«Музыкальный памятник» Георгию Свиридову: мемориальная музыка Романа Леденева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Чихачёва М. М., Заозерских А. В., Сапсуев А. Ю. «Музыкальный памятник» Георгию Свиридову: мемориальная музыка Романа Леденева // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 415-418. — URL https://moluch.ru/archive/134/37584/ (дата обращения: 22.06.2018).



В работе рассматриваются творческие связи Г. В. Свиридова и Р. С. Леденева — ярких представителей современной отечественной композиторской школы. Внимание уделяется жанрам мемориальной музыки в творчестве Р. С. Леденева, посвященным Г. В. Свиридову.

Ключевые слова: отечественная композиторская школа, Г. В. Свиридов, Р. С. Леденев, мемориальная музыка

Среди контрастных стилевых исканий российской композиторской школы второй половины ХХ столетия творчество Георгия Свиридова и Романа Леденева отмечено стремлением сохранить чистоту и ясность интонации, господство мелодии — вернуть «благозвучие музыки».

Двух композиторов связывало длительное дружеское и творческое общение, а главное — близость взглядов на музыкальное искусство и развитие отечественной культуры. Свидетельство тому — записи, опубликованные в книгах «Музыка как судьба» Г. Свиридова и «Со своей колокольни. Черные тетради» Р. Леденева. Стремление к непосредственной записи собственных впечатлений и наблюдений в дневниках, тяга к анализу и рефлексии является своеобразной творческой параллелью этих двух композиторов. Так дневниковые тетради Свиридова, которые он вел с 1972 по 1994 гг., были опубликованы его племянником А. С. Белоненко в 2002 году в книге «Музыка как судьба». Дневниковые записи Леденева велись с 1991 по 2009 гг. и опубликованы самим композитором в 2010 г. в сборнике «Черные тетради».

В «записях» Свиридова находим: «Из того, что известно мне (а я знаю, конечно, далеко не все), я хотел бы назвать такие прекрасные произведения, как вокальные циклы ленинградцев Валерия Гаврилина «Русская тетрадь» и «Вечерок», «Апрельские песни» Вадима Веселова, песни Романа Леденева на слова Н. А. Некрасова, оркестровую музыку и квартеты Бориса Чайковского» [5, с. 117].

В «тетрадях» Леденева воспоминаниям о Свиридове отведено отдельное место, особенно после 1998 года, когда его Друг и Наставник покинул этот мир: «В течение нескольких месяце я видел смерть, жадно хватающую близких мне людей. Я ничего до сих пор не написал в своих заметках о Свиридове, правда, старался в нескольких статьях, но пока не получилось. Да статьи — не поле для описания его жизни. Его жизнь представляется мне жизнью человека, обреченного на исполнение одного главного дела, на которое он положил всё. <…> Музыка Свиридова представляет собой мир. Он самодостаточен. В нем есть всё. Бессмысленно его с чем-то сравнивать или противопоставлять» [2, с. 177–179].

Кроме дневниковых записей, итогом творческого общения двух композиторов стали музыкальные посвящения. Роману Леденеву посвящен свиридовский цикл «Песни безвременья». В свою очередь, среди произведений, принадлежащих перу Леденева, Георгию Свиридову посвящены лирическая поэма «Родная сторона» для солистки, хора и оркестра на стихи А. Некрасова (1977), «Элегический секстет» (1982), отдельные хоры. Памяти композитора посвящены хоровой цикл «Венок Свиридову» (1998), камерно-инструментальный «Триптих» (1998–1999).

Как отклик на восприятие публикой музыки, посвященной Г. В. Свиридову, в записях Р. С. Леденева появляются строки (четвертая тетрадь, июль 1999 г. — 28 декабря 2002 г.):

«Маленькое приятное событие. За недавним исполнением пьесы памяти Шнитке «Тишина» (понравившейся) вышел на сцену «Венок Свиридову». Реакция хорошая. Многие поздравляли и через несколько дней, и не по одному разу.

И как-то неформально, искренне. Частое слово — «красиво». Те, кто на концерте не был, тоже поздравляли, ссылаясь на то, что слышали лестные мнения. Это продолжается уже больше недели. Нос как-то слегка задирается (но скоро опустится до своего обыкновенного «полуповешенного» состояния)» [2, с. 205].

Или такая запись: «Почему такую устойчивую реакцию получил «Венок»? В чем тут дело? Может быть, причина в ассоциации — схожесть языка и образов. Да, это возможно. Но есть и другая мысль: не может ли быть, что здесь (и в «Триптихе памяти Г. В. С».) больше, чем у меня обычно, ясности, цельности?» [2, с. 210].

Сочинения памяти Г. В. Свиридова являются яркими примерами мемориальной музыки, представленной в наследии Р. С. Леденева совокупностью опусов. Можно сказать, что идея мемориальности проходит сквозной нитью в творчестве Р. С. Леденева: на протяжении ряда лет он был свидетелем того, как уходили из жизни близкие и хорошо знакомые ему люди[1].

Мемориальность в музыке прошла долгий путь развития от фольклорных обрядов до примеров музыки профессиональных композиторов XX и XXI веков. В разные исторические периоды для так называемой музыки In memoriam были характерны различные черты, которые впоследствии хронологически накапливались и сформировали специфический музыкальный язык, свойственный данному феномену.

Изучая мемориальные жанры в русской музыке, исследователь Т. С. Андрущак выводит следующие образные сферы, характеризующие специфику этих жанров: оплакивание, воспоминания о прошлом, сопоставление философских категорий жизни и смерти. Характерными особенностями мемориальных жанров выступают обязательные образные сопоставления: субъективное/объективное, трагическое/просветленное, временное/вечное.

Именно эти образы в полной мере нашли воплощение в мемориальных сочинениях Романа Леденева, в том числе в цикле «Венок Свиридову» и «Триптихе памяти Г. В. Свиридова».

«Венок Свиридову» стал непосредственным эмоциональным откликом на смерть старшего наставника и друга. Примечательно избранное автором название «венок» (от ст.-слав. вѣно «дар»), которое в аспекте одного из своих толкований согласуется со словом «память»: «сплетенные в виде круга или овала цветы, возлагаемые на могилу, к памятнику в знак уважения к памяти умершего».

Выбор названия указывает на преемственность свиридовской традиции. Как пишет Роман Леденев в предисловии к «Свиридовскому венку», он сознательно ориентировался на такие произведения Свиридова, как «Пушкинский венок», «Концерт памяти А. Юрлова», «Песнопения и молитвы», «Пять хоров на стихи русских поэтов». С другой стороны, в названии прослеживается связь с традицией жанра «поэтического венка», прежде всего — «венка сонетов».

«Венок Свиридову» состоит из пяти частей: «Молитва» (текст православной молитвы), «Хорал» (без слов), «Край любимый» на стихи С. Есенина, «В час глухой» на стихи А. Блока, «С надеждой глядя в небеса» на стихи В. Кострова.

Первая и вторая части цикла образуют своеобразное вступление к «текстовым частям». «Молитва» основана на кратчайшем варианте Иисусовой молитвы «Господи, помилуй». Вторая часть «Хорал» — это своеобразная «музыкальная ассоциация» на мемориальную музыку самого Георгия Свиридова (параллель со второй частью «Концерта памяти А. Юрлова»). Данная часть представляет собой вокализ (поэтический текст отсутствует): это тихая безмолвная скорбь об утрате близкого друга.

Пятичастная структура хорового цикла обусловлена ориентацией Леденева на свиридовский цикл «Пять хоров на стихи русских поэтов». В то же время в такой структуре можно усмотреть некоторую параллель со структурой мессы, тем более, что открывается цикл словами молитвы «Господи помилуй» (ассоциация с первой обязательной частью мессы «Kyrie eleison»).

Выбор поэтов, к чьим стихам обращается Р. Леденев в третьей и четвертой частях неслучаен. С. Есенин и А. Блок были любимыми поэтами Г. Свиридова, большое количество произведений композитора написано на их стихи. Однако в творчестве самого Леденева представлены лишь единичные примеры обращения к данным поэтам. Заключительная часть написана на стихи друга Свиридова — поэта В. Кострова, — появившиеся в день известия о смерти композитора.

Триптих «Памяти Георгия Васильевича Свиридова» был написан немного позднее «Венка». С одной стороны, Роман Леденев избирает в качестве ориентира сочинение самого Свиридова — «Маленький триптих». С другой стороны, жанр триптиха (от греч. τρίπτυχος — сложенный втрое) несет в себе определенную связь с иконографической традицией. Композитор дает программные подзаголовки частям цикла: «Скорбь и просветление», «Вечная память», «Утешение».

Этот цикл в отличие от предыдущего ориентирован только на инструментальный состав: струнной оркестр и вибрафон. Композиционная драматургия сочинения построена по принципу волны. С каждой частью число солирующих инструментов увеличивается.

В сравнении со «Свиридовским венком» глубокая эмоциональность, первое горе утраты в «Триптихе» сменяется некоторым философским осмыслением свершившегося. Программная идея перехода от личностного восприятия трагедии к её принятию и духовному просветлению, прослеживается как в архитектонике цикла в целом, так и на драматургическом уровне каждой части.

Характерные содержательные черты мемориальной музыки представлены в опусах Р. Леденева памяти Г. Свиридова. Так, в конце некоторых частей мелодия «уходит» в верхний регистр фактуры, символизируя переход души из мира дольнего в мир горний. Использование риторических фигур, введение плачевых интонаций — всё это относится к ярким знакам мемориальных сочинений. Примечательно, что Роман Леденев подчеркивает посвящение своих опусов, ориентируясь на конкретные произведения Георгия Свиридова, на особенности гармонического языка, организации фактуры, а также обращаясь к стихотворениям любимых поэтов композитора.

Сочинения Романа Леденева — это дань памяти Наставнику и Другу, чья личность и творчество оказали значительное влияние на его мировоззрение как композитора.

Мемориальная музыка Романа Леденева в полной мере согласуется со значением слова «memoria», а именно — «увековечивание памяти», раскрывая при этом и отдельные смысловые оттенки перевода с латинского — «памятник», «время», «пора», «эпоха».

Литература:

  1. Андрущак Т. С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века (к исследованию феномена): Автореф. дисс. … канд. иск. — Саратов, 2008. — 24 с.
  2. Леденев Р. С. Со своей колокольни. Черные тетради. — М.: Издательство «Композитор», 2010. — 264 с.
  3. Лучкина М. М. Миф о России в творчестве Г. В. Свиридова: Автореф. дисс. … канд. иск. — М., 2012. — 30 с.
  4. Роман Леденев: Статьи. Материалы. Исследования: Монографический сборник. Очерки творчества / Редактор-составитель М. И. Катунян. — М.: Союз московских композиторов / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Редакционно-издательский отдел, 2007. — 292 с.
  5. Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А. С. Белоненко. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 798 с.

[1] К мемориальной музыке Р. Леденева относятся «Тетради памяти», включающие произведения, посвященные Б. Чайковскому, Г. Свиридову, Д. Шостаковичу, и Маленький реквием; а также отдельные опусы памяти Н. Сидельникова, М. Распутиной, памяти отца.

Основные термины (генерируются автоматически): мемориальная музыка, Георгия, часть, часть цикла, Триптих памяти, Концерт памяти, Юрлово, творческое общение, полная мера, Роман.


Ключевые слова

отечественная композиторская школа, Г. В. Свиридов, Р. С. Леденев, мемориальная музыка

Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Отсюда возник замысел камерного вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея Есенина».

7. Сохор А. Георгий Свиридов: жизненный и творческий путь.

Основные термины (генерируются автоматически): Поэма памяти, музыка, Произведение, Кантата, стих...

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

Это доказывает, что Георгий Васильевич имел непревзойденный литературный вкус и очень

И он на всю жизнь сохранил в своей памяти образ отца с разрубленным шашкой лицом.

Музыка первой части «Марш» без всякого вступления буквально обрушивается на слушателя.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Основная часть. Ведущий. Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии

Память о войне не стирается, не тускнеет с годами. С каждым годом становится все меньше

Влияние Великой Отечественной войны на формирование Б.Момышулы как творческой...

День Победы: от парада до современных форм | Статья в журнале...

Вечный огонь на Марсовом поле стал источником памяти для большинства воинских мемориалов, созданные в память о погибших героях. Сейчас Вечный огонь является символом, частью оформления...

Программные симфонии К. Диттерсдорфа в контексте...

Это единственная часть цикла, написанная в сонатной форме.

Единство и многообразие формы проявляется здесь в полной мере

Но даже если у нас нет склонности к возрождению большей части его произведений, мы должны оживить память о мастере, который доставил...

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

Скачать Часть 9 (pdf). Библиографическое описание

Писатель вложил в их руки оружие, а в уста — речь, вернул их народу, тем самым обессмертив в памяти народной.

Этими словами литературовед ввел в творческую лабораторию Абузара Айдамирова читателей, и раскрывает...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе способствуют эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков...

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его

Искать такие произведения надо в сфере классической музыки, в сборниках произведений, составленных из репертуара лучших детских хоров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Отсюда возник замысел камерного вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея Есенина».

7. Сохор А. Георгий Свиридов: жизненный и творческий путь.

Основные термины (генерируются автоматически): Поэма памяти, музыка, Произведение, Кантата, стих...

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

Это доказывает, что Георгий Васильевич имел непревзойденный литературный вкус и очень

И он на всю жизнь сохранил в своей памяти образ отца с разрубленным шашкой лицом.

Музыка первой части «Марш» без всякого вступления буквально обрушивается на слушателя.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Основная часть. Ведущий. Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии

Память о войне не стирается, не тускнеет с годами. С каждым годом становится все меньше

Влияние Великой Отечественной войны на формирование Б.Момышулы как творческой...

День Победы: от парада до современных форм | Статья в журнале...

Вечный огонь на Марсовом поле стал источником памяти для большинства воинских мемориалов, созданные в память о погибших героях. Сейчас Вечный огонь является символом, частью оформления...

Программные симфонии К. Диттерсдорфа в контексте...

Это единственная часть цикла, написанная в сонатной форме.

Единство и многообразие формы проявляется здесь в полной мере

Но даже если у нас нет склонности к возрождению большей части его произведений, мы должны оживить память о мастере, который доставил...

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

Скачать Часть 9 (pdf). Библиографическое описание

Писатель вложил в их руки оружие, а в уста — речь, вернул их народу, тем самым обессмертив в памяти народной.

Этими словами литературовед ввел в творческую лабораторию Абузара Айдамирова читателей, и раскрывает...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе способствуют эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков...

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его

Искать такие произведения надо в сфере классической музыки, в сборниках произведений, составленных из репертуара лучших детских хоров.

Задать вопрос