Налогообложение как инструмент государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 01.01.2017

Статья просмотрена: 1410 раз

Библиографическое описание:

Вознюк, Е. А. Налогообложение как инструмент государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса / Е. А. Вознюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37223/ (дата обращения: 19.11.2024).



Hалоги являются острым и социально опасным инструментарием, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно и конечно же, на научной основе. Налогообложение — финансовая основа системы государства, а также это основной источник формирования доходной чести государственного бюджета, как федерального, так консолидированного бюджетa.

Сельское хозяйство с его промышленным сектором, осуществляющим переработку сельхозпродукции, является особой отраслью, результатами деятельности, которой пользуются все остальные сферы. И эта отрасль, от которой во многом зависит благосостояние всего общества, в условиях транзитивной экономики переживает глубокий кризис. Поэтому очень важно, чтобы налоговый механизм здесь работал наиболее эффективно, способствовал выходу отрасли из кризиса.

Особенность агропродовольственной системы заключается в том, что в целом аграрная сфера рассматривается в двух аспектах: как объект дополнительной государственной поддержки и как источник доходов для бюджета государства.

Агропромышленный комплекс России, являясь крупнейшим межотраслевым комплексом, объединяющим различные отрасли, состоит из 3 сфер, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Структура агропромышленного комплекса России по сферам деятельности

При этом выделяют также четвертую, так называемую «инфраструктурную» серу АПК, в которую обычно включаются отрасли производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры.

Основу агропромышленного комплекса составляет сельское хозяйство, которое включает в себя растениеводство. Вместе с тем, именно сельское хозяйство представляет самую «проблемную» сферу агропромышленного комплекса. Хотя дополнительная финансовая помощь требуется и иным отраслям АПК: легкой и пищевой промышленности, предприятиям по хранению и заготовке сельскохозяйственного сырья и машиностроению. В официальной статистике сельскохозяйственные товаропроизводители подразделяются на следующие категории: Сельскохозяйственные организации, крестьянские и фермерские хозяйства, хозяйства населения.

Система налогообложения сельскохозяйственных организаций имеет целый ряд особенностей, присущих только этой отрасли.

Во-первых, ее характеризует наличие предусмотренного законодательства специального налогового режима, который могут вводить в своих регионах субъекты РФ. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей регламентируются главой 26.1 НК РФ. Она предусматривает замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) большинства федеральных, региональных и местных налогов. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители, чья выручка от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за предшествующий отчетному календарный год, составила не менее 70 % в общей сумме их выручки.

Второй отличительной особенностью системы налогообложения сельскохозяйственных предприятий является наличие большого количества льгот. В первую очередь, это касается тех предприятий, которые не перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога.

К таким льготам относится не уплата налога на прибыль, полученной от производства и реализации собственной продукции. Ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются в следующих размерах:

в 2004–2012 гг. — 0 %;

в 2013–2015 гг. — 18 %;

начиная с 2016–20 % (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Однако данная льгота вызывает следующую проблему: в этой ситуации организации должны осуществлять раздельный учет доходов и расходов, связанных с сельскохозяйственными видами деятельности и иными, которые облагаются налогом на прибыль.

Сельскохозяйственные организации пользуются также и льготой по налогу на имущество предприятий, которая предоставляется, если доля их выручки от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки составляет не менее 70 %.

Налоговая система существует практически во всех странах с рыночной экономикой. Основными видами налогов, взимаемых в сельскохозяйственных производителей, являются:

‒ Подоходный налог (НДФЛ);

‒ Налог на недвижимое имущество (в том числе, на землю);

‒ НДС;

‒ акцизный;

‒ на передачу имущества по наследству или при продаже;

‒ налог в системе социального страхования и др.

Современная система государственного регулирования функционирования агропромышленного комплекса России включает в себя административные и экономические методы.

Административные методы используются для контроля за соблюдением участниками АПК норм и требований законодательства, за рациональным использованием имеющихся ресурсов, качеством сырья и продовольствия. Однако в последнее время все большую актуальность приобретает проблема регулирования преимущественно экономическими методами, в том числе через механизмы субсидирования, страхования, кредитования, налогообложения. Медведева Т. Н. справедливо отмечает, что положительные сдвиги в сельском хозяйстве происходят только тогда, когда в основе преобразований лежат экономические методы. Посредством данной группы методов государство воздействует на экономические интересы товаропроизводителей, оказывая стимулирующее или сдерживающее воздействие. Это означает, что система мер государственного регулирования АПК включает в себя систему стимулирующих мер. При этом важным остается вопрос касательно рационального сочетания административных и экономических методов регулирования АПК.

Среди экономических инструментов государственного регулирования агропромышленного комплекса выделим инструменты преимущественно стимулирующего характера (финансово-бюджетные и финансово — кредитные) и инструменты как стимулирующего, так и регулирующего характера (внешнеторговые, ценовые, налоговые). Финансово-бюджетные и финансово-кредитные инструменты применяются в сельском хозяйстве, главным образом, для того, чтобы предоставить товаропроизводителям (безвозмездно — в форме субсидий, или на льготной возвратной основе — например, льготное кредитование, лизинг) денежные или иные ресурсы. Развитие сельскохозяйственного кредитования, кооперативов, финансовых учреждений иного типа, лизинговых компаний призвано обеспечить субъектов АПК более «дешевыми» и доступными средствами.

В то же время, инструменты ценовой, внешнеторговой и налоговой политики используются в различных целях. К примеру, государственные закупки сельхозпродукции могут осуществляться как для стимулирования предложения, так и для пополнения национальных запасов с целью обеспечения продовольственной безопасности государства, аналогично можно рассматривать и применение таможенных тарифов. Мониторинг цен на продукцию — пример контрольной функции экономических инструментов. Налоговые инструменты используются для пополнения доходов бюджета, стимулирования и дестимулирования отдельных субъектов рынка, путем установления препятствий для их развития через налоговое бремя.

Определяя роль налогов в экономике агропромышленного комплекса можно сделать вывод, что налоговая политика государства в отношении АПК должна учитывать специфические особенности сельского хозяйства, связанные с дифференциальной рентой, эффективностью добавочных вложений, общими благоприятными условиями производства, обуславливающими образование монопольной ренты.

С помощью системы налогообложения государство влияет на объем остающихся в распоряжении предприятий финансовых ресурсов.

Проанализировав инструменты государственного регулирования налогообложения агропромышленного комплекса, можно сделать вывод что система мер налогового регулирования предприятий Российской федерации активно развивается и совершенствуется. Следует согласиться с мнением А. П. Зинченко, что для сельского хозяйства важное значение имеет тяжесть налогового бремени. Так же он рассматривает формирование льготного режима налогообложения сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств как серьезный вклад в улучшение их экономического состояния, связывая льготный режим налогообложения с налогом на прибыль и выплатами в государственные социальные внебюджетные фонды. (49)

Литература:

  1. Ермакова М. С. Порядок отражения налога на прибыль в учетной политике агрохолдинга / М. С. Ермакова / Налоги и налогообложение. — 2014.-№ 17 — С. 312–319.
  2. Зинченко, А. П. аграрная политика: учеб. пособие для вузов / А. П. Зинченко, В. И. Назаренко, В. В. Шайкин и др.; под ред. А. П. Зинченко. — М.: КолосС, 2013.-304 с.
  3. Нечаев, В. И. Налоговое стимулирование инноваций в сельхозпроизводство / В. И. Нечаев, Н. Н. Тюпакова, Д. И. Хаутов // Экономика сельского хозяйства России. — 2009. — № 93 — С. 51–63.
  4. Пелевин И. Ю. Пути совершенствования налоговой системы аграрных форм хозяйствования / Экономика, Статистика, и Информатика. — 2013. — № 2 — С. 49–54.
  5. http://bukvi.ru/ekonomika/nalogi/nalogi-kak-instrument-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-sushhnost-funkcii-vidy-nalogov.html
Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, агропромышленный комплекс России, инструмент, налог, единый сельскохозяйственный налог, льготный режим налогообложения, РФ, система мер, система налогообложения.


Похожие статьи

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Налоговое стимулирование малого предпринимательства как инструмент повышения экономического роста страны

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере

Государственное регулирование финансово-кредитных отношений в агропромышленном комплексе

Организация внутрихозяйственного контроля как инструмента экономической эффективности деятельности предприятий строительной отрасли

Урегулирование налоговой задолженности как направление развития налогово-бюджетной политики РФ

Особенности применения общей системы налогообложения деятельности экспедиторских компаний

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Похожие статьи

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Налоговое стимулирование малого предпринимательства как инструмент повышения экономического роста страны

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере

Государственное регулирование финансово-кредитных отношений в агропромышленном комплексе

Организация внутрихозяйственного контроля как инструмента экономической эффективности деятельности предприятий строительной отрасли

Урегулирование налоговой задолженности как направление развития налогово-бюджетной политики РФ

Особенности применения общей системы налогообложения деятельности экспедиторских компаний

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Задать вопрос