Налоговая полиция как инструмент повышения качества раскрываемости экономических преступлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 25.12.2016

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Загидуллина А. А. Налоговая полиция как инструмент повышения качества раскрываемости экономических преступлений // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 251-252. — URL https://moluch.ru/archive/133/37390/ (дата обращения: 26.05.2018).



В данной статье рассматриваются те задачи и полномочия, которыми была наделена налоговая полиция.

Ключевые слова: налоги, государство, полиция

This article discusses the tasks and powers that were vested in the tax police

Keywords:taxes, statepolice

Актуальность данной статьи заключается в том, что в конце ХХ века, в условиях становления рыночных отношений, основным источником доходов стали налоги, что привело к кардинальному изменению налоговой политики России. В связи с этим, возросла проблема неуплаты налогов и сборов. Соответственно, это наносит колоссальный вред государству и ее экономике. В связи с этим, государство стало задумываться о решении данной проблемы. Исходя из сложившейся на тот момент экономической ситуации в стране, можно выделить следующие предпосылки возникновения органов налоговой полиции:

1) опустошение государственного бюджета за счет массового неисполнения налоговой обязанности и распространенности криминальных способов извлечения доходов;

2) неудовлетворительное состояние государственного управления в сфере налогообложения;

3) необходимость выработки механизмов борьбы с новым, по сути, явлением для России — уклонением от уплаты налогов.

Налоговая полиция была создана в 1992 году как отдельное структурное подразделение управления налоговых расследований. Через год эта структура органов приобрела самостоятельность в ходе принятия Федерального закона «О федеральных органах налоговой полиции» от 20 мая 1993 года.

Налоговая полиция — это орган исполнительной власти, осуществляющий в целях обеспечения финансово-экономических интересов общества и государства полицейскую деятельность и применяющий для этого практически значительную часть методов полицейской деятельности: административный надзор, административное принуждение, сбор полицейской информации и т. д.

Исходя из сложившейся на тот момент экономической ситуации в стране, можно выделить следующие предпосылки возникновения органов налоговой полиции:

1) опустошение государственного бюджета за счет массового неисполнения налоговой обязанности и распространенности криминальных способов извлечения доходов;

2) неудовлетворительное состояние государственного управления в сфере налогообложения;

3) необходимость выработки механизмов борьбы с новым, по сути, явлением для России — уклонением от уплаты налогов.

Деятельность налоговой полиции состояла из 3-х основных задач:

  1. Предупреждения и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. При выявлении же экономических преступлений органы налоговой полиции должны обратиться в соответствующие правоохранительные органы.
  2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.
  3. Выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

В систему федеральных органов налоговой полиции входило 3 звена:

  1. Федеральная Служба Налоговой Полиции (ФСНП)
  2. Органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам
  3. Органы налоговой полиции районов в городах Москва и Санкт-Петербург, а также межрайонные отделы управления

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В.Путина № 306 от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин.

Отсутствие официальной версии и «эффект неожиданности» создали крайне благодатную почву для возникновения множества неофициальных версий роспуска налоговой полиции. Среди основных можно выделить:

  1. Пересечение и дублирование полномочий с МНС (которое, к слову, было упразднено вместе с принятием в1999 году Налогового Кодекса РФ, который четко разграничил полномочия данных ведомств).
  2. Коррумпированность служащих налоговой полиции и плохие результаты работы. [9].
  3. Слишком большое расширение полномочий ведомства, превративший ФСНП в «аналог опричнины». [1].

Стоит отметить, что налоговая полиция была неотъемлемой частью правоохранительных органов. Ведь именно в ее ведении было возбуждение и раскрытие уголовных дел, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах. Именно она наиболее полно и четко знала данную узкую сферу — налоги и сборы, нежели чем отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

С 1992 по 2003 г. в оперативной разработке областного управления ФСНП находились около 2,5 тыс. лиц, которые вели противоправную деятельность и обоснованно подозревались в совершении налоговых и иных связанных с ними преступлений, выявлено 2 246 нарушений налогового законодательства, среди них значительная часть — в крупных и особо крупных размерах, причинивших в виде сокрытых и неуплаченных налогов и сборов ущерб на сумму около 900 млн.руб, из которых реально возмещено более 50 %

Возбуждено и принято к производству 1 690 уголовных дел, в т. ч. самостоятельно — 1 453, по налоговым преступлениям — более 900, направлены в суды — 435, осуждены 293 лица, из них около 150 — за налоговые преступления. Финансовый результат также значителен, обеспечено поступление налоговых платежей (в т. ч. в счет возмещения ущерба) в сумме более 2,2 млрд.руб. Значительная часть лиц, по которым возбуждались уголовные дела, способствовала следствию и возместила причиненный ущерб, за что были освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (с учетом этого реализация уголовных дел составила. 1999 г — 74,7 %, 2000–83,9 %, 2001–71,8 %, 2002–64,7 %).

Данные сведения свидетельствуют о том, что налоговая полиция действительно работала эффективно, добросовестно выполняя свои полномочия, тем самым обеспечила стабильность в экономической сфере. А что мы видим сейчас? Уровень преступности с каждым разом растет и растет, граждане изо дня в день берут кредиты, которые не могут выплатить, а за этим следить, увы, некому.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что налоговая полиция была действительно необходимым органом, который контролировал и обеспечивал своевременное поступление налогов в государственный бюджет страны. Стоит задуматься о том, что ликвидация данного органа была необдуманным поступком, последствия которого были не учтены. Быть может, нужно обратить внимание на то, чтобы вернуть на прежнее положение полицию и наделить ее теми полномочиями, которыми она обладала раньше?!

Литература:

  1. Алексей Кудрин считает ненужной финансовую полицию. [Электронный ресурс] URL: // http://www.newsru.com/finance/26feb2013/ koudrine.html (дата обращения 23.11.2016)
  2. Федеральный закон «О федеральных органах налоговой полиции» от 20 мая 1993 года.
  3. Указ Президента РФ от 11.03.2003 N 306 (ред. от 27.10.2011) «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая полиция, орган, государственное управление, Федеральная служба, полицейская деятельность, неудовлетворительное состояние, налоговая обязанность, массовое неисполнение, государственный бюджет, экономическая ситуация.


Ключевые слова

государство, полиция, налоги

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос