Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.12.2016

Статья просмотрена: 1597 раз

Библиографическое описание:

Парамохина, А. С. Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России / А. С. Парамохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37461/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: малый бизнес, средний класс, предпринимательство, общество

Многочисленность среднего класса является одним из наиболее характерных индикаторов благополучия общества. Для стран с численным преобладанием представителей среднего класса характерна отлаженная работа социально-экономических, а также политических институтов. Исследуя становление и развития среднего класса в странах с развитой экономикой, мы можем заметить, что представители малого бизнеса играют в этом процессе существенную роль. При анализе современной российской действительности перед нами встает неоднозначная картина формирования и укрепления среднего класса в лице представителей малого бизнеса России. Для того, чтобы исследовать роль малого бизнеса в формировании среднего класса современной России. необходимо понять, что же такое средний класс? Приведем некоторые особенности, присущие представителям среднего класса, а именно: это экономически независимая часть населения страны, которая отличается материальной обеспеченностью, стремится сохранить существующий социально-экономический и политический строй, способствующий ее наиболее гармоничному становлению и развитию. При этом представители данного сегмента общества ориентированы прежде всего на совершенствование существующей социально-экономической системы, привнеся в нее изменения, но не меняя ее основ. Средний класс — это, по сути, наиболее социально-активные граждане, которые всячески способствуют наиболее прогрессивному и благоприятному развитию общества без разрушения сложившихся в данном обществе устоев. Исследователи отмечают, что представители среднего класса-это, как правило, основные носители национальной культуры и общественных интересов. [3] По статистике в экономически развитых странах средний класс составляет большинство населения, основным критерием принадлежности к среднему классу является довольно высокое качество жизни. Под качеством жизни подразумевается удовлетворенность человеком своей жизнью в целом, либо какими-то ее аспектами, отвечающими за благополучное существование индивида в рамках данного общества. [5] В настоящее время доля среднего класса в развитых европейских странах и США составляет почти 70 % экономически активного населения, в то время как в Российской Федерации данный показатель, судя по оценкам различных исследовательских центров, варьируется от 8 до 22 %. [3]

В качестве наиболее подходящего описания среднего класса в современной России мы можем применить следующее определение, в рамках которого средний класс характеризуется как социальное образование, обладающее рядом специфических признаков, характеризующих его социальный статус, материальную обеспеченность и культурное развитие. Средний класс современной России — это часть населения, характеризующаяся социальной активностью, качественной профессиональной подготовкой, определенным уровнем культурного развития, а также наличием материальной обеспеченности [2] На сегодняшний день российский средний класс представлен различными слоями общества, а именно: госслужащие, владельцы малого и среднего бизнеса, руководители предприятий, получающие высокую заработную плату врачи, работники культуры и образования и т. д.

Анализируя результаты исследований, мы видим, что доля среднего класса среди населения нашей страны мала. Однако позитивным остается тот факт, что социально-экономическая структура общества отличается динамичностью в своем развитии. Малый бизнес, как сегмент экономики, способен к наиболее ускоренному развитию, чему способствует либо препятствует социальная и экономическая политика государства. Представители малого бизнеса способны стать надежными партнерами государства в разрешении проблемы социальной напряженности и разрыва в плане материальной обеспеченности между различными слоями населения, т. к. малый бизнес-это, прежде всего, по своим финансовым возможностям связующее звено между немногочисленной материально обеспеченной частью населения и огромным количеством людей, относящимся к малообеспеченной части населения. Представители малого бизнеса в перспективе могут стать надежной опорой демократической системы. Развитие и укрепление малого бизнеса как активного участника социально-экономической и политической жизни страны является одним из ключевых факторов наиболее ускоренного становления и укрепления среднего класса в лице предпринимателей в Российской Федерации. В Концепции долгосрочного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, стоит задача увеличения доли среднего класса в общей численности населения России к 2020 году до 50 %. Для решения данной задачи на сегодняшний день государством принимается ряд мер, способствующих становлению и развитию малого бизнеса, как составной части среднего класса. [11]

При анализе проблемы самоидентификации представителей малого бизнеса в современном российском обществе мы можем наблюдать следующую картину: одним из основных критериев, определяющих принадлежность представителей малого бизнеса к среднему классу, служит наличие определенного, относительно основной части населения страны, более высокого уровня дохода и материальной обеспеченности. Данный критерий является как бы «входным билетом» в средний класс по меркам представителей малого бизнеса. [3] Такая самоидентификация позитивно соотносится со статистическими данными. По статистике семейный душевой доход мелких предпринимателей в 3,4 раза выше среднего дохода в России и в 3,9 раза выше среднего душевого дохода в семьях работников, трудящихся по найму. [4]

Однако, если более глубоко рассмотреть критерии принадлежности к среднему классу, которые являются обязательными в любом развитом обществе, а именно: культурное развитие, наличие качественного образования, наличие навыков, отвечающих современным запросам развитого рынка труда, активная гражданская позиция, участие в социально-экономической и политической жизни страны, то мы можем отметить, что далеко не всех представителей малого бизнеса можно отнести к среднему классу, поскольку они находятся еще на довольно низкой ступени своего социального развития. [9] Такую ситуацию можно рассматривать как один из факторов, сдерживающих интенсивное развитие и укрепление среднего класса в лице представителей малого бизнеса в соответствии с уровнем развитых государств.

Почему сложилась данная ситуация в современном российском обществе? После распада СССР и по сей день в нашей стране бытует мнение о том, что занятия мелкой коммерческой и предпринимательской деятельностью — это нечто не относящееся к престижным видам деятельности. В российском обществе предпринимательская активность не относится к сфере «благородных» занятий, [9] малый бизнес приравнивается к деятельности людей, расположенных на нижних ступенях социальной лестницы.

В рамках развития современного российского общества отношение к малому бизнесу постепенно подвергается некоторым изменениям, однако, при исследовании мотивов, побуждающих людей заниматься малым бизнесом, мы видим прежде всего желание улучшить свое материальное положение, а не стремление к престижу, повышению собственного социального статуса, возможности заниматься любимым делом и т. д. [3] Данное утверждение было выдвинуто на основании результатов социологического исследования, проведенного среди представителей малого бизнеса некоторых регионов Российской Федерации. Результаты исследования показали, что наличие или отсутствие материальной базы является весомым критерием и мотивом, побуждающим россиян к предпринимательской деятельности. Духовные и культурные потребности не относятся к основополагающим для населения Российской Федерации при выборе бизнеса в качестве основного вида трудовой деятельности. Выбор данной профессии является прежде всего средством выживания в Российской Федерации в сознании большинства предпринимателей, а не творческим видом деятельности, осуществляемым людьми с удовольствием, не говоря уже о престиже. В этой связи следует учитывать и образ жизни мелких предпринимателей: представитель малого бизнеса зачастую не располагает возможностью к регламентации собственного рабочего дня, предпринимательская деятельность требует постоянного контроля и присутствия на рабочем месте со стороны владельца бизнеса, особенно это касается микро-предприятий, где в силу отсутствия материальных возможностей не развито в достаточной степени делегирование полномочий. Предприниматель полностью поглощен своей трудовой деятельностью, при этом большинство предпринимателей не уверены в том, что данный вид деятельности, приносящий доход сегодня, сможет также работать и приносить прибыль завтра. Как правило, малые предприниматели имеют несколько видов деятельности, которые являются выгодными в рамках определенного отрезка времени. Данное обстоятельство указывает, прежде всего, на крайне неустойчивое положение малого предпринимателя, трудящегося в существующей социально-экономической системе. Причиной тому являются зачастую препятствия и ограничения не только формально-законодательного характера, но и проблемы в рамках неформальных экономических отношений.

Тем не менее современный российский предприниматель-представитель малого бизнеса-это активный участник экономических отношений и человек, который рассчитывает прежде всего на себя. Об этом свидетельствуют данные исследования, в рамках которого подчеркивается наличие творческой активности и независимости российского предпринимателя, его силы духа и веры в себя, а также в успешность своего дела. [9] Малым предпринимателям присущи такие положительные качества, как оптимизм, мобильность, способность к моментальной реакции на потребительский спрос и адаптации в сложившихся экономических условиях страны. В. Радаев отмечает также значение в становлении и развитии среднего класса в России предпринимательской идеологии. [9] Благодаря ей происходит комплексное развитие предпринимателя как личности, самостоятельного хозяйственника и участника экономической жизни России.

Исследовательница С. Мареева среди функций среднего класса выделяет его функцию выразителя ценностей, доминирующих в рамках данного государства, национальной культуры. [7] Однако современный российский малый бизнес скорее отражает определённые настроения и ожидания российского общества относительно избрания типа деятельности для получения желаемого уровня дохода, а не общественные ценности. О функции ретрансляции национальной культуры российскими предпринимателями говорить преждевременно, это должно стать одним из приоритетных направлений развития социально-экономической и политической системы.

В целом можно отметить, что на данном этапе далеко не все представители малого бизнеса способны сформировать средний класс на уровне экономически развитых государств, однако мы видим положительную динамику в его развитии, увеличивается количество представителей малого бизнеса, причем с каждым годом появляется большее количество малых предприятий, относящихся к производственному сектору.Малый бизнес может внести более весомый вклад в развитие среднего класса в России только при наличии комплексной и системной поддержки со стороны государства.

Литература:

  1. Белогруд, И. Н. Средний класс как предмет социально-философского анализа: дис.... докт. филос. наук / И. Н. Белогруд. — М., 2005. — 326 с.
  2. Беляева, Л. А. И вновь о среднем классе России / Л. А. Беляева // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — С. 3–13.
  3. Бокарева В. Б. Функции малого бизнеса в развитии среднего класса в России// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 5. — С. 9–20.
  4. Дилигенский Г. Г. Люди среднего класса. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002.
  5. Заславская, Т. И. К вопросу о «среднем классе» российского общества / Т. И. Заславская, Р. Г. Громова // Мир России. — 1998. — № 4. — С. 10–19.
  6. Заславская, Т. И. Стратификация современного российского общества / Т. И. Заславская // Информационный бюллетень. — 1996. — № 1. — С. 16–23.
  7. Мареева, С. В. Средний класс в современном российском обществе: специфика становления 2003–2009 гг.: дис.... канд. соц. наук / С. В. Мареева. — М., 2009. — 191 с.
  8. Молькова, Н. А. Высший слой среднего класса: проблема определения / Н. А. Молькова // Вестник НУ им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». — 2007. — № 2(7). — С. 69–73.
  9. Радаев, В. В. Экономическая социология. Курс лекций: уч. пос. / В. В. Радаев — М., 1997. — 368 с.
  10. Стенограмма выступления председателя партии «Единая Россия» В. Путина. — 24.11.2008 МСК. Расшифруйте источник.
  11. Юргенс И. Ю. Введение // Дискуссия о среднем классе. Материалы конференции «Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста», Москва: Институт современного развития, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Российская Федерация, материальная обеспеченность, класс, культурное развитие, национальная культура, предпринимательская деятельность, Россия, современная Россия, современное российское общество.


Похожие статьи

Экономическое развитие частного бизнеса

Развитие малого бизнеса в России на современном этапе

Малый бизнес в современной России

В статье рассматривается положение малого предпринимательства в современной России, его особенности, недостатки, преимущества, проблемы и пути их решения.

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Совершенствование сферы услуг в малом и среднем предпринимательстве

Анализ экономической эффективности производства в малом и среднем предпринимательстве

Преграды развития малого и среднего бизнеса России

Цифровая экономика как результат возникновения смешанной экономики

Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства в России

В статье рассмотрены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России.

Похожие статьи

Экономическое развитие частного бизнеса

Развитие малого бизнеса в России на современном этапе

Малый бизнес в современной России

В статье рассматривается положение малого предпринимательства в современной России, его особенности, недостатки, преимущества, проблемы и пути их решения.

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Совершенствование сферы услуг в малом и среднем предпринимательстве

Анализ экономической эффективности производства в малом и среднем предпринимательстве

Преграды развития малого и среднего бизнеса России

Цифровая экономика как результат возникновения смешанной экономики

Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства в России

В статье рассмотрены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России.

Задать вопрос