Библиографическое описание:

Кулемина К. С. Влияние стиля общения в мультсериалах на развитие манеры общения у подростков // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/135/37717/ (дата обращения: 21.05.2018).



Modern society is at the crossroads of many problems, one of which is modern cartoons. So what is the impact of modern cartoons on the development of the manner of communication of teenagers? What phrases from cartoons prefer to use teenagers in communication with each other?

Keywords: communication style, manner of communication.

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что в настоящее время современные мультсериалы оказывают большое влияние на формирование личности подростков, которое чаще всего носит негативный характер. Ведь, как нам известно, советские мультфильмы формируют сознание, нравственную сторону личности, а именно: призывают к добру, учат ребенка познавать мир посредством рассказов. Однако современные мультсериалы не формируют нравственную сторону, а наоборот, способны привести к агрессии, зависимости и личностной деградации.

Мультсериалы могут оказывать влияние на разные стороны личности, в том числе и на манеру общения подростка. Для каждого мультсериала характерен свой стиль общения, который может рассматриваться в двух плоскостях: позитивной и негативной. Позитивная плоскость содержит в себе те компоненты, которые способствуют гармоничному развитию личности, а негативная, наоборот, вызывает личностную дисгармонию, которая может рассматриваться как одна из причин отклоняющегося поведения.

Специфика общения в подростковом возрасте проявляется в том, что для подростка важно занять определенное положение среди товарищей, которое бы его удовлетворяло. Ведь ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Отношения со сверстниками занимают доминирующую позицию в жизни подростка, определяют все остальные стороны его деятельности и поведения. Отношения подростка со сверстниками гораздо содержательнее и многообразнее, чем у детей младшего школьного возраста. А общение подростков со взрослыми уже не способно решать вопросы, связанные с попыткой вмешательства родителей в их личное пространство. В процессе общения со сверстниками подросток удовлетворяет свои потребности и интересы, усваивают правила и нормы поведения.

Рассматривая проблему влияния стиля общения в мультсериалах на развитие манеры общения подростков, необходимо ознакомиться с понятием стиля общения. Стиль общения – это индивидуально стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия - в деловых и личностных отношениях, в стиле руководства и воспитания детей, способах принятия решений и разрешения конфликтов, в приемах психологического воздействия на людей [2, с. 187]. Тот или иной стиль общения во многом определяет характер взаимоотношений подростка как со сверстниками, так и со взрослыми. Стиль общения может оказывать влияние на особенности поведения ребенка, на формирование его мировоззрения и сознания в целом.

Таким образом, стиль общения является важным фактором в формировании личности подростка.

Ознакомившись с понятием стиля общения, необходимо рассмотреть компоненты общения.

Общение включает в себя различные компоненты, такие как: ситуация общения, обстановка общения, особенности коллектива и наличие общего тезауруса. Тезаурус – запас слов, которыми обладает данный человек [1, с. 16]. Совпадение тезауруса означает то, что партнеры во время общения разговаривают друг с другом «на одном языке». Тезаурус - это словарь, в котором более подробно описаны понятия, относящиеся к той или оной области знаний или сферы деятельности.

Так, в мультсериале «Том и Джери» мы замечем не только присутствие агрессии со стороны обоих героев, но и огромное количество нецензурных и жаргонных выражений. А такие мультфильмы как «Симпсоны» и «Гриффины» развращают детей и способны оказывать давление на психику подростка, навязывая агрессию и личностную деградацию. Представляется, что в «Симпсонах» нет никаких компонентов, которые адекватно влияли бы на сознание подростка, его эмоционально-волевую сферу и, в частности, на манеру общения. Здесь открыто выражается ненависть, грубость, садизм по отношению к другим героям мультфильма, наличие нездоровых семейных отношений, жестокости, пропаганда алкоголя, наркотиков, сигарет, которые дети воспринимают как нечто приемлемое и адекватное. Аналогичная ситуация обстоит и с мультсериалами «Гриффины», «Футурама».

В мультсериалах «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Тачки», в которых, как правило, добро побеждает зло, нередко также присутствуют выражения, которые оставляют неприятный осадок даже у взрослых. Так, В «Мадагаскаре» мы можем встретить следующие неприятные выражения: «Ну, подумаешь — куснул по-дружески за попу! На, укуси меня!- Прекратите, а то я щас вылезу и обоим накостыляю по тыкве!» «Извините, вы мне зубы вонзили в зад!» и тому подобное. Или же в мультфильме «Ледниковый период» мы можем услышать такие фразы: «А вы знаете, что у вас крошечные мозги? Это известный факт, так что без обид.- В какой – то момент я подумал, что ты собираешься меня съесть — Я не ем отбросы», «Мама, роди меня обратно!» и другие. Такое поведение и выражения подростки воспринимают как норму и способны переносить их в свою жизнь.

Практически во всех современных мультсериалах чаще всего присутствует конфликт, драка, в некоторых присутствуют убийства, перестрелка, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. Например, в мультсериале «Футурама» мы можем встретить как перестрелки, убийства, так и элементы насилия. Причем все перечисленные проблемы проявляются в открытой форме, и подростки воспринимают их как адекватные и социально приемлемые. В мультсериале «Южный парк» мы можем наблюдать ряд неприличных выражений, например: «Нефиг мне указывать, что делать — мне 8 лет!» «Кто-нибудь, сделайте ему одолжение, убейте его. Кайл, заткнись, я знаю, ты у нас известный скептик и нытик!» «Может, тебе имя поменять на Скептик — куда более жидовское имя, чем Кайл!». Помимо неприличных выражений, мы можем наблюдать агрессивное поведение, жестокость, которые также представлены в открытой форме.

В процессе исследования был проведен анонимный опрос, целью которого было получение информации о любимом мультсериале и любимой фразы из него. В опросе принимали участие 20 человек разных возрастных категорий (от 15 до 22 лет). В ходе проведения опроса были получены следующие результаты: 75% респондентов отдают предпочтение зарубежным мультсериалам («Финес и Ферб», «Время приключений», «Кик Бутовский», «Человек-опасность», «Тимон и Пумба», «Зверополис» и др.), 25% любят смотреть русские мельтсериалы («Ну, погоди!», «Маша и Медведь», Трое из простоквашино», «Кот Леопольд» и др.). Среди них 70% проявляют интерес к мультсериалам с участием агрессии («Финес и Ферб, «Шрек», «Мадагаскар», «Человек-опасность» и др.), 45% предпочитают смотреть мультсериалы, в которых присутствуют элементы грубости («Графити Фолз», «Шрек», «Кик Бутовский», «Зверополис» и др.). Мультсериалы с элементами дружелюбия предпочитают смотреть 30% («Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Маша и Медведь» и др.).

Из перечисленных мультсериалов подростки в общении друг с другом используют следующие фразы: «Я знаю, чем мы сегодня займемся!» («Финес и Ферб»), «О май глаб!» («Время приключений»), «Дети цветов»… Пыльца вместо мозгов» («Тимон и Пумба»), «Никогда не называй человека дураком. Лучше займи у него в долг» («Закон Майли Мерфи»), «Рыбьи головешки» («Гравити Фолз»), «Я буду тебя помнить. Я помню всех, кто уходит» («Лило и Стич»), «Чувак, ты несешь полную чушь!» («Гладиаторы»).

В общении между собой в повседневной жизни подростки чаще всего используют следующие фразы: «Не смешите мои подковы!» - мультсериал «Алеша Попович», «Случайности не случайны» - мультсериал «Кунг – фу Панда», «Спокойствие, только спокойствие» - мультсериал «Карлсон», « Знаешь, потеря головы – это очень серьезная потеря!» - мультсериал «Алиса в Зазеркалье», «О май глаб!» - мультсериал «Время приключений», «У вдохновения нет расписания» - мультсериал «Гриффины», «Ну, это многое объясняет...» - мультсериал «Шрек», «Жара... Грибы пошли» - мультсериал «Клад», «Дурак дурака видит издалека» - «Утиные истории», «Мы победили скуку» - мультсериал «Тетрадь смерти» и другие.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что нередко фразы из мультфильмов можно встретить в повседневной жизни, что их уже можно считать устойчивыми и закрепившимися, то есть фразеологизмами. Нередко подобные фразы мы можем услышать от лиц подросткового возраста. Причем, используя их в реальном общении, подростки совсем не задумываются над их содержанием.

Таким образом, определенный стиль общения в мультсериалах оказывает влияние на манеру общения подростков.

Литература:

1. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. — 576 с.

2. Скрипченко, О.В. Общая психология. - Київ: Либідь, 2005. - 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): стиль общения, стиля общения, манеру общения, развитие манеры общения, понятием стиля общения, Стиль общения, общения подростков, манеру общения подростка, Влияние стиля общения, манеры общения подростков, манеру общения подростков, влияния стиля общения, Специфика общения, определенный стиль общения, процессе общения, ситуация общения, компоненты общения, «Время приключений», «О май глаб!», обстановка общения.


Ключевые слова

стиль общения, манера общения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос