В статье рассматривается понятие правосознания (Т. В. Синюкова, В. Н. Корнев, И. А. Ильин, А. Ч. Чупанова), основные причины низкого уровня правосознания и пути их решения.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, общество, правовое государство
Вопросы правосознания и правовой культуры на протяжении всего развития общества имели и имеют значение для всех сфер деятельности государства. Проблемы и задачи, которые стоят перед современным обществом, имеют свое начало в прошлом. Только изучив опыт прошлого, мы можем говорить о настоящем, и пытаться спрогнозировать ближайшее будущее. Следует подчеркнуть, что Россия — Великая держава, которая претерпела немалое количество бунтов, революций и войн. Значимые исторические события, в особенности революционного характера заметно отражались на политической системе общества, и, следовательно, на населении, их правосознании, политико-правовой культуре. В настоящее время, статья 1 Конституции РФ провозгласила Россию правовым государством, однако уровень правовой организации нашего социума показывает, что мы пока находимся на пути к становлению такового.
Уровень правосознания социума должен соответствовать современным требованиям государственного устройства. На наш взгляд, в правосознании как важном элементе социума должны получить отражение отношение различных групп населения к общественному строю, власти, государству, политическому режиму, к системе собственности, партиям и общественным движениям. Все это в целом формирует противоречивый и постоянно меняющийся характер правосознания в обществе.
Разобраться, что такое правосознание люди пытались с древнейших времен. Теоретико-методологические проблемы правосознания были в центре внимания и отечественной юридической науки. Рассмотрению вопросов правосознания посвятили свои труды многие ученые, причем как юристы, так и представители других гуманитарных наук. По сей день не теряют своей актуальности в юридической науке труды И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и других российских ученых.
В отечественной юридической науке в трудах Т. В. Синюковой, В. Н. Корнева, И. А. Ильина и других представлены несколько подходов к рассмотрению понятия правосознание.
«Правосознание- это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву» такое определение дала Т. В. Синюкова. [5]
В. Н. Корнеев пишет: «Правосознание — это теоретическое и эмоционально-ценностное восприятие и осознание господствующих в обществе идей о существующем или желаемом государстве, праве и правосудии, выраженное в совокупности знаний, чувств, переживаний, определяемых политическими интересами и ценностями». [4]
«Правосознание — это совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций, отражающих правовую действительность в форме нормативных, юридических понятий, выражающих оценочное, психологическое отношение людей к прошлому, действующему и желаемому праву, правовым явлениям в общественной жизни, юридической практике, к деятельности юридических органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере, правам и свободам человека и гражданина и регулирующих юридически значимое поведение людей». [7]
Исходя из вышеизложенного, можно сделать, что правосознание — это совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций человека, оценочные суждения о праве в прошлом, настоящем и желаемом.
С методологической и практической точек зрения вопросами правосознания занимаются философия, юриспруденция, социология, психология, педагогика, политология и т. д. — разные но, взаимосвязанные, гуманитарные науки.
Одним из видных представителей юридической науки, занимавшимся проблемами правосознания является И. А. Ильин. По его мнению, правосознание есть основа всей правовой жизни человеческого общества, включающее в себя взгляды, идеи, чувства, настроения, отношение к праву, влияет на взаимоотношения людей друг с другом и с государством.
Низкий уровень правосознания граждан, говорил Ильин, может обернуться настоящей угрозой для государства. Здесь можно привести множество ситуаций из жизни российского государства, когда из-за отступления от закона одними лицами подвергается угрозе жизнь, собственность, права и интересы другого лица или общества в целом. [3]
В условиях низкого уровня правосознания у граждан России возникает множество проблем. Главными из них являются следующие.
Во-первых, отрицательно влияет на правосознание и правовую культуру процесс перехода от командной экономики к рыночной модели хозяйствования. Одним из основных здесь является высокий уровень безработицы среди населения, что влечет за собой негативное восприятие новой системы законодательства. Вузы и средние специальные учебные заведения выпускают огромное количество специалистов, которые не востребованы на рынке труда. Отсюда неверие молодых специалистов в завтрашний день и эффективность существующего законодательства (правовой нигилизм).
Наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо обратится в корень самого вопроса. Профессионально-ориентационная работа в общих и средних образовательных учреждениях должна проводиться с учетом рыночных требований. Количество специалистов высших образовательных учреждений не должно превышать число специалистов средних профессиональных учебных заведений. В настоящее время наблюдается избыток «гуманитариев» и не достаток «технарей» на рынке труда. Ядумаю следует сократить контрольные цифры приема на обучение «гуманитариев», и увеличить их для технических направлений подготовки.
Во-вторых, отсутствие государственной идеологии в решении этого вопроса, следующий фактор, который отрицательно влияет на формирование правосознания. Анализируя результаты социологических исследований, можно сделать вывод, что население с некоторой настороженностью относится к государственной политике в этой области. Взамен долго просуществовавшей коммунистической идеологии, конкретного ничего предложено не было, кроме туманных и поверхностных представлениях о демократии, свободе предпринимательства и частной собственности.
В массе своей эти западные демократические ценности, как следует из социологических опросов, не пользуются поддержкой населения, у которой правосознание сформировалось в противоположной культурной среде. Поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» наиболее ярко и лаконично выражает позицию граждан к заимствованию западных ценностей.
Среднестатистический россиянин сформировался в другой религиозно-культурной среде и уже этимон отличается от западного гражданина. Опыт зарубежных стран, чаще всего, внедряется в России без учета ее культурологических особенностей. К примеру, следственный комитет, созданный в январе 2011г., наподобие американского федерального бюро расследований, в скором времени будет реорганизован. Зато, прокуратора, созданная Петром Первым в 1722г., продолжает свою деятельность и по нынешний день. Нам нужны здесь свои идеи, мысли, взгляды для формирования соответствующего уровня правосознания.
В-третьих, бытует такое мнение, что любое длительно существующее государство в какой-то период приходит к демократии. Далее развитие демократии приводит к гражданскому обществу, являющиеся фактором для развития правосознания и правовой культуры населения. Формирование гражданского общества длительный процесс. В России же пытаются ускорить его без учета религиозно-культурной специфики населения, продекларировав в основном законе чуждые западные ценности. Люди со стабильным заработком пытаются улучшить свое финансовое и социальное положение, преимущественно используя вхождение в государственные органы, для дальнейшего использования должностного положения в коррупционных интересах. Такая же проблема сложилась с законодательством. Издаются огромное количество законов, без учета их качества. От навязывания властью понятий демократическое, правовое, социальное государство, общество сразу к этому не придет. С учетом особенностей менталитета необходимо формировать такой уровень правосознания, чтобы граждане могли свободно, самостоятельно и осознанно решать судьбу своей страны, а это процесс достаточно длительный.
О необходимости формирования правосознания с детства говорил И. А. Ильин. По И. А. Ильину, правосознание носит непостоянный ретроспективный характер: «нельзя предполагать, что оно присуще всем людям изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять с детства», «правосознание воспитывается в людях, а не предполагается готовым, зрелым и полноценным». [3]
Также стоит подчеркнуть, что длительный период в нашей стране главами государства были монархи или секретари коммунистической партии — лица, которые не избирались гражданами. За всю богатую историю нашего государства только последние 25 лет граждане выражают свою позицию на альтернативных выборах в отношении назначения главы государства и т. д. Это, по нашему мнению, накладывает свой отпечаток на повышение уровня правосознания граждан.
В заключении можно отметить, что становление правового, демократического государства длительный процесс, требующий высокого уровня правосознания граждан. Пока детей воспитывают не вполне адекватные родители, ситуация с правовой культурой и правосознанием кардинально изменяться не будет. Было бы уместно, чтобы в школах учили и на собственном примере показывали детям уважение к закону, давали основные представления о законодательстве, правах и обязанностях, законных интересах граждан.
Литература:
- Визиренко Е. В. Тенденции развития правосознания и правовой культуры в современном российском обществе. Международный научно-исследовательский журнал. 2016 № 6 (37) Часть 2.
- Жидовцева О. А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации. Вестник Нижегородской академии МВД 2013 № 21.
- Ильин И. А. О монархии и республике. Собр. соч. Т. 4. М., 1994.
- Корнев В. Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции, 2010 г.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 2002.
- Чупанова А. Ч Правовая культура и правосознание в системе ценностей гражданского общества. Юридический вестник ДГУ 2012 № 4.
- Чупанова А. Ч. Правосознание молодежи: теоретико-региональный аспект. Монография. Махачкала: «Деловой мир» 2006.