Влияние кино на эмоционально-волевую сферу подростков (на примере фильма «Малышка на миллион») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Шибаева М. Ю. Влияние кино на эмоционально-волевую сферу подростков (на примере фильма «Малышка на миллион») // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 110-113. — URL https://moluch.ru/archive/135/37743/ (дата обращения: 22.06.2018).



The effect of movie on the emotional and strong-willed sphere of modern teenagers on the basis of the analysis of the film, which name is «Million dollar baby», is considered in article. Assessment of influence is carried out by a support on the quotes taken from this film.

Keywords: emotional and strong-willed sphere, will, emotions, feelings.

В настоящее время СМИ оказывает огромное влияние на становление и формирование личности подростка, и киноиндустрия, как её разновидность, не является исключением. Кино возникло сравнительно недавно, но уже сейчас является неотъемлемой частью жизни современного человека, и в главной степени подростка. Каждый день после учебных будней подростки проводят основную часть своего свободного времени за просмотром различных телепередач, сериалов и фильмов, и их список настолько огромен, что, порой, сложно говорить об их качественной составляющей. Как это ни печально, но в настоящее время в глобальном информационном потоке под общим названием «киноиндустрия», трудно найти по-настоящему полезный фильм, оказывающий положительное влияние на личность подрастающего человека. Одним из таких фильмов, благотворно влияющих на развитие подрастающего поколения, является оскароносная работа режиссера Клинта Иствуда под названием «Малышка на миллион». Поэтому данная кинокартина требует более подробного анализа воздействия на эмоционально-волевую сферу подростков, которая на конкретном возрастном этапе, в силу стержневых особенностей, присущих ей, подвержена различным негативным влияниям со стороны средств массовой коммуникации и его ближайшего окружения. История этого фильма рассказывает о тренере по боксу Фрэнки Данне, который переживает нелегкие времена из-за непростых взаимоотношений со своей дочерью и, пришедшей в его тренировочный зал Мэгги Фицджеральд, которая живет в постоянной борьбе с окружающим её миром, сумевшая выработать в себе несокрушимую твердость духа и невероятную волю к победе. В водовороте жизненных переворотов и неурядиц эти двое приходят к единому мнению, что они стремятся к одной и той же цели, одному и тому же смыслу существования: забыть свое прошлое и наконец-то обрести семью. Впереди их ждет важнейшее испытание судьбой, для преодоления которого им потребуется собрать в своих сердцах столько мужества и смелости, сколько раньше они и представить себе не могли. Под эмоциями понимается особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма [2, с. 55]. По отношению к субъекту источником разнообразных эмоций и чувств выступают объекты, представленные предметами и явлениями окружающей действительности или изменения, происходящие в самом организме человека. Эмоции наиболее точно и ясно проявляются в трудных и экстремальных жизненных ситуациях, таких как: опасности, угрозы жизни и здоровья, утомления, голода, холода, жажды, риска, потери моральных ценностей, в процессе выяснения отношений и при изменении привычного образа жизни [2, с. 55]. Главная героиня фильма, Мэгги, приходит в секцию бокса, в тот «мир», где ситуации опасности, риска и угрозы жизни и здоровью являются самым обычным делом, неотъемлемой его частью. Поэтому эмоции, испытываемые героями киноленты, проявляются в условиях, противоречащих человеческой природе, врожденному инстинкту самосохранения, вследствие чего становятся легкодоступными для усвоения подростками и оказывающими положительное влияние на их эмоциональную сферу. Так, «у Мэгги за душой не было ничего, кроме отваги», она не была заложником проявления таких чувств и эмоций как: ненависть, боль, страх, злость, гнев и ощущение угрозы. Фраза, произнесенная главной героиней: «очень нужен тренер, но вот жалость мне не нужна. А подачки тем более», говорит о том, что ей были свойственны упорство и решимость, искренняя увлеченность делом, а также блокировка тех эмоций, которые препятствуют этому. Люди, услышав слово «бокс», связывают его с такими понятиями как жестокость, ненависть, злость, агрессивность, однако в этом виде спорта всё гораздо сложнее и глубже, чем нам кажется на первый взгляд. «Людям нравилась жестокость. Особенно, если она оформлена профессионально, как в боксе. Однако, люди зачастую не понимают, что такое бокс на самом деле»... Альтернативное мнение, представленное в фильме, что «бокс — занятие противоестественное. Здесь следует действовать вопреки традиционной логике. Чтобы переместиться левее, не надо делать шаг влево, а надо развернуться на носке правой ноги, а чтобы переместиться правее — развернуться на носке левой. Вместо того, чтобы убегать от боли, как это делает любой здравомыслящий человек, боксер бросается ей навстречу». Хорошо известно, что эмоциональная сфера подростков имеет ряд отличительных особенностей, таких как большая эмоциональная возбудимость, бурное проявление чувств, вспыльчивость, противоречивость чувств и частые перепады настроения. Эти свойственные подростку характеристики приводят к ложному осознанию и пониманию окружающей его действительности, принятию им поспешных и необдуманных решений. Можно провести аналогию с прозвучавшей в фильме фразой, что «боксера, которым управляет лишь страсть, ждут только поражения!». Характерным для эмоциональной сферы подростка становится резко возросшее чувство патриотизма, оказывающее влияние на все его поведение. Ребенок, находящийся в данном возрасте, стремится к проявлению «смелых» на его взгляд поступков, проявляющихся склонностью к риску и различным опасностям. Неслучайно, одним из главных героев фильма была произнесена следующая фраза: «Таково правило: помни о самозащите. Но упрямые люди всегда пренебрегают им». Это правило относится и к подросткам, склонным к проявлению «геройских» поступков. «Если в боксе и происходят какие-то чудеса, то они случаются, когда боец продолжает драться, несмотря на иссякшие силы и сломанные ребра, разорванные почки и отслоившуюся сетчатку». Влияние данного фильма на волевую сферу подростка трудно переоценить. Данная сфера личности, также как и эмоциональная, чаще всего проявляется тогда, когда на нашем жизненном пути возникают трудности и испытания, препятствующие достижению намеченной цели. Ключевым моментом в формировании воли являются действия, которые надлежит совершить человеку для преодоления внутренних и внешних барьеров. «Чудеса происходят, когда человек рискует всем ради мечты, которой кроме него не видит никто». Поэтому термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия [2, с. 58]. Воля не является самостоятельным и обособленным от других сторон психической жизни человека свойством, и поэтому она должна расцениваться в непосредственной взаимосвязи с остальными её аспектами, и, в особенности — с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности [2, с. 59]. Для героини фильма, Мэгги, было характерно последнее. «Стукнуло 32, мистер Дак. И тут я отмечаю завершение еще одного года, который я провела, сгребая с тарелок объедки и обслуживая посетителей кафе. Согласно вашему утверждению, к 37 я научусь прилично бить по груше. Я уже месяц бесполезно работаю, из чего следует, что ваше мнение хоть грустное, но правда. Как, впрочем, и то, что мой брат сидит в тюрьме, сестра получает пособие на ребенка, погибшего год назад, мой отец уже умер, а мама весит 125 килограммов. Будь я рациональнее, я отправилась бы домой, нашла брошенный фургон, купила фритюрницу и успокоилась. Проблема лишь в том, что я хочу делать другое. Без бокса моя жизнь ничего не стоит». Из монолога, произнесенного девушкой, вытекает следующий вывод: каждый из нас сам вправе выбирать свой жизненный ориентир, и придерживаться данного жизненного курса, несмотря на возникшие преграды. Поэтому волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным [1, с. 215]. Воля человека состоит в способности действовать в соответствии с поставленной перед ним целью и подавлять свои мотивы, потребности и желания ради удовлетворения других, имеющих большую значимость для него. Поэтому воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо [1, с. 216]. Движущей силой воли являются также чувства и испытываемые человеком эмоции. «Иногда, чтобы нанести максимально эффективный удар, нужно сначала отступить». Смысл данного высказывания, произнесенного одним из главных героев фильма, заключается в том, что прежде чем совершить какое-либо действие, необходимо основательно подумать и не поддаваться сиюминутным настроениям, не становиться «заложником» своих собственных эмоций. «Но если отступить слишком далеко, драться уже невозможно». Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, в силу того, что она предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними [2, c. 59]. Поэтому человек, который имеет, например, страх или неосознанные мотивы своих действий — не добьется положительных результатов в какой-либо значимой для него деятельности или так и останется «стоять на мертвой точке». Следует подчеркнуть, что чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные — ослабляют [1, с. 219]. Поэтому волевой человек способен управлять и владеть чувствами во избежание последствий негативного их влияния на волевые процессы. «Каждый день в мире кто-то умирает, подметая пол или убирая тарелки, и последняя мысль такая: «Я не использовал свой шанс»… Если сегодня она умрет, знаешь, о чем она подумает в последнюю секунду? «Я сделала все правильно! И теперь могу умереть». Волевой акт способен вызвать в душе человека новое высшее чувство, а именно: чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого зачастую вычеркивается из памяти старое, подавленное им чувство [2, c. 59]. Для Фрэнки и Мэгги, главных героев фильма, характерны проявления высших чувств по отношению друг к другу. Он относится к ней как к дочери, проявляя нежность, любовь и заботу: «Я превзошел многих по части ошибок, вот я и пытаюсь тебя предупредить, Мэгги». Фрэнки дал ей имя «Mo Cuishlo», с которым она выступала на ринге, что в переводе с ирландского языка означает «моя бесценная, моя плоть и кровь». Мэгги же относилась к нему как к отцу, как к учителю и наставнику: «Все будет хорошо, ты слышишь меня? — Вас я слышу всегда, босс». Потеряв близких им людей, они нашли друг в друге спасение от глубокой утраты. «Один вы у меня, Фрэнки, остались. — Но я ведь у тебя есть». Но главное, что их объединило, это, конечно же, любовь к своему делу, преданность ему: «Ты про бокс? Нет, это навсегда. Вонь боксерского зала люблю». В этом фильме показаны истинные и благородные чувства, так как целостное воспитание воли, неотделимо от полноценного воспитания чувств. Воля проявляется в таких свойствах личности как самообладание, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выносливость, мужество и смелость. Мэгги, несомненно, была волевым человеком, так как обладала описанными выше качествами. «Мой вес при рождении был настолько мал, что я с боем прорывалась в этот мир», поэтому еще, будучи младенцем, она проявила выносливость и стремление к жизни. На ринге она демонстрировала невероятную смелость и мужество: «Сколько глаз тебе нужно, чтобы закончить бой? — Хватит и одного», которыми можно было только восхищаться. Для того чтобы Фрэнки стал её тренером, она изъявила огромное желание, невероятную настойчивость и упорство, чтобы он захотел работать с ней в одной команде, вопреки тому, что она девчонка: «Если я перестану звать вас босом, вы меня возьмете? — Нет. — Ну, тогда я буду звать вас так». Итак, данная режиссерская работа, несомненно, является примером такого фильма, который положительно влияет на воспитание эмоций и воли подрастающего поколения. В нынешнее время, когда современный мир киноиндустрии несет в себе один лишь сплошной негатив, трудно найти фильм, который расскажет и покажет нам намного больше, чем то, что мы видим на экранах телевизоров изо дня в день, это убийства, насилие, войны, конфликты. Несмотря на то, что данная кинолента снята про такой жестокий вид спорта, как бокс, она несет в себе невероятно глубокий смысл, включающий в себе такие нравственные понятия, как мораль, долг, преданность, справедливость. Главным героям фильма, имеющим прямое отношение к миру спорта, как никому другому, свойственны высшее проявление истинных эмоций и чувств и умение вести контроль над ними, а также наличие полного набора волевых качеств, благодаря которым они способны сносить не только удары соперников на ринге, но и жестокие «удары» судьбы.

Литература:

  1. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, A. M. Психология. — М.: Академия, 2003. — 464с.
  2. Тарасова, Л. Е. Общая психология: конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2009. — 78c.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой фильма, чувство, эмоция, фильм, воля, бокс, волевой человек, положительное влияние, угроза жизни, подрастающее поколение.


Похожие статьи

Влияние современного кинематографа на нравственное...

В настоящее время главной проблемой подрастающего поколения является формирования у них нравственного воспитания, так как именно в этот период жизни у человека формируется мировоззрение. Нравственное воспитание подростка формируется под влиянием различных...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, ребенок, подрастающее поколение, полосатая пижама, социальное воспитание, подросток, Мальчик, кино, современный мир, главный герой.

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи

Тема сложного воздействия киноискусства на внутренний мир человека очень актуальна сегодня, в связи с тем, что с экрана телевизоров подрастающему поколению навязывают образ жизни, чувства, психологические и социальные модели, систему мировоззрения...

Воспитательный потенциал киноискусства для современных...

Кино — это неотъемлемая часть жизни современных подростков. Именно оно способно оказать психологическое, социальное влияние на подрастающее поколение и передать его привычки, эмоции, чувства, а также погрузить его в индивидуальный мир иллюзий.

Воля и возраст. Как в течение жизни меняется и развивается сила...

Сила воли нужна людям для развития волевой регуляции личности, которая развивает такие качества как настойчивость, мужество, целеустремленность, выдержка и так далее.

Они умеют более сдержанно и уверенно идти к цели, чувство терпения увеличивается.

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на...

Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества.

Фильм не только оказал положительное социально-нравственное

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, последователь движения...

Роль волевых процессов в формировании личности

Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.

Ключевые слова: воля, волевые процессы, личность, формирование личности

Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность.

Литература и кино как способы общения между поколениями

При этом в первую очередь рассматривается их влияние на молодое поколение

Именно эмоция пристрастно и заинтересованно оценивает действительность и доводит свою

Из века в век человек формулировал в искусстве свое отношение ко всем явлениям жизни — к...

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

На сегодняшний день мы видим и отрицательное влияние мультфильмов: - герои и героини современных мультипликационных фильмов не

Нам захотелось самим создать мультфильм, который бы был ярким, простым, нес бы положительные эмоции и был доступен детям.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние современного кинематографа на нравственное...

В настоящее время главной проблемой подрастающего поколения является формирования у них нравственного воспитания, так как именно в этот период жизни у человека формируется мировоззрение. Нравственное воспитание подростка формируется под влиянием различных...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, ребенок, подрастающее поколение, полосатая пижама, социальное воспитание, подросток, Мальчик, кино, современный мир, главный герой.

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи

Тема сложного воздействия киноискусства на внутренний мир человека очень актуальна сегодня, в связи с тем, что с экрана телевизоров подрастающему поколению навязывают образ жизни, чувства, психологические и социальные модели, систему мировоззрения...

Воспитательный потенциал киноискусства для современных...

Кино — это неотъемлемая часть жизни современных подростков. Именно оно способно оказать психологическое, социальное влияние на подрастающее поколение и передать его привычки, эмоции, чувства, а также погрузить его в индивидуальный мир иллюзий.

Воля и возраст. Как в течение жизни меняется и развивается сила...

Сила воли нужна людям для развития волевой регуляции личности, которая развивает такие качества как настойчивость, мужество, целеустремленность, выдержка и так далее.

Они умеют более сдержанно и уверенно идти к цели, чувство терпения увеличивается.

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на...

Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества.

Фильм не только оказал положительное социально-нравственное

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, последователь движения...

Роль волевых процессов в формировании личности

Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.

Ключевые слова: воля, волевые процессы, личность, формирование личности

Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность.

Литература и кино как способы общения между поколениями

При этом в первую очередь рассматривается их влияние на молодое поколение

Именно эмоция пристрастно и заинтересованно оценивает действительность и доводит свою

Из века в век человек формулировал в искусстве свое отношение ко всем явлениям жизни — к...

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

На сегодняшний день мы видим и отрицательное влияние мультфильмов: - герои и героини современных мультипликационных фильмов не

Нам захотелось самим создать мультфильм, который бы был ярким, простым, нес бы положительные эмоции и был доступен детям.

Задать вопрос