Рассмотрен опыт создания и существования велосипедной инфраструктуры в разных странах мира. Выявлено влияние велосипедного движения на окружающую среду, здоровье людей, экономику и социальную сферу жизни. Рассмотрены предложения и проекты создания велоструктуры в крупных городах России.
Ключевые слова: велосипед, велосипедные дорожки, индивидуальный экологический транспорт, международные велосипедные пути, велосипедное движение
На сегодняшний день остро стоит вопрос об охране окружающей среды и создании более экологичных инфраструктур всех сфер жизнедеятельности. Одной из наиболее обширных является транспортная, особенно в крупных городах. Специалисты разных стран мира нашли решение в переходе от автомобильного транспорта к велосипедному и уже видят неоспоримые улучшения качества жизни в таких городах. В Российской Федерации данный способ передвижения не является приоритетным, однако, на основании опыта зарубежных стран вносится все больше предложений о внесении велосипеда в транспортную инфраструктуру на региональном, а в последующем, и на государственном уровне.
Опыт зарубежных стран.
Велосипед в странах Европы уже привычный вид транспорта. Он используется как в рекреационных и спортивных целях, так и является полноценным средством передвижения благодаря созданию условий для безопасных и комфортных поездок практически в любую часть города.
Самой велосипедной страной по праву считаются Нидерланды, где этот вид транспорта принят приоритетным на государственном уровне. Здесь на 16 652 800 человек приходится 16 500 000 велосипедов. [6] Каждый город снабжен яркими разметками велосипедных путей, знаками, регулирующими движение как велосипедистов, так и автомобилистов, а также светофорами. Так же оборудованы велопарковки на улицах и у общественных и деловых центров, мастерские по ремонту, места отдыха со скамьями через каждые 100 м и питьевые фонтанчики через каждые 500 м. [2]
В Швейцарии, созданное в 1972 году, общество «Фуссферкер Швайц» участвует в создании законов, регулирующих конфликты между пешеходами и велосипедистами. [2] Один из способов решения этой проблемы они увидели в расширении пространства для пешеходов, для этого парковочные места уменьшаются и рассредоточиваются по городу.
В столице Дании Копенгагене для комфорта населения на всем протяжении велодорожек оборудованы специальные поручни для рук и ног, чтобы люди смогли перевести дыхание, без лишних затрат времени и усилий.
В Германии были разработаны нормативные документы, в которых даются правила и рекомендации по проектированию велосипедных и пешеходных путей, каждый из которых составлен на региональном уровне. Велосипедисты и пешеходы объединены в группу экологически безопасных способов передвижения. [2]
Велосипедный транспорт процветает и в городах с большим количеством населения. В Японии из-за нехватки места для велопарковок разработан проект создания сейсмостойких подземных велопаркингов. Это не только экономит пространство, но и снижает мощность землетрясений. [6]
В крупных мегаполисах Китая велосипед является не только индивидуальным транспортным средством, его так же используют в качестве такси. [1] Такая же тенденция существует в ряде стран Юго-Восточной Азии и на Кубе. [3]
В США велосипедная инфраструктура нашла применение в сфере доставки. Благодаря грузоподъемности в 300 кг и высокой маневренности, скорость доставки малогабаритных грузов увеличилась в несколько раз. [5]
Во Франции, где градостроительные проблемы близки к российским (высокая концентрация населения в крупных городах), создается общественный велосипедный транспорт и бесплатный велосервис для владельцев личных велосипедов, а безопасность передвижения обеспечивается за счет отделения велодорожек от автомобильных и пешеходных путей заборами и живыми изгородями. [1]
Опыт использования велосипедных дорожек в странах Северной Европы, таких как Финляндия, Швеция, Норвегия, оказывает, что наступление зимы не препятствует смене транспорта. Снижение количества ездящих на велосипеде в холодное время года насчитывает 30 %. Для уменьшения скольжения на дорогах инженерами предлагается утрамбовывать слой снега до 1 см. [3]
Влияние велосипедного транспорта на различные сферы
Велосипед является самым экологичным видом транспорта, процент выбросов вредных веществ в атмосферу при его использовании равен нулю. Исследования показали, что ежедневная поездка на велосипеде на расстояние в 2,5 км в год экономит до 180 л бензина и сокращает выброс CO2 на 495 кг. [4] При этом выбросы вредных примесей автомобилем достигают 80 % от общего количества загрязняющих веществ. [2] Уровень шума, производимый велосипедистами в процентах, так же равен нулю, что значительно повышает качество жизни.
Кроме того, передвижения на велосипеде способствуют улучшению здоровья и повышению физической активности. Улучшается сон и снижается подверженность стрессам благодаря выведению из организма кортизола, улучшается пищеварение вследствие ускорения обмена веществ, укрепляются мышцы и сердечно-сосудистая система, укрепляется иммунитет. [6]
Работодатели крупных велосипедных городов утверждают, что работоспособность людей, ездящих на велосипеде каждый день, выше, чем у тех, кто использует автомобиль. Из-за активизации и восстановления действия рецепторов, способствующих созданию новых клеток мозга в гиппокаме снижается риск заболеваний, связанных с расстройством интеллекта и памятью, в пожилом возрасте.
Использование велотранспорта значительно сказывается на экономике. Согласно исследованиям Европейской федерации велосипедистов, езда на велосипеде приносит годовой доход всему Евросоюзу в размере до 200 млрд. евро. [3] Большая часть приходится на доходы в области здравоохранения. Развитие велоинфраструктуры обеспечивает горожан большим количеством рабочих мест в промышленности, обслуживании, продажах, услугах аренды.
Велосипеды практически не портят дорожное полотно, что существенно экономит средства администрации города на дорожно-ремонтные работы.
Развитие велосипедного движения способствует привлечению туристов. Сфера туризма приносит немалую часть дохода в государственный бюджет, а велосипедные экскурсии становятся все более популярными.
Предпочтение велосипеда автомобилю позволит разрешить транспортную проблему. Особенно актуально это в исторических центрах городов, где улицы узкие, а поток транспорта большой. Средняя скорость автомобиля в городе составляет 20–30 км/ч, а скорость велосипеда достигает 17 км/ч, что при большей пропускной способности и маневренности способствует уменьшению пробок и освобождению пространства. Так же существует нехватка мест для размещения парковок автомобилей. При этом каждый автомобиль используется в среднем 1–3 часа, тогда как остальные 23–21 час ему нужно место для стоянки, а одно парковочное место автомобиля вмещает в себя 8 парковочных мест для велосипеда. [4] К тому же велосипедные стоянки в ряде Европейских стран устраивают между посадками деревьев в пешеходной зоне, что позволяет еще больше сэкономить пространство.
Концепции развития велосипедного транспорта вРоссийской Федерации.
Основными факторами, препятствующими развитию велотранспортной инфраструктуры в городах России, являются отсутствие условий для безопасного передвижения и нежелание признания велосипедистов полноценными участниками движения. Дороги полностью отданы в распоряжение автомобилистов. Редкие велосипедные дорожки по окраинам города используются в качестве стоянок. В справочниках ПДД о велосипедах практически не сказано ни слова, а единых нормативных документов по проектированию велосипедных дорожек нет. Велосипедисты вынуждены ездить по пешеходным дорожкам, что приводит к конфликтам и травмам.
Проекты по реализации проектов о развитии велотранспорта в большинстве предлагаются московскими градостроителями. Уже реорганизован отрезок длиной 6,4 км на Бульварном кольце, где из трех автомобильных полос одну выделили под велосипедно-пешеходную. [4] Однако при проектировании комплексной сети велодорожек важно выбрать подход «от общего к частному». В начале необходимо провести исследования городской транспортной среды, трафика, социальной среды. Уже на базе полученных данных разрабатывается концепция развития сети велодорожек на градостроительном уровне.
Также в московском парке ВДНХ предлагается построить велополитен. Он обеспечит удобное передвижение в любую погоду не только велосипедистам, но и маломобильным группам населения, передвигающимся на колясках. Если проект будет успешен, планируется строительство велополитенов в некоторых частях города для преодоления сложных транспортных узлов и труднопроходимых зон.
Для привлечения жителей столиц и туристов в Москве и Санкт-Петербурге ежегодно устраиваются костюмированные общегородские велопробеги. Таким образом собираются средства на продвижение велоструктуры в эти города.
Также по всей территории России проводится акция «На работу на велосипеде». Это устраивается для повышения привлекательности экологичного транспорта при передвижении на рабочие места и демонстрации пользы физических нагрузок на свежем воздухе для улучшения общего состояния здоровья и трудоспособности.
Выводы
В настоящее время в России не разработан проект создания целостной велосипедной инфраструктуры, отвечающий всем юридическим, социальным, градостроительным и технологическим требованиям. Однако, первые значительные предложения уже предоставляются к рассмотрению и реализуются.
Опыт зарубежных стран показывает, что велодвижение по-настоящему развивается, если созданы условия для безопасного и комфортного передвижения. При этом люди любого возраста и социального статуса ездят используют велосипед как основное средство передвижения в любую погоду, не боясь за свое здоровье, а наоборот, укрепляя его.
Применимо к российским гражданам и дорогам, а также к суровому климату, целесообразнее будет проектировать вело-пешеходные дорожки, которые не будут пустовать ни зимой, ни летом.
Литература:
- Анохин Б. Б., Авилова Е. И., Грачева Д. А. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек// Дороги и мосты. — 2015. — Том 1 № 33. — С. 136–148.
- Вагнер Е. А. Вело-пешеходные коммуникации крупных градостроительных систем// Журнал Сибирского Федерального университета. Серия: техника и технологии. — 2010. — Том 3 № 2. — С. 229–242.
- Коростелева Н. В., Нестеренко Е. В. Развитие велоинфраструктуры в городах как способ снижения негативного влияния транспортной системы на городскую среду// Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: строительство и архитектура. — 2016. — № 45 (64). — С. 149–157.
- Любченко А. С., Кубраков Е. С. Проблемы и перспективы строительства велосипедных дорожек в России// Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. — 2013. — том 2. — С. 270–275.
- Шелмаков П. С., Шелмаков С. В. Развитие велосипедного движения в Российской Федерации// Успехи современного естествознания. — 2012. — № 6. — С. 183–184.
- http://www.7verst.ru/article/2016/07/12/velosiped_transport_budushchego.html