировоззрение?».

Большая часть респондентов (55,3 %) ответили, что компьютерные игры частично влияют на мировоззрение человека. 30,6 % опрошенных считают, что компьютерные игры оказывают существенное влияние. И 14,1 % считают, что игры не имеют никакого воздействия. Отсюда следует, что большая часть респондентов придерживается мнения, что компьютерные игры оказывают влияние на мировоззрение человека с какой бы то ни было стороны.

При ответе на вопрос «Если Вы играете, повлияли ли игры на Вас?», 47,8 % опрошенных сказали, что игры не оказали на них никакого влияния. 35,8 % сказали, что, возможно, игры оказали влияние на их мировоззрение. И только 16,4 % респондентов ответили, что игры оказали на них какое-либо влияние.

При уточнении предыдущего вопроса следующим: «Насколько сильно повлияли на Вас игры?», 82,3 % ответили, что игры практически не повлияли на них, и только 17,7 % ответили, что игры значительно повлияли на мировоззрение.

При ответе на последний вопрос «Ваше мнение о пользе и недостатках компьютерных игр», респонденты высказали свое мнение о компьютерных играх и об их влиянии на человека.

Респонденты выделили как отрицательные стороны влияния компьютерных игр, так и положительные.

Самым популярным ответом, показывающим отрицательную сторону, является несоответствие возрастного рейтинга, т. к. компьютерные игры продаются в свободном доступе и любой ребенок может купить игру рейтинга «18+». Кроме того, многие респонденты отметили, что, играя в компьютерные игры, люди теряют очень много свободного времени. Также многие отмечают, что чрезмерная игра вызывает зависимость и оказывает отрицательное влияние на здоровье: ухудшается зрение, осанка. Большая часть опрошенных считает, что игры оказывают негативное влияние на детей и подростков, так как именно в этот период происходит становление психики и мировоззрения и именно поэтому стоит ограничивать времяпровождение детей и подростков за компьютерными играми.

Также респонденты нашли и много положительных моментов. Большая часть опрошенных считает, что некоторые виды компьютерных игр (например, развивающие) позволяют совершенствовать внимание и воображение, помогают в обучении (например, в изучении иностранных языков, математики и т. д.). Кроме того, есть мнения, что игры помогают отвлечься от повседневных проблем, выплеснуть агрессию, накопленную в течение времени, в виртуальный мир. Некоторые считают, что это отличный вид досуга. Игры привлекают своей красочностью и возможностью побывать в разных временных эпохах, различных ситуациях. Также респонденты предпенсионного возраста выразили свое отношение как: «отличный способ немного отдохнуть и расслабиться вечером после тяжелого дня».

Есть респонденты, которые ответили, что нейтрально относятся к компьютерным играм. Свою позицию они определили следующим образом: игры могут быть как опасными, так и безопасными, и то, как они повлияют, зависит только от самого человека (то есть, от его темперамента, характера и т.д). Обуславливается это воспитанием и моральными качествами. Неоднократно было выражено мнение, что, если человек имеет какие-либо проблемы с психикой, то корень этой проблемы стоит искать не в его любви или зависимости к компьютерным играм, а в воспитании, стрессоустойчивости или социальной адаптации.

В настоящее время все большее внимание привлекают явления, которые относятся к нравственной и духовной жизни общества. В скучной повседневности люди очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, которые порождаются одиночеством и эмоциональным обеднением, поэтому многие хотят уйти от этого однообразного мира в другой, более интересный. Именно тогда человек и создает различные виртуальные миры, способные удовлетворить его потребности и наполнить его жизнь смыслом [5, с.194].

Не стоит исключать и возможности усиления современного молодежного экстремизма, который детерминирован появлением нового уровня проблемных вопросов социального, психологического, политического, информационного, экономического, управленческого и иного характера. И эти проблемные вопросы так же требуют серьезного рассмотрения [6, с.99].

Для многих молодых людей, в основном подростково-юношеского возраста, основной целью работы с компьютером являются именно компьютерные игры. И это понятно, ведь подростки, не получив необходимого в реальной жизни, ищут «себя» в жизни виртуальной. Нельзя точно сказать: хорошо это или плохо. Происходит симбиоз различных событий и реакций человека, что ведет к некоторым последствиям. Это могут быть как позитивные, так и негативные события. Если один «закроется в себе», станет зависимым и психически неустойчивым, то другой — найдет дело «по душе» и, возможно, проложит путь в игровую индустрию, станет ее частью (как, например, разработчик, художник или технический конструктор).

Сложно отрицать важность и значимость компьютерных технологий, так как человечество развивается и эти технологии, как и игровая индустрия в частности, стали одной из главных частей общества. Человек сам решает, приобщиться ли ему к этой части или нет. Если говорить о подростках, то им, как только осознающим окружающий мир, важно подсказать и помочь разобраться во всем, что происходит вокруг, включая возрастающий интерес к индустрии компьютерных игр.

Литература:

1. Котлярова В. В. Источники угроз в виртуальной среде: трансформация жизненного пространства личности // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки 2015. № 6. URL: http://apriori-journal.ru/seria1/6–2015/Kotlyarova.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

2. Анализ рынка игр в России и мире, 2014–2016 гг. Текущая ситуация, прогнозы, игроки, проекты и тенденции // Аналитика икт и digital media. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/analiz-rynka-igr-v-rossii-i-mire-2014–2016-gg tekuschaya-situatsiya-prognozy-igroki-proekty-i-tendentsii-20150724054917 (дата обращения: 7.12.2016).

3. Котлярова В. В. Феномен информационного терроризма: аксиологические аспекты // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С.622–625.

4. Полутина Н. С. Актуальные направления исследований в психологии компьютерной игры// Интеграция образования. 2010. № 4. С. 94–95

5. Котлярова В. В., Никишин И. О. Воздействие виртуального пространства на молодежь// Научный альманах. 2015. № 12–3 (14). С. 193

6. Котлярова В. В. Молодежный экстремизм в социальных сетях: специфика и теоретическое осмысление / В. В. Котлярова, М. М. Шубина, О. Н. Сысоева // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 5. — С.95–99.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерные игры, компьютерных игр, влияния компьютерных игр, влиянии компьютерных игр, Компьютерные игры, игровая индустрия, мировоззрение человека, компьютерным играм, компьютерной игры, Большая часть, компьютерных технологий, влияния компьютерной игры, Проблема влияния игры, опыт компьютерной игры, влиянием компьютерных игр, современных компьютерных игр, производстве компьютерных игр, тема влияния компьютерных, последствиях» компьютерных игр, История компьютерных игр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос