Библиографическое описание:

Провалов А. Д., Первухин А. Г., Яцук К. В. Рекомендуемые виды и формы проведения семинаров для курсантов военных вузов // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 595-598. — URL https://moluch.ru/archive/133/37396/ (дата обращения: 21.04.2018).



Каждый курсант или студент в процессе своего обучения имеет дело с одной из форм учебного семинара. Они применяются в университетах, военных высших и средних учебных заведениях, техникумах, школах и колледжах. Как правило, чаще всего группе заранее выдается план семинара с конкретной темой и вопросами, по которому ей необходимо подготовиться в течение отведенного на это времени.

Основной целью семинара является усвоение и закрепление пройденного материала, а также возможность восполнения пробелов в знаниях с помощью активного участия самих обучающихся. Такие семинары учат мыслить, анализировать суждения других выступающих, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссии и находить истину.

Итак, предлагаю рассмотреть виды учебных семинаров и определить наиболее актуальные (подходящие) к использованию в курсантской среде.

Вопросно-ответный вид семинара. Используется редко, и его можно сравнить с обычным практическим занятием, потому что на нем преподаватель задает вопросы по пройденной теме, без предварительного плана, желающие, как правило, наиболее подготовленные курсанты, отвечают на вопрос и затем преподаватель дает свои комментарии, пояснения по данному вопросу. Собственно, вот и вся суть такого занятия. Можно сделать вывод что эффективность его мала, т. к. задействуются малая часть группы, в особенности те, кто стремится к знаниям и хорошим оценкам, а остальная часть остается в «тени».

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Является самой распространенной и эффективной формой семинара. Курсантам за 7–10 дней до занятия выдается план семинара, в котором указываются тема и вопросы которые выносятся на семинар. Также преподаватель, как правило, указывает темы для реферата или краткого сообщения, литературу по которой можно подготовиться и найти нужные сведения. На самом семинаре желающие ответить выходят к доске и отвечают на вопросы согласно плана занятия, а те кто хочет заработать себе дополнительные баллы — дополняют или задают вопросы. Преподаватель контролирует ход семинара, поправляет курсантов, когда это необходимо, задает наводящие вопросы.

Такой вид семинара позволяет задействовать наибольшее число участников, следовательно, от этого и повышается его эффективность, курсанты, претендующие на хорошо и отлично, будут поднимать руки и стараться ответить столько, сколько необходимо. Правда отстающие курсанты в таком случае могут остаться в тени своих преуспевающих товарищей, и преподавателю, как и командиру группы, стоит обратить на это внимание и напомнить, что оценен на занятии будет каждый, по возможности помочь.

Также в качестве развития у курсантов умения работать с литературой и творчески подходить к изучению какого-либо вопроса применяют такой элемент как комментированное чтение первоисточников. Он позволяет тщательнее изучить вопрос, подойти к нему более осмысленно. Для комментирования выступающий должен иметь определенный запас знаний, он должен представлять, о чем идет речь. Так же его могут поправить или дополнить курсанты, обладающие более точной информацией или лучшим пониманием обсуждаемого вопроса. Такое чтение является лишь частью семинара и занимает 10–15 минут.

К одним из таких элементов также относится проведение письменной контрольной работы, или так называемой «летучки» по пройденным ранее темам или отдельным разделам. Отводится на нее в среднем 15 минут. По ее результатам можно отследить на сколько усвоен пройденный материал, какие вопросы вызывают наибольшие затруднения у курсантов. Далее по решению руководителя можно провести краткий анализ, обсудить проблемные вопросы.

Еще одним дополнением к семинару станет заслушивание заранее подготовленных рефератов, сообщений или докладов курсантов с последующим их обсуждением. Тема доклада или краткого сообщения указывается в плане семинара и выдается группе за 7–10 дней до занятия. Доклад должен соответствовать общей теме семинара. Большим плюсом для того, кто решает сделать доклад, является то что он может использовать всю имеющуюся в его распоряжении литературу, технику и мультимедийную аппаратуру и проявить свои творческие способности. Например, докладчик может создать презентацию и высвечивать слайды попутно рассказывая свое сообщение, делать видео вставки, либо если нет такой возможности использовать классическую меловую доску, рисовать таблицы, графики, схемы и т. п. На принтере можно распечатать какие-нибудь фотографии, например портреты или события, и пустить их по рядам, отдать на изучение.

В общем самое главное докладчику самому правильно понять свой материал, разобраться в нем, убедиться что информация достаточно достоверная и хорошо изученная и понята правильно. Между рефератом, докладом и сообщением есть свои различия, потому как одно требует больше времени на подготовку, чем другое и здесь необходимо распределить их правильным образом. В частности, темы рефератов, которые составлены согласно учебно-методического курса дисциплины за семестр и находятся у преподавателя предлагаются курсантам в начале учебного семестра. Курсанты, взявшиеся делать реферат, как правило обращаются за помощью к преподавателю, чтобы он посмотрел его, указал на ошибки, посоветовал, что добавить, а что убрать, дал свои рекомендации. Затем реферат либо заслушивают на занятии, либо перерабатывают его в научную статью.

Опытные преподаватели и методисты советуют проводить семинары таким образом, чтобы в процессе обучения использовался или добавлялся тот или иной элемент семинара или форма его проведения. Рекомендуется это для того что бы разнообразить семинар, сделать его более оживленным и интересным, а также для того чтобы раскрыть положительные стороны каждого из них. Например, первый семинар предлагается провести в форме развернутой беседы, затем добавить такой элемент как, комментированное чтение первоисточников, на последующих заслушивать доклады и рефераты курсантов с последующим их обсуждением, провести контрольную работу. Завершить изучение курса можно теоретической конференцией.

Это еще одна из форм проведения семинара. Она используется как правило по окончании изучения дисциплины, привлекая к себе сразу несколько учебных групп. По основным темам дисциплины заслушиваются сообщения (доклады) позволяющие закрепить самые важные фундаментальные знания. Эти сообщения обсуждаются, так же, как и при обычном заслушивании докладов и рефератов, задаются вопросы, разве что времени на это рекомендуют отводить не менее 4 академических часов. Эту форму, как и любую другую, рационально использовать тогда, когда она эффективна. А в данном случае эффективность выражается в увлеченном обсуждении вопросов, активном участии большинства присутствующих.

Формы (методы) проведения семинара

Если говорить о форме проведения занятия, то в отличии от лекции, которая является пассивной, семинары имеют активную и интерактивную форму.

Интерактивный метод предполагает более активное взаимодействие курсантов между собой, их подход к организации и проведению занятия.

К интерактивным видам семинаров относятся следующие:

‒ Семинар — дискуссия / проблемный семинар.

Семинар, в котором инициатива принадлежит курсантам, они сами ищут информацию, находят литературу, материал для обсуждения по теме. И на занятии начинают обсуждение того или иного вопроса, путем рассмотрения его с разных сторон. Чем больше источников информации, тем больше поводов для обсуждения. Преподавателю необходимо следить за ходом дискуссии, указывать и направлять обсуждение в нужное русло.

‒ Семинар — пресс-конференция.

Выступление курсанта по заранее выбранной теме, после чего остальные члены группы задают вопросы докладчику. Вопросы и ответы на них составляют основную часть семинара.

‒ Семинар — круглый стол.

Круглый стол, позволяет собрать вокруг себя многозначительную публику, которой предстоит обсуждение насущных вопросов. Здесь курсанты могут встретиться с представителями кафедр, профессорами, учеными, специалистами в своих областях. Задачей является, услышать квалифицированное мнение того или иного специалиста, а также передать опыт и вести обсуждение.

‒ Учебно-ролевые и деловые игры.

Проявляются по-разному. На моем опыте преподаватель поступил следующим образом. Он сделал себе несколько карточек, 6 желтых и одну красную. На каждой карточке была изображена цифра, которая имела свое определенное значение. И вот в чем была задумка, если в ходе семинара, кто-то из курсантов выкрикивает с места, или вытворяет что-либо в таком роде, он зарабатывает себе «желтую карточку», а цифра, указанная на ней, означала, сколько минут курсанту запрещено поднимать руку и отвечать на вопросы. Если же желание курсанта ответить велико, то преподаватель может дать ему такую возможность, но с тем условием, что если он вдруг ответит неправильно, допустит ошибку, то получит красную карточку, которая лишит его возможности отвечать до самого конца занятия. Если ты не можешь отвечать, значит не можешь заработать себе хорошую оценку, когда другие в свою очередь как раз могут этим воспользоваться. Эта игра получила название — «Голодные игры», и вполне оправдывала его.

Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.

Преподавателю к семинару готовиться необходимо так же, как и курсантам, и даже больше. Ведь ему предстоит:

‒ Четко определить цель занятия;

‒ Проработать содержательную часть;

‒ Найти и указать литературу, по которой курсанты смогут подготовиться, указать страницы;

‒ Правильно сформулировать вопросы;

‒ За 10–15 дней до проведения семинара ознакомить курсантов с вопросами и литературой;

‒ Напомнить курсантам, что при ответе приветствуется использование меловой доски и других средств обучения;

‒ Нацелить группу на продуктивную работу, по возможности мотивировать, дать им стимул для подготовки;

‒ На занятии следить за ходом семинара, вести контроль за деятельностью и активностью курсантов;

‒ Учить курсантов формулировать собственные выводы, выражать свое мнение;

‒ Указать в плане семинара время, отведенное на заслушивание каждого вопроса (сообщения);

‒ В конце занятия провести его анализ, а именно, оценить работу каждого курсанта и уровень подготовки всей группы в целом, сделать вывод о том насколько материал усвоен группой и какие темы даются изучению с трудом;

‒ Провести подведение итогов, отметить лучших и худших курсантов, положительные и отрицательные стороны занятия, выставить отметки.

Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем:

‒ Начинать готовиться заблаговременно, если тема семинара сложная, то дней за 10–14;

‒ В библиотеке найти литературу, рекомендованную преподавателем;

‒ Изучить вопросы, стараться не просто прочитать, а вникнуть в содержание, понять о чем придется говорить при ответе;

‒ Позвать преподавателя на консультацию, разобрать трудные вопросы;

‒ Командиру группы и его помощникам организовать подготовку к семинару таким образом, чтобы каждый вопрос был разобран, назначить ответственных за рефераты и сообщения;

‒ Успех семинара зависит от каждого курсанта;

‒ Не стоит забывать о своем внешнем виде, ведь по нему судят о человеке в целом;

‒ Отвечать спокойно и уверенно;

‒ Помогать своим товарищам находить вопросы в литературе и отвечать на них;

Процесс моего обучения стал гораздо увлекательнее после того, как я впервые оказался на семинарском занятии. После того дня прошло уже несколько лет, и, если говорить честно, сейчас к семинарам мы готовимся не так тщательно и ответственно, как раньше, но самый первый мой семинар прошел очень хорошо, и вот почему:

‒ Во-первых, он прошел очень быстро, это объясняется тем, что когда мы заняты чем-то интересным и работаем с пользой для себя — время “летит” незаметно.

‒ Во-вторых, была пополнена “копилка” знаний путем обсуждения запланированных, а также спонтанно возникающих спорных вопросов.

‒ В-третьих, преподаватель остался доволен, похвалил нас за хорошую подготовку и активное участие на занятии, причем видимо он также был доволен и самим собой так как проверил и свои знания, которых явно было достаточно, чтобы направлять ход наших мыслей в нужное русло и умело руководить процессом.

Семинары играют большую воспитательную и образовательную роль в процессе учебной деятельности, поэтому очень важно систематически определять наиболее актуальные и эффективные способы их проведения.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.
  2. А. Т. Степанищев. История России — преподавание в школе. Уч. Пос.-М.: 20002.
  3. В. М. Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия», 2001.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. Л. Смирнова. — 4-е изд., испр.
Основные термины (генерируются автоматически): план семинара, вид семинара, проведения семинара, комментированное чтение первоисточников, форм учебного семинара, Вопросно-ответный вид семинара, Основной целью семинара, форм проведения семинара, эффективной формой семинара, семинарского занятия, общей теме семинара, курсантов военных вузов, основную часть семинара, ход семинара, нужное русло, частью семинара, элемент семинара, плане семинара, активное взаимодействие курсантов, краткого сообщения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос