Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Шутина О. В., Цын А. Е. Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 554-557. — URL https://moluch.ru/archive/133/37439/ (дата обращения: 23.05.2018).



Единое экономическое пространство как наиболее значимый рынок для деятельности международного финансового центра в Москве

Вплоть до недавнего времени под влиянием, как внутренних процессов деградации экономики, так и внешних сил экономического давления со стороны расширяющегося Евросоюза, быстро растущего Китая, стремительно модернизирующейся Турции, а также сконцентрировавших глобальную финансовую мощь США на Евразии среди бывших союзных республик доминировали дезинтеграционные процессы. Стремительно сокращалась доля взаимной торговли новых государств в структуре их внешнеторгового оборота, рушилась десятилетиями сложившаяся производственно-технологическая кооперация. Глубокое разрушение обрабатывающей промышленности сопровождалось резким сокращением потребления энергоносителей и сырьевых товаров, производство которых переориентировалось на экспорт за пределы Евразии. Его освободившийся внутренний рынок заняли импортные товары.

Лишь в 2008 году с созданием ТС дезинтеграционный вектор, по меньшей мере, на части Евразиии, сменился интеграционным. После нескольких неудачных попыток создания многосторонних интеграционных объединений в 90-х годах эти три государства образовали ядро интеграционного процесса, сформировав первый в постсоветской истории наднациональный орган — Комиссию ТС (КТС), которому были делегированы полномочия по принятию согласованных решений в области торговой политики и таможенному регулированию. При этом исполнение этих решений осуществлялось на всей единой таможенной территории автоматически без необходимости принятия национальных законодательных актов.

Сконцентрировав полномочия по регулированию внешней торговли в Комиссии ТС и сняв таможенный контроль на своих межгосударственных границах, государства ТС быстро двинулись по пути интеграции, унифицируя все виды пограничного контроля движения товаров. Вслед за таможенным, на межгосударственных границах был упразднен санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль, введены единые нормы технического регулирования. Сразу же после завершения формирования единой таможенной территории эти государства приступили к созданию ЕЭП, введя с 1 января 2012 г. пакет соглашений, устанавливающий нормы регулирования общего рынка не только товаров, но и услуг, труда и капитала. Одновременно было объявлено о начале формирования ЕАС.

Создание ТС дало мощный импульс активизации процессов евразийской интеграции. В октябре 2011 года было подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. В дополнение к нему государства-члены ТС установили отношения свободной торговли с Сербией и Черногорией. Перед историческим выбором встала Украина, намерения руководства которой перейти к отношениям свободной торговли с ЕС вошли в конфликт с объективной ориентацией ее экономики на интеграцию с Таможенным союзом.

Академик РАН Е. М. Примаков считал, что в последнее время процессы евразийской интеграции имеют определенную позитивную динамику, однако будущее этого интеграционного объединения и более малых форм интеграции, которые существуют в его рамках, во многом будет зависеть от того, извлечем ли мы уроки из событий в ЕС [21]. Во-первых, опыт ЕС показывает, что без наднациональных структур не может быть никакой интеграции. Сейчас в зоне евро и Евросоюз в целом переживают серьезные кризисы. Все больше возникает потребность в создании наднациональных структур, в которые страны передают часть суверенитета. Эти наднациональные структуры в какой-то степени руководят банковской средой, бюджетным процессом всех членов этого объединения. Очень важно, чтобы все страны, входящие интеграционные структуры ЕЭП, поняли, что нужны наднациональные структуры. Во-вторых, интеграция должна быть разноскоростной, нельзя принимать очень много стран в интеграционные процессы.

В развитии евразийской интеграции необходимы наднациональные структуры, в пользу которых должна отойти часть суверенитета интегрирующихся государств. Однако, как показывает отношение Украины к ТС, создание таких структур может войти в противоречие с политическими притязаниями руководителей государств.

Создание ТС осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию ТС[1]. С 1 июля 2010 г. в ТС начало действовать единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. К концу 2011 года были выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования ТС, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования. В налоговой сфере согласованы принципы взимания косвенных налогов при экспорте и (или) импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС; сформирована нормативно-правовая база ТС в области косвенного налогообложения; налажен информационный обмен между налоговыми органами государств — членов ТС, национальные налоговые законодательства приведены в соответствие с международными нормативно-правовыми актами ТС. Совершенствование законодательство позволило начать осуществлять взимание НДС и акцизов на единой таможенной территории с 1 июля 2010 года в условиях отсутствия таможенного оформления, а с 1 июля 2011 года — отсутствия таможенного контроля. Разработан и принят статут Суда ЕврАзЭС, определен порядок обращения в Суд ЕврАзЭС по спорам в рамках ТС и особенностях судопроизводства по ним. К середине 2012 года начал действовать в полном объеме комплекс международных договоров единого таможенно-тарифного регулирования в ТС. Объемы внешней торговли государств-членов ТС в течение последних 3 лет существенно растут. При этом прирост стоимостного объем внешней торговли, в большей степени, обусловлен наращиванием стоимостного объема экспорта товаров. Рост внешней торговли сопровождался соответствующим увеличением собираемых импортных пошлин. Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты Сторон согласно нормативам распределения.

Накопленный опыт функционирования ТС свидетельствует об эффективности его институционального устройства и механизмов работы, которые органично сочетаются с организацией работы национальных правительств. К настоящему времени юридически и фактически решена задача унификации торговых режимов ТС с другими государствами. С присоединением России к ВТО вступает в силу Соглашение о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы, которое интегрирует принятые Россией обязательства в договорно-правовую базу ТС. Тем самым со всеми государствами-членами ВТО устанавливается режим наибольшего благоприятствования, за исключением некоторых из них, с которыми действуют преференциальные торговые режимы. Вместе с тем ТС остаются открытыми для присоединения других государств, прежде всего, членов ЕврАзЭС. Последние (Киргизия и Таджикистан) имеют для этого необходимые правовые основания, зафиксированные в основополагающих договорах ЕврАзЭС и ТС. Нынешнее руководство Киргизии официально обратилось в Высший орган ТС с заявлением о присоединении. Объективно в участии в ТС жизненно заинтересована Украина, экономика которой связана с ними тысячами кооперационных связей и наиболее важными рынками.

Первоначально, в 2003 году, ЕЭП (единое экономическое пространство) планировали создать 4 государства: Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина. Однако в 2005 году Украина стала тормозить процесс формирования такого пространства. Основное возражение Украины вызвало создание наднациональных органов. Украина согласна была участвовать только в формате зоны свободной торговли. ЕЭП «образца 18 ноября 2011 года» является международной организацией, в отличие ЕЭП «образца 2003 года». Первым этапом к созданию ЕЭП ЕврАзЭС стало образование ТС ЕврАзЭС, который начал действовать с 1 июля 2011 года. В настоящее время ЕЭП — это интеграционное объединение государств ТС (Белоруссии, Казахстана, России), начавшее в полной мере действовать с июля 2012 года. Конечным этапом развития ЕЭП было провозглашено создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Целью формирования ЕЭП провозглашено стабильное и эффективное развитие экономик государств-участников. Основными принципами функционирования ЕЭП установлены 4 свободы трансграничного перемещения: товаров, услуг, финансового и человеческого капитала. В частности, согласно принципу свободного движения товаров устраняются ограничения во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, обязательные для каждого из государств-участников. Развитие ЕЭП происходит по пути синхронизации экономических преобразований, проведения согласованной экономической политики, гармонизации национальных законодательств. Значительная часть мероприятий по формированию договорно-правовой базы ЕЭП была проведена в 2010 году, включая разработку и подписание базовых 17 соглашений. В дальнейшем основная тяжесть работы переносится на адаптацию национальных законодательств к законодательству ЕЭП, которая будет осуществляться силами национальных правительств и парламентов.

Создание ЕЭП и, в последующем, ЕАЭС предполагает формирование его общей стратегии развития. Стратегия необходима для обоснования и эффективности: координации макроэкономической и антимонопольной политики; регулирования финансовых рынков и естественных монополий, госзакупок; предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий; внешнеторгового регулирования. Для реализации стратегических планов необходимо формирование наднациональной финансовой системы ТС.

Эффективность реализуемых в настоящее время решений о переходе к новой системе управления ТС-ЕЭП в решающей степени будет зависеть от применения современных информационных технологий. Проблемы информационного взаимодействия носят системный характер и обусловлены стремлением сохранить ведомственный информационный «суверенитет» контролирующих органов, исходя из норм национального законодательства государств-членов ТС при отсутствии правовой определенности по многим вопросам на наднациональном уровне. Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС (ИИСВВТ) была утверждена Решением Высшего органа ТС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. и введена в действие Соглашением о создании, функционировании и развитии ИИСВВТ и Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории ТС.

ЕврАзЭС, как региональная структура, проходит в настоящей время на пути к ЕАЭС начальные этапы, включающие формирование ТС ЕврАзЭС и ЕЭП ЕврАзЭС. Формирование ЕАЭС включает в себя общий таможенный тариф, свободу перемещения факторов производства, координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в валютной, бюджетной и денежной областях. Принципиальной проблемой формирования ЕАЭС является надгосударственность управления.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации»
  4. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 г.)
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года N 1364 «О Концепции создания в городе Алмааты международного (регионального) финансового центра».
  6. Абалкина А. А. Банковское взаимодействие стран СНГ // Взаимодействие финансовых систем стран СНГ / отв.ред. М. Ю. Головнин. СПб.: Алетейя, 2010.
  7. Авдокушин Е. Ф. Некоторые черты и особенности функционирования международных финансовых центров (МФЦ) // Вопросы новой экономики. 2008. № 2 (6).
  8. Аксенов Д. Рубль — резервная валюта? // Депозитариум. 2010. № 9.
  9. Быков А. Россия и евразийская интеграция в условиях глобализации // Проблемы прогнозирования. 2004. № 4.
  10. Быков А. Постсоветское пространство: стратегии интеграции и новые вызовы глобализации. М.: Алетея, 2009.
  11. Верников А. В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. 2009. № 11.
  12. Винокуров Е., Либман А. Тренды региональной интеграции на постсоветском пространстве: результаты количественного анализа // Вопросы экономики. 2010. № 7.
  13. Винокуров Е. Ю., Либман А. М. Евразийская континентальная интеграция. СПб.: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития, 2012.
  14. Ворота в глобальную экономику / под ред. О. Андерсен, Д. Андерсен; пер. с англ. М.: Фазис, 2001.
  15. Гилева А. А. Формирование и использование общего бюджета Европейского Союза: дис. … канд. эк. наук: 08.00.14. Москва, 2011.
  16. Данилов Ю. Настоящих буйных мало // Эксперт. 2011. № 29. 25 июля 2011 г.
  17. Евзеров Р. Глобализация и евразийский выбор // Свободная мысль. 2001. № 10.
  18. Иванов И. Д. О глобализации всерьез и с проекцией на Россию // Итоги и перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Российский экономический журнал. 2012. № 1.
  19. Климачев В. В. Международные финансовые центры в глобальной финансовой системе: дис. … канд. эк. наук: 08.00.14. Москва, 2012.
  20. Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 2.
  21. www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=07dd42ad-f48d-463a-81ac-d5d410a5a9cb&print=1)

[1] Утвержден Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): Создание ТС, функционирования ТС, ТС ЕврАзЭС, государств-членов ТС, ТС дезинтеграционный вектор, Комиссию ТС, торговли государств-членов ТС, ЕЭП ЕврАзЭС, государства ТС, Комиссии ТС, взаимной торговли ТС, образование ТС ЕврАзЭС, опыт функционирования ТС, созданию ЕЭП, формирование ТС ЕврАзЭС, нормативно-правовыми актами ТС, объединение государств ТС, нормативно-правовая база ТС, ТС начало, функционировании ТС.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос