Библиографическое описание:

Гулямова Н. Х. Некоторые подходы развития малого бизнеса и частного предпринимательства на основе современных методов информационно-коммуникационных технологий // Молодой ученый. — 2017. — №1.3. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/archive/135/37520/ (дата обращения: 22.05.2018).



Некоторые подходы развития малого бизнеса ичастного предпринимательства на основе современных методов информационно-коммуникационных технологий

Гулямова Нигора Хабибуллаевна, старший преподаватель

Ташкентский государственный технический университет (Узбекистан)

Главной целью экономических реформ в Узбекистане является построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой социально-ориентированной рыночной экономикой, открытой внешней политикой. Каждая страна, выбирая свой путь развития, свою модель перехода к рынку, постоянно совершенствует, наполняет его новыми идеями и положениями.

В условиях углубления рыночных реформ важным условием достижения предприятием успеха и условием его развития становятся предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности.

Основными задачами ускорения процесса развития малого бизнеса и частного предпринимательства и обеспечения четкой координации деятельности государственных, хозяйственных и общественных структур по созданию благоприятной предпринимательской среды являются:

— приобщение к рыночной деятельности широких слоев населения;

— создание новых рабочих мест в сельской местности для обеспечения занятости людей, высвобождаемых в связи с реконструкцией сельского хозяйства;

— обеспечение условий для интенсивного развития рыночных отношений и инфраструктуры в сельской местности, развития конкуренции;

— резкое увеличение объемов услуг, особенно наукоемких, связанных с банковской, аудиторской, консалтинговой, посреднической деятельностью;

— внедрение небольших гибких производств, малых и частных предприятий, обеспечивающих повышение эффективности хозяйствования, товарное насыщение внутреннего рынка и экспортоориентированность производства.

— внедрение современных методов ИКТ с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Предпринимательские структуры, как хозяйствующие субъекты, являются неотъемлемой частью экономики страны, а предприниматели, являясь членами общества, не могут игнорировать его интересы. Кроме того, социально-экономическая и политическая стабильность общества служит одним из важнейших предпосылок эффективного функционирования предпринимательских структур. Поэтому они заинтересованы в ее развитии. Учитывая национальные особенности и духовные ценности республики, предпринимательство имеет особое социальное значение.

Для совершенствования предпринимательской деятельности переход на инновационный путь развития требует адекватной институциональной формы инновационной деятельности, основанной на проекте как организационной единице координации и принципе партнерства как способе координации деятельности участников. Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предпринимателям требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию [1, c 241]. В условиях проектной экономики принятие основных инвестиционных решений осуществляется на микроэкономическом уровне отдельного проекта. При этом институциональная структура и соответствующие механизмы инвестиционной деятельности определяются рамками инвестиционного проекта (или комплекса взаимосвязанных проектов в рамках одной инвестиционной программы) как организационной единицы координации. Это позволяет более эффективно использовать инвестиционные ресурсы за счет институциональных возможностей, возникающих на микроуровне, для достижения целей развития общества, прежде всего перехода к инновационному развитию. Проектная форма инновационной деятельности позволяет мобильно перераспределять необходимые ресурсы в приоритетных направлениях, использовать человеческий потенциал. Способ координации деятельности участников в рамках проекта базируется на принципах партнерства и преобладании горизонтальных связей между участниками инвестиционной деятельности, что позволяет на постоянной основе обеспечивать внедрение инноваций в производство. Соответствующий современный подход в проектном анализе основывается на новом типе взаимодействия участников инвестиционного процесса — государственно-частном партнерстве.

Процесс создания инновационной продукции на промышленном предприятии связан не только со значительными инвестициями, но и рисками на всех этапах жизненного цикла. В связи с этим на практике постоянно встает вопрос об эффективности вкладываемых инвестиций в инновационные проекты и разработки такого механизма управления инновационным риском, который позволял бы сократить потери эффекта от инвестиций и, в свою очередь, повысить эффективность инновационной деятельности. Основная проблема реализации проектов в современных условиях связана с представлением на рынке информации о различных видах эффективности: финансовой (коммерческой) эффективности, учитывающей выгоды и затраты при реализации проекта с точки зрения частных участников проектов, и экономической (общественной) эффективности, учитывающей последствия реализации проекта с точки зрения общества в целом. Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества [1, c 242].

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление «электронно прозрачного» мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, вызывает резкий рост конкуренции между производителями. Жесткая, инерционная организация не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Обычные представления о хорошей фирме как о монолитном, устойчивом и централизованно управляемом предприятии уступают место идеям о самореорганизации предприятия как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, разворачивающейся на основе реинжиниринга деловых процессов.

Обычные методы повышения производительности — рационализация и автоматизация процессов — не привели к серьезным улучшениям, которые требуются предприятиям. Устройство рабочих мест, потоки работы, механизмы управления и организационные структуры были разработаны в эпоху, когда не существовало ни сегодняшних конкурентов, ни сегодняшних компьютеров. Они созданы в расчете на эффективность и контроль. Однако ключевые концепции нового десятилетия — это инновации и скорость, обслуживание и качество. В связи с этим следует подвергнуть предприятий реинжинирингу, то есть воспользоваться мощью современных информационных технологий, чтобы радикально перестроить бизнес-процессы и достичь значительного повышения их производительности.

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями предприятия осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.

С приобретением свойства многофункциональности системы управления на основе различных экономических реформ становиться актуальным разработки новых и различных способов системы управления с использованием современных концепций информационно-коммуникационных технологий. Это все дает серьезную почву и основание для дальнейшего исследования и поиска научно-практических механизмов для создания новых принципов разработки системы управления с использованием новейших методов ИКТ, а также их научного обоснования.

Информационное обеспечение управления — это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например, прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оценить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.

Электронные коммуникации и безбумажная технология рабочих потоков позволяют сделать более прозрачным контроль исполнения процесса, когда в каждый момент времени можно знать его состояние на конкретных рабочих местах, отклонения в процессах сразу становятся автоматически известными для всех заинтересованных исполнителей и менеджеров. Более того, развитые интеллектуальные информационные системы позволяют заблаговременно осуществлять диагностику и прогнозирование развития бизнес процессов. В этих условиях менеджерам нет необходимости осуществлять контроль исполнения процессов посредством сбора бумажных отчетов. Мониторинг бизнес-процессов становится более оперативным, не требуется поддержание большого штата управляющего персонала среднего звена [4, c 23].

Кроме того, возможность оперативной связи участников процессов с менеджерами в случае возникающих проблем посредством проведения теле и видео конференций также повышает оперативность принятия решений без потери времени на проведение традиционных совещаний. Принимаемые управленческие решения моментально становятся известными через электронную почту и доски объявлений для всех участников бизнес-процесса. Таким образом, сокращается число уровней управления на предприятии.

Изменение межорганизационных взаимодействий: Межорганизационные взаимодействия между различными субъектами процессов (партнерами по бизнесу) строятся с помощью электронного обмена данными (EDI), который позволяет ускорить и повысить точность оформления и выполнения заказов. При этом возможны следующие формы межорганизационного взаимодействия.

- Клиент — Исполнитель, например, электронная торговля (торговля по электронным каталогам, электронное обслуживание (банковские, страховые, таможенные и т. д. операции). В этом случае с помощью EDI осуществляется прием заказов или заявок на обслуживание, оформление и пересылка сопроводительных документов, электронные платежи. Следствие резкое сокращение цикла документооборота, идеально за один-два сеанса взаимодействия между субъектами с доведением до минимального времени самого бизнес-процесса по сравнению с физическим взаимодействием клиента и исполнителя.

- Заказчик — Поставщик, создание на договорной основе вертикальных конгломератов, осуществление многозвенных логистических процессов (транспортных коридоров), в которых помимо электронного обмена данными для оформления договоров, документов о поставках, платежных документов большое значение отводится электронному обмену сообщениями по мониторингу общего бизнес-процесса на основе открытой спецификации CORBA (Common Object Request Broker Architecture) или DCOM.

- Заказчик — Подрядчик, создание виртуальных корпораций под реализацию конкретных проектов. В этом случае совместная деятельность предприятий расширяется до проектирования изделий и планирования производства. Помимо перечисленных выше технологий и стандартов широко используется международный стандарт для обмена данными по моделям продукции STEP (Standard for the Exchange of Product model data), на основе которого партнеры по совместным проектам последовательно открывают друг другу базы данных о продукции, осуществляют проектирование и планирование совместной деятельности [4, c 54].

Особую актуальность приобретают преобразования информационных потоков с использованием подходов реинжиниринга для совершенствования систем управления предпринимательской деятельности. Для дальнейшего продвижения по пути реформ, повышения эффективности распределения и использования экономических ресурсов обязательным становится формирование единого информационного пространства, адекватного рыночным механизмам и раскрывающего перед субъектами рынка широкие возможности для выбора наиболее правильных стратегических и тактических решений по всем направлениям в управленческой деятельности.

Важнейшими принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются:

- Несколько рабочих процедур объединяются в одну -«горизонтальное сжатие процесса». Следствие — многофункциональность рабочих мест.

- Исполнители принимают самостоятельные решения -«вертикальное сжатие процесса». Следствие — повышение ответственности, заинтересованности в результатах своего труда работника.

- Шаги процесса выполняются в естественном порядке -«распараллеленность процесса». Работа выполняется в том месте, где это целесообразно.

- Многовариантность исполнения процесса, повышение адаптивности процесса к изменению внешней среды.

- Уменьшается количество проверок, минимизируется количество согласований.

- Уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта с клиентом.

- Преобладает смешанный централизованно-децентрализованный подход. Следствие — делегирование полномочий по принципу сверху — вниз [3, 81].

Особенности бизнес-процессов, для которых проводится реинжиниринг:

- Диверсификация товаров и услуг (ориентация на различные сегменты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов.

- Работа по индивидуальным заказам, требующая высокую степень адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиента.

- Внедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия.

- Многообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщиками материалов, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса.

- Нерациональность организационной структуры, запутанность документооборота, вызывающая дублирование операций бизнес-процесса [3, c 83].

Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе применения инженерных методов и современных программных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.

Основными условиями успеха реинжиниринга бизнес-процессов являются:

- Точность понимания задачи руководством компании. Приверженность руководства компании целям реинжиниринга -контроль со стороны высших руководителей.

- Мотивация сотрудников компании, нацеленность на рост, расширение деятельности фирмы, усиление полномочий и творческого характера труда персонала.

- Хорошо поставленное управление деятельностью компаний, способность собственными силами при привлечении консультантов выполнить РБП.

- Твердая методологическая основа при проведении РБП, использование опыта реорганизации предприятий, накопленного консалтинговыми организациями и использование современных информационных технологий [2, c 102].

Для компаний с высокой степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процессов обеспечивает решение следующих задач:

- Определение оптимальной последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служит повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы.

- Оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, в результате которой минимизируются издержки производства и обращения и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов деятельности.

- Построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды.

- Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами, и как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков [2, c 145].

Вышеуказанные подходы и методы кардинально улучшают систему управления малым бизнесом и являются гарантом в успешном ведении бизнеса.

В настоящее время в Республике Узбекистан широкомасштабно ведутся работы по разработке и совершенствованию современных информационно-коммуникационных технологий. Стимулом данных действий являются Законы Республики Узбекистан, Указы Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова, Постановления КМ РУз и ряда ведомств и министерств. В частности Постановления Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова от 27 июня 2013 года «Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013–2020 годы» по созданию и внедрению электронного правительства в Республике Узбекистан является основополагающим документом о внедрении современных ИКТ в повышении благосостояния народа и экономического роста страны. Основными целями принятия программы является дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также стимулирование расширения спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению. В данной программе рассмотрены этапы развития электронного правительства в Республике Узбекистан, в частности организации реинжиниринга бизнес-процессов на основе современных ИКТ. Разработка и внедрения данной концепции является гарантом в развитии систем управления различных субъектов, имеющие различные формы собственности.

Литература:

  1. Кудратов З. Г., Султанов З. Т. Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 241–245.
  2. Ник Оболенски. Практический реинжиниринг бизнеса Издательство: Лори, 2004 г.
  3. Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменов, А. Д. Киселев
  4. Реинжиниринг бизнес-процессов, Полный курс MBA Издательство: Эксмо, 2007 г.
  5. В. Г. Елиферов, В. В. Репин. Бизнес-процессы. Регламентация и управление Учебник для программы MBA Издательство: Инфра-М, 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, предпринимательской деятельности, координации деятельности, Республики Узбекистан, координации деятельности участников, Республике Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, реинжиниринга бизнес-процессов, современных информационных технологий, современных информационно-коммуникационных технологий, развития малого бизнеса, инвестиционной деятельности, современных условиях, Реинжиниринг бизнес-процессов, эффективности предпринимательской деятельности, рабочих мест, системы управления, формы инновационной деятельности, современных ИКТ, форма инновационной деятельности.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос