Библиографическое описание:

Давлетгаряева Р. Г., Хабибуллин Р. М., Хамитов А. Р. О предмете философии // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 431-433. — URL https://moluch.ru/archive/134/37598/ (дата обращения: 22.01.2018).



Проблема определения предмета философии заключается в том, что философия не существует в виде целостной системы знаний. Р. Ю. Рахматуллин пишет, что философия представляет собой множество философий [1; 2; 3; 4]. Мы полагаем, что делом философии является уяснение основ человеческого существования, поиск универсальных ценностей нашего бытия. По-разному представляя себе эти основы и ценности, все философы, однако, считают своим делом уяснение их природы. Решая такую задачу, философия выступает обобщением всей духовной культуры, трансформируя ее содержание в знания об основных ценностях бытия человека. Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Поскольку круг этих ценностей определяется конкретными людьми, то единства мнений по их поводу нет. Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие — постижение сущности человека, третьи — познание Бога и путей к нему. Так, для Гегеля основной задачей философии является выявление универсальных алгоритмов бытия, имеющих, по его мнению, логическую природу. И. Кант считал, что делом философии является поиск ответов на следующие вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Проблемы, возникающие при решении указанных вопросов, многосторонни: это и мера доверия мышлению и органам чувств, и выявление природы нормативного знания, и вопрос о смысле жизни. Ф.Энгельс считал основным вопросом философии решение проблемы определяющего начала в мире, полагая, что число этих начал можно свести к двум: материи и духу. А. Камю сделал основной темой своих философских размышлений ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования.

Такие различия в определении круга исследуемых философией проблем и способов их решения породили сотни философских учений. Так, только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм, философская герменевтика, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм, структурализм, экзистенциализм, прагматизм, философская антропология и др.

В зависимости от характера решаемых проблем, в большинстве философских течений, в свою очередь, выделяется множество относительно самостоятельных областей исследования: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), антропология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях), социальная философия (учение об обществе).

Некоторые разделы философского знания со временем отпочковались от самой философии и стали развиваться как самостоятельные философские дисциплины. К ним относятся логика, этика, эстетика, политология, социология, религиоведение. По направленности мысли на определенные сферы культуры в рамках философской мысли выделяются: философия природы (натурфилософия), философия религии, философия искусства, философия права, философия истории, философия техники, политическая философия, философия науки и др.

Большинство философских учений представляют собой определенную систему взглядов, но философия, взятая в целом как часть духовной культуры человечества, не является системой или стройным целостным учением. К примеру, только в рамках рационалистического течения в философии можно обнаружить десятки различных философских систем. Так же обстоит дело и с иррационалистической философией [5; 6]. Это связано с тем, что она есть совокупность различных, в том числе, и противоречивых учений. Но, несмотря на различные формулировки вопросов в разных философских учениях, предметом каждого из них в конечном счете является постижение природы нашего существования, тех вещей, которые наиболее значимы для нашего бытия.

Характер философских взглядов человека, в силу их значимости для него, сильно влияет на круг задач, которые он ставит перед собой и пытается решить. История философии, естественных и гуманитарных наук показывает, что изменение философских ориентаций человека в корне меняет его понимание тех или иных положений науки, морали, политики, искусства. К примеру, представители философии лингвистического анализа многие мировоззренческие проблемы рассматривают как языковые и предлагают решать их через анализ применяемых в них терминов [7]. Философы-экзистенциалисты считают, что все мировоззренческие вопросы должны решаться через призму переживания человеком конечности своего бытия, сопряженности этого бытия с бытием других людей и окружающих человека вещей. Такая философская установка окрашивает в тона чувственности, эмоционального напряжения все компоненты мировоззрения, глубоко пронизывая их идеей уникальности жизни каждого индивида. Своеобразную окраску политическим, эстетическим, нравственным проблемам, решаемым человеком, придают идеи религиозной философии [8; 9].

В результате такого влияния философского знания на нефилософские компоненты мировоззрения возникает следующая ситуация: многие люди, имея доступ к одной и той же информации, понимают ее по-разному. Действительно, и марксист, и позитивист, и экзистенциалист, живущие в одно и то же время, знают примерно одно и то же, но, тем не менее, конструируют из этой одинаковой информации различные картины мира. Почему? Для уяснения этой роли философского знания в мировоззрении попробуем решить следующую задачу.

Чем человек, весящий 75 кг, отличается от куска кирпичной стены такого же веса? Задачу нужно решить, отвлекаясь от функциональных характеристик этих объектов и их химического состава. Тогда оба объекта предстанут перед нами как большие совокупности элементарных частиц. При этом количество и виды этих частиц будут одинаковыми в обоих телах. Чем же тогда они отличаются? Только структурой, т. е. способом соединения элементарных частиц и их групп между собой. Аналогичную функцию структурирования содержания мировоззрения выполняет в нем и философское знание. Оно похоже на проект, лежащий в основании строительства здания: измените проект, и вы получите из того же строительного материала совершенно иное здание. По этой причине люди с разными философскими взглядами, отражая в своем сознании одну и ту же реальность, видят ее по-разному. Такого мнения на место философского знания в мировоззрении придерживался академик Б. М. Кедров, писавший, что философские идеи выполняют в мировоззрении системообразующую функцию, «цементируя» разнообразную информацию о мире и человеке в единую целостность [10]. Можно ли избежать этого? Думается, нет. Для того, чтобы все люди видели объективную реальность одинаково, нужно всех сделать одинаковыми по возрасту, полу, цвету кожи, образованию и т. д. Например, в годы правления Иосифа Сталина в СССР пытались насильственным путем привить всем идеологию сталинизма. Но известно, что довольно большое количество людей не приняли эту идеологию и были брошены в лагеря, в которых они оставались на своих прежних убеждениях.

Именно этим можно объяснить, например, почему то и дело возникают такие дискуссии об исторической реальности, отражением которых является проблема создания единого учебника по истории. Мы полагаем, что методологическая основа решения этих проблем была задана Т. Куном в его работе «Структура научных революций» [11]. В ряде работ профессора Р. Ю. Рахматуллина мы находим довольно эффективное применение этой методологии к указанной проблеме [12; 13; 14].

Литература:

  1. Рахматуллин Р. Ю. Философия как философии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 9. С. 21–23.
  2. Рахматуллин Р. Ю. Философия в бакалавриате: приглашение к дискуссии // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 3 (10). С. 28–34.
  3. Rakhmatullin R. Why are so many philosophies? // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 112–114.
  4. Рахматуллин Р. Ю. Является ли философия наукой? // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 1100–1103.
  5. Рахматуллин Р. Ю., Хидиятов Н. Б. Рационалистическое направление в философии // Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1993. 75 с.
  6. Рахматуллин Р. Ю., Хидиятов Н. Б. Иррационалистическое направление в философии // Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1995.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Аналитическая философия науки: общая характеристика // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 209–211.
  8. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  9. Рахматуллин Р. Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129–137.
  10. Кедров Б. М. Марксистская философия: ее предмет и роль в интеграции современных наук // Вопросы философии. 1982. № 1.С. 124–135.
  11. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
  12. Рахматуллин Р. Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8–3 (47). С. 69–73.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129–137.
  14. Рахматуллин Р. Ю. Проблема объективности исторического знания в контексте эпистемологии Т. Куна // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. Тамбов, 2015. С. 130–131.
Основные термины (генерируются автоматически): философского знания, человеческого существования, контексте философии науки, делом философии, философия науки, Молодой ученый, объективности исторического знания, философских учений, Проблема объективности исторического, высшая школа МВД, Уфимская высшая школа, школа МВД России, Аналитическая философия науки, определения предмета философии, марксистская философия, основной задачей философии, ценностях бытия человека, основным вопросом философии, социальная философия, политическая философия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос