Библиографическое описание:

Новоселов В. А. Преломление потенциальных возможностей уроков музыки общеобразовательной школы в хоровые занятия со взрослыми // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 393-396.



Встатье рассматривается роль урока как основной формы в образовании; конкретизируются структурные элементы, которые входят в содержательную часть уроков музыки всех типов; определяется целесообразность внедрения потенциальных возможностей уроков музыки общеобразовательной школы в хоровые занятия с хором ветеранов труда.

Ключевые слова: урок музыки, хоровое пение, учитель музыки, общее развитие, дополнительное образование, хормейстер, творческая деятельность, образование на протяжении всей жизни

The article reveals the role of a lesson as the main form of education. The potentialities of integration of music lessons in a general education school into choral classes with the labour veterans choir are determined.

Keywords: music lesson, choir singing, music teacher, general development, supplementary education, choirmaster, creative activities, life-long education

Реформа системы образования в России вносит свои коррективы в подходы к воспитанию и образованию людей, рождая переосмысленное отношение к образованию, смысл которого не в последнюю очередь заключается в вариативности преподавательской деятельности. Особенно это касается системы дополнительного образования.

Согласно энциклопедии, урок — это форма организации процесса обучения с целью овладения обучающимися знаниями и умениями. История педагогики продемонстрировала, что классно-урочная система создаёт благоприятные условия для коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и обучающихся, в ходе которого достигается триединая цель: обучение, воспитание, развитие. На уроке также происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта общения со сверстниками. В такой коллективной деятельности, при направляющей роли педагога, у обучающихся формируются важные качества личности: дисциплинированность, аккуратность, внимательность, ответственность, честность, исполнительность, работоспособность, самостоятельность. Используя данные преимущества урока, педагог имеет возможность на высоком уровне приобщать детей к художественному творчеству. Например, Е. Р. Ильина выделяет специфику деятельности учителя музыки, подчёркивая, что учитель музыки в некотором роде не только узкий специалист — преподаватель-предметник, но еще и актер, режиссёр-драматург, исполнитель, дирижёр, постановщик спектаклей и инсценировок, а также импровизатор и организатор музыкальных конкурсов и т. п. [1, с. 52].

В учебном предмете «Теория музыкального образования» московских авторов Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой обозначено, что каждый урок музыки, как и музыкальное искусство в целом, несет определенные функции, призван решать определенные задачи и имеет следующие основные составляющие: тема, идея, жанр, композиция, драматургия, импровизационность, атмосфера, которые выступают в неразрывном единстве и взаимосвязи [2, с. 177]. Эти составляющие урока музыки выявляют его специфику: обращение учителя и обучающихся к живому образному миру музыки, что обеспечивает возможность воздействия музыки на духовный мир ребенка; оказание арттерапевтического воздействия на психическое состояние обучающегося.

В другом учебном курсе — «Музыкально-педагогический практикум» петербургского исследователя И. Р. Ильинойотмечается, что урок музыки имеет свою специфику, так как включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности учащихся. Эти виды деятельности могут быть представлены в различных комбинациях, что исключает некую «трафаретность» в проведении урока музыки [1, с. 158]. Вместе с тем, в ходе урока они должны быть связаны в неделимый тематический узел [3, с. 11]. Б. С. Рачина отмечает: «Каждый урок — это вполне определенное драматургическое действо, воплощающее развитие единой идеи: в нем есть свое вступление, экспозиция, развитие — разработка, кульминация, кода — обобщение» [4, с. 22]. В этом контексте следует отметить, что драматургическое действо, которое находит свое отражение в хорошо организованном и продуманном уроке музыки, способствует формированию целостной, гармоничной, всесторонне развитой, высококультурной личности, с возможностью обучающегося ощутить себя исполнителем, слушателем, способным выразить себя в музыкальном творчестве.

Резюмируя, отметим, что в изученной педагогической литературе прослеживается мысль, что урок музыки несет определённые функции, решает комплекс педагогических задач, содержит ряд этапов: организационный момент, актуализация знаний, введение в тему и проблемы урока, поиск решения проблем, закрепление знаний, исполнительская деятельность, повторение изученного, рефлексия. На уроке музыки обучающимся предлагаются разнообразные виды деятельности: музыкально-слушательская, вокально-хоровая, музыкально-исполнительская (игра на детских музыкальных инструментах) и другие, которые объединяются в общую драматургию урока, словно в «пазл». В ходе урока учитель прибегает к общедидактическим и специальным методам и принципам музыкального образования. Всё вышеперечисленное позволяет учителю музыки таким образом интегрировать элементы урока, чтобы они отвечали целям и задачам урока. Кроме того, это позволяет создавать новые индивидуальные образовательные модели творческих уроков музыки.

Уроки музыки общеобразовательных школ направлены на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач, которые соответствуют современным требованиям социума; сочетают различные формы занятий: коллективную, групповую, индивидуальную.

Анализ данной информации позволяет проследить возможность преломления потенциальных возможностей уроков музыки в процессе досуговой хоровой деятельности со взрослыми и выявить некоторые особенности и перспективу в построении хоровых занятий по типу уроков музыки общеобразовательной школы, что и осуществлялось автором на протяжении 2014–2016 годов на базе самодеятельного хорового коллектива ветеранов труда «Арфа» города Москвы. Обращаясь к УМК для начальной и основной школы, разработанному под руководством Д. Б. Кабалевского [см. 5, с. 13–22], мы находим руководящий принцип музыкального развития школьников: раскрытие связи между музыкой и жизнью. В процессе каждого хорового занятия мы начали акцентировать внимание на его теме и в соответствии с темой отбирали музыкальный материал. Например, проводилось занятие на тему «Преобразующая сила музыки», целью которого было раскрыть интонационную природу, образность, показать связь музыки с жизнью человека. Для реализации этой цели мы в ходе занятия эпизодически включали слушание музыки, репертуар которой составляет золотой педагогический фонд. В частности, обращаясь к шестой симфонии П. И. Чайковского (основные темы), совместно со взрослыми участниками хора (с наличием большого жизненного опыта!) происходило «исследование» образца классической музыки и установление воздействия высокохудожественной музыки на личность человека, его психологический и духовный мир. В процессе такой творческой работы, где педагог интересуется опытом своих подопечных, он мотивирует их на исследовательскую деятельность, устанавливая магистральный лейтмотив: «Музыка способна выпрямлять душу человека». По окончании слушания музыки вновь происходило включение в вокально-хоровую деятельность, но уже на более высоком эмоциональном уровне.

На другом хоровом занятии, проведённом на основе УМК для начальной и основной школы, разработанного под руководством Г. П. Сергеевой [см. 5, с. 23–40], была поставлена цель: рассмотреть и раскрыть избранную тему под определенным акцентом в ее содержании. Тема данного занятия была следующей: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Репертуар музыкального материала подбирался заранее с учетом предпочтений самих хористов. При этом тема занятия не сообщалась — её хористы имели возможность сформулировать самостоятельно в ходе знакомства с разнообразными высокохудожественными произведениями музыкального искусства. При эмоционально-ценностном общении с музыкой С. В. Рахманинова участники хора путём сопоставления вокального произведения «Вокализа» (в разных исполнительских трактовках) и Прелюдии до-диез минор постепенно выясняли закономерности и особенности религиозной русской традиции музыкального творчества С. В. Рахманинова. При этом хористы с большой охотой вступали в музыкально-теоретическую и музыкально-историческую деятельность, в процессе которой рождались эмоционально окрашенные впечатления об услышанных образцах музыки, что в свою очередь имеет потенциал в формировании музыкальной и духовной культуры личности.

Следующий пример использования потенциальных возможностей урока музыки в процессе хоровых занятий со взрослыми — это выстраивание драматургии хорового занятия. Здесь мы конструировали все этапы занятия, от распевания до домашнего задания, с постепенным развертыванием темы занятия. Распевание хора начиналось с музыкального приветствия хормейстера и хора. Таким образом велась работа по настройке голосового аппарата и введению участников хора в творческую атмосферу. В процессе вокально-хоровой работы мы придавали каждой мелодической попевке из разучиваемого произведения тот образ, который заложен в нем, используя при этом скороговорки, приемы мелодического эха и сольфеджирования. Затем, по нарастанию драматургии, включали в хоровое пение игру на музыкальных инструментах, а далее организовывали взаимодействие разнообразных видов музыкальной деятельности — музыкально-драматическую театрализацию. Например, при подготовке к тематическому концерту «Ничто на земле не проходит бесследно» мы поэтапно вводили на хоровых занятиях различные виды деятельности. Начинали мы с игры на музыкальных инструментах (в хоре есть несколько человек, которые владеют на начальном уровне игрой на фортепиано, гитаре, баяне и других инструментах). Когда хористы уставали, игра сменялась музыкально-драматической театрализацией. Затем, по мере усвоения музыкального материала, можно было сочетать эти виды деятельности в рамках одного занятия. В нашей практике мы не раз обращали внимание на то, что в работе со взрослыми хорошие результаты приносит творческо-поисковый метод, поскольку хористы, в силу возраста и предыдущего опыта, имеют свою точку зрения на музыкальную драматургию номера (его театрализацию), на то, в какой блок концерта отнести тот или иной номер. Хормейстер не дает своим подопечным знания в готовом виде, а лишь направляет их мысль: например, рекомендует театрализовать песню при её разучивании. Хористы предлагают различные варианты и находят наиболее действенный и близкий им по духу способ разрешения проблемной ситуации.

В период 2014–2016 годов вначале мы осторожно заимствовали различные составляющие уроков музыки общеобразовательной школы в процессе хоровых занятий со взрослыми, так как опасались, что такие новшества могут пагубно повлиять на интересы участников коллектива, на их мотивацию и отношение к самому процессу творчества. К нашей радости, в ходе собственной педагогической деятельности мы убедились, что потенциальные возможности уроков музыки общеобразовательной школы являются унифицированным средством всестороннего развития обучающихся любой возрастной группы. Однако здесь нужно отметить, что в дополнительное образование взрослых не следует механически переносить школьные уроки музыки как форму организации занятий, поскольку это противоречит специфике культурно-досуговой деятельности. Вместе с этим, мы установили, что внедрение разнообразных методов, используемых на уроках музыки (музыкальное приветствие, скороговорки, мелодическое эхо, сольфеджирование, подпевание, пропевание главных тем, сопоставление, сравнение, характеристика образов, совместное исполнение и другие), видов музыкальной деятельности в организацию хоровых занятий со взрослыми носит качественно-преобразовательный характер. Собственно потенциальные возможности урока музыки системы основного общего образования школьников применительно к системе дополнительного образования взрослых будут постоянно трансформироваться и корректироваться, тем самым приобретая элемент вариативности.

Таким образом, в период с 2014 по 2016 год при осуществлении работы по заданным направлениям с хором ветеранов труда, нами было отмечено, что людей пожилого возраста необходимо заинтересовывать и вовлекать в разнообразную творческую деятельность, в которой пожилой человек может и хочет проявить себя, переключаясь от социальных проблем на позитив. Для этого необходимо соблюсти ряд педагогических условий: при планировании хоровых занятий со взрослыми следует включать в них составляющие уроков музыки (без видимого на этом акцента): цель, задачи, тема, идея, жанр, композиция урока; необходимо использовать разнообразные виды музыкальной деятельности и принципы конструирования уроков музыки с учетом драматургического развития занятия; использовать игровые приёмы (пение по цепочке), вокальную импровизацию, музыкальные викторины; особое внимание уделять формированию общекультурных взглядов в отношении музыкального искусства; уделять большое внимание импровизационному началу; решать комплекс специальных задач по объединению и сплочению коллектива; создавать атмосферу художественных открытий для участников хора; учитывать приоритет совместной деятельности с опорой на опыт взрослого обучающегося; осуществлять постоянное самообразование, ибо только так можно быть интересным людям.

Литература:

  1. Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. Р. Ильина. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 415 с.
  2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МПГУ: Прометей, 2013. — 431 с.
  3. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] // Программы для общеобразовательных школ 1–8 классы / Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 2006. — С. 11.
  1. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст]: учеб. пособие / Б. С. Рачина. — СПб.: Композитор, 2007. — 544 с.
  2. Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация занятий в различных формах общего музыкального образования [Текст]: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — Липецк: ЛГПУ, 2006. — 115 с.
  3. Калиш, И. В. Повышение квалификации педагога дополнительного образования [Текст] / И. В. Калиш. — М., 2004. С. 6–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос