Современное состояние развития агропромышленного комплекса Краснодарского края свидетельствует о значительном вкладе хозяйств населения в товарное производство сельскохозяйственной продукции, поэтому стимулирование на региональном уровне развития малых форм хозяйствования в агробизнесе можно считать перспективным направлением дальнейшего развития АПК региона. На наш взгляд, развитие малого агробизнеса в крае имеет выраженный социальный характер, так как организация производства сельскохозяйственных товаров с технологической точки зрения доступно широкому кругу лиц и может рассматриваться как способ борьбы с безработицей за счет стимулирования самозанятости сельского населения [4].
Говоря о вопросах государственного стимулирования отечественного товарного производства в связи с современными актуальными проблемами обеспечения продовольственной безопасности России, вызванными нарастанием экономического противостояния с США и странами Западной Европы, мы отмечаем возможность получения ряда положительных социально-экономических эффектов. В частности, решая вопросы стимулирования товарного производства животноводческой продукции, региональные органы власти могут также повлиять на рост занятости, доходов и повышение качества жизни среди населения сельских территорий.
О необходимости усиления и пересмотра инструментов государственной поддержки животноводства в Краснодарском крае наглядно свидетельствуют показатели динамики поголовья скота и птицы по категориям хозяйств отраженные нами в таблице 1 [7].
Так из таблицы 1 видно, что в хозяйствах всех категорий Краснодарского края поголовье крупного рогатого скота сократилось на 49 тыс. голов или на 8,3 %, в том числе коров на 9,5 %, поголовье свиней незначительно увеличилось на 7,4 %, поголовье лошадей сократилось на 7,7 %. Из данных показателей также видно, что наибольшее сокращение поголовья крупного рогатого скота наблюдалось в сельскохозяйственных организациях — сокращение на 44 тыс. голов или на 10,9 %, в том числе поголовье коров сократилось на 20 тыс. голов или на 9,5 %. В хозяйствах населения за анализируемый период увеличение поголовья наблюдалось при выращивании овец и коз — рост на 26,7 %.
Нам представляется, что близость к каналам реализации, наличие необходимых факторов производства позволяет говорить о наличии достаточного количества предпосылок для развития товарного альтернативного животноводства в домохозяйствах края.
Таблица 1
Поголовье скота иптицы по категориям хозяйств Краснодарского края, тыс. голов
Показатель |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2015г. к 2013г.,% |
Хозяйства всех категорий |
||||
Крупный рогатый скот |
592,0 |
563,0 |
543,0 |
91,7 |
в том числе коровы |
241,0 |
225,0 |
218,0 |
90,5 |
Свиньи |
311,0 |
289,0 |
334,0 |
107,4 |
Овцы и козы |
156,0 |
180,0 |
197,0 |
126,3 |
Лошади |
13,0 |
13,0 |
12,0 |
92,3 |
Птица, млн голов |
26,0 |
24,0 |
23,0 |
88,5 |
Сельскохозяйственные организации |
||||
Крупный рогатый скот |
403,0 |
378,0 |
359,0 |
89,1 |
в том числе коровы |
152,0 |
140,0 |
136,0 |
89,5 |
Свиньи |
284,0 |
278,0 |
328,0 |
115,5 |
Овцы и козы |
12,0 |
12,0 |
13,0 |
108,3 |
Лошади |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
Птица, млн голов |
16,0 |
14,0 |
13,0 |
81,3 |
Хозяйства населения |
||||
Крупный рогатый скот |
153,0 |
147,0 |
145,0 |
94,8 |
в том числе коровы |
75,0 |
70,0 |
67,0 |
89,3 |
Свиньи |
9,0 |
1,0 |
2,0 |
22,2 |
Овцы и козы |
116,0 |
136,0 |
147,0 |
126,7 |
Лошади |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
100,0 |
Птица, млн голов |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
100,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
||||
Крупный рогатый скот |
36,6 |
38,7 |
39,0 |
106,6 |
в том числе коровы |
14,0 |
14,7 |
15,6 |
111,4 |
Свиньи |
17,2 |
9,4 |
4,3 |
25,0 |
Овцы и козы |
28,6 |
32,4 |
37,2 |
130,1 |
Лошади |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
100,0 |
Птица, млн голов |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
100,0 |
Важно отметить и то, что наличие таких заболеваний как африканская чума (у свиней), коровье бешенство, делают развитие альтернативного животноводства (выращивание кроликов, нутрий и др.) более популярным среди малых форм хозяйствования [1]. Не последнюю роль в развитии мелкого животноводства играет доступность технологии производства продукции, и относительная дешевизна кормов при наличии возможности самостоятельной заготовки грубых кормов. О наличии ряда преимуществ кролиководства наглядно свидетельствует динамика поголовья кроликов в Краснодарском крае по категориям хозяйств (таблица 2) [7].
Из данных таблицы 2 видно, что в хозяйствах населения поголовье кроликов с 2011 г. по 2015 г. возросло на 32,5 %, и составило на конец отчетного периода 186,2 тыс голов.
Таблица 2
Поголовье кроликов по категориям хозяйств, тыс. голов
Показатель |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2015г. к 2011г.,% |
в хозяйствах всех категорий |
146,5 |
150,9 |
172,3 |
184,0 |
200,2 |
136,7 |
в том числе: — сельскохозяйственные организации |
1,4 |
1,6 |
2,6 |
2,3 |
0,9 |
64,0 |
- хозяйства населения |
140,5 |
145,0 |
165,4 |
176,1 |
186,2 |
132,5 |
- крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
4,6 |
4,3 |
4,3 |
5,5 |
13,1 |
284,8 |
В тоже время наши эмпирические наблюдения позволяют говорить о недостаточности рыночных механизмов для стимулирования товарного производства альтернативной животноводческой продукции в Краснодарском крае, и целесообразности создания дополнительных форм региональной поддержки кролиководства и прочей диетической мясной продукции в малых формах хозяйствования [5].
На наш взгляд, существующие меры региональной поддержки не придают серьезного динамичного развития кролиководству (нутриеводству и др.), по причине отсутствия комплексности системы государственных стимулов и гарантий [2].
Нам представляется, что в настоящее время сельские жители хотят видеть в лице администрации края и муниципальных органов власти не советчиков и агитаторов, а «хозяина» готового упорно работать для достижения положительного социально-экономического эффекта, готового активно вкладывать свои ресурсы, самостоятельно создавать инфраструктурные объекты, предприятия на муниципальной или смешанной формах собственности (или на основе государственно-частного партнерства), которые могли бы стать стержнем для новых и возрождающихся отраслей, и прежде всего в животноводстве Краснодарского края [1].
Мы считаем, что для развития кролиководства мало одной агитации населения, необходимо активно создавать новые институциональные точки роста, т. е. создавать с привлечением региональных и (или) муниципальных инвестиций пилотные проекты, а именно малые предприятия по переработке продуктов кролиководства, нутриеводства (переработка мяса, шкурок, меха и пуха, побочной продукции) и проводить другие мероприятия. Необходимость активной государственной финансовой и организационной поддержки в сфере развития переработки животноводческой продукции обусловлены наличием ряда рисков и неопределенности, на которые оперативно отреагировать можно будет лишь на практике.
Именно решительные действия со стороны органов власти могут создать материальную и инфраструктурную базу, которая сможет сыграть роль «локомотива» для всей отрасли, задать стартовое динамичное движение развитию кролиководства в муниципальных образованиях Краснодарского края.
Нам также представляется, что администрация края может создать условия для более эффективного стимулирования развития товарного производства в малых формах хозяйствования через развитие кооперации и создание перерабатывающих производств на базе региональной или муниципальной собственности (или смешанной собственности). Достижение положительных результатов от организации подобного сотрудничества станет стимулом для развития подобных частных кооперативных формирований, привлечения частных инвестиций в становление и развитие кролиководства и других видов альтернативного животноводства в Краснодарском крае.
Для обоснования целесообразности внедрения наших предложений мы рассмотрели возможность развития товарного кролиководства в домохозяйствах пригородной зоны города Краснодар в условиях взаимодействия с сельскохозяйственным унитарным предприятием ПЗ УОХ «Краснодарское» на контрактной основе.
Согласно проведенным расчетам организация пункта убоя, скорняжного цеха и цеха по производству мясокостной муки могло позволить унитарному предприятию создать 10 рабочих мест, задействовать примерно 42 домохозяйства для организации товарного производства кролиководческой продукции [6], что, на наш взгляд, является положительным социальным эффектом. Планируемый экономический эффект для домохозяйств может выражаться в организации самозанятости и получения дохода в 23,5 тыс. руб. в мес., а для унитарного предприятия планируемая прибыль может составить около 7 млн руб. в год, при рентабельности — 26 %.
Опираясь на зарубежный опыт функционирования малых форм хозяйствования в агробизнесе, мы также не исключаем возможность после становления устойчивых коммерческих связей между домохозяйствами и унитарным предприятием по поводу производства, переработки и сбыта продукции, передачи домохозяйствам перерабатывающих цехов в коллективное пользование (т. е. либо позволить выкупить — в рассрочку, либо предоставить в аренду), где каждый производитель будет совладельцем перерабатывающих мощностей. В таком случае домохозяйства помимо прибыли от реализации кроликов живым весом будут получать часть прибыли от сбыта конечной продукции (в наших расчетах это дополнительно по 187,2 тыс. руб. в год или по 15,6 тыс. руб. в месяц на домохозяйство), что позволит домохозяйствам существенно увеличить свой доход, повысить финансовую устойчивость.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что на наш взгляд, содействие региональных органов власти развитию потребительской кооперации среди домохозяйств края для совместной переработки и сбыта произведенной животноводческой продукции на основе организации коллективной или долевой собственности домохозяйств на объекты переработки, позволит создать действенный стимул для развития кролиководства и других отраслей альтернативного животноводства в Краснодарском крае.
Литература:
- Андреев С. Ю. Анализ современного состояния кролиководства в личных подсобных хозяйствах Краснодарского края / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2007. — № 08(032). — С. 1–12.
- Андреев С. Ю. Анализ современного состояния рынка мяса кроликов в Краснодарском крае / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2009. — № 01(045). — С. 71–90.
- Андреев С. Ю. К вопросу о перспективах развития производства консервов из мяса кроликов в Краснодарском крае / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2008. — № 02(036). — С. 1–12.
- Андреев С. Ю. Анализ социального самочувствия сельских жителей Краснодарского края / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2007. — № 06(030). — С. 185–196.
- Андреев С. Ю. Роль государственной поддержки в развитии кролиководства Краснодарского края / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 02(056). — С. 1–14.
- Рысьмятов А. З. Определение экономически эффективного размера производства кролиководческих ферм в социально значимых формах хозяйствования / А. З. Рысьмятов, С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2008. — № 08(042). — С. 161–168.
- Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. 2015: Стат. сб. / Краснодарстат — Краснодар, 2016. — 235 с.