Далеко не все страны мира признаны мировым сообществом — клубом уже признавших друг друга стран, в качестве независимых государств. Есть список стран мира, а также список стран ООН. А есть страны, которых в этих списках нет, но фактически они существуют, говорят о своей государственности и даже признаны некоторыми другими странами. Однако каждый такой случай следует рассматривать индивидуально: слишком разные истории, подоплека, причины и следствия, степень независимости и уровень поддержки как внутри провозглашенных границ, так и вне их. Все непризнанные или частично признанные государства сильно отличаются друг от друга и находятся в одном списке в высшей степени условно.
Непризнанное государство — это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений. Они не имеют дипломатического признания со стороны большинства государств-членов Организации Объединённых Наций, а их территория, как правило, расценивается общепризнанными государствами как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.
Частично признанные государства — государства, не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН, таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств [1].
Под непризнанием ООН политологи имеют в виду фактическую невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Франция, США, Китайская Народная Республика и Россия — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Ватикана, до 2000 года был у Швейцарии, при этом эти государства всегда считались признанными. Такой же статус с декабря 2012 года у частично признанного Государства Палестина [3].
Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.
Понятие «непризнанное государство» условно. На самом деле к ним обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства и частично признанные государства, некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации.
Подобные типологии несовершенны, но их отсутствие еще больше затруднило бы изучение феномена непризнанных государств. Идеальные типы часто не совпадают с динамикой реальных процессов и иногда носят весьма условный характер.
Непризнанные государства − политический феномен, возникший после Второй мировой войны вследствие неразрешимого противоречия двух основополагающих норм международного права − права наций на самоопределение и принципа нерушимости границ. Именно оно и делает возможным постоянное появление все новых непризнанных образований [2].
Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов и кризисов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена.
Непризнанные государства могут быть разделены на типы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств — контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа:
‒ непризнанные государства с полным контролем своей территории.
‒ непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично.
‒ образования под протекторатом международного сообщества.
‒ квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы и имитирующие некоторые черты государственности (чаще всего не относят к непризнанным государствам, а к самопровозглашённым автономиям).
Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты (за исключением стран, признавших его). Непризнанное государство зачастую рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.
С другой стороны, они обладают определёнными чертами государственности, что влечет за собой появления у них правосубъектности. Говоря о необходимых составляющих для появления и существования непризнанных государств, следует опираться на общие признаки государственности. Ведь, как мы знаем, многие сегодняшние общепризнанные страны в своё время также проходили тяжёлый путь принятия факта их суверенитета и независимости другими участниками международной арены (а некоторые другие — частично признанные проходят этот путь прямо сейчас). Так, Соединённые Штаты Америки и сами ещё в XVIII веке отстояли независимость от Британской метрополии (а Российская империя стала одной из первых стран, признавших право штатов на самостоятельность). Поэтому вполне закономерно, что все особенности, присущие государствам-членам ООН тесно перекликаются с особенностями непризнанных государств (по сути, непризнанное государство от признанного должно отличать лишь отсутствие подписи о признании независимости со стороны других стран и наличия официальных дипломатических отношений с ними).
Здесь подобным образом мною определяется 2 вида признаков государства: обязательные (отсутствие которых не позволяет говорить о государственности образования) и дополнительные (отсутствие которых вполне допустимо, однако их наличие даёт больше оснований говорить о состоятельности того или иного государственного образования). К обязательным относятся такие признаки, как: наличие собственной территории с постоянно проживающим на ней населением; государственные символы (в число которых могут входить официальное название, флаг, герб, гимн, печать, девиз, знамя и многие другие, возможно временное использование символов других государств); органы государственного управления (администрация, фискальная система, правоохранительные органы и другие); относительная обороноспособность (для неё необходимы такие силы внешней защиты, как вооружённые силы, силы самообороны, службы разведки и другие структуры); атакже официальное декларирование суверенитета и независимости территориального образования (для появления государства необходимо, прежде всего, собственное признание его существования, а это требует официально оформленных документов и заявлений, которые принято назвать декларацией суверенитета и независимости). Без них образование нельзя назвать государственным (в таком случае их можно отнести к территориальным автономиям или квазигосударствам). Среди дополнительных признаков можно выделить такие, как: собственная нормативная база (Конституция, Доктрина, Устав, законодательная система); документация (удостоверения личности, свидетельства о рождении, браке и другие); валюта; язык;банковская система; система связи; государствообразующая нация и многие другие. И хоть они являются неосновными признаками, появление большинства из них в формирующихся странах — лишь вопрос времени (потому как представить себе современное состоявшееся государство без них крайне проблематично).
Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. Можно говорить о сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах ее формирования, целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом государстве региона. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые и налоговые системы.
Согласно существующему мнению юристов, «признание должно осуществляться при соблюдении основных принципов международного права, однако, на практике сложно определить грань между соблюдением и нарушением таких принципов, как равноправие и самоопределение народов, с одной стороны, и невмешательство во внутренние дела государств, с другой. Исходя из этого, вопрос признания по-разному трактуется одними и теми же государствами». Данный факт обуславливает различность подходов не только теоретиков юриспруденции, но и обуславливает поведение игроков на международной арене. При рассмотрении вопроса признания того или иного государства, на первый план чаще встают не вопросы юридической оправданности признания, а соображения геополитические, на которые в первую очередь оказывают влияние признающего государства. Двойственность подхода к международно-правовому регулированию положения непризнанных государств объясняется нежеланием международного сообщества, в частности, Организации Объединенных Наций, способствовать этническому сепаратизму. В 1995 году генеральный секретарь ООН Бутрос Гали следующим образом прокомментировал данное положение: «Современная концепция ООН предлагает этническим общностям достаточно широкие возможности для самоопределения без сепаратизма. Прежде всего, в форме автономии — территориальной, а чаще национально-культурной, через общую демократизацию государства (когда права национальных общностей надежно защищаются законом и судом), и иным образом».
Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН [5].
В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, общепризнанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц. Подобную практику принято назвать фактическим признанием. Оно может проявляться в разной степени (так как зависит от заинтересованности разных стран-членов ООН в развитии и интеграции с теми или иными государственными образованиями). Так, например, президент Армении Серж Саргсян в 2015 году совершил визит в Нагорно-Карабахскую Республику, где провёл встречу с президентом НКР и принял участие в военных учениях вооружённых сил Нагорного Карабаха, что было бы вполне обычной практикой взаимодействия двух союзных государств, если бы не факт полной непризнанности НКР со стороны государств-членов Организации Объединённых Наций (в число которых входит и Армения). Такой способ взаимодействия считается крайне эффективным, так как он снимает с общепризнанных государств ряд обязательств на международной арене (в связи с тем, что юридическое оформление признания в наше время неизбежно влечёт за собой предъявление обвинений в нарушении международного права со стороны стран-оппонентов в данном вопросе).
Так или иначе, отношения между двумя и более акторами международных отношений являются результатом их взаимного желания. В целях развития мира и сотрудничества, заинтересованные стороны прилагают усилия для того, чтобы ускорить и упростить процесс признания государствами ранее непризнанных государственных образований [4].
Таким образом, можно смело сказать, что непризнанные государства являются неотъемлемой частью современной мировой политики. Как правило, появление данных государств является следствием различных конфликтов этнического или конфессионального толка. Непризнанные государства, несмотря на свои малые размеры, играют важную роль в осуществлении национальных интересов многих мировых держав. И сейчас действительно появляется понимание необходимости сугубо индивидуального подхода к каждой непризнанной территории. Это обеспечивает наиболее полную реализацию национальных интересов каждой страны, позволяет использовать те стратегии урегулирования существующих «замороженных конфликтов», которые являются самыми эффективными.
Литература:
- Научно-популярный журнал «Вокруг света»
- Словарь «Война и мир»
- Устав Организации Объединённых Наций
- Энциклопедия Британника
- American Heritage Dictionary