Библиографическое описание:

Вдовина М. В., Ермолаева Ю. В. Социально-педагогический потенциал советских детских-юношеских фильмов и современного кинематографа: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/archive/135/37677/ (дата обращения: 24.04.2018).



Soviet and Russian cinema is one of the most commonly addressed topics. Comparative analysis of the films produced on multiple criteria, one of which is the socio-pedagogical potential of children and adolescents.

Keywords: Soviet cinema, Russian cinema, and the socio-pedagogical potential, comparative analysis.

Советский кинематограф — это уникальное явление культуры XX века. Как и многие сферы культуры, кинематограф был подчинен определённым правилам и канонам. В фильмах был показан образ советского гражданина, каким он должен быть. Фильмы были рассчитаны на широкую аудиторию, чтобы «нести» идеальный образ в массы. С одной стороны, идеальный образ был создан для того, чтобы советские граждане стремились к этому идеалу, а с другой — образ был прост и напоминал обычного гражданина, который живет в соседней квартире, доме или улице. Кинематограф советского периода показывал, как хорошо жить в Советском Союзе, как государство заботится о своих гражданах. Тематика фильмов изменилась с началом Великой Отечественной войны. Тема войны, в которой советский народ проявил ни с чем не сравнимый героизм, являлась одной из самых популярных тем в кинематографе.

Детские и юношеские фильмы советского периода можно выделить в отдельную категорию кинематографа. Неповторимый юмор, дух приключений и при этом показ образа юного пионера, который готов к любым трудностям и который легко справится с любой задачей был основной задачей режиссеров. «Добро пожаловать или посторонним вход запрещен», «Неуловимые мстители», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Старик Хоттабыч» и многие другие детско-юношеские фильмы являются настоящей классикой и шедеврами советского кинематографа. В особую категорию можно выделить фильмы-сказки, которые были наполнены динамикой сюжета и неповторимой игрой актеров. К самым популярным фильмам-сказкам можно отнести «Морозко», «Варвара-краса длинная коса» и многие другие.

Российский кинематограф пережил настоящую революцию в конце 80-х и 90-х годах XX века. Образ советского гражданина и пионера становится уже не востребованным. На первый план выходит показ реальной жизни людей, социальных проблем, которые появились после распада Советского Союза. Фильмы для детей и подростков практически не снимались, тема детства и юношества ушла на дальний план. Режиссеры обратились к теме детства и юношества уже спустя десятилетие, однако фильмы для нового поколения детей и подростков значительно отличались от фильмов советского периода. Влияние оказал западный кинематограф, в котором зачастую дети и подростки показаны героями с сверхъестественными способностями, живущими в волшебном мире. Западные фильмы наполнены яркими эффектами и компьютерной графикой, которая привлекает внимание детей. Зачастую дети и подростки не задумываются о самом смысле кинокартины, акцентируя внимание именно на красочность и яркость образов и обстановки. В последнее время все чаще возникает вопрос: в чем заключается воспитательный потенциал современных фильмов?

О современных фильмах нельзя сказать, что они очень плохие. В них есть как положительные, так и отрицательные моменты. Ярким примером такого фильма является кинокартина «Мы из будущего» (2008 г). С одной стороны, показаны прототипы отрицательных героев: молодых людей, которых интересует легкая нажива, лёгкие деньги, заработанные сомнительным способом. Присутствует элемент фантастики (перемещение во времени). Герои попадают в прошлое, в самое пекло военных событий лета 1942 года. Сама обстановка, военные действия, сцены боя и разведки показаны достаточно достоверно. Можно сказать, что образы советских граждан, защищающих свою Родину, переданы актерским составом на высоком уровне. Можно проследить яркую антитезу: как вели себя советские солдаты и как на их фоне выглядели «пришельцы» — молодые люди, попавшие из мира развлечений, лёгких денег и компьютерной графики. На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как меняется мировоззрение главных героев, которые поняли всю истинную цену Великой победы, только пройдя через боль и страх. Можно сказать, что фильм «Мы из будущего» является одной из современных картин о войне, которую можно порекомендовать к просмотру и несущих воспитательную идею.

К категории популярных фильмов, которые смотрят подростки можно отнести фильмы о школе. Именно в школе дети и подростки проводят значительную часть времени. Но если для детей младшего школьного возраста учитель является примером, защитником, то для подростка образ учителя может исказиться и деформироваться.

Образ учителя в советском кинематографе изображался не часто, однако именно на этот образ была возложена великая задача: пропагандировать идеи революции и создавать образ нового человека, который готов жить в новом обществе. Киновед и культуролог Н. Нусинова пишет: «С момента возникновения советского кино его создатели были одержимы идеей создания нового человека, достойного жить в новом, коммунистическом мире» [2, с.389] Именно учитель был творцом, несущим в широкие массы просвещение, борцом с «неодушевлёнными врагами»: беспризорностью, неграмотностью, преступностью малолетних. Учитель показан героем, который борется с этими «врагами» почти в экстремальных для него условиях и побеждает. Примером таких фильмов являются: «Сельская учительница», «Путевка в жизнь», «Педагогическая поэма».

В 1950–60 –х годах образ учителя становится более «приземлённым» и реальным. Однако, отношение к учителю остается уважительным, но при этом и сам учитель ведёт себя подобающим образом: он вежлив как с учениками, так и с коллегами, более публичен, практически всегда на виду. У учителей есть свой стиль: строгий, никаких излишеств в одежде и прическе. Появляется экранный «эталон» для советских педагогов, с которого они должны брать пример. Но отношения с учениками переходят на новый уровень: теперь подростки выражают свои мысли, а педагог не пытается ввести их в нужное «коммунистическое» русло, а задумывается над проблемами и пытается их решить. К таким фильмам можно отнести кинофильмы «Доживем до понедельника» и «Большая перемена». «В обеих лентах подчёркивается особая роль, особый статус учителя. Идеал учителя-общественника и в быту, и в школе, гордо выполняющего свою особую миссию, на долгие годы остаётся единственным образом в советском кинематографе» [1, 225 с.]

Говоря о современных фильмах о школе, можно заявить о том, что грань между учеником и учителем постепенно стирается. Педагог показан не как эталон, а как друг, которому можно доверять свои личные тайны, вести себя как со старшим товарищем. Однако, это может привести к нехорошим последствиям. Сокращение социальной дистанции привело к тому, что ученики ради хорошей оценки и поднятия своего авторитета могут навредить учителю, унизить его морально, как показано в фильме «Розыгрыш» или телесериале «Любимая учительница». К сожалению, образ учителя, как правило, не привлекателен, представлен измученной и нервной личностью. К тому же, СМИ вполне часто пишут о преступлениях коррупционного характера, совершённых педагогами. Соответственно, можно сделать вывод, что советские фильмы про школу и учителей являются более приемлемыми к просмотру, чем российские.

Одной из важных тем для подростков является тема отношений. Первая влюблённость, переживания — все эти явления вдохновляют режиссеров на создание фильмов о подростковой любви. В советском кинематографе данная тема рассмотрена мало, но представлена такими сильными картинами как «Вам и не снилось» (1980) и «Школьный вальс» (1977).

«Вам и не снилось» — трогательная история о первой любви двух подростков, которые тянутся друг к другу со всей силы возникшего первого чувства. Ситуации, которые переживают главные герои, являются трудными и опасными, но несмотря на все препятствия, главные герои остаются вместе. Советские «Ромео и Джульетта» очень полюбились юным зрителям, в итоге картина признана лучшим фильмом 1981 года.

«Школьный вальс» — история о любви двух старшеклассников Зоси и Гоши. Их отношения показаны немного в ином формате, чем у Ромы и Кати (главных героев «Вам и не снилось»), но это не меняет сути картины. Сначала зритель видит нежные отношения героев, но они разрушаются после того, как героиня узнает о своей беременности. «Школьный вальс» — это идеологически выдержанный фильм, через которое идет некое послание девушкам и юношам, но грустный сюжет нисколько не портит впечатление об отношениях Зоси и Гоши в самом начале фильма.

Что касается современных российских фильмах, снятых на тематику подростковой любви, то от показа светлого чувства мало что осталось. После революции в киноиндустрии конца 80-х и 90-х годов, в фильмах зачастую показывают именно интимную часть отношений, что в Советском Союзе было неприемлемо. Современные фильмы и сериалы продолжают эту «традицию» и любовь двух подростков — это уже не светлое чувство, а желание наладить именно интимную составляющую, что показано в фильмах уже без особых запретов. Одним из немногих российских фильмов, несущий романтический образ отношений и который можно порекомендовать к просмотру, является фильм «Костяника. Время лета». Между главными героями — Костей и Никой завязывается дружба, переросшая затем в первую любовь. Костя помогает Нике поверить в себя несмотря на болезнь (Ника не может ходить), заботится о ней и старается сделать жизнь подруги интересной и насыщенной. В этом фильме показаны настоящие отношения, которые и без интимной составляющей могут быть прекрасными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическим потенциалом обладают как советские, так и российские детско-юношеские фильмы. Однако число советских кинокартин для детей и подростков, которые можно порекомендовать к просмотру значительно больше. Изменяющиеся идеалы, трансформация межличностных отношений — все это отражается в современных фильмах для детей и подростках. Конечно же, фильмы отражают реальность, но она может оказаться слишком жесткой для подрастающего поколения, которое может выбрать неправильную модель поведения, подражая героям фильма.

Литература:

  1. Григорьева О. В. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. — Саратов: «Научная книга», 2007. С. 223–239.
  2. Нусинова Н. М. Семья народов. (Очерк советского кино тридцатых годов)//М.: «Территория будущего». 2006. — С. 389–409
Основные термины (генерируются автоматически): советского периода, образ учителя, современных фильмах, советского гражданина, «Школьный вальс», образ советского гражданина, советского кино, идеальный образ, фильмы советского периода, Образ советского гражданина, шедеврами советского кинематографа, Кинематограф советского периода, фильмов советского периода, советском кинематографе, Russian cinema, детско-юношеские фильмы, Образ учителя, «нести» идеальный образ, подростка образ учителя, comparative analysis.

Ключевые слова

сравнительный анализ, советский кинематограф, российский кинематограф, социально-педагогический потенциал

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос