Библиографическое описание:

Масленкова В. А., Горячева К. Г., Пешкова Д. А., Арзяева Н. А., Васенина А. А., Фадеева А. С., Коваленко И. А., Бондарева Я. А., Молдыбаева А. И., Ширшикова М. Е. Межпредметный проект для обучающихся 10-11 классов: «Вездесущая производная» // Молодой ученый. — 2016. — №30.1. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/archive/134/38689/ (дата обращения: 22.05.2018).



Учебно-исследовательский проект «Вездесущая производная» может быть реализован в рамках изучения темы «Производная и ее применение» на уроках алгебры и начала анализа. На основе проведённых исследований учащиеся ответят на основополагающий вопрос и поставленные проблемные вопросы, узнают много интересного о практическом применении производной в физике, химии, биологии, экономике и в повседневной жизни. Полученный опыт учащиеся могут распространить не только на решение образовательных задач, но и использовать в повседневной жизни.

Данный проект рассчитан на 4 недели для учеников 10-11 классов. Проект является межпредметным и включает в себя такие предметы: математика информатика, химия, биология, физика и экономика.

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- предметные:

1) формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;

3) установление межпредметных связей математики с другими науками;

4) расширение знаний учащихся по теме «Производная»;

5) формирование компетентности учащихся в сфере практической, а также самостоятельной деятельности;

6) формирование умений работать творчески, конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

7) формирование навыков публичного выступления.

Вопросы, направляющие проект:

- Основополагающий вопрос:

 Можем ли мы использовать производную не только на уроках математики?

- Проблемные вопросы учебной темы:

 Так ли уж важна производная?

 Зачем нужна производная?

 Что увидит физик в производной?

 Как помогает производная в химии?

 Как помогает производная в биологии?

 Как применяют производную экономисты?

 Как помогает производная в реальной жизни?

- Учебные вопросы:

 Что такое производная?

 Как находить производные?

 Физический и геометрический смысл производной?

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Теоретическая и практическая контрольная работа на выявление знаний учащихся по теме «Производная»;

Практическая работа на выявление навыков поиска информации в сети Интернет;

Презентация проекта, в ходе которой ученики получают всю информацию о проекте и разбиваются на группы

Совместное планирование; Оценивание текущей работы над творческими заданиями; обсуждение предварительных результатов в каждой группе;

Представление результатов исследования в виде презентаций и собственных разработок задач, которые будут собраны в сборник.

Работа в группах по обсуждению итогов работы.

Во время презентации учителя учащиеся определяются с выбором групп по интересам. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте. Учитывая требования стандарта, цели учащихся в проекте, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, задачи для будущего сборника), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся создают презентации, и разрабатывают задачи по темам исследований, которые войдут в их общий сборник. На защите помимо презентации своего проекта ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты.

Учебные мероприятия:

  1. Вводное занятие.

(Введение в тему проекта; обсуждение основополагающего, проблемных и учебных вопросов, ознакомление учащихся с вводной презентацией учителя; распределение по группам с учетом интересов и индивидуальных возможностей; распределение обязанностей).

  1. Работа над проектом.

- Самостоятельная работа в группах.

- Подбор учащимися материалов для выступлений по теме и для создания презентаций. Просмотр и обсуждение этих материалов с учителем.

  1. Индивидуальные консультации учащихся по вопросам планирования и создания презентации и разработки задач;
  2. Итоговое занятие. Демонстрация и защита работ, рефлексия участников проекта.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Компьютеры, проекционная система, Интернет, методичка для работы в Excel.

Литература:

1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Основы математической обработки информации: Уч. пособие/ Н. В. Артемьева. Красноярск, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетентности, компетентности учащихся, формирование компетентности учащихся, формирование коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности учащихся, повседневной жизни, начала анализа, формирование ответственного отношения, проведённых исследований учащиеся, завершения проекта учащиеся, презентации учителя учащиеся, формирование навыков публичного, важна производная, нужна производная, практическом применении производной, расширение знаний учащихся, устойчивых познавательных интересов, Индивидуальные консультации учащихся, выполнения учебной задачи, решение образовательных задач.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос