Необходимость ориентироваться в пространстве и времени для каждого человека является жизненной необходимостью. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, детям важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (отражая правильно в речи), чувствовать его длительность (регулировать и планировать свою деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Представления о времени у детей затруднены, что связано, по мнению Т. Д. Рихтерман, со специфическими свойствами времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Особо остро стоит данная проблема в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Являясь регулятором деятельности ребенка, оно обеспечит его успешности в обучении или затормозит это продвижение.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. П. Леушина, Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Т. А. Мусейибова, Е. Н. Лебеденко и другие. В частности, Т. Д. Рихтерман выделяет следующие аспекта временных представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени); понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера — сегодна — завтра» до более сложных «прошлое — настоящее — будущее» и т. д.); понимание последовательности событий, действий, явлений [6].
Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует введения в практику дошкольной образовательной организации (ДОО) различных форм, методов, средств и технологий развития временных представлений у детей. Одним из приоритетных средств развития временных представлений у детей дошкольного возраста в настоящее время является моделирование.
Моделирование — это «замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна» [5, с.34]; «исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей» [2, с.1213]; «наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений» (А. В. Белошистая) [1, с.67]; «совместная деятельность воспитателя и детей по построению, то есть по выбору и конструированию моделей, которые обеспечивают успешность освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, а также отношениях и связях, которые существуют между ними» (Л. А. Венгер и Н. Н. Поддъяков).
Элементарное моделирование начинается с младшего дошкольного возраста. В этот период ребёнок пытается заменить окружающие его объекты геометрическими фигурами (яблоко — шаром, тарелку — кругом, поднос — овалом и т. д.) и наоборот. Это элементарное кодирование и декодирование информации. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением создавать целостную модель в форме рисунка рассматриваемой ситуации. В частности, такая деятельность организуется при знакомстве с временными эталонами, планом, схемой, что в дальнейшем служит основой для развития теоретического (абстрактного) мышления. С помощью модели можно давать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать оригинал. Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования.
Модель — это образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение [4, с.675].
В научной литературе представлены разнообразные модели, которые могут быть использованы в обучении детей, в частности, модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова), конструированию (Л. А. Парамонова, Б. П. Никитин), для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева) и представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова), для развития временных представлений (Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова, А. И. Фунтикова, А. Д. Давидчук) и моделирования на плоскостных материалах (Г. А. Репина).
Т. Д. Рихтерман раскрыла основные особенности использования плоскостной модели для ознакомления детей с сутками, днями недели, временами года, часами и др. Она создала круговую модель «Круговое движение», которая подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени [6].
Представления о времени дети в дошкольной образовательной организации (ДОО) получают через образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской и др.), в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность и в процессе взаимодействия с семьями дошкольников. В ДОО вся жизнь ребенка подчинена режиму дня, который имеет четкий распорядок в чередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов. Вся работа, проводимая педагогами по ознакомлению детей со временем, должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Для этого можно использовать разнообразные дидактические средства: малые фольклорные жанры; наблюдения за изменениями, происходящими в живой и неживой природе; дидактические игры и упражнения; рассматривание иллюстраций и моделей; чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы) и пр.
В работе с детьми дошкольного возраста широко используются вещественные и графические модели временных эталонов. Например, графические модели (плоские и объемные) частей суток, недели, месяца и т. п., вещественные модели (макет недели, календарь, механические, песочные и электронные часы, календарь и т. п.).
В процессе ориентировки во времени дети знакомятся со следующими моделями: части суток, сутки, неделя, времена года, год, часы. Так, старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков, картинок-символов и т. д.
Е. И. Щербакова и А. И. Фунтикова четко сформулировали основные задачи ознакомления с временными эталонами с помощью объемной модели [10, с.143]. Потому что, с точки зрения Е. И. Щербаковой, плоскостное изображение временных эталонов — в виде замкнутых циклов — искажает суть времени, как последовательности существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической зависимости будущего с прошлым через настоящее. Ею были созданы модели времени, позволяющие выйти из замкнутого цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к более достоверному. Эта — объемная модель времени в виде спирали. Так, модель «Дни недели» включала один виток спирали, состоящий из семи отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели. Модель «Времена года» отличалась от предыдущей плоскостной значительно большим размером и четырехцветным решением. Данные модели, по мнению Е. И. Щербаковой и А. И. Фунтиковой, помогут педагогам сформировать у детей представления о времени и их основных характеристиках, позволят детям заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть [9].
Опираясь на данную модель «Дни недели», педагог предлагает детям вспомнить, какой день недели был вчера, какой сегодня и какой будет завтра. После чего педагог просит назвать три дня недели, не называя их имен и чисел. Дети, которые испытывают трудности в этом, могут опереться на модель недели.
Развитие временных представлений решается комплексно в сочетании с другими образовательными задачами, например, усвоение дней недели идет параллельно с порядковый и количественный счет, составом чисел из единиц.
Интересна система обучения ориентировки во времени Р. Чудновой, которая предложила широко использовать картинки и художественное слово (рассказы, пословицы, загадки, стихотворения) для развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Также для совершенствования знаний о временах года она разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года», которые являются символами года и сезонов, при их использовании в сочетании с иллюстрированным материалом автор учитывает возрастные психологические особенности детей [7].
В соответствии с возрастом и реализуемой основной образовательной программой следует обогащать развивающую предметно-пространственную среду, в которой имеется математическая зона, различными моделями (дни недели, времена года, год, часы, числовые карточки, счетные палочки, измерительные приборы и др.), дидактическими играми («Когда это бывает», «Назови скорей», «Неделька стройся», «Дни недели» и др.) и игры-упражнения «Чья неделя быстрее собирется?». Например, дети с помощью считалки или самостоятельно делятся на три команды по семь человек. Каждая команда получает по семь карточек с моделью дня недели или их названиями. По команде воспитателя или под звук бубна дети бегают по комнате, затем после удара они выстраиваются в ряд, соблюдая последовательность дней недели. Игру можно усложнить, если каждый раз менять день недели («Неделька стройся с вторника (среды, пятницы и т. п.).
Как отмечают многие авторы, содержание развивающей предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться и включать следующие модели для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: графические, вещественные, знаковые и др. [3, с.64].
Следует также включать родителей, законных представителей ребенка, в работу по активизации полученных временных представлений в условиях семьи. Наряду с тематическими консультациями, беседами следует предлагать систему дидактических игр и заданий для детей, включающих разнообразные временные модели, которые родители могут провести дома [8].
Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает решение проблемы, связанной с развитием временных представлений у дошкольников. Одним из таких средств их развития является моделирование. Именно с помощью моделей ребенок раскрывает область особых отношений моделей и оригинала, связанного и с развитием временных представлений.
Литература:
- Белошистая, А. В. Современные программы математического образование дошкольников / А. В. Белошистая. — Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2005. — 256 с.
- Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — 1632 с.
- Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищеева. — СПб: Детство-Пресс, 2010. — 128 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008. — 944 с.
- Репина Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками. Современные направления / Г. А. Репина — Смоленск, 2004. — 128 c.
- Рихтерман Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. — М.: Просвещение, 1991.
- Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 1. — С. 24–29.
- Шаталова Е. В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М., 2011.Режим доступа: http://festival.1september.ru/
- Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений //Дошкольное воспитание. — 1988. — № 3. — С. 48–54.
- Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду. — М.: Академия, 2005. — 272 с.