Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Юлдашев А. Я., Зайлиев А. А. Роль местных бюджетов в развитии социальной сферы в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 560-561. — URL https://moluch.ru/archive/133/37326/ (дата обращения: 21.05.2018).



Роль местных бюджетов вразвитии социальной сферы вУзбекистане

Юлдашев Аскарали Якубович, кандидат экономических наук, доцент;

Зайлиев Акмалжон Ахмадалиевич, магистр, ассистент, преподаватель

Наманганский инженерно-педагогический институт (Узбекистан)

В статье описывается роль местного бюджета в финансировании развития социальной сферы.

In article it is reflected a role of the local budget of financing of development to the social sphere.

Глубокие преобразования в финансовой системе стали органической частью осуществляемых в Узбекистане экономических реформ, так как без оптимизации финансовых отношений, реальная переработка экономической системы не происходит. В центре изменений находится процесс формирования местных бюджетов, изменения нацелены на более эффективное использования ресурсов местных бюджетов, на рациональную организацию взаимоотношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами, на усиление роли местных бюджетов в развитии социальной сферы.

При разработке мер в данном направлении имеет важное значение изучение и использование опыта других стран, которые проводили аналогичные преобразования при переходе к рыночной экономике. Конечно, при этом следует иметь в виду, что целью в данном является коренное улучшение финансирования социальной сферы через усиления роли местных бюджетов в бюджетном процессе [1].

В Узбекистане после приобретения страной независимости в социальном развитии приоритетными были определены адресная социальная защиты населения государством, укрепление и ускорение развитие просвещения и здравоохранения, укрепление и материально-технической базы, поэтапное осуществления Национальной программы подготовки кадров. Адресная социальная защита населения находила свое воплощение и в последовательном повышении минимального размера заработной платы пособий малообеспеченными семьями.

Макроэкономическая стабилизация, достигнутая к началу 2000 года и достаточно высокие темпы экономического роста в последующие годы создали необходимые экономические предпосылки как для финансового оздоровления экономики, так и для дальнейшей оптимизации финансовых отношений на всех уровнях экономики. Преодоления бюджетного дефицита на макроуровне создало предпосылки для проведения в определенных пределах финансовой децентрализации сфере бюджетных отношений и усиления роли местных бюджетов.

Роль местных бюджетов в обеспечении социального развития регионов прямо зависит от их доходной базы. Однако, зачастую доходы, поступающие в местные бюджеты, не позволяют полностью покрыть расходы, необходимые для выполнения возложенных на местные бюджеты социальных задач. Другая сторона данного вопроса — повышения эффективности затрат, производимых за счет средств местных бюджетов.

Но наш взгляд, в настоящее время для совершенствования финансирования развития социальной сферы и повышения роли в этом процессе местных бюджетов требуется проведения следующих мер:

в 126-статье Бюджетного Кодекса Республики Узбекистан указано, что остатки бюджетных средств на бюджетных счетах бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов всех уровней, в части, превышающей утвержденные нормы оборотной кассовой наличности, по решениям Кабинета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимиятов могут направляться на финансирование дополнительных затрат [2];

− в соответствии с этим часть доходов местных бюджетов, превышающая и расходы, направляются на осуществление дополнительных расходов. Однако, на социальные объекты направляются только незначительная их часть, а иногда на эти цели их вообще не направляют. Учитывая приоритетные цели и задачи местных бюджетов, следовало бы законодательно закрепить, обязательность направления превышения доходов местных бюджетов над их расходами, только на финансирование социальных объектов;

− в условиях модернизации в сфер социально-экономической жизни Узбекистана социальное развитие регионов приобретает серьезное значение, государство стремится уделит больше внимания и ресурсов на эти цели. С этой точки зрения, а также с учетом того, что местная власть находится в непосредственном контакте со слоями населения, нуждающихся в поддержке государство, постепенное повышение объемов финансовых ресурсов местных бюджетов и увеличения их доли в общегосударственном бюджете должно быть законодательно установлено на период до 5 лет;

− целесообразно перейти к практике, когда местные власти могли бы в установленных рамках изменить нормы расходов в бюджетном социальной планировании, передать право финансирования капитальных затрат от центральных органов власти к местным бюджетам;

− организовать стройную и грамотную систему подготовки и переподготовки финансовых кадров для работы в сфере местных бюджетов, организовать изучение и применение на практике международного опыта;

− более последовательное и рациональное применение в практике бюджетного планирования на всех уровнях нормативного и балансового методов;

− ввести практику общественного контроля за выполнения социальных программ и их публичного обсуждения.

Система местных бюджетов позволяет более полно учитывать местные потребности и правильно соизмерять их с мероприятиями, осуществляемыми государством в централизованном порядке [3]. Местные органы власти должны постоянно заботиться об увеличении доходов местных бюджетов и экономном использовании ресурсов, так как темпы роста экономики и культуры на местах находятся в прямой зависимости от организации работ по мобилизации резервов местного хозяйства, экономного расходования средств, что, в свою очередь, способствует успешному выполнению государственного бюджета Республики Узбекистан в целом.

В заключение можно сказать, что развитие социальной сферы, а также возможность повышения эффективности бюджетной процедуры связаны укрепление обязанностей с ролью местных бюджетов.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 г. № 158-II «О бюджетной системе». Система государственных финансов. / Сборник нормативно-правовых документов. Т.: Узбекистан. 2001. Т.
  2. Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан. (Сборник нормативно-правовых документов, 2013 г., номер 52-I.
  3. Шеркузиева Н. А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 330–332.
Основные термины (генерируются автоматически): местных бюджетов, роли местных бюджетов, доходов местных бюджетов, социальной сферы, Роль местных бюджетов, ресурсов местных бюджетов, Республики Узбекистан, формирования местных бюджетов, процессе местных бюджетов, средств местных бюджетов, усиления роли местных, задачи местных бюджетов, значение местных бюджетов, сфере местных бюджетов, Система местных бюджетов, ролью местных бюджетов, развитии социальной сферы, развития социальной сферы, усиление роли местных, превышения доходов местных.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос