Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Лодыгина И. А. Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 73-76. — URL https://moluch.ru/archive/135/37719/ (дата обращения: 25.05.2018).



В современных условиях формирование толерантности у молодежи является важной педагогической задачей, которая состоит в воспитании человека толерантного, в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.Особыми уникальными возможностями по формированию толерантности обладает искусство, в частности, современный кинематограф, механизмы действия и функции которого описаны в данной статье.

Ключевые слова: кинематограф, кино, искусство, толерантность, воспитание, молодежь.

In modern conditions of formation of tolerance in youth is an important pedagogical task, which consists of human tolerance education in the promotion of values of human dignity and integrity of every human being. Specific unique position to promote tolerance has art, particularly modern cinema, mechanisms of action and which are described in this article function.

Keywords: tolerance, film, movie, arts, education, youth.

Проблема формирования толерантности стала наиболее актуальной в конце XX века, что было обусловлено колоссальными социальными изменениями в нашей стране, Европе и мире в целом. Национальные конфликты, вооруженные нападения, ксенофобия, экстремизм, национализм, дискриминация – все это и по сей день оказывает отрицательное влияние на последствия социального прогресса современного мира, подрывает демократические постулаты его существования, провоцирует нарушения прав человека, являющееся одним из важнейших показателей эффективного общественного развития. В России за последние несколько лет происходит большое количество изменений во всех сферах жизнедеятельности человека – духовной, социальной, политической, экономической, что зачастую порождает социальные разногласия, чему способствует и напряженная внешнеполитическая обстановка в нашей стране, что, в свою очередь, несет опасность ухудшения межнациональных отношений внутри нашего государства. В данных обстоятельствах остро встает вопрос формирования толерантности у населения, что может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что толерантность по своей основополагающей идее, у многих авторов представляется как способность к терпимости, уважению, доверию, принятию «других» и способность взаимодействовать с ними. Роль толерантности в современном российском обществе отражены в работах А. Г. Асмолова, С. К. Бондыревой, В. С. Гершунского, Д. В. Зиновьева, В. А. Лекторского, В. А. Тишкова, В. В. Шалина и др., которые рассматривают ее как социальную норму, принцип межличностных и межгрупповых отношений, условие сохранения человеческого разнообразия, права на непохожесть. Так, А. Г. Асмолов рассматривает толерантность как «личное качество (свойство) человека, как способность индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а так же особенности внешности и поведения других индивидов» [1, с. 6]. По мнению С. К. Бондыревой, «толерантность – это терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность, соответствующее понимание и т.д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия» [3, с. 9]. На основе данного определения мы можем сделать вывод, что автор приравнивает «толерантность» к «терпимости, сосуществованию» в структуре межличностного взаимодействия, говорит больше об отношении, чем о качествах личности. Можно сказать о том, что толерантность - это нравственное качество личности, определяющее способность человека принимать окружающих во всем их своеобразии, уважать их индивидуальность, мнения, убеждения, образ жизни, способы самовыражения, независимо от физического и умственного состояния, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д. Как и любое нравственное качество, толерантность не дается человеку с рождения, её нужно целенаправленно прививать и воспитывать. На современном этапе развития образования ученые предлагают множество способов и средств формирования толерантности, таких как ориентация на поликультурное образование, использование дискуссий, тренингов, изучения традиций и фольклора национальностей, возможностей СМИ и различных видов искусства. Разумеется, искусство как метод воспитательного воздействия обладает огромным потенциалом, но на наш взгляд, целым рядом преимуществ перед другими видами имеет самое юное из искусств - кинематограф. Благодаря своей доступности, наглядности, популярности, реалистичности и комплексному воздействию кино является отличным средством влияния и формирования нравственных качеств, особенно у молодежи. Ведь согласно статистике 58% зрителей, регулярно посещающих сеансы в кинотеатрах, это именно люди 16-35 лет, что подтверждает целесообразность использования киноиндустрии как способа воспитания молодежи [6]. Кино в свою очередь помогает активизировать психическую деятельность индивида, лучше понять себя и окружающих, проникнуть в суть тех или иных явлений действительности, и, как следствие, изменить свое к ним отношение. Через кинематограф происходит усвоение экранных моделей поведения, формирование ценностных ориентаций и мотивационных компонентов, и все это сопровождается сильнейшими эмоциональными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности. Так, например, В. К. Вилюнас утверждает, что «в определенном отношении – как самая интимная, специфическая характеристика – она (эмоция), может быть, даже превосходит по своему значению компонент интеллекта» [4, с. 6]. На наш взгляд, именно эмоционально обогащение опыта индивида является главенствующим фактором, способствующим реализации компонентов воспитания, а в частности, на формирование толерантности. Говоря о педагогическом потенциале кинематографа, важно понять специфику его восприятия индивидом. Восприятие художественных произведений – это сложная работа интеллектуальных, творческих и образных компонентов, а именно зрительных, слуховых, словесных. Как пишет В. А. Монастырский «Восприятие кинопроизведения – это динамичный процесс, предполагающий постоянную смену типов восприятия: сопереживание, сочувствие, созерцание, ассоциативное мышление, декодирование скрытых значений, эмоциональное вчувствование и т.д.» [7, с. 142]. При осуществлении эмоциональных связей с экранными героями, кино активизирует работу таких механизмов как эмпатия и идентификация. Индивид как бы погружается в другую жизнь, другую реальность, находя общие черты с героями или отождествляя себя с ними.

Идентификация понимается как «механизм социализации, неосознаваемое отождествление себя с другими, принятие индивидом социальной роли» [5, с. 304]. Так же, Е Ю. Жмырова выделяет 3 вида идентификации при восприятии кинофильмов: идентификация с «иными», идентификация со «своими», идентификация с авторской позицией [5]. Первый вид – это идентификация с персонажами, жертвами интолерантного поведения, сочувствие им и переживание за их судьбу, отождествление себя с «другими». Второй вид характеризует идентификацию с персонажами, воспринимаемыми зрителем как «свои», близкие ему в социальном и психологическом плане, а так же проявляющие толерантное отношение в «инаким». При третьем виде формируются взгляды и позиции, обозначенные самим автором картины, и прослеживающиеся на протяжении всего фильма [5]. Идентификация в данном специфическом случае служит скорее «примеркой» зрителем роли персонажа фильма, переживание ситуации преодоления проблемных ситуаций, успеха и т.д. Эмпатия же хоть и схожа с процессом идентификации, но она так же имеет ряд своих отличительных особенностей. По словам А. Г. Басовой, эмпатия это «процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого» [2, с. 255]. То есть, эмпатия сочетает в себе способность не столько продумывать положение героя, столько прочувствовать его проблемы, его переживания. Благодаря данному процессу просмотр фильмов становится не просто пассивным созерцанием, а переходит в активный личностный процесс соучастия, сочувствия, сопереживания, позволяет зрителю «поменяться местами» с персонажем и прочувствовать его эмоции и внутренние переживания. Перечисленные механизмы осуществляют эмоциональное воздействие на индивидов, помогают формировать определенные мнения, качества, ценностные ориентации, и, конечно же, процесс формирования толерантности не является исключением. Другим важным достоинством кинематографа как средства воспитания является его полифункциональность. Так, например, познавательная функция кинофильмов заключается в обогащении образовательно-культурной сферы личности, разрушает распространенные в обществе стереотипы и предрассудки. Тем более, что познание через кино является более эффективным, чем через лекции, так как при присмотре фильма задействованы не только наш разум, но и эмоции. Как известно, ведущим видом деятельности у подростков и молодежи является общение. Коммуникативная функция позволяет зрителю не просто наблюдать за происходящим на экране, а вести своеобразные диалог с автором, принимая или отвергая его позицию, вырабатывая в процессе собственные взгляды и мнения. Воспитательная функция кинематографа заключается в способности кино приобщить индивида к культуре и искусству, к этическим нормам общества, представить зрителю модели жизненного поведения и его образцов. Развивающая же определена тем, что кино позволяет зрителю буквально за пару часов пережить целую гамму эмоций, что способствует развитию сочувствия, порицательности, восприимчивости, сопереживания, умения принимать и чувствовать эмоции «инаких». В современном кинематографе огромное количество картин, способствующих формированию толерантности и пробуждающих гуманистические чувства. Например, для воспитания этнической толерантности у молодежи могут быть использованы такие фильмы как «Столкновение» (режиссер П. Хаггис), «Мальчик в полосатой пижаме» (режиссер М. Херман), «Список Шиндлера» (режиссер С. Спилберг), «Мимино» (режиссёр Г.Данелия) и др. Так, например, фильм «Столкновение» переносит нас в мир, где каждый человек живет во власти стереотипов и либо руководствуется ими в оценке окружающих, либо сам становится их воплощением. Каждый из персонажей попадает в ситуацию, которая заставляет задуматься о своем месте в мире и об отношениях с окружающими, которых вовсе не определяет их цвет кожи. Мир жесток и удивительно непредсказуем, и в момент столкновения, будь то машина или судьба, на поверхность выходит истинная суть человека. Именно в этом, по нашему мнению, и заключается главная идея данного фильма. Режиссер интригует зрителя, дает ему возможность посмотреть на ситуацию с совершенно разных сторон, идентифицировать себя с каждым из героев, понять многогранность человеческих отношений, «вчувствовать» эмоции экранных персонажей. Для воспитания толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья можно использовать следующие кинофильмы: «Прояви хоть немного уважения» (режиссер П. Карьялайнен), «А в душе я танцую…» (режиссер Д. О’Доннелл), «Класс коррекции» (режиссер И. Твердовский), «Адам» (режиссер М. Майер), «Человек дождя» (режиссер Б. Левинсон), «Я – Сэм» (режжиссер Д. Нильсон) и мн.др. Жизнеутверждающая картина «А в душе я танцую…» режиссера Де. О’Доннелла иллюстрирует нам историю людей, прикованных к инвалидному креслу. Непонимание, ограниченность, безнадежность и полное отсутствие будущего, вот с чем приходится сталкиваться героям данного фильма. Однако те, кому дано меньше всего, умеют ценить то малое, что они имеют, лучше других. Фильм погружает зрителей в мир сильнейших эмоций, вводит в состояние шока, ломает стереотипы. Больше уважения, терпения и лояльности – вот чего хотят люди с ограниченными возможностями, но никак не жалости и сожаления, с которыми им чаще всего и приходится сталкиваться в обществе. Автор призывает прочувствовать их переживания, эмоционально заражает аудиторию, дает возможность людям получить опосредованный опыт эмоционального общения с «инакими». К сожалению, в настоящее время педагогический потенциал кинематогрофа как средства формирования толерантности у молодых людей практически не используется. А если и используется, то только эпизодически, не системно и носит лишь иллюстративный характер. Воспитательные возможности кино игнорируются, числясь в большинстве своем лишь в рамках бытового использования. Но, несмотря на все эти факторы, кино было и остается доминирующим и самым перспективным видом искусства для формирования толерантности у молодежи.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000. – С. 5-7
  2. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 254-256.
  3. Бондырева С. Г. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика: сборник научно-методических статей. – М.: Воронеж, 2002. – 365 с.
  4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984. – 288 с.
  5. Жмырова Е. Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности // Вестник ТГУ. – Тамбов, 2007. – С. 303-306.
  6. Статистика. In Cintma [Электронный ресурс] URL: http://www.in-cinema.ru/statistika (дата обращения: 24.10.2016 г.)
  7. Монастырский В. А. Киноискусство в социокультурной работе: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1999. – 147 с.
Основные термины (генерируются автоматически): формирование толерантности, режиссер, отношение, идентификация, кино, мир, искусство, современный кинематограф, средство формирования толерантности, зритель.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос