С проблемой возрастающей дебиторской задолженности сталкивается любая компания, действующая в современных рыночных условиях. В последнее время наиболее широко развита именно сфера информационных технологий, поэтому в данной статье была раскрыта специфика и сущность формирования дебиторской задолженности в компаниях сферы IT.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, сомнительный и безнадежный долг, информационные технологии, IT-деятельность, платежеспособность клиентов
Современный этап развития российской экономики предполагает ускорение интеграции в глобальную экономику, где господствуют чисто рыночные механизмы организации деятельности и самостоятельность хозяйствующих субъектов экономики. В сложившихся условиях российским предприятиям становится сложнее обеспечить финансовую устойчивость, постоянство развития организации и поддерживать прибыльность осуществляемой деятельности. Стабильность взаиморасчетов может способствовать устойчивому росту компании в целом, но необходимо отметить, что в России необыкновенно малое количество предприятий работают только по предварительной оплате товаров или оказываемых услуг, поэтому вопрос учета и контроля дебиторской задолженности особо актуален в столь нестабильное для российской действительности время. Без своевременного контроля поступающей оплаты от покупателей и заказчиков присутствует существенный риск не получить причитающихся денежных средств за отгруженный товар или оказанную услугу. В связи с неоплатой дебиторов компания не сможет вовремя рассчитаться с поставщиками, исполнить налоговые обязательства, выплатить заработную плату сотрудникам, так как указанные расходы включены в себестоимости готового продукта. В крупных компаниях контрагенты исчисляются сотнями (а порой и тысячами), что значительно усложняет контроль над своевременной оплатой их обязательств. До сих пор в современной практике не существует единого стандарта работы с дебиторами, который бы отвечал требованиям и специфике определенного вида деятельности организаций. В отдельных организациях, возможно, предусмотрен определенный регламент работы с дебиторской задолженностью, но, как правило, эти методы разрабатываются в довольно крупных компаниях с высоким уровнем реализации продукции. Тем не менее необходимость грамотного контроля поступлений денежных средств от реализованных товаров или услуг побуждает не только крупный бизнес осуществлять дополнительные действия для взыскания долга.
Дебиторская задолженность как объект финансового анализа требует раскрытия сущности указанного понятия для более детального контроля финансовой деятельности предприятия.
Если обратится к современному экономическому словарю Райзберга, то понятие дебитор определяется как «физическое или юридическое лицо, экономический субъект, имеющий денежную или имущественную задолженность» [3]. Таким образом, дебиторская задолженность — это совокупность неоплаченных долгов покупателями, подотчетными лицами, неоплаченные взносы учредителей, перечисленные авансы поставщикам и т. д.
Как известно, дебиторская задолженность является частью активов предприятия и является неотъемлемым элементом бухгалтерского баланса, именно поэтому информация должна быть максимально точной, детализированной, понятной для дальнейшего финансового анализа.
В современной практике дебиторскую задолженность подразделяют на естественную (нормальную), сомнительную и безнадежную. Естественный долг подразумевает, что после факта отгрузки готовой продукции (или оказания услуг) предусмотрены особые условия договора, которые предполагают отсрочку платежа, также естественной задолженностью является аванс поставщику. Таким образом естественный долг образует нормальная текущая хозяйственная деятельность организации.
Ненормальная дебиторская задолженность подразумевает неоправданно просроченные долги дебиторов. Данную задолженность подразделяют на сомнительную и безнадежную. В соответствии с налоговым кодексом РФ ст. 266 п.1 под «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией». Сомнительная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности, который составляет в соответствии с российским законодательством 3 года, превращается в безнадежную задолженность. По своему усмотрению организация может формировать резерв по сомнительным долгам, который в соответствии с Налоговым Кодексом РФ ст. 266 п. 4 не должен превышать 10 % выручки от реализации за отчетный период. Данный резерв необходимо использовать только для покрытия убытков от безнадежной задолженности организации.
Безнадежный долг — это долг, который невозможно взыскать с дебитора даже по результатам решения суда. Согласно НК РФ ст.266 п.2 «безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации» [1].
Стоит отметить, что на величину дебиторской задолженности оказывают влияние такие факторы, как:
- Платежеспособность клиентов, с которыми вступает в сотрудничество организация;
- Способы расчетов с покупателями и заказчиками;
- Регламент работы (или его отсутствие) с дебиторской задолженностью в компании;
- Эффективность судебно-претензионной работы юридического отдела организации;
- Своевременный контроль руководящего аппарата над работой с дебиторской задолженностью и т. д.
Перечисленные выше факторы, скорее, можно отнести к внутренним корпоративным факторам, складывающимся внутри организации и формирующим общее финансовое состояние компании. Но наряду с эндогенными факторами можно выделить и внешние (экзогенные) причины возникновения и прирост дебиторской задолженности, а именно:
- Уровень развития малого, среднего и крупного частного бизнеса в стране;
- Сезонность производства и продаж соответствующей продукции;
- Уровень инфляции и безработицы в стране за текущий период;
- Доступность потребительских займов и кредитов;
- Эффективность судебной процедуры для взыскания оплаты с дебиторов;
- Емкость рынка и степень его насыщенности и т. д.
В связи с усложняющимся финансовым положением малого и крупного бизнеса в России за последние два года особенно важно уделять особое внимание нарастающей сумме дебиторской задолженности, чтобы ее размер не превышал допустимых значений для организации. Но для того, чтобы построить грамотную стратегию по работе с дебиторкой, для начала необходимо корректно проанализировать текущее состояние просроченных долгов. Так как наибольшая часть дебиторской задолженности по компании составляют неоплаченные счета покупателей за отгруженные товары или оказанные услуги, то стоит рассматривать дебиторку только в разрезе покупателей и заказчиков.
В связи с тем, что в последнее время доля сферы услуг в развитых и развивающихся странах превалирует над остальными сферами деятельности в объеме ВВП, то было принято решение на примере компаний сферы информационных технологий рассмотреть работу с дебиторской задолженностью и разработать стратегию по уменьшению ее совокупного объема.
Специфика компаний сферы информационных технологий заключается в том, что данные организации предоставляют особые услуги по разработке, автоматизации или модификации программного обеспечения для ЭВМ. Причем необходимо учитывать, что компания должна оказывать определенные виды услуг, которые относятся к работам именно сферы информационных технологий, чтобы пользоваться правом особого льготного ЕСН в размере 14 % (вместо 30 %). Для использования данной льготы организация обязана получить государственную аккредитацию, разрешающую деятельность в области информационных технологий. Более того 90 % выручки организация должна получать от IT-деятельности, в противном случае пользоваться льготой уже будет запрещено. Предоставленное право пользования ставкой в 14 % позволяет утверждать, что в стране приветствуются IT-деятельность, и значительное количество организаций используют данную привилегию для ведения или расширения своего бизнеса. Пониженная ставка на отчисления в социальные фонды позволяет значительно сократить расходы организации, перераспределить денежные средства на иные нужды компании и завоевать большее количество покупателей и заказчиков, что, в свою очередь, приводит к проблеме возрастающей дебиторской задолженности, работу над которой следует тщательно контролировать для успешного ведения бизнеса.
Учитывая специфику компаний сферы информационных технологий, необходимо принять во внимание, что предоставление услуг может осуществляться на основании долгосрочных договоров, к примеру, сроком на один год на ежемесячное сопровождение программного обеспечения. Но условия договора предполагают, что оплата будет поступать за эти услуги, предположим, в четыре этапа равными частями в течение срока действия договора. В итоге общая сумма, отраженная в учете как неоплаченная, является не просроченным долгом, а задолженностью с особыми условиями оплаты, которые оговорены с клиентом и устраивают обе стороны соглашения. Поэтому для более детального анализа и эффективной работы с задолженностью компаний сферы информационных технологий авторами предлагается:
- Разделять так называемую просроченную дебиторскую задолженность и долг с отсрочкой платежа (или с особыми условиями оплаты). Так как подобных договоров по всей компании может заключаться достаточно много, то руководству необходимо понимание, какая именно сумма из всего объема дебиторской задолженности составляют просроченные долги недобросовестных плательщиков, а какая сумма проработанная, контролируемая и не требующая столь особого внимания для взыскания;
- Выделить отдельный субсчет 62 счета «Расчеты с покупателями и заказчиками» и отражать в нем взаиморасчеты с клиентами, с которыми заключены долгосрочные договоры сроком более полугода с отсрочкой платежа;
- Налаживать электронный документооборот для наиболее быстрого и удобного обмена документами, что значительно ускорит процесс подтверждения взаиморасчетов;
- Проверять контрагентов на предмет надежности и платежеспособности.
Таким образом организация способна обезопасить себя от наращивания величины дебиторской задолженности с помощью грамотной дифференциации контрагентов по срокам платежа, что позволит отследить неплатежеспособных клиентов. Используя современные технологии, компания вправе организовать электронный документооборот, который предоставляет возможность наиболее быстро осуществлять обмен документами, что повысит эффективность подтверждения взаиморасчетов и т. д. В совокупности эти и другие методы могут способствовать удержанию дебиторской задолженности в разумных пределах без риска неоплаты, что может способствовать прибыльности деятельности организации.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, ст.266, п.2 (в ред. от 30.11.2016) // Собрание законодательства РФ;
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», ст. 58, п.5 (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ);
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2012. 495 с.;
- Чеботарева З. В., Яковлева О. А. Управление дебиторской задолженностью на транспортных предприятиях// EUROPEAN RESEARCH, 2016, № 2 (13), с. 71–73;
- Условия получения налоговых льгот IT-компаниями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.b-kontur.ru/enquiry/291