Низкий уровень правосознания как элемент социума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.12.2016

Статья просмотрена: 5113 раз

Библиографическое описание:

Хасбулатова, Н. А. Низкий уровень правосознания как элемент социума / Н. А. Хасбулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37528/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье рассматривается понятие правосознания (Т. В. Синюкова, В. Н. Корнев, И. А. Ильин, А. Ч. Чупанова), основные причины низкого уровня правосознания и пути их решения.

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, общество, правовое государство

Вопросы правосознания и правовой культуры на протяжении всего развития общества имели и имеют значение для всех сфер деятельности государства. Проблемы и задачи, которые стоят перед современным обществом, имеют свое начало в прошлом. Только изучив опыт прошлого, мы можем говорить о настоящем, и пытаться спрогнозировать ближайшее будущее. Следует подчеркнуть, что Россия — Великая держава, которая претерпела немалое количество бунтов, революций и войн. Значимые исторические события, в особенности революционного характера заметно отражались на политической системе общества, и, следовательно, на населении, их правосознании, политико-правовой культуре. В настоящее время, статья 1 Конституции РФ провозгласила Россию правовым государством, однако уровень правовой организации нашего социума показывает, что мы пока находимся на пути к становлению такового.

Уровень правосознания социума должен соответствовать современным требованиям государственного устройства. На наш взгляд, в правосознании как важном элементе социума должны получить отражение отношение различных групп населения к общественному строю, власти, государству, политическому режиму, к системе собственности, партиям и общественным движениям. Все это в целом формирует противоречивый и постоянно меняющийся характер правосознания в обществе.

Разобраться, что такое правосознание люди пытались с древнейших времен. Теоретико-методологические проблемы правосознания были в центре внимания и отечественной юридической науки. Рассмотрению вопросов правосознания посвятили свои труды многие ученые, причем как юристы, так и представители других гуманитарных наук. По сей день не теряют своей актуальности в юридической науке труды И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и других российских ученых.

В отечественной юридической науке в трудах Т. В. Синюковой, В. Н. Корнева, И. А. Ильина и других представлены несколько подходов к рассмотрению понятия правосознание.

«Правосознание- это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву» такое определение дала Т. В. Синюкова. [5]

В. Н. Корнеев пишет: «Правосознание — это теоретическое и эмоционально-ценностное восприятие и осознание господствующих в обществе идей о существующем или желаемом государстве, праве и правосудии, выраженное в совокупности знаний, чувств, переживаний, определяемых политическими интересами и ценностями». [4]

«Правосознание — это совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций, отражающих правовую действительность в форме нормативных, юридических понятий, выражающих оценочное, психологическое отношение людей к прошлому, действующему и желаемому праву, правовым явлениям в общественной жизни, юридической практике, к деятельности юридических органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере, правам и свободам человека и гражданина и регулирующих юридически значимое поведение людей». [7]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать, что правосознание — это совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций человека, оценочные суждения о праве в прошлом, настоящем и желаемом.

С методологической и практической точек зрения вопросами правосознания занимаются философия, юриспруденция, социология, психология, педагогика, политология и т. д. — разные но, взаимосвязанные, гуманитарные науки.

Одним из видных представителей юридической науки, занимавшимся проблемами правосознания является И. А. Ильин. По его мнению, правосознание есть основа всей правовой жизни человеческого общества, включающее в себя взгляды, идеи, чувства, настроения, отношение к праву, влияет на взаимоотношения людей друг с другом и с государством.

Низкий уровень правосознания граждан, говорил Ильин, может обернуться настоящей угрозой для государства. Здесь можно привести множество ситуаций из жизни российского государства, когда из-за отступления от закона одними лицами подвергается угрозе жизнь, собственность, права и интересы другого лица или общества в целом. [3]

В условиях низкого уровня правосознания у граждан России возникает множество проблем. Главными из них являются следующие.

Во-первых, отрицательно влияет на правосознание и правовую культуру процесс перехода от командной экономики к рыночной модели хозяйствования. Одним из основных здесь является высокий уровень безработицы среди населения, что влечет за собой негативное восприятие новой системы законодательства. Вузы и средние специальные учебные заведения выпускают огромное количество специалистов, которые не востребованы на рынке труда. Отсюда неверие молодых специалистов в завтрашний день и эффективность существующего законодательства (правовой нигилизм).

Наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо обратится в корень самого вопроса. Профессионально-ориентационная работа в общих и средних образовательных учреждениях должна проводиться с учетом рыночных требований. Количество специалистов высших образовательных учреждений не должно превышать число специалистов средних профессиональных учебных заведений. В настоящее время наблюдается избыток «гуманитариев» и не достаток «технарей» на рынке труда. Ядумаю следует сократить контрольные цифры приема на обучение «гуманитариев», и увеличить их для технических направлений подготовки.

Во-вторых, отсутствие государственной идеологии в решении этого вопроса, следующий фактор, который отрицательно влияет на формирование правосознания. Анализируя результаты социологических исследований, можно сделать вывод, что население с некоторой настороженностью относится к государственной политике в этой области. Взамен долго просуществовавшей коммунистической идеологии, конкретного ничего предложено не было, кроме туманных и поверхностных представлениях о демократии, свободе предпринимательства и частной собственности.

В массе своей эти западные демократические ценности, как следует из социологических опросов, не пользуются поддержкой населения, у которой правосознание сформировалось в противоположной культурной среде. Поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» наиболее ярко и лаконично выражает позицию граждан к заимствованию западных ценностей.

Среднестатистический россиянин сформировался в другой религиозно-культурной среде и уже этимон отличается от западного гражданина. Опыт зарубежных стран, чаще всего, внедряется в России без учета ее культурологических особенностей. К примеру, следственный комитет, созданный в январе 2011г., наподобие американского федерального бюро расследований, в скором времени будет реорганизован. Зато, прокуратора, созданная Петром Первым в 1722г., продолжает свою деятельность и по нынешний день. Нам нужны здесь свои идеи, мысли, взгляды для формирования соответствующего уровня правосознания.

В-третьих, бытует такое мнение, что любое длительно существующее государство в какой-то период приходит к демократии. Далее развитие демократии приводит к гражданскому обществу, являющиеся фактором для развития правосознания и правовой культуры населения. Формирование гражданского общества длительный процесс. В России же пытаются ускорить его без учета религиозно-культурной специфики населения, продекларировав в основном законе чуждые западные ценности. Люди со стабильным заработком пытаются улучшить свое финансовое и социальное положение, преимущественно используя вхождение в государственные органы, для дальнейшего использования должностного положения в коррупционных интересах. Такая же проблема сложилась с законодательством. Издаются огромное количество законов, без учета их качества. От навязывания властью понятий демократическое, правовое, социальное государство, общество сразу к этому не придет. С учетом особенностей менталитета необходимо формировать такой уровень правосознания, чтобы граждане могли свободно, самостоятельно и осознанно решать судьбу своей страны, а это процесс достаточно длительный.

О необходимости формирования правосознания с детства говорил И. А. Ильин. По И. А. Ильину, правосознание носит непостоянный ретроспективный характер: «нельзя предполагать, что оно присуще всем людям изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять с детства», «правосознание воспитывается в людях, а не предполагается готовым, зрелым и полноценным». [3]

Также стоит подчеркнуть, что длительный период в нашей стране главами государства были монархи или секретари коммунистической партии — лица, которые не избирались гражданами. За всю богатую историю нашего государства только последние 25 лет граждане выражают свою позицию на альтернативных выборах в отношении назначения главы государства и т. д. Это, по нашему мнению, накладывает свой отпечаток на повышение уровня правосознания граждан.

В заключении можно отметить, что становление правового, демократического государства длительный процесс, требующий высокого уровня правосознания граждан. Пока детей воспитывают не вполне адекватные родители, ситуация с правовой культурой и правосознанием кардинально изменяться не будет. Было бы уместно, чтобы в школах учили и на собственном примере показывали детям уважение к закону, давали основные представления о законодательстве, правах и обязанностях, законных интересах граждан.

Литература:

  1. Визиренко Е. В. Тенденции развития правосознания и правовой культуры в современном российском обществе. Международный научно-исследовательский журнал. 2016 № 6 (37) Часть 2.
  2. Жидовцева О. А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации. Вестник Нижегородской академии МВД 2013 № 21.
  3. Ильин И. А. О монархии и республике. Собр. соч. Т. 4. М., 1994.
  4. Корнев В. Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции, 2010 г.
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 2002.
  6. Чупанова А. Ч Правовая культура и правосознание в системе ценностей гражданского общества. Юридический вестник ДГУ 2012 № 4.
  7. Чупанова А. Ч. Правосознание молодежи: теоретико-региональный аспект. Монография. Махачкала: «Деловой мир» 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): правосознание, правовая культура, Россия, уровень правосознания, гражданское общество, длительный процесс, отечественная юридическая наука, правовое государство, рынок труда, юридическая наука.


Похожие статьи

Некоторые размышления о состоянии правосознания в современной России

Статья посвящена изучению элементов правосознания, определению факторов влияния. На основании рассмотрения общих положений через призму национальных особенностей делаются выводы о состоянии правовосознания, возможностях развития в нынешних условиях.

Теоретические аспекты понимания публично-правового регулирования

Статья раскрывает природу публично-правового регулирования с теоретической точки зрения, положенной в основу теории государства и права. Отражены основные признаки права и правового регулирования. Раскрывается важная роль государства в публично-право...

Правовой нигилизм в современной России

В статье рассмотрено понятие правового нигилизма, а также отражены исторические предпосылки его развития.

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Проблема разграничения понятий «правовое просвещение» и «правовое информирование»: доктринальный подход

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Формы правового нигилизма в финансовой сфере

На современном этапе развития финансового права обостряется вопрос роли форм правового нигилизма как причины деградации финансовых правоотношений. Ученые всего мира приводят различные доводы по поводу способов распространения правового нигилизма и ст...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Взаимосвязь правосознания и нравственного сознания личности

В статье представлены результаты исследования, целью которого было выявить взаимосвязь нравственного сознания и правосознания студентов. Выборка: 40 студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ч...

Неосновательное обогащение в российском гражданском праве

Статья посвящена историческим аспектам возникновения и развития института неосновательного обогащения, его место и роль в системе гражданского права. Особое внимание уделяется теоретическим основам неосновательного обогащения, включая определение клю...

Похожие статьи

Некоторые размышления о состоянии правосознания в современной России

Статья посвящена изучению элементов правосознания, определению факторов влияния. На основании рассмотрения общих положений через призму национальных особенностей делаются выводы о состоянии правовосознания, возможностях развития в нынешних условиях.

Теоретические аспекты понимания публично-правового регулирования

Статья раскрывает природу публично-правового регулирования с теоретической точки зрения, положенной в основу теории государства и права. Отражены основные признаки права и правового регулирования. Раскрывается важная роль государства в публично-право...

Правовой нигилизм в современной России

В статье рассмотрено понятие правового нигилизма, а также отражены исторические предпосылки его развития.

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Проблема разграничения понятий «правовое просвещение» и «правовое информирование»: доктринальный подход

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Формы правового нигилизма в финансовой сфере

На современном этапе развития финансового права обостряется вопрос роли форм правового нигилизма как причины деградации финансовых правоотношений. Ученые всего мира приводят различные доводы по поводу способов распространения правового нигилизма и ст...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Взаимосвязь правосознания и нравственного сознания личности

В статье представлены результаты исследования, целью которого было выявить взаимосвязь нравственного сознания и правосознания студентов. Выборка: 40 студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ч...

Неосновательное обогащение в российском гражданском праве

Статья посвящена историческим аспектам возникновения и развития института неосновательного обогащения, его место и роль в системе гражданского права. Особое внимание уделяется теоретическим основам неосновательного обогащения, включая определение клю...

Задать вопрос