В данной статье рассматривается необходимость проведения оценки профессиональной пригодности водителя с помощью его психофизиологических качеств.
Ключевые слова: метод экспертных оценок, профессионально важные качества
Снижение аварийности пассажирского транспорта является одной из актуальных проблем России.
Высокая аварийность, в последнее время, наблюдается на коммерческом пассажирском транспорте, в 2013 г. с его участием произошло 57 ДТП, в которых пострадало 57 человек, что почти в пять раз превысило показатели на муниципальном пассажирском транспорте (по сводкам ГИБДД треть ДТП в городе совершается с участием маршрутных такси). А за 5 месяцев 2016 уже произошло 12 аварий, в которых пострадал 21 человек. [1]
В условиях дорожного движения крупного города к водителю, кроме высокой профессиональной подготовки, предъявляются большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций. [2, с. 91]
По данным Г. М. Далецкой водитель автомобиля за рабочий день (7–8 часов) оценивает в среднем 2000 дискретных производственно важных раздражителей и производит 7000 ответных реакций. Сложная дорожная обстановка возникает в среднем один раз за 1–2 часа.
Повысить уровень безопасности дорожного движения можно, исключив нарушения водителями маршрутных такси правил дорожного движения, которые вызваны неадекватной оценкой своего профессионального уровня и незнанием психофизиологических возможностей, а также недооценкой во многих случаях степени опасности дорожно-транспортной ситуации. [3, с. 72]
Целью работы являлась разработка методики проведения исследования профессионально важных качеств водителя, выявление необходимых психофизиологических качеств водителей общественного транспорта, и на основании ранжирования факторов, выявление степени влияния индивидуальных качеств на профессиональную пригодность водителя пассажирского транспорта.
В результате анализа профессиональной деятельности водителей и обобщения данных литературных источников, были выделены 28 профессионально важных качеств водителя пассажирского транспорта. [4, с. 16]
Был применен метод экспертных оценок, который является научным инструментом для решения сложных проблем, когда другие методы неприменимы или неэкономичны. Экспертные методы основаны на принятии эвристических решений, базой для которых являются знания и опыт, накопленные экспертами в конкретной области в прошлом.
На первом этапе исследования в качестве экспертов выступили студенты старших курсов ВолгГТУ специальности «Технологии транспортных процессов» в количестве 30 человек, которые по 10-бальной системе оценивали степень важности каждого из 28 качеств.
Компетентность экспертов подтверждается тем, что они пользуются услугами маршрутных такси, более 73 % экспертов имеют водительские права категории «B» или управляют личными транспортными средствами. Результаты опроса экспертов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Наиболее важные профессиональные качества водителей пассажирского транспорта по мнению экспертной группы
№п/п |
Профессионально важные качества |
Среднее значение |
1 |
Сложные сенсомоторные реакции |
9,6 |
2 |
Восприятие времени |
9,5 |
3 |
Переключение внимания |
9,5 |
4 |
Реакция на движущийся объект |
9,4 |
5 |
Адаптация зрения к свету и темноте |
9,4 |
6 |
Самоконтроль |
9,3 |
7 |
Объем внимания |
9,3 |
8 |
Глазомер |
9,2 |
9 |
Подвижность нервной системы |
9,1 |
10 |
Оперативное мышление |
9,0 |
11 |
Эмоциональная устойчивость |
8,8 |
12 |
Устойчивость внимания |
8,8 |
13 |
Точность движений |
8,7 |
14 |
Дисциплинированность |
8,7 |
15 |
Координация движений |
8,7 |
16 |
Отношение к риску |
8,7 |
17 |
Восприятие пространства |
8,6 |
18 |
Вестибулярная устойчивость |
8,6 |
19 |
Физическая динамическая выносливость |
8,5 |
20 |
Физическая статическая выносливость |
8,5 |
21 |
Сила нервной системы |
8,5 |
22 |
Соблюдение ПДД |
8,3 |
23 |
Нормативность поведения |
8,3 |
24 |
Уравновешенность нервных процессов |
8,1 |
25 |
Простые сенсомоторные реакции |
8,1 |
26 |
Эмоциональный интеллект |
7,9 |
27 |
Кратковременная память |
7,8 |
28 |
Оперативная память |
7,7 |
Коллективное мнение группы экспертов представляет собой среднее арифметическое по каждому из экспертов:
;
где xij — оценка j — го фактора i — ым экспертом;
m — число экспертов;
n — число факторов.
Например, для фактора сложные сенсомоторные реакции, коллективное мнение группы рассчитывается как:
x1кол =288/30 = 9,6;
Аналогично рассчитаны и остальные факторы, их полученные значения представлены в табл. 1.
По результатам оценок 30 экспертами 28 профессионально важных качеств, по мнению специалистов, проверялась согласованность показаний группы экспертов с помощью коэффициента конкордации Кендэлла по расчетной методике. [5, с. 41]
- Оценки группы экспертов были переведены из баллов в ранги. Первому рангу соответствовала наибольшая оценка в баллах.
- Затем были вычислены суммы рангов по каждому из ПВК:
;
- Получена общая сумма рангов по всей матрице:
;
- Найдено по формуле среднего арифметического коллективное мнение группы экспертов.
- Вычислено среднее пофакторное значение суммы рангов:
;
- Найдены фактические отклонения пофакторных сумм от среднего значения:
;
- Вычислены квадраты фактических отклонений пофакторных сумм рангов от общего среднего:
;
- Просуммировав квадраты отклонений, найдено Sфакт = 265750
- Вычислено максимально возможное значение суммы квадратов отклонений оценок по каждому из ПВК от общей средней:
;
- Найдено значение коэффициента конкордации Кендэлла:
;
- Вычислено выборочное значение χ2 Пирсона:
;
- Проверена согласованность показаний всей группы экспертов с помощью коэффициента конкордации Кендэлла согласно следующему альтернативному соглашению.
Найдены критические точки распределения Пирсона по таблице, вычисленные при заданном уровне значимости и при числе степеней свободы К = n — 1 = 27.
.
Проведенная проверка согласованности ответов группы экспертов подтвердила, что между показаниями данной группы экспертов наблюдается значимая корелляционная связь.
Для получения значимых, однородных и достоверных результатов был проведен следующий этап исследования, где в качестве экспертов выступили водители с 6-летнем стажем и руководители предприятия, занимающихся коммерческой перевозкой пассажиров.
По результатам предыдущего этапа исследования составили уточненный перечень факторов, состоящих из 10 психофизиологических качеств, требуемых для профотбора водителей пассажирского транспорта, такие как: сложные сенсомоторные реакции, восприятие движения, переключение внимания, реакция на движущийся объект, адаптация зрения к свету и темноте, объем внимания, самоконтроль, глазомер, подвижность нервной системы, оперативное мышление.
Анализ согласованности мнений экспертов проверялся по той же методике, что и ранее, основанной на вычислении коэффициента конкордации Кендэлла. Выявили согласованность мнений экспертов.
Пример проведенной проверки согласованности группы экспертов из трех человек, по оценке значимости пяти профессионально важных качеств, показан в табл. 2.
Таблица 2
Матрица оценок, составленная на основе показаний трех экспертов
№п/п |
Эксперты |
Факторы |
Сумма рангов |
||||
Ф1 Ранги |
Ф2 Ранги |
Ф3 Ранги |
Ф4 Ранги |
Ф5 Ранги |
|||
1 |
Первый |
1 |
2 |
5 |
4 |
3 |
15 |
2 |
Второй |
1 |
6 |
7 |
2 |
5 |
21 |
3 |
Третий |
1 |
4 |
2 |
5 |
9 |
21 |
4 |
Сумма рангов по каждому из ПВК |
3 |
12 |
14 |
11 |
17 |
57 |
5 |
Коллективное мнение группы экспертов |
1 |
4 |
4,67 |
3,67 |
5,67 |
19 |
6 |
Фактические отклонения сумм рангов от среднего |
- 6 |
3 |
5 |
2 |
8 |
12 |
7 |
Квадраты фактических отклонений |
36 |
9 |
25 |
4 |
64 |
138 |
Факторы, которые эксперты выбрали наиболее значимыми: сложные сенсомоторные реакции, глазомер, переключение внимания, реакция на движущийся объект, самоконтроль и восприятие времени.
Для прогнозирования успешности работы водителя маршрутного такси необходимо разработать аппаратно-программный комплекс, который позволит выявить «аварийщиков», снизить риск дорожно-транспортного происшествия на пассажирском транспорте. Для этого необходимо провести натурный эксперимент на основании выбранных нами 6-ти профессионально важных качеств водителя, где в качестве объекта исследования будут выступать сами водители пассажирского транспорта в количестве 30 человек. На основании полученных данных будет разработана методика профессионального отбора водителей пассажирского транспорта.
Выводы: в данной работе с помощью метода экспертных оценок, а также математико-статистических методов были выявлены наиболее профессионально важные качества, которые необходимо учитывать при профотборе водителей. В связи с трудностями, возникающими при обработке мнений экспертов, были использованы мнения двух групп экспертов (первая — студенты старших курсов ВолгГТУ специальности «Технология транспортных процессов»; вторая — руководители предприятий, занимающихся коммерческой перевозкой пассажиров, и водители, имеющие стаж не менее 6 лет).
Оценку полученных профессионально значимых качеств необходимо проводить не только при приеме на работу, но и при периодическом контроле, т. к. психофизиологические качества человека в процессе трудовой деятельности не остаются стабильными.
Литература:
- Материалы Госавтоинспекции [Электронный ресурс]: статистические сведения по безопасности дорожного движения в регионе. — Волгоград, [2013]. — Режим доступа: http://www. gibdd.ru/ r/34
- Основы инженерной психологии / Б. А. Душков [и др.]. — Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002 — 576 с.
- Гладышева Д. В. Комаров Ю. Я. Определение профессионально значимых качеств водителя с помощью метода экспертных оценок // Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства. — Волгоград: Известия ВолгГТУ, 2014. — С. 71-74.
- Определение профессионально важных качеств водителей, необходимых для эффективного управления пассажирским автотранспортом / Комаров Ю.Я., Кудрин Р.А., Лифанова Е.В., Дятлов М.Н. // Наука и техника транспорта. — 2016. — № 2. — С. 14-18.
- Клепик Н. К. Метод экспертных оценок в задачах организации дорожного движения: учеб. пособие / Н.К. Клепик, А.В. Лемешкин, Н.Н. Калмыкова — Волгоград: ВолгГТУ, 2012. —84 с.