Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 04.01.2017

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Абрашин Д. К. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 133-135. — URL https://moluch.ru/archive/135/37778/ (дата обращения: 20.08.2018).



В работе описаны актуальные проблемы инвестиционного климата города Санкт-Петербурга в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Даны практические рекомендации по улучшению инвестиционного климата. Рассмотрена возможность применения опыта Республики Татарстан в контексте увеличения объема прямых иностранных инвестиции в экономику города.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, прямые иностранные инвестиции, инвестиционная политика

Одной из наиболее актуальных проблем для экономики Санкт-Петербурга является привлечение иностранных инвестиций. С 2003 по 2013 год объем иностранных инвестиций в Санкт-Петербург увеличился в 19 раз с 696 миллионов до 13,4 миллиардов долларов США [2]. Но в 2014 году он стал сокращаться и составил лишь 59 % от показателей 2013 года. За 9 месяцев 2015 года по данным Центробанка России в экономику Санкт-Петербурга поступило 5,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 1,3 % меньше показателя аналогичного периода 2014 года. Данные по объему иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга

Год

Инвестиции (млн долл.)

Абс. Отклонение (млн долл.)

Темп изменения%

2011

6121

890

117,0

2012

10767

4646

175,9

2013

13431

2664

124,7

2014

7912

-5519

58,9

2015(январь-сентябрь)

5302

-689

98,7

Подобная негативная динамика во многом связана с инвестиционными рисками. Высоки инвестиционные риски для иностранных инвесторов, связанные с утратами собственности в России и доходности, отсутствием гарантий со стороны государства по защите прав инвесторов.

Хотя законодательство Санкт-Петербурга в целом способствует привлечению инвестиций, та его часть, которая связана с защитой интересов иностранных инвесторов проработана крайне слабо. На региональном законодательном уровне отсутствуют мероприятия по защите иностранного капитала и инвестиционных проектов.

Негативные тенденции видны не только в объеме иностранных инвестиций, но и в их структуре, где большую часть занимают прочие инвестиции. Это обусловлено низкой конкурентоспособностью прямых инвестиций (ПИИ) относительно альтернативы размещения активов в торговые и прочие кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть в составе прочих иностранных инвестиций.

В отличие от прямых инвестиций, отмеченные формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков, что наглядно отражено в структуре иностранных инвестиций, где в 2013 г. основная их часть (87,39 %) была представлена в форме «прочих инвестиций» и включала в себя торговые и другие кредиты. Прямые инвестиции составили 10,3 % и лишь около 2,31 % представлены портфельными инвестициями.

Для осуществления стратегических планов развития городу необходимо увеличить долю прямых иностранных инвестиций.

Для этого следует закрепить внормативных документах права и обязанности иностранных инвесторов и городской администрации по отношению друг к другу. Отсутствие ясности в городском законодательстве не просто отпугивает иностранных инвесторов, но и усиливает коррупционное давление. По данным совместного исследования, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и аудиторской компанией KPMG, в 2013 году коррупция стала причиной остановки одного из каждых 7 инвестиционных проектов в России, в т. ч. и в Санкт-Петербурге [5].

С целью противодействия коррупции в 2014 году в Санкт-Петербурге начал работу Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Из 378 обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного за девять месяцев 2014 года, наибольшее количество жалоб связано с нарушением прав предпринимателей в сфере земельных и имущественных отношений [3].

С 1 января 2009 года действует Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге». Данный закон конкретизирует задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге.

Основным программным документом, в соответствии с которым в городе ведется антикоррупционная работа, является План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге, который утверждается правительством Санкт-Петербурга на два года.

С 2014 года в самостоятельный раздел городского плана выделены мероприятия по реализации антикоррупционной политики в сфере экономики, использования государственного имущества, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Однако пока существуют пробелы в законодательстве проблема коррупции по-прежнему будет актуальна.

Неясность в плане согласования иностранных инвестиционных проектов привела к тому, что завод по производству грузовых автомобилей немецкой компании MAN заработал в Петербурге только в 2013 году, хотя и был готов к работе годом ранее [4].

Из-за проблем с порядком взаимодействия властей города и иностранных инвесторов при подключении к городским коммуникациям в 2010 году в центре коррупционного скандала оказалась шведская фирма IKEA, проигнорировавшая факт передачи взятки фирмой-подрядчиком для разрешения ситуации с энергоснабжением торгового центра «МЕГА» в Санкт-Петербурге.

С целью развития экономических мер привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо изучить опыт одного из самых благоприятных регионов России для привлечения ПИИ — Республики Татарстан. Объем ПИИ, которые были привлечены в Татарстан за январь-сентябрь 2015 года составил 439,9 млн долларов, что на 10 % превышает показатель января-сентября 2014 года [6].

Почти 80 % ПИИ в Татарстане приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга». ОЭЗ «Алабуга» является самой большой особой экономической зоной промышленно-производственной специализации в России. Она создана в конце декабря 2005 года. Занимаемая ОЭЗ площадь — 2000 га. Предоставляемые на территории ОЭЗ «Алабуга» льготы для инвесторов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Льготы для резидентов ОЭЗ «Алабуга»

Налог

%

Транспортный налог (первые 10 лет)

0

Налог на землю (первые 10 лет)

0

Налог на имущество (первые 10 лет)

0

Налог на прибыль (первые 5 лет)

2

Налог на прибыль (вторые 5 лет)

7

Налог на прибыль (до 2055 года)

15,5

Таможенные пошлины и НДС на иностранные товары

0

Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной власти на региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет. Резидентам предоставляется гарантия неизменности налоговых льгот в течение срока существования особой экономической зоны.

Резиденту предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому уже подведены все автомобильные дороги, инженерные сети (тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации. Подключение к сетям осуществляется бесплатно.

В ОЭЗ «Алабуга» действуют 48 компаний-резидентов. Выручка управляющей компании в 2015 году выросла на 40 % вследствие увеличения количества действующих резидентов и оказываемых резидентами услуг и составила 731,51 млн рублей. (в 2014 г. — 521,78 млн). Расходы по основной деятельности также значительно выросли и составили 1 млрд 521 млн руб., что на 30 % выше 2014 года — 1 млрд 085 млн [6]. Рассмотрим соотношение расходов управляющей компании с объемами привлеченных ПИИ.

Таблица 3

Отношение объема ПИИ к расходам ОАО ОЭЗ ППТ «Алабуга»

Показатель/Год

2013

2014

2015

Среднее значение

ПИИ(млн долл.)

398,4

348,5

352,7

366,53

Расходы(млн руб.)

822

1085

1521

1142,67

Отношение

0,48

0,32

0,23

0,35

В среднем на каждый рубль затрат приходится 0,35 доллара ПИИ. Сокращение этого показателя в последние два года обусловлено ухудшением экономической и политической ситуации.

Согласно Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, объем ПИИ в городскую экономику должен составлять:

1) по консервативному сценарию — 1,5 млрд долл.

2) по умеренно-оптимистическому сценарию — 3,9 млрд долл.

3) по инновационному сценарию — 5,4 млрд долл [1]

Следовательно, если власти Петербурга предпримут меры по созданию схожих с ОЭЗ «Алабуга» условий для привлечение иностранных инвесторов, то предполагаемые затраты при каждом из возможных сценариев составят:

1) 1,5: 0,35 = 4,28 млрд рублей;

2) 3,9: 0,35 = 11,14 млрд рублей;

3) 5,4: 0,35 = 15,42 млрд рублей.

Следует понимать, что подобные расчеты являются приблизительными и по мере изменения ситуации в стране будут нуждаться в корректировке в зависимости от многих факторов, например, цен на электроэнергию, грузоперевозки, теплоснабжение, инфляции и др. В будущем разумно создание собственной системы корректирующих коэффициентов для осуществления подобных расчетов.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга нуждается в серьезных корректировках: недоработанность городского законодательства и коррупционное давление значительно снижают привлекательность города для иностранных инвесторов.

В качестве возможной меры по увеличению объема прямых иностранных инвестиций в работе изучен опыт Республики Татарстан, точнее экономические условия в ОЭЗ «Алабуга». Если администрация города решит обеспечить иностранным инвесторам схожие экономические условия, то на каждый рубль государственных затрат придется приблизительно 0,35 долларов ПИИ.

Литература:

  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Официальный текст ИПС "Кодекс", 13.05.2014
  2. Кукшин А.М., Судейко В.Е.Иностранные инвестиции в экономике Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2013 году: Статистический сборник. — СПб.: Петростат, 2014. — 60 с.
  3. Модель Н.П. Проблема коррупционного давления на бизнес // Эксперт Северо-Запад. — 2015. № 26-27 (709) — c.34.
  4. Райбман Н.В.Завод MAN под Петербургом год не может получить лицензию // Ведомости. — 2013. № 3241. — с.27
  5. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов: Совместное исследование КПМГ и РСПП. — М.: РСПП, 2013. — С. 103.
  6. Официальный портал Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: http://tida.tatarstan.ru (дата обращения: 30.12.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиция, Санкт-Петербург, экономика Санкт-Петербурга, Татарстан, Россия, особая экономическая зона, млрд рублей, инвестор, инвестиционный климат, городское законодательство.


Похожие статьи

Анализ инвестиционного климата Санкт-Петербурга

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, оценка инвестиционной привлекательности. Санкт-Петербург — один из наиболее активно развивающихся регионов России, обладающий большим инвестиционным потенциалом.

Анализ инвестиционного климата особых экономических зон...

Что касается инвестиционного климата российских особых экономических зон (далее ОЭЗ), то он был и остается неблагоприятным, — именно такое заключение делают основные западные рейтинговые агентства, и, к сожалению, они являются «барометром» иностранного инвестора.

Законодательная составляющая инвестиционного климата...

В статье рассматриваются основные законы и нормативно-правовые акты, способствующие увеличению притока инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Дано представление об особой экономической зоне Санкт-Петербурга и налоговых преференциях для инвесторов.

Регулирование инвестиционной деятельности...

Санкт-Петербург, инвестиционная деятельность, Постановление Правительства Санкт-Петербурга, проект, инвестор, инвестиция, обрабатывающее производство, РФ, Северная столица, инвестиционный климат.

Анализ государственных мер повышения инвестиционной...

«Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург.

В настоящий момент привлечено 236,56 млрд. руб рублей частных инвестиций на территории 9 ТОР, где будет создано свыше 10 тыс. рабочих мест.

Стимулирование прямых иностранных инвестиций в экономику...

С целью стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга рассмотрим один из возможных инвестиционно-строительных проектов.

Свободные экономические зоны как способ привлечения...

Ключевые слова: свободная экономическая зона, инвестиции.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

По итогам 2012 года в особые экономические зоны России пришло 326 инвесторов, в том числе 57 компаний из 21 страны мира; объем заявленных частных инвестиций по итогам 2012 года превысил 400 млрд. рублей.

Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций...

Процесс открытия и привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме. Стимулирование прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ инвестиционного климата Санкт-Петербурга

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, оценка инвестиционной привлекательности. Санкт-Петербург — один из наиболее активно развивающихся регионов России, обладающий большим инвестиционным потенциалом.

Анализ инвестиционного климата особых экономических зон...

Что касается инвестиционного климата российских особых экономических зон (далее ОЭЗ), то он был и остается неблагоприятным, — именно такое заключение делают основные западные рейтинговые агентства, и, к сожалению, они являются «барометром» иностранного инвестора.

Законодательная составляющая инвестиционного климата...

В статье рассматриваются основные законы и нормативно-правовые акты, способствующие увеличению притока инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Дано представление об особой экономической зоне Санкт-Петербурга и налоговых преференциях для инвесторов.

Регулирование инвестиционной деятельности...

Санкт-Петербург, инвестиционная деятельность, Постановление Правительства Санкт-Петербурга, проект, инвестор, инвестиция, обрабатывающее производство, РФ, Северная столица, инвестиционный климат.

Анализ государственных мер повышения инвестиционной...

«Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург.

В настоящий момент привлечено 236,56 млрд. руб рублей частных инвестиций на территории 9 ТОР, где будет создано свыше 10 тыс. рабочих мест.

Стимулирование прямых иностранных инвестиций в экономику...

С целью стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга рассмотрим один из возможных инвестиционно-строительных проектов.

Свободные экономические зоны как способ привлечения...

Ключевые слова: свободная экономическая зона, инвестиции.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

По итогам 2012 года в особые экономические зоны России пришло 326 инвесторов, в том числе 57 компаний из 21 страны мира; объем заявленных частных инвестиций по итогам 2012 года превысил 400 млрд. рублей.

Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций...

Процесс открытия и привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме. Стимулирование прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.

Задать вопрос