Совершенствование корпоративного управления в Узбекистане - залог успешного функционирования АО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хусаинов, Р. Р. Совершенствование корпоративного управления в Узбекистане - залог успешного функционирования АО / Р. Р. Хусаинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37535/ (дата обращения: 21.11.2024).



Одним из главных факторов в развитии акционерных обществ рассматривается повышения эффективности корпоративного управления.

Становление акционерных обществ и её развития в Узбекистане начался процессе перехода к рыночной экономике республики, связанных с разгосударствлением и приватизации предприятий. Например, Национальная холдинговая корпорация «Узбекнефтегаз» (Национальная корпорация «Узбекнефтегаз») за период 1993-1996 годов, 76 предприятии были приватизированы, в основном, открытого акционерного общества. Были приняты целый ряд законы и подзаконные акты для разгосударствления государственных предприятий и управления. Эти документы были эффективны своё время. Но, при подготовке и принятии законов и подзаконных актов не было достаточного опыта, а потом на практике пришлось столкнуться с некоторыми трудностями.

Первоначально 51% акций акционеров приватизированных предприятий принадлежало государству, а остальное 49 процентов трудовому коллективу. Это привело к изменению в большинстве случаев, только название государственного предприятия. Во многих случаях, бывшие руководители государственных предприятии были избраны председателем правления акционерных обществ. 49% акций акционерных обществ распределенные между трудовым коллективом в управлении не дало желаемого эффекта.

Некачественное корпоративное управление отрицательно влияет на инвестирование деятельности акционерных общества.

Правительством Республики Узбекистан для польноценного внедрения корпоративного управления принято ряд законодательных актов. 26 апреля 1996 года Республика Узбекистан принять закон "Об акционерных обществах и защита прав акционеров". Однако, этот закон в далнейшем в полной мере не отвечал требованиям. В связи с этим, Законодательной палатой 18 февраля 2014 года был принят и одобрен Сенатом 10 апреля 2014 года. 6 мая 2014 года в новой редакции был принят за N -370 Закон "Об акционерных обществах и защите прав акционеров". Настоящим Законом определено создание акционерных обществ, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также регулирование отношений в области защиты прав акционеров во всех областях деятельности. Тем самим позволило акционерным обществом полноценно внедрят принципы корпоративного управления.

Для повышения эффективности системы корпоративного управления является не только фактическое использование средств акционеров, а также привлечения новых инвесторов. С этой целью 24 апреля 2015 года Президент Республики Узбекистан подписал Указ за № УП-4720 "О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах». Что позволило создания благоприятных условий для широкого привлечения прямых иностранных инвестиций, коренного повышения эффективности деятельности акционерных обществ, обеспечения их открытости и привлекательности для потенциальных инвесторов, внедрения современных методов корпоративного управления, усиления роли акционеров в стратегическом управлении предприятиями.

В Указе № УП-4720 с целью внедрения современных методов корпоративного управления поставлены следуюшие задачи министерствам, ведомствам и акционерным обществам[1, с. 1]:

1) определено основные направления дальнейшего развития системы корпоративного управления;

2) одобрено типовая организационная структура акционерного общества разработанную на основе глубокого изучения системы организации управления в ведущих зарубежных компаниях;

3) поручено Министерству труда и социальной защиты населения, Министерству экономики Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по внесению необходимых изменений в «Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих», вытекающих из новой типовой структуры акционерного общества;

4) Принять предложение Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления о создании, с привлечением ведущих образовательных учреждений Германии и других экономически развитых стран, Научно-образовательного центра корпоративного управления на базе упраздняемой Высшей школы бизнеса, возложив на него методическое обеспечение внедрения организационных форм и современных методов корпоративного управления, а также подготовку и повышение квалификации управленческого персонала в этой сфере в соответствии с международными требованиями и стандартами.

5) Утвердить Программу мер по коренному совершенствованию системы корпоративного управления;

6) в течение 2015 — 2018 годов все акционерные общества перейдут к публикации ежегодной финансовой отчетности и проведению ее внешнего аудита в соответствии с Международными стандартами аудита и Международными стандартами финансовой отчетности.

7) освободить:

акционерные общества от уплаты единого социального платежа с фонда оплаты труда иностранных работников, привлеченных в качестве управленческого персонала;

доходы иностранных специалистов, полученные от их деятельности в качестве управленческого персонала, от уплаты подоходного налога, налога на доходы у источника, а также обязательных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Во испольнение Указа за № УП-4720 от 24 апреля 2015 года, Постановление президента республики узбекистан от 21 декабря 2015 года № ПП-2454 «о дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества» и в республике осуществлены следующее:

1. НХК «Узбекнефтегаз» на постоянной основе прорабатываются вопросы своевременной реализации инвестиционных проектов, проводится работа с международными финансовыми институтами и зарубежными партнерами с целью привлечения в отрасль дополнительных иностранных инвестиций, передового зарубежного опыта. В результате формирование благоприятных условий для широкого привлечения в акционерные общества иностранных инвестицийв рамках Инвестиционной программы в 2016 году с участием иностранных инвестиций и кредитов реализуетсявсего 14 проектов в НХК «Узбекнефтегаз» общей стоимостью иностранных инвестиций 16,3 млрд долл.

Инвестиционные проекты НХК «Узбекнефтегаз» с участием иностранных инвестиций и кредитов в основном осуществляются в таких направлениях, как:

· проведение геолого-разведочных работ;

· добыча и переработка углеводородов;

· транспортировка природного газа;

· выпуск полимерной продукции, газовых баллонов;

·строительство нового газоперерабатывающего комплекса, АГНКС, сертифицированных центров по установке на автотранспортные средства газовых баллонов для сжатого газа и др.

Реализация проектов в нефтегазовой сфере осуществляется с участием ведущих мировых компаний, таких как ПАО «Лукойл Оверсиз Лтд.» (Россия), «Газпром», «Петромаруз», корейских компаний — «Самсунг Инжиниринг», «ЭнКей», «ДжиЭс Инжиниринг», «КейДиНавиен», «ХюндайБиЭс энд Си», китайских компаний — «СиЭнПиСи», «СиНоуДиСи», «Шангдон Керуи Петролеум Эквипмент», южно-африканской компании"Сасол" и др.

В результате реализации мер по привлечению в акционерные общества стратегических иностранных инвесторов, обеспечению их активного участия в модернизации и технологическом обновлении производства, освоении выпуска конкурентоспособной продукции и ее продвижении на внешних рынках, а также внедрении на предприятиях современных методов корпоративного управления количество акционерных обществ с долей государства по сравнению с 2015 годом сократилось в 1,7 раза.

Вместе с тем, в 17 акционерных обществах, перспективных для привлечения иностранных инвестиций, в результате бездействия их руководителей и неэффективной организации менеджмента были сорваны установленные сетевые графики привлечения иностранных инвесторов.

В связи с этим, 8 руководители акционерных обществ, безответственно отнесшихся к выполнению установленных сетевых графиков привлечения иностранных инвесторов и не способных работать в соответствии с современными требованиям освобождены от занимаемых должностей, к руководителям 9 акционерных обществ и их вышестоящих ведомств, не обеспечивших эффективную работу с иностранными инвесторами, применены меры дисциплинарного взыскания и они строго предупреждены о персональной ответственности за безусловное исполнение принятых решений по привлечению иностранных инвестиций[2, с. 1],.

Один из эффективных методов инвестиции акционерных обществ является размещение акции акционерных обществе в рынке ценных бумаг. В нашей республике биржевая деятельность имеет особую роль при осуществлении операций с ценными бумагами. В Узбекистане функционирует РФБ «Ташкент». По итогам 9 месяцев 2016 годаобъем биржевых сделок на РФБ «Ташкент» достиг 170,4 млрд. сумов, что в 1,5 раза выше соответствующего периода прошлого года (за 9 мес. 2015г. –113,5 млрд. сумов). Всего за отчетный период реализовано 222,8 млн. шт. ценных бумаг 95 акционерных обществ. Значительный рост произошел и по числу заключенных на бирже сделок, количество которых составило 2193, что почти в 1,2 раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года (1844 сделки).

Показатель рыночной капитализации акций акционерных обществ, входящих в биржевой котировальный лист, по состоянию на 30 сентября 2016 года составил 9054 млрд. сумов.

2. Разработан и утвержден новый классификатор профессии и должностей, туда включено 566 новых наименовании соответствующие требованиям рыночной экономики. Ликвидирована отжившие, устаревшие подразделения, внедрены новые, соответствующие современным международным стандартам и требованиям рыночной экономики. В частности, отдели «Конъюнктура рынка и изучение спроса на перспективе», «Стратегическое планирование развитие бизнеса» и др.

3.Утвержден Научно-образовательный центр корпоративного управления где подготавливают специалистов работающих в акционерных обществах.

4. Утверждено Программа мер по коренному совершенствованию системы корпоративного управления, где ясно указаны следующие мероприятия:

- внедрение современных методов корпоративного управления на основе глубокого изучения международного опыта;

- создание благоприятных условий для привлечения в акционерные общества иностранных инвестиций, повышение открытости и прозрачности деятельности акционерных обществ, внедрение международных стандартов учета и отчетности;

- четкое разграничение задач и полномочий между государственными органами, акционерами и менеджментом в деятельности акционерных обществ;

- повышение роли акционеров, в том числе миноритарных, в стратегическом управлении и обеспечении контроля над деятельностью акционерных обществ;

- внедрение современных информационных технологий в сфере корпоративного управления;

- дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, особенно вторичного, укрепление его информационно-технической базы;

- подготовка и повышение квалификации кадров в сфере корпоративного управления.

Протоколом заседания Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления от 31 декабря 2015 года утвержден Кодекс корпоративного управления.

Настоящий Кодекс корпоративного управления содержит рекомендации, которым акционерные общества следуют добровольно придерживаться, демонстрируя свою приверженность честному и прозрачному ведению бизнеса.

В настоящем Кодексе корпоративного управления отражено следующее:

- обеспечение прозрачности деятельности;

- внедрение механизмов эффективного внутреннего контроля;

- обеспечение реализации прав и законных интересов акционеров;

- определение стратегии развития и задач на долгосрочную перспективу;

- внедрение механизмов эффективного взаимодействия исполнительного органа

с акционерами и инвесторами;

- конфликт интересов;

- внедрение типовой организационной структуры;

- публикация информации на основе международных стандартов аудита и финансовой отчетности;

- мониторинг внедрения рекомендаций кодекса.

Из вышесказанных видно, что в Республике Узбекистан для развития корпоративного управления сделано немалые работы, тем не менее, на наш взгляд необходимо обратит особое внимание на следующее:

- необходимо усилить кадровое обеспечения в связи с этим, необходимо особое внимание уделит на подготовку и повышения квалификации управленческого персонала АО а также, брокеров финансового рынка и депозитарии;

- с целью привлечение инвесторов результаты АО должно быть прозрачными;

- необходимо усилить правовое обеспечения акционерных обществ и акционеров.

Литература:

  1. УказПрезидента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 г. № УП – 4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах».//Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., № 17, ст. 204).
  2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 252 от 5 августа 2016 года «О состоянии выполнения Постановления Президента Республики Узбекистан» от 21 декабря 2015 года № ПП-2454 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества».
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративное управление, общество, Узбекистан, акционерное общество, внедрение, управленческий персонал, Научно-образовательный центр, особое внимание, рыночная экономика, стратегическое управление.


Похожие статьи

Совершенствование логистики — пути для расширения сферы туризма Кыргызской Республики

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Необходимость инвестиционной деятельности для развития инновационного потенциала топливно-энергетического комплекса Узбекистана

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Создание деловой среды и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана

Похожие статьи

Совершенствование логистики — пути для расширения сферы туризма Кыргызской Республики

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Необходимость инвестиционной деятельности для развития инновационного потенциала топливно-энергетического комплекса Узбекистана

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Создание деловой среды и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана

Задать вопрос