Ефремов Михаил Тимофеевич. Боевой путь от Болугура до Берлина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ефремов, А. Н. Ефремов Михаил Тимофеевич. Боевой путь от Болугура до Берлина / А. Н. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29.1 (133.1). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37204/ (дата обращения: 19.04.2024).



На сегодняшний момент о Великой Отечественной войне написано огромное количество книг, монографий, статей, снято много кинофильмов, отложился грандиозный массив архивных документов, однако особую роль стоит уделить воспоминаниям, мемуарам, дневникам и солдатским письмам, через которые они сами рассказывали нам о своих фронтовых буднях, в которых они передали будущим поколениям все тяготы военного времени. Хочу с вами поделиться воспоминаниями о моём дедушке — Ефремове Михаиле Тимофеевиче (1922 г. рождения), написанными его старшей дочерью и моей матерью — Ефремовой Фаиной Михайловной.

«Я был призван в армию 15 июня 1944 года из Амгинского улуса, Болугурского наслега.

Придя в Амгу, мы прошли медкомиссию и были признаны ей годными для несения военной службы. Собравшись в Амге группой в 150 человек, мы отправились в Якутск пешком. Пешим ходом мы дошли до Нижнего Бэстэха. Там нас ждал пароход «Ленин». Не заночевав в Якутске, мы сразу отплыли по реке Лене. С Иркутска до Красноярска нас везли на машинах. С Иркутска, стоящего на реке Ангаре, нас отправили в военный лагерь, стоящий в 60 километрах к западу от него. Оттуда некоторых распределили на северо-западный фронт. Меня распределили на западный фронт. Со многими бойцами мы на поезде поехали на запад. Пересёкшись с конной армией, мы ехали в одном вагоне с лошадьми. Этих лошадей мы сдали конной армии, находящейся в Польше, перед городом Люблин. А нас же распределили в военную часть. Название нашей части — «35-ый мостостроительный батальон маршала Г. К. Жукова». Нашей специализацией было строительство понтонных мостов через реки, через которые шли передовые наступающие части. В некоторых случаях мы ремонтировали ещё и автодорожные трассы. В случае контакта с противником у нас было право вступать в бой. Когда мы перед Варшавой строили понтонный мост через Вислу полуторакилометровой длины мы подверглись немецкой бомбардировке с неба, которая нанесла нам большой урон.

Некоторых ранило, других убило, был нанесён большой ущерб. Потом подошли ЗСУ и прикрыло нас огнём, сбив при этом три вражеских самолёта. Двоих немцев, спустившихся с парашютом, взяли в плен и отвели в штаб. При ремонте автодороги мы вновь подверглись вражескому авианалёту. Так как в этот раз нас не прикрывали — враг безнаказанно отбомбился и улетел. После этого мы выносили мешки с песком на железную дорогу для возведения баррикад. В этот момент вражеские самолёты, осмелевшие от безнаказанности, снова на нас набросились. Ударной волной от разорвавшейся рядом бомбы меня засыпало землёй. Мои верные товарищи откопали меня и отвели в военную часть. Командир — старший лейтенант направил меня в госпиталь. В Люблинском госпитале я пролежал полтора месяца. За это время я поправился и после этого отправился в свою часть. До возращения на родину я отбывал военную службу. И вот наконец мы пересекаем границу Германии и входим в город Ламбир. Там мы опять строили мост через реку. Находясь там, мы ещё собирали раненых и убитых. Своих убитых мы хоронили возле города или деревни. Убитых немцев мы собирали в кучу и сжигали. Также мы стерегли пленных немцев, ремонтировали автодорогу, зачищали город. Я, в основном, служил на западном фронте. В Берлин заходил дважды. Когда 9 мая 1945 года закончилась война, мы пели и плясали. После войны я с города Элба (Хальбэ?) вернулся домой».

До войны Михаил Тимофеевич был сиротой, когда ему было 14 умерли его отец и мать, а до этого умер брат Ефрем. Оставшись со старшей сестрой Татьяной и младшей Зоей он был вынужден работать наёмным рабочим. Война, в некотором смысле, спасла его от голодной смерти.

По воспоминаниям родственников на фронте он познакомился с санитаркой — татаркой по имени Фаина, которая один раз спасла ему жизнь. Однажды когда он чистил картошку из леса вышел немецкий автоматчик и она, заметив его, успела предупредить Михаила. Услышав женский голос немец пустил автоматную очередь в её сторону, но Фаина успела укрыться. Михаил, пользуясь этим, мгновенно схватил винтовку и заколол врага штыком. К сожалению во время одной из вражеских бомбардировок на госпиталь Фаина погибла. В память о ней он назвал свою старшую дочь в её честь.

За боевые заслуги перед отечеством Михаил Тимофеевич был удостоен орденами: «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы», а также грамотой, вручённой, по его словам, самим маршалом Г. К. Жуковым. После войны он получил инвалидность 1-ой группы из-за ранения в легкие.

С войны Михаил Тимофеевич пришёл не сразу. Его даже некоторое время считали павшим смертью храбрых и известили об этом его родных сестёр. Но он остался на два года в Германии и занимался восстановлением разрушенных мостов и зданий, а также освоил искусство печника. Когда он пришёл в родное село его односельчане очень удивились и обрадовались этому. На родине он получил прозвище “Берлин Михээлэ”. Имея большой авторитет в обществе, он пользовался этим чтобы защищать своих родных и близких. Все, кто его знал говорили, что он был справедливым человеком. Также он, практикуя полученный в Германии опыт, стал деревенским печником и обеспечил теплом многие дома в Болугуре. Также он женился на Соловьёвой Варваре Яковлевне — ветеране тыла и у них было 9 детей: 5 дочерей и 4 сына.

Михаил Тимофеевич очень не любил рассказывать о войне. Именно поэтому записанные воспоминания были кратки. После войны он ни разу не брал в руки ружьё, не ходил на охоту и ему иногда мерещились умершие люди. Пережив такое он уже не хотел причинять боль ни одному живому существу.

К сожалению мне не удалось вживую увидеть Михаила Тимофеевича. Он страдал от полученного ранения в лёгкое — болел туберкулёзом и летом 1988 г. скончался. Но даже после смерти он оставил достойный пример своим потомкам и сделанные им печи до сих пор согревают дома его односельчан, делясь теплом и памятью. В книге памяти имеются данные о Ефремове Михаиле Тимофеевиче [1] и его жене, ветеране тыла — Ефремовой Варваре Яковлевне [2].

***

Воспоминания Ефремова Михаила Тимофеевича об участии в Великой Отечественной войне, написанные его дочерью Ефремовой Фаиной Михайловной и переведённые на русский язык. 1975 г.

«Я был призван в армию 15 июня 1944 года из Амгинского улуса, Болугурского наслега.

Придя в Амгу, мы прошли медкомиссию и были признаны ей годными для несения военной службы. Собравшись в Амге группой в 150 человек, мы отправились в Якутск пешком. Пешим ходом мы дошли до Нижнего Бэстэха. Там нас ждал пароход «Ленин». Не заночевав в Якутске, мы сразу отплыли по реке Лене. С Иркутска до Красноярска нас везли на машинах. С Иркутска, стоящего на реке Ангаре, нас отправили в военный лагерь стоящий в 60 километрах к западу от него. Оттуда некоторых распределили на северо-западный фронт. Меня распределили на западный фронт. Со многими бойцами мы на поезде поехали на запад. Пересёкшись с конной армией, мы ехали в одном вагоне с лошадьми. Этих лошадей мы сдали конной армии, находящейся в Польше, перед городом Люблин. А нас же распределили в военную часть. Название нашей части — «35-ый мостостроительный батальон маршала Г. К. Жукова». Нашей специализацией было строительство понтонных мостов через реки, через который шли передовые наступающие части. В некоторых случаях мы ремонтировали ещё и автодорожные трассы. В случае контакта с противником у нас было право вступать в бой. Когда мы перед Варшавой строили понтонный мост через Вислу полуторакилометровой длины мы подверглись немецкой бомбардировке с неба, которая нанесла нам большой урон.

Некоторых ранило, других убило, был нанесён большой ущерб. Потом подошли ЗСУ и прикрыло нас огнём, сбив при этом три вражеских самолёта. Двоих немцев, спустившихся с парашютом, взяли в плен и отвели в штаб. При ремонте автодороги мы вновь подверглись вражескому авианалёту. Так как в этот раз нас не прикрывали — враг безнаказанно отбомбился и улетел. После этого мы выносили мешки с песком на железную дорогу для возведения баррикад. В этот момент вражеские самолёты, осмелевшие от безнаказанности, снова на нас набросились. Ударной волной от разорвавшейся рядом бомбы меня засыпало землёй. Мои верные товарищи откопали меня и отвели в военную часть. Командир — старший лейтенант направил меня в госпиталь. В Люблинском госпитале я пролежал полтора месяца. За это время я поправился и после этого отправился в свою часть. До возращения на родину я отбывал военную службу. И вот наконец мы пересекаем границу Германии и входим в город Ламбир. Там мы опять строили мост через реку. Находясь там, мы ещё собирали раненых и убитых. Своих убитых мы хоронили возле города или деревни. Убитых немцев мы собирали в кучу и сжигали. Также мы стерегли пленных немцев, ремонтировали автодорогу, зачищали город. Я, в основном, служил на западном фронте. В Берлин заходил дважды. Когда 9 мая 1945 года закончилась война мы пели и плясали. После войны я с города Элба (Хальбэ?) вернулся домой».

Копия. Машинопись.

***

Воспоминания Ефремова Михаила Тимофеевича об участии в Великой Отечественной войне, написанные его дочерью Ефремовой Фаиной Михайловной на якутском языке. 1975 г.

“Мин 1944 сыллахха бэс ыйын 15 күнүгэр Амма оройуонуттан Болугур нэhиилиэгиттэн армияҕа ыҥырыллыбытым.

Аммаҕа киирэн комиссияҕа көрдөрбүппүт, онтон үчүгэй буолан армияҕа барар буолбуппут. Аммаҕа мунньустаммыт 150 буолан Дьокуускайга сатыы бардыбыт. Сатыы айаннаан Бэстээххэ кэлбиппит. Бэстээххэ биһигини Ленин диэн борохуот күүтэн турар эбит. Куоракка киирэн баран хоммокко эрэ Лена өрүһүнэн устубуппут. Иркутскайтан Красноярскайга диэри массынанан иттилэр. Ангара өрүс үрдүгэр олорор Иркутскайтан 60 км. арҕаа баар военнай лааҕырга иттилэр. Онтон ол чаастан сорох киһини арҕаа илин фронҥа аҥыыллар эбит. Миигин арҕаа фронҥа анаан ыыттылар. Элбэх буолан поездынан арҕаа бардыбыт. Ат армиятыгар түбэһэн поездынан вагонҥа тиийэн айаннаабыппыт. Ол аттарбытын Польша сиригэр Люблин куорат тас өттүгэр баар ат армиятыгар туттардыбыт. Онтон биһигини военной чааска анаатылар. Чааспыт аата “35-һис мостостроительный батальон Маршала Жукова”. Сэрии алдьаппыт өрүһү туоруур муосталарын оҥоробут. Инники чаастар сэриигэ киирээчилэр ол муостанан бараллар. Сорох түбэлтэҕэ массыына суолун кытта оҥоробут. Сэрии кэллэҕинэ — сэриилэһэр бырааптаахпыт. Варшава куоракка киирэн балтараа километр туоралаах өрүс муостаны оҥоро сырыпыппыт. Немец кэлэн бомбалаан сырытта — элбэх орускуоту оҥордо.

Сорохпутун арааньы, сорохпутун өлөттөөтө, бэрт элбэх оруоскуоту таһаарда. Онтон самолетнай (зенитнай, ЗСУ) артиллерия кэлэн көмүскээн ытыалаан өстөөх үс самолетын ытыалаан түһэрдэ.

Икки немец парашутунан түһэн биэрбитин тутан ылан штаабка иппиттэрэ. Ол сыльдьан Варшава арҕаа өттүгэр бараммыт массыына суолун оҥоро сырыттахпытына өстөөхпүт эмиэ кэлэн бомбалаан барбыта. Самолетнай артиллерия (ЗСУ) суох буолан кинилэр бомбалаан баран таах куоппутара. Онтон куулга кумах кутаммыт поезд суолугар таһаарбыппыт. Кумахтаах куулу баррикаада гыналлар. Ол сырыттахпытына өстөөхпүт эмиэ кэлэн бомбалаата. Ол бомбатыгар сир хааһа синньэн мин буорга саба баттаппыппын. Табаарыстарым хаһан ыланнар военнай чааспар илдьибиттэрэ. Командир старший лейтенант госпиталга ыыппыта. Люблин куорат госпиталыгар балтараа ый сыппытым. Онно балтараа ый сытан үтүордүм уонна военнай чааспар атаардылар. Дойдубар кэлиэхпэр диэри сулууспалыы сырыппытым. Онтон немец сирин границатыгар дьэ киирдибит. Немец границатыгар киирэммит Ламбир куоратыгар киирдибит. Онно киирэммит өрүс муостатын оҥордубут. Онно сылдьан араанньы буолбут, өлбүт дьону хомуйабыт. Бэйэбит дьоммутун куорат эбэтэр дэриэбинэ иһигэр уҥуох тутабыт. Онтон немец дьонун төмөхтөөн баран уматан иһэбит. Онтон бэлиэн кэлбит дьону харабылынан үлэлэтэбит. Ол бу массыына суолун оҥорторобут, куораты да ыраастатабыт. Мин үксүн арҕаанҥы фронҥа сылдьыбытым. Берлинҥэ иккитэ киирэ сылдьыбытым. 1945 с. ыам ыйын 9 күнүгэр сэрии бүтэн үорүү-көтүү баҕа буолта. Сэрии бүппүтун кэннитэн Элба (Хальбэ?) куораттан дойдубар кэлбитим”.

Копия. Машинопись.

Литература:

  1. Память / Правительство Респ. Саха (Якутия); [редкол.: М. П. Габышев (рук.) и др.]. - Якутск: Национальное книжное изд-во, 1992. Книга девятая. Поименная книга-мемориал Воины якутяне – участники Великой Отечественной войны 1941-1945гг. [авт.-сост.: М. П. Габышев, К. Е. Павлов]. - 2004. С.34.
  2. Память / Правительство Респ. Саха (Якутия); [редкол.: М. П. Габышев (рук.) и др.]. - Якутск: Национальное книжное изд-во, 1992 Кн. 8: Поименная книга-мемориал ветеранам тыла, награжденным в 1991-2000 гг. удостоверением к медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". - 2000. – С. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): Варшава, военная служба, военная часть, западный фронт, Иркутск, конная армия, люблин, немец, Якутск, Берлин, Великая Отечественная война, война, город, Польша, река, старший лейтенант.


Похожие статьи

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

Бердичев, штаб бригады, станция, Юго-западный фронт, часть, Великая Отечественная война, начальный период, железнодорожный участок, верхнее строение пути, отдельная железнодорожная бригада.

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Офицер — это профессиональный военный. Его повседневное занятие — служба в армии [6].

Ярким тому напоминанием — Великая Отечественная война 1941–1945 гг.. За ее годы свыше 10 тысяч офицеров и солдат Красной Армии, Армии — Победительницы, были...

Боевой путь 889 Новороссийского ночного...

С событиями военных лет мы знакомимся через кадры кинохроники, художественнее фильмы и литературные произведения о войне, но самое главное — через рассказы самих ветеранов Великой Отечественной войны, воспоминания тех людей...

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»). Сведения о потерях в русско-японской войне 1904–1905 гг. в отечественной историографии. Применение и тактика боевых действий военно-транспортной...

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Капитан Серафим Ильинский службу в армию начал с 1939 г. В 1942 г. будучи командиром пулеметного

За годы войны была создана рыбная промышленность, которая фронту сдала 2,5 млн. пудов рыбы.

Якутия в годы Великой Отечественной войны» - Якутск,- 2015. 1.

Военные заметки участника битвы за Москву (из личного архива...)

С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на военную службу.

«Мы, 27 политработников запаса, Якутским райвоенкоматом были призваны в Красную армию и 23 июня 1941 года в числе первых отбыли из Якутска в Иркутск.

Ставрополье в ходе битвы за Кавказ | Статья в журнале...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Полк был оснащён самолётами У-2 (или По-2) — «кукурузниками». За мастерство и бесстрашие немцы прозвали летчиц полка «ночными ведьмами».

«Битва за выступ», «Вахта на Рейне». Две операции, одно сражение

Она протянулась до 100 км на запад от германской границы до реки Маас [21, с. 56].

Вестфаль З. Германская армия на Западном фронте: воспоминания

Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945: Документы и материалы.

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

Бердичев, штаб бригады, станция, Юго-западный фронт, часть, Великая Отечественная война, начальный период, железнодорожный участок, верхнее строение пути, отдельная железнодорожная бригада.

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Офицер — это профессиональный военный. Его повседневное занятие — служба в армии [6].

Ярким тому напоминанием — Великая Отечественная война 1941–1945 гг.. За ее годы свыше 10 тысяч офицеров и солдат Красной Армии, Армии — Победительницы, были...

Боевой путь 889 Новороссийского ночного...

С событиями военных лет мы знакомимся через кадры кинохроники, художественнее фильмы и литературные произведения о войне, но самое главное — через рассказы самих ветеранов Великой Отечественной войны, воспоминания тех людей...

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»). Сведения о потерях в русско-японской войне 1904–1905 гг. в отечественной историографии. Применение и тактика боевых действий военно-транспортной...

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Капитан Серафим Ильинский службу в армию начал с 1939 г. В 1942 г. будучи командиром пулеметного

За годы войны была создана рыбная промышленность, которая фронту сдала 2,5 млн. пудов рыбы.

Якутия в годы Великой Отечественной войны» - Якутск,- 2015. 1.

Военные заметки участника битвы за Москву (из личного архива...)

С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на военную службу.

«Мы, 27 политработников запаса, Якутским райвоенкоматом были призваны в Красную армию и 23 июня 1941 года в числе первых отбыли из Якутска в Иркутск.

Ставрополье в ходе битвы за Кавказ | Статья в журнале...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Полк был оснащён самолётами У-2 (или По-2) — «кукурузниками». За мастерство и бесстрашие немцы прозвали летчиц полка «ночными ведьмами».

«Битва за выступ», «Вахта на Рейне». Две операции, одно сражение

Она протянулась до 100 км на запад от германской границы до реки Маас [21, с. 56].

Вестфаль З. Германская армия на Западном фронте: воспоминания

Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945: Документы и материалы.

Похожие статьи

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

Бердичев, штаб бригады, станция, Юго-западный фронт, часть, Великая Отечественная война, начальный период, железнодорожный участок, верхнее строение пути, отдельная железнодорожная бригада.

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Офицер — это профессиональный военный. Его повседневное занятие — служба в армии [6].

Ярким тому напоминанием — Великая Отечественная война 1941–1945 гг.. За ее годы свыше 10 тысяч офицеров и солдат Красной Армии, Армии — Победительницы, были...

Боевой путь 889 Новороссийского ночного...

С событиями военных лет мы знакомимся через кадры кинохроники, художественнее фильмы и литературные произведения о войне, но самое главное — через рассказы самих ветеранов Великой Отечественной войны, воспоминания тех людей...

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»). Сведения о потерях в русско-японской войне 1904–1905 гг. в отечественной историографии. Применение и тактика боевых действий военно-транспортной...

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Капитан Серафим Ильинский службу в армию начал с 1939 г. В 1942 г. будучи командиром пулеметного

За годы войны была создана рыбная промышленность, которая фронту сдала 2,5 млн. пудов рыбы.

Якутия в годы Великой Отечественной войны» - Якутск,- 2015. 1.

Военные заметки участника битвы за Москву (из личного архива...)

С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на военную службу.

«Мы, 27 политработников запаса, Якутским райвоенкоматом были призваны в Красную армию и 23 июня 1941 года в числе первых отбыли из Якутска в Иркутск.

Ставрополье в ходе битвы за Кавказ | Статья в журнале...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Полк был оснащён самолётами У-2 (или По-2) — «кукурузниками». За мастерство и бесстрашие немцы прозвали летчиц полка «ночными ведьмами».

«Битва за выступ», «Вахта на Рейне». Две операции, одно сражение

Она протянулась до 100 км на запад от германской границы до реки Маас [21, с. 56].

Вестфаль З. Германская армия на Западном фронте: воспоминания

Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945: Документы и материалы.

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

Бердичев, штаб бригады, станция, Юго-западный фронт, часть, Великая Отечественная война, начальный период, железнодорожный участок, верхнее строение пути, отдельная железнодорожная бригада.

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Офицер — это профессиональный военный. Его повседневное занятие — служба в армии [6].

Ярким тому напоминанием — Великая Отечественная война 1941–1945 гг.. За ее годы свыше 10 тысяч офицеров и солдат Красной Армии, Армии — Победительницы, были...

Боевой путь 889 Новороссийского ночного...

С событиями военных лет мы знакомимся через кадры кинохроники, художественнее фильмы и литературные произведения о войне, но самое главное — через рассказы самих ветеранов Великой Отечественной войны, воспоминания тех людей...

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»). Сведения о потерях в русско-японской войне 1904–1905 гг. в отечественной историографии. Применение и тактика боевых действий военно-транспортной...

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Капитан Серафим Ильинский службу в армию начал с 1939 г. В 1942 г. будучи командиром пулеметного

За годы войны была создана рыбная промышленность, которая фронту сдала 2,5 млн. пудов рыбы.

Якутия в годы Великой Отечественной войны» - Якутск,- 2015. 1.

Военные заметки участника битвы за Москву (из личного архива...)

С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на военную службу.

«Мы, 27 политработников запаса, Якутским райвоенкоматом были призваны в Красную армию и 23 июня 1941 года в числе первых отбыли из Якутска в Иркутск.

Ставрополье в ходе битвы за Кавказ | Статья в журнале...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Полк был оснащён самолётами У-2 (или По-2) — «кукурузниками». За мастерство и бесстрашие немцы прозвали летчиц полка «ночными ведьмами».

«Битва за выступ», «Вахта на Рейне». Две операции, одно сражение

Она протянулась до 100 км на запад от германской границы до реки Маас [21, с. 56].

Вестфаль З. Германская армия на Западном фронте: воспоминания

Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945: Документы и материалы.

Задать вопрос