Кино-терапия как один из эффективных методов арт-терапевтической работы с юношеством и молодежью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Коробова Е. А., Киселева Е. В. Кино-терапия как один из эффективных методов арт-терапевтической работы с юношеством и молодежью // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 58-61. — URL https://moluch.ru/archive/135/37713/ (дата обращения: 24.06.2018).



The article presents an attempt to study cinema-therapy as one of the most effective methods of art-therapeutic work of the psychologist with adolescents and youth. Research was conducted among students of the Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University them. N. And. Lobachevsky.

Keywords: art therapy, cinema therapy, film, youth

В период активной трансформации общества человек оказался сильно подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Технический прогресс, ускорение темпа жизни, развитие информационных технологий усиливают напряжение, часто способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Поэтому в последние годы терапия посредством различных видов искусств приобретает все большую востребованность и популярность. Разнообразные методы арт-терапевтической работы довольно часто используются в диагностике, терапии, развитии и коррекции личности. Кино-терапия как частный случай арт-терапии, позволяет объединить психологию и искусство в эффективный инструмент для работы с юношеством и молодежью.

Как показали результаты содержательного анализа научной литературы, кино-терапия как один из эффективных методов арт-терапевтической работы исследовался и разрабатывался в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Например, представление о развитии индивидуальности личности как субъекта культуры связано с эффектами взаимодействия личности с мифологической и символической составляющими культуры, рассматривалось в трудах Т. М. Буякас, Э. И. Мещерякова, М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский, А. Ф. Лосев. В. С. Собкин, О. С. Маркина называют механизмы воздействия искусства, связанные с личностью реципиента — идентификация с героем, А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская, А. А. Адаскина как эстетическое отношение, Р. Г. Натадзе, Е. Я. Басин — установка на воображение.

Арт-терапия возникла в 30-е г. г. 20 века, являясь специализированной формой психотерапии, основанной на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. По мнению К. Юнга арт-терапия в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: кино-терапию, изо-терапию, музыко-терапию, сказко-терапию, игро-терапию, библио-терапию и другие.

Впервые статья о кино-терапии как о новом методе лечения была написана в «Большой медицинской энциклопедии» 1949 г., в соответствии с которой специально созданные и подобранные кинофильмы обладают определенным положительным психотерапевтическим воздействием на зрителей различных категорий. Однако, данная проблема в те годы имела теоретический характер, в настоящее же время в психотерапии составлены программы, основанные на подборке фильмов и имеющие определенные цели.

В широком смысле кино-терапия — метод групповой работы, основанный на совместном анализе просмотренного художественного фильма и дальнейшей сознательной коррекции личностных особенностей участников группы [4]. Кино-терапия в узком смысле — нетрадиционный инструмент воздействия на индивида, входящий в состав различных психотерапевтических систем [2].

В основе кино-терапии лежит предположение о том, что нормальному, хорошо приспособленному индивиду, исходя из способности к наблюдению и осознанию происходящего свойственно, без особого труда, правильно обнаружить решение различных жизненных ситуаций. У индивидов с теми или иными личностными проблемами замечается искажение восприятия окружающей действительности, неадекватность наблюдений и ошибочность оценок событий, что проявляется и во время восприятия и анализа содержания художественных кинофильмов. Объективное содержание фильма, воспринимаемое как произведение искусства, не зависящее от настроения, воли и желания зрителя, искажается и заменяется содержанием проекции. В итоге каждый человек видит свой результат субъективного восприятия этого объективного содержания. Отмечается, что способность адекватного понимания объективного содержания кинофильма, развивающаяся в процессе работы с фильмом, переносится индивидом на понимание себя и отношения с людьми, жизни.

Кинофильм — это своеобразная метафора с отражением определенной жизненной ситуации, поэтому чтобы оказывать психотерапевтическое воздействие, сюжет фильма, подобно зеркалу, должен иметь схожесть с ситуацией клиента, в которую он попал, и содержать продуктивный выход из нее. Активного, вовлеченного зрителя волнуют эмоционально созвучные внутреннему запросу фильмы, и порой бывает достаточно посмотреть одну кинокартину, чтобы увидеть в героях себя, своих близких и свои поступки, сделать вывод и найти решение волнующей проблемы.

По результатам многочисленных социологических исследований юность и молодость — периоды максимального увлечения киноискусством. Чтобы посмотреть новинку кинопроката молодые люди посещают кинотеатры, либо смотрят дома по телевизору, либо находят нужный фильм в интернете. Однако кинофильмы, став неотъемлемой частью современной жизни, для молодых людей являются не только средством развлечения, но и способом освоения человеческих отношений, способов поведения, чувств и ценностей, что подтверждает исследование Л. М. Баженовой, В. С. Собкина и А. В. Шарова [1].

В процессе просмотра и понимания содержания фильма молодой человек выбирает наиболее симпатичного для него персонажа по характеру, психологической проблеме и способам поведения в настоящий момент, тем самым идентифицируя себя с ним. Выбирая киногероя, индивид частично или полностью присваивает себе его образ мыслей, привычки, чувства, черты характера, решения и словно проживает свою жизнь за время фильма, становясь мудрее и сильнее. Таким образом, у молодого человека появляется возможность испытать те чувства и эмоции, не находящие своего выражения в реальной жизни. Следовательно, фильм помогает актуализировать скрытые проблемы и удовлетворить различные потребности личности, что необходимо для действенной терапии.

В настоящее время молодежь часто оказывается в кризисных ситуациях, характеризующихся, в частности, разочарованиями в профессиональном и жизненном выборе, несоответствием представлений и ожиданий о профессии с реальностью ее освоения, потеря работы, отсутствие жизненных планов, нереализованность личной жизни, чувство неудовлетворенности собой, отсутствие представления о смысле жизни и т. п. Отсутствие внутренних средств разрешения данных кризисных ситуаций может привести к негативным вариантам развития: алкоголизму, наркомании, суициду. Поэтому кино-терапия на данных возрастных этапах приобретает особую значимость.

Кино-терапия как творческий процесс способствует самопознанию и саморазвитию молодежи. Случается, что участникам психотерапевтической группы неудобно говорить о себе и своих внутренних переживаниях и конфликтах, поэтому процесс анализа фильма, сюжетных линий, обсуждения поведения героев может оказаться наиболее безопасным способом начала разговора о себе для таких людей. Индивид может совершенно искренне рассуждать о героях фильма, сопереживая им, принимая их сторону или считая их поступки и суждения ошибочными, не замечая, что проговаривает о своих личностных проблемах. Тем самым кино-терапия является способом освобождения личности от глубинных переживаний, внутренних напряжений, разрешения внутри- и межличностных конфликтов, что достигается благодаря внимательности к своим чувствам, формирования привычки мыслить позитивно, улучшению способности молодого человека к рефлексии.

Процесс кино-терапии проходит в несколько этапов. Подготовительный этап включает в себя выбор фильма, отражающий жизнь участников группы и побуждающий к переосмыслению их проблем, а также составление программы проведения занятия. Заранее педагог-психолог во избежание непредвиденных ситуаций обязательно просматривает фильм и анализирует его. Как правило, кинофильм является высокохудожественным произведением со строгой и чёткой тематической линией, время просмотра должно занимать не больше двух часов.

На следующем этапе фильм просматривается, внимание участников во время которого обращается на: позитивность или негативность музыки и динамики фильма; неприемлемые для клиентов образы героев фильма и их стили поведения; эмоциональные и физиологические переживания и т. д. Период между просмотром и обсуждением должен длится не более 20 минут.

После просмотра фильма все желающие высказываются, сообщая о том, что запомнилось и вызвало наибольшее впечатление. При обсуждении особое внимание уделяется главным героям, происходит анализ чувств, мыслей, реакций, которые возникли у участников тренинга от персонажей.

Далее педагог-психолог без обращения к личностям обобщает высказывания участников группы, выделяет перечень проблем и чувств, раскрываемые в фильме. Затем анализирует идеи и мысли, возникшие у клиентов во время просмотра и обсуждения. В конце кино-тренинга обычно дается оценка успешности или неуспешности работы группы.

С целью изучения кино-терапии как одного из эффективных методов арт-терапевтической работы с юношеством и молодежью нами было проведено исследование на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского психолого-педагогического факультета, в котором приняли участие 51 студент (7 юношей и 44 девушки) 4 курса. Для группового просмотра был выбран фильм Джеймса Гартнера «Игра по чужим правилам». В ходе просмотра и обсуждения картины молодежь эмоционально отреагировала на актуальные проблемы и ситуации в данный момент жизни и прожила их, осознала и переосмыслила свои цели, психологические проблемы, потребности, действия и чувства, скорректировала умения быть честными в своих поступках и чувствах, в первую очередь, перед самими собой и способности самонаблюдения для управления своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации, формировала позитивное мышление и способность видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей. Картина показывает, что нужно идти к своей цели, и добиться ее можно лишь путем долгой и кропотливой работы, преодолевая препятствия.

Правильный отбор кинофильмов очень важен для группового просмотра. При кино-терапии с молодежью мы можем порекомендовать следующие фильмы: для потерявших близкого человека — «Высокая цена жизни» (реж. Дебора Чоу), «Привидение» (реж. Дж.Цукер), «Спеши любить» (реж. А.Шенкман), «Хатико: самый верный друг» (реж. Лассе Халльстрем); при алкоголизме, наркомании и др. зависимостях — «Реквием по мечте» (реж. Д. Аронофски), «На игле» (реж. Д. Боил), «28 дней» (реж. Б.Томас), «Лучше не бывает» (реж. Джеймс Л. Брук); для повышения мотивации — «Приговор» (реж. Тони Голдуин), «Сильная женщина» (реж. Пенни Маршалл), «Человек, который изменил все» (реж. Беннетт Миллер); при депрессии — «Меланхолия» (реж. Ларс фон Триер), «Черный лебедь» (реж. Даррен Аронофски), «Эта жизнь для тебя» (реж. Шэрон фон Витерсхайм).

Таким образом, кино-терапия один из наиболее эффективных методов арт-терапии при работе с юношеством и молодежью, позволяющий осознать и принять проблемную ситуацию, установить вероятные причины появления проблемы, выявить внутренние ресурсы для преодоления проблемной ситуации, определить новые перспективы при разрешении трудной ситуации, сформировать мотивацию при принятии осознанного и взвешенного решения в процессе просмотра фильма.

Литература:

  1. Буренкова Е. В., Мыскина О. П. Кумиры современной молодежи: факторы формирования имиджа // Психология телесности: теоретические и практические исследования (г. Пенза, 25 марта 2008 года): Материалы международной заочной научно-практической конференции. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. — 160 с.
  2. Данина М. М., Карпова Н. Л., Кисельникова Н. В., Шувиков А. И.. Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции // Вестник Российского гуманитарного фонда. — № 3 (64). — 2011. — С. 121–130.
  3. Иванова В. С., Шпанова М. С. Особенности кинопредпочтений современной молодежи // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014. — № 11(18) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf
  4. Прокофьева Н. И. Практика кинотерапии. [Электронный ресурс] URL:http://www.imaton.ru./ main.php (дата обращения 02.11.2016)
  5. Шувалова Е. В. Возможности кинотерапевтического подхода в работе с группой // СМАЛЬТА. — № 2. — 2014. — С. 78–80.
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, молодой человек, время просмотра, способ поведения, ситуация, работа, проблемная ситуация, проблема, молодежь, кинофильм, индивид, групповой просмотр, чувство.


Ключевые слова

кинофильм, арт-терапия, молодость, юность, кино-терапия

Похожие статьи

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Если рассматривать группу людей, то у каждой отдельной личности он будет разным, т. к. это зависит от устойчивости психики индивида» [8]. А в работах А. Я

Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания конфликтов.

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки...

Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях.

2) Положительно, кино развивает молодёжь и даёт реальную картину мира — 9,61 %.

И именно о стихийном виде нужно говорить, когда речь идёт о просмотре кинофильмов в офлайн или...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

Для эффективного проведения мероприятий необходимо выполнение дидактических принципов обучения: - Принцип проблемности

Подводя итог проделанной работы, подчеркнем, что специфика воздействия кино на воспитание молодежи сводится к тому, что просмотр...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Киноискусство — вот что помогает в нравственном развитии и воспитании молодежи. В настоящее время оно крайне необходимо обществу, ведь это

Просмотр фильмов дает детям и молодежи представление об определенных типах поведения человека в обществе.

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Действие кино на восприятие человека очень разнообразно. Например, при просмотре комедии, мы получаем положительные эмоции, у нас улучшается настроение.

Но в настоящее время проблема стоит в том, что современные фильмы могут влиять как положительно, так и...

Влияние эмпатии на поведение подростков в ситуациях...

При изучении особенностей поведения подростков в ситуациях фрустрации мы получили следующие данные.

При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев.

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи...

В настоящее время, проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий, пригодных для решения этих проблем.

Одно и то же затруднение, решается разными молодыми людьми совершенно различными способами.

«Чучело» — история прошлого или насущная проблема...

«стадное чувство»; авторитет среди других. Особенности индивидуума (личности).

Организация просмотра «100 лучших фильмов для школьников».

Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Библиографическое описание: Волынец Ю. В. Подростковый конфликт и проблемы его

В это время перед подростком стоит задача самоопределения в трех областях

Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Если рассматривать группу людей, то у каждой отдельной личности он будет разным, т. к. это зависит от устойчивости психики индивида» [8]. А в работах А. Я

Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания конфликтов.

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки...

Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях.

2) Положительно, кино развивает молодёжь и даёт реальную картину мира — 9,61 %.

И именно о стихийном виде нужно говорить, когда речь идёт о просмотре кинофильмов в офлайн или...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

Для эффективного проведения мероприятий необходимо выполнение дидактических принципов обучения: - Принцип проблемности

Подводя итог проделанной работы, подчеркнем, что специфика воздействия кино на воспитание молодежи сводится к тому, что просмотр...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Киноискусство — вот что помогает в нравственном развитии и воспитании молодежи. В настоящее время оно крайне необходимо обществу, ведь это

Просмотр фильмов дает детям и молодежи представление об определенных типах поведения человека в обществе.

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Действие кино на восприятие человека очень разнообразно. Например, при просмотре комедии, мы получаем положительные эмоции, у нас улучшается настроение.

Но в настоящее время проблема стоит в том, что современные фильмы могут влиять как положительно, так и...

Влияние эмпатии на поведение подростков в ситуациях...

При изучении особенностей поведения подростков в ситуациях фрустрации мы получили следующие данные.

При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев.

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи...

В настоящее время, проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий, пригодных для решения этих проблем.

Одно и то же затруднение, решается разными молодыми людьми совершенно различными способами.

«Чучело» — история прошлого или насущная проблема...

«стадное чувство»; авторитет среди других. Особенности индивидуума (личности).

Организация просмотра «100 лучших фильмов для школьников».

Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Библиографическое описание: Волынец Ю. В. Подростковый конфликт и проблемы его

В это время перед подростком стоит задача самоопределения в трех областях

Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них...

Задать вопрос