The basis of development of non-drug methods of prophylaxis of an idiopathic hypertensia at employees of transport enterprises is made by various forms of psychoemotional unloading, physiotherapy exercises and physiotherapeutic procedures, actions for fight against excess body weight, a hypodynamia, smoking, alcohol intake and a large amount of salt. Results of active prophylaxis of an idiopathic hypertensia at workers testify to a tendency to depression of frequency of the basic cardiovascular diseases.
Keywords: occupational health, intense work, drivers, cardiovascular system, idiopathic hypertensia, prophylaxis measures.
Условия труда водителей пассажирского автотранспорта относятся к категории работ, характеризующихся высокой напряженностью трудового процесса, т. е. значительным нервно-эмоциональным напряжением, которое усугубляется влиянием ряда физических (пыль, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические условия), химических факторов (окись углерода и азота, пары бензина, этиленгликоля, бензпирена и др.) и физического напряжения (статистическая поза) [1, 4]. Для охраны здоровья водителей автобусов и уменьшения числа дорожных транспортных происшествий, причиной которых нередко служат нарушения нервно-эмоционального состояния или со стороны здоровья водителей, организованы в автопарках специальные предрейсовые осмотры врачами, которые позволяют выявить ранние признаки нарушения в сердечно-сосудистой системе, связанные с подъемом артериального давления и др. патологическими процессами [2, 3, 5], что послужило для анализа данной темы.
Материалы иметоды исследования
Для проведения данного исследования нами были проанализированы отчеты о временной нетрудоспособности за последние 2 года на ряде автопарков г. Ташкента, при этом в расчет брали только водителей городскjго автотранспорта с учетом возрастной и стажевой принадлежности.
Результаты иобсуждения
Полученные двнные показали, что принципиальное значение имеет различная частота и степень выраженности гипертонической болезни у водителей в зависимости от особенностей трудовой деятельности. Так, частота гипертонической болезни у водителей такси составила 29,5 %, у водителей автобусов — 22 %. Подтверждена также закономерная зависимость частоты заболевания от возраста (9,5 % больных 20–24 лет, 24,4 % — 30–34 лет, 31,2 % — 40–44 % лет, 45,4 % — 50–54 лет). Особый интерес вызывает зависимость от стажа: 16,1 % до 5 лет, 21,4 % — до 10 лет, 25,3 % — до 15 лет, 34,6 % — до 20 лет.
Таким образом, значительная заболеваемость гипертонической болезнью взрослого трудоспособного населения со значительной напряженностью трудового процесса характерна и для водителей автомобильного транспорта, что диктует необходимость разработки профилактических мероприятий. Возникновение гипертонической болезни у водителей автомобильного транспорта связана с рядом особенностей их производственно-профессиональной деятельности (нервно-психическое напряжение, вибрация, шум, гипокинезия и др.), в связи с этим перспективным направлением эффективных предупредительных мер по снижению заболеваемости гипертонической болезни водителей могут быть лечебно-оздоровительные мероприятия, ограничивающие или исключающие воздействие на организм неблагоприятных профессиональных факторов.
Вывод
Основу разработки немедикаментозных методов профилактики гипертонической болезни у работников транспортных предприятий составляют различные формы психоэмоциональной разгрузки, лечебной физкультуры и физиотерапевтические процедуры, мероприятия по борьбе с избыточной массой тела, гиподинамией, курением, употреблением алкоголя и большого количества соли. Результаты активной профилактики гипертонической болезни у работников будут способствовать снижению частоты основных сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и гипертонической болезни.
Литература:
- Курбанова Ш. И. Разработка мероприятий по профилактике производственного утомления у водителей городского пассажирского автотранспорта //Материалы IX Республиканского съезда эпидемиологов, гигиенистов, санитарных врачей и инфекционистов. — Том II. — Ташкент, 2010. — С. 43–44.
- Ретнев В. М. К вопросу об оценке тяжести и напряженности трудового процесса в медицине труда //Медицина труда и промышленная экология. – 1999. – № 10. – С. 11–13.
- Симина Е. И. Об организации профилактической работы в медико-санитарной части, обслуживающей работников автотранспорта //Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2000. С. 56–58.
- Соловьев М. Ю., Шевкун И. Г., Карпущенко Г. В. Актуальные вопросы гигиены труда водителей //Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Ростовского областного центра профпатологии «Стандартизация и качество медицинской помощи в медицине труда». — 2008. — С. 154–156.
- Шевкун И. Г. Задачи сохранения и укрепления здоровья водителей автотранспортных средств //Материалы Всероссийской конференции «Реализация Глобального плана действий ВОЗ по здоровью работающих в Российской Федерации». — 2009. – С. 188–190.