Автор: Новоселов Вячеслав Александрович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Новоселов В. А. Преломление потенциальных возможностей уроков музыки общеобразовательной школы в хоровые занятия со взрослыми // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 393-396.



Встатье рассматривается роль урока как основной формы в образовании; конкретизируются структурные элементы, которые входят в содержательную часть уроков музыки всех типов; определяется целесообразность внедрения потенциальных возможностей уроков музыки общеобразовательной школы в хоровые занятия с хором ветеранов труда.

Ключевые слова: урок музыки, хоровое пение, учитель музыки, общее развитие, дополнительное образование, хормейстер, творческая деятельность, образование на протяжении всей жизни

The article reveals the role of a lesson as the main form of education. The potentialities of integration of music lessons in a general education school into choral classes with the labour veterans choir are determined.

Keywords: music lesson, choir singing, music teacher, general development, supplementary education, choirmaster, creative activities, life-long education

Реформа системы образования в России вносит свои коррективы в подходы к воспитанию и образованию людей, рождая переосмысленное отношение к образованию, смысл которого не в последнюю очередь заключается в вариативности преподавательской деятельности. Особенно это касается системы дополнительного образования.

Согласно энциклопедии, урок — это форма организации процесса обучения с целью овладения обучающимися знаниями и умениями. История педагогики продемонстрировала, что классно-урочная система создаёт благоприятные условия для коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и обучающихся, в ходе которого достигается триединая цель: обучение, воспитание, развитие. На уроке также происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта общения со сверстниками. В такой коллективной деятельности, при направляющей роли педагога, у обучающихся формируются важные качества личности: дисциплинированность, аккуратность, внимательность, ответственность, честность, исполнительность, работоспособность, самостоятельность. Используя данные преимущества урока, педагог имеет возможность на высоком уровне приобщать детей к художественному творчеству. Например, Е. Р. Ильина выделяет специфику деятельности учителя музыки, подчёркивая, что учитель музыки в некотором роде не только узкий специалист — преподаватель-предметник, но еще и актер, режиссёр-драматург, исполнитель, дирижёр, постановщик спектаклей и инсценировок, а также импровизатор и организатор музыкальных конкурсов и т. п. [1, с. 52].

В учебном предмете «Теория музыкального образования» московских авторов Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой обозначено, что каждый урок музыки, как и музыкальное искусство в целом, несет определенные функции, призван решать определенные задачи и имеет следующие основные составляющие: тема, идея, жанр, композиция, драматургия, импровизационность, атмосфера, которые выступают в неразрывном единстве и взаимосвязи [2, с. 177]. Эти составляющие урока музыки выявляют его специфику: обращение учителя и обучающихся к живому образному миру музыки, что обеспечивает возможность воздействия музыки на духовный мир ребенка; оказание арттерапевтического воздействия на психическое состояние обучающегося.

В другом учебном курсе — «Музыкально-педагогический практикум» петербургского исследователя И. Р. Ильинойотмечается, что урок музыки имеет свою специфику, так как включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности учащихся. Эти виды деятельности могут быть представлены в различных комбинациях, что исключает некую «трафаретность» в проведении урока музыки [1, с. 158]. Вместе с тем, в ходе урока они должны быть связаны в неделимый тематический узел [3, с. 11]. Б. С. Рачина отмечает: «Каждый урок — это вполне определенное драматургическое действо, воплощающее развитие единой идеи: в нем есть свое вступление, экспозиция, развитие — разработка, кульминация, кода — обобщение» [4, с. 22]. В этом контексте следует отметить, что драматургическое действо, которое находит свое отражение в хорошо организованном и продуманном уроке музыки, способствует формированию целостной, гармоничной, всесторонне развитой, высококультурной личности, с возможностью обучающегося ощутить себя исполнителем, слушателем, способным выразить себя в музыкальном творчестве.

Резюмируя, отметим, что в изученной педагогической литературе прослеживается мысль, что урок музыки несет определённые функции, решает комплекс педагогических задач, содержит ряд этапов: организационный момент, актуализация знаний, введение в тему и проблемы урока, поиск решения проблем, закрепление знаний, исполнительская деятельность, повторение изученного, рефлексия. На уроке музыки обучающимся предлагаются разнообразные виды деятельности: музыкально-слушательская, вокально-хоровая, музыкально-исполнительская (игра на детских музыкальных инструментах) и другие, которые объединяются в общую драматургию урока, словно в «пазл». В ходе урока учитель прибегает к общедидактическим и специальным методам и принципам музыкального образования. Всё вышеперечисленное позволяет учителю музыки таким образом интегрировать элементы урока, чтобы они отвечали целям и задачам урока. Кроме того, это позволяет создавать новые индивидуальные образовательные модели творческих уроков музыки.

Уроки музыки общеобразовательных школ направлены на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач, которые соответствуют современным требованиям социума; сочетают различные формы занятий: коллективную, групповую, индивидуальную.

Анализ данной информации позволяет проследить возможность преломления потенциальных возможностей уроков музыки в процессе досуговой хоровой деятельности со взрослыми и выявить некоторые особенности и перспективу в построении хоровых занятий по типу уроков музыки общеобразовательной школы, что и осуществлялось автором на протяжении 2014–2016 годов на базе самодеятельного хорового коллектива ветеранов труда «Арфа» города Москвы. Обращаясь к УМК для начальной и основной школы, разработанному под руководством Д. Б. Кабалевского [см. 5, с. 13–22], мы находим руководящий принцип музыкального развития школьников: раскрытие связи между музыкой и жизнью. В процессе каждого хорового занятия мы начали акцентировать внимание на его теме и в соответствии с темой отбирали музыкальный материал. Например, проводилось занятие на тему «Преобразующая сила музыки», целью которого было раскрыть интонационную природу, образность, показать связь музыки с жизнью человека. Для реализации этой цели мы в ходе занятия эпизодически включали слушание музыки, репертуар которой составляет золотой педагогический фонд. В частности, обращаясь к шестой симфонии П. И. Чайковского (основные темы), совместно со взрослыми участниками хора (с наличием большого жизненного опыта!) происходило «исследование» образца классической музыки и установление воздействия высокохудожественной музыки на личность человека, его психологический и духовный мир. В процессе такой творческой работы, где педагог интересуется опытом своих подопечных, он мотивирует их на исследовательскую деятельность, устанавливая магистральный лейтмотив: «Музыка способна выпрямлять душу человека». По окончании слушания музыки вновь происходило включение в вокально-хоровую деятельность, но уже на более высоком эмоциональном уровне.

На другом хоровом занятии, проведённом на основе УМК для начальной и основной школы, разработанного под руководством Г. П. Сергеевой [см. 5, с. 23–40], была поставлена цель: рассмотреть и раскрыть избранную тему под определенным акцентом в ее содержании. Тема данного занятия была следующей: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Репертуар музыкального материала подбирался заранее с учетом предпочтений самих хористов. При этом тема занятия не сообщалась — её хористы имели возможность сформулировать самостоятельно в ходе знакомства с разнообразными высокохудожественными произведениями музыкального искусства. При эмоционально-ценностном общении с музыкой С. В. Рахманинова участники хора путём сопоставления вокального произведения «Вокализа» (в разных исполнительских трактовках) и Прелюдии до-диез минор постепенно выясняли закономерности и особенности религиозной русской традиции музыкального творчества С. В. Рахманинова. При этом хористы с большой охотой вступали в музыкально-теоретическую и музыкально-историческую деятельность, в процессе которой рождались эмоционально окрашенные впечатления об услышанных образцах музыки, что в свою очередь имеет потенциал в формировании музыкальной и духовной культуры личности.

Следующий пример использования потенциальных возможностей урока музыки в процессе хоровых занятий со взрослыми — это выстраивание драматургии хорового занятия. Здесь мы конструировали все этапы занятия, от распевания до домашнего задания, с постепенным развертыванием темы занятия. Распевание хора начиналось с музыкального приветствия хормейстера и хора. Таким образом велась работа по настройке голосового аппарата и введению участников хора в творческую атмосферу. В процессе вокально-хоровой работы мы придавали каждой мелодической попевке из разучиваемого произведения тот образ, который заложен в нем, используя при этом скороговорки, приемы мелодического эха и сольфеджирования. Затем, по нарастанию драматургии, включали в хоровое пение игру на музыкальных инструментах, а далее организовывали взаимодействие разнообразных видов музыкальной деятельности — музыкально-драматическую театрализацию. Например, при подготовке к тематическому концерту «Ничто на земле не проходит бесследно» мы поэтапно вводили на хоровых занятиях различные виды деятельности. Начинали мы с игры на музыкальных инструментах (в хоре есть несколько человек, которые владеют на начальном уровне игрой на фортепиано, гитаре, баяне и других инструментах). Когда хористы уставали, игра сменялась музыкально-драматической театрализацией. Затем, по мере усвоения музыкального материала, можно было сочетать эти виды деятельности в рамках одного занятия. В нашей практике мы не раз обращали внимание на то, что в работе со взрослыми хорошие результаты приносит творческо-поисковый метод, поскольку хористы, в силу возраста и предыдущего опыта, имеют свою точку зрения на музыкальную драматургию номера (его театрализацию), на то, в какой блок концерта отнести тот или иной номер. Хормейстер не дает своим подопечным знания в готовом виде, а лишь направляет их мысль: например, рекомендует театрализовать песню при её разучивании. Хористы предлагают различные варианты и находят наиболее действенный и близкий им по духу способ разрешения проблемной ситуации.

В период 2014–2016 годов вначале мы осторожно заимствовали различные составляющие уроков музыки общеобразовательной школы в процессе хоровых занятий со взрослыми, так как опасались, что такие новшества могут пагубно повлиять на интересы участников коллектива, на их мотивацию и отношение к самому процессу творчества. К нашей радости, в ходе собственной педагогической деятельности мы убедились, что потенциальные возможности уроков музыки общеобразовательной школы являются унифицированным средством всестороннего развития обучающихся любой возрастной группы. Однако здесь нужно отметить, что в дополнительное образование взрослых не следует механически переносить школьные уроки музыки как форму организации занятий, поскольку это противоречит специфике культурно-досуговой деятельности. Вместе с этим, мы установили, что внедрение разнообразных методов, используемых на уроках музыки (музыкальное приветствие, скороговорки, мелодическое эхо, сольфеджирование, подпевание, пропевание главных тем, сопоставление, сравнение, характеристика образов, совместное исполнение и другие), видов музыкальной деятельности в организацию хоровых занятий со взрослыми носит качественно-преобразовательный характер. Собственно потенциальные возможности урока музыки системы основного общего образования школьников применительно к системе дополнительного образования взрослых будут постоянно трансформироваться и корректироваться, тем самым приобретая элемент вариативности.

Таким образом, в период с 2014 по 2016 год при осуществлении работы по заданным направлениям с хором ветеранов труда, нами было отмечено, что людей пожилого возраста необходимо заинтересовывать и вовлекать в разнообразную творческую деятельность, в которой пожилой человек может и хочет проявить себя, переключаясь от социальных проблем на позитив. Для этого необходимо соблюсти ряд педагогических условий: при планировании хоровых занятий со взрослыми следует включать в них составляющие уроков музыки (без видимого на этом акцента): цель, задачи, тема, идея, жанр, композиция урока; необходимо использовать разнообразные виды музыкальной деятельности и принципы конструирования уроков музыки с учетом драматургического развития занятия; использовать игровые приёмы (пение по цепочке), вокальную импровизацию, музыкальные викторины; особое внимание уделять формированию общекультурных взглядов в отношении музыкального искусства; уделять большое внимание импровизационному началу; решать комплекс специальных задач по объединению и сплочению коллектива; создавать атмосферу художественных открытий для участников хора; учитывать приоритет совместной деятельности с опорой на опыт взрослого обучающегося; осуществлять постоянное самообразование, ибо только так можно быть интересным людям.

Литература:

  1. Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. Р. Ильина. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 415 с.
  2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МПГУ: Прометей, 2013. — 431 с.
  3. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] // Программы для общеобразовательных школ 1–8 классы / Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 2006. — С. 11.
  1. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст]: учеб. пособие / Б. С. Рачина. — СПб.: Композитор, 2007. — 544 с.
  2. Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация занятий в различных формах общего музыкального образования [Текст]: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — Липецк: ЛГПУ, 2006. — 115 с.
  3. Калиш, И. В. Повышение квалификации педагога дополнительного образования [Текст] / И. В. Калиш. — М., 2004. С. 6–7.
Основные термины (генерируются автоматически): уроков музыки, уроков музыки общеобразовательной, музыки общеобразовательной школы, урока музыки, урок музыки, возможностей уроков музыки, хоровых занятий, потенциальных возможностей уроков, музыкальной деятельности, виды деятельности, учитель музыки, уроке музыки, проведении урока музыки, процессе хоровых занятий, возможностей урока музыки, ходе урока, часть уроков музыки, музыкального образования, виды музыкальной деятельности, возможности урока музыки.

Ключевые слова

творческая деятельность, дополнительное образование, учитель музыки, урок музыки, хоровое пение, общее развитие, хормейстер, образование на протяжении всей жизни

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос