Закономерности функционирования и развития организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 1671 раз

Библиографическое описание:

Азимов, Т. А. Закономерности функционирования и развития организации / Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37141/ (дата обращения: 16.04.2024).



Закономерности функционирования иразвития организации

Азимов Тимур Айбекович, студент;

Безнощук Лика Юрьевна, студент

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)

Каждая организация имеет свой жизненный путь, называемый жизненным циклом, который представляет собой этапы ее развития. В процессе своего развития она непременно функционирует, что позволяет ей оставаться на достигнутом уровне. Но что же понимается под функционированием и развитием организации?

Функционирование организации- есть комплекс процессов, поддерживающих организацию в состоянии равновесия. Развитие организации рассматривается как процесс её изменения в лучшую сторону, но упускается момент, что само развитие может нести и ухудшающий характер.

Как и для любого многократно повторяющегося в обществе процесса, созданию и функционированию организации свойственны специальные правила и нормы, установленные обществом, которым они соответствуют.

Принципы организации- совокупность определённых установленных требований к формированию систем, благодаря которым они приобретают организованность, рациональность и соответствие.

Далее нами будут представлены виды организационных принципов.

Общие принципы, с помощью которых можно охарактеризовать всякого рода организацию, были представлены российским ученым А. А. Богдановым.

Рассмотрим принципы, отражающие механизмы образования, регулирования и поддержания структурированности в различных системах, с помощью следующей схемы:

Специфические же принципы используются при разработке и в процессе деятельности организации, и рассматриваются как три составляющие группы:

Формирование организации основывается на определенных нормах- принципах построения организационных структур. Соблюдение данных правил обеспечивает системе эффективность.

Целесообразность. Организация должна иметь главную цель, на основе которой строиться стратегия и проектируется её структура.

Приоритет функции над структурой. Сперва происходит постановление целей- функций, а затем создается структура для их достижения.

Приоритет объекта над субъектом. Структуру организации следует направить на удовлетворение объективных потребностей, а не следовать субъективным интересам.

Адаптивность. Структуру организации следует создавать с учетом того, чтобы в будущем она могла изменятся вместе с изменяющейся средой.

Минимальная сложность. Уровень внутренних взаимосвязей организации должен соответствовать уровню самой организации. В структуру нужно включить минимальное необходимое количество звеньев, требуемых для результативной работы системы.

Предел автономности. Для каждого звена организации необходимо предоставить определенную автономность, предполагающую её самостоятельность в процессе деятельности и одновременно не разрушающей целостность всей системы. Причем, если следовать от низшего звена организационной иерархии к высшему, то для каждого последующего элемента допустимо большее значение автономности, чем для предыдущего.

Ограниченность сферы контроля. Эта величина объектов, которые могут находиться под управлением одного руководителя, не теряя его эффективного контроля.

Централизация и децентрализация. Существуют с целью восполнения один другого. Организации необходимо придерживаться оптимизированного уровня централизации, предоставляющего ей эффективную работу.

Принципы рациональной организации процессов, соблюдение которых предполагает эффективную организацию процессов. Данными принципами руководствуются большинство менеджеров организаций при управлении различными процессами.

Специализация и кооперация. Специализация подразумевает распределение всей работы между работниками, с одной стороны это повышает эффективность труда, но с другой отстраняет работника от общей цели. Для такого случая существует кооперация, обеспечивающая взаимодействие всех работников, в процессе их деятельности.

Прямоточность. Заключается в применении кратчайшего пути для достижения требуемой цели и уменьшении длительности производственного цикла.

Непрерывность. Деятельность трудовой процедуры следует реализовывать с минимальными потерями времени и интервалами между его стадиями.

Параллельность. Форму деятельности трудового цикла следует создавать с возможностью одновременного выполнения нескольких его операций.

Ритмичность. При правильной организации процесса, на одинаковую работу будет затрачиваться одинаковое количество времени.

Надежность. Обеспечивает надежность и достижение поставленных целей вне зависимости от изменений во внутренней и окружающей среде.

Гибкость. Предполагает возможность внесения изменений в трудовой процесс в период его деятельности.

Принципы рационализации деятельности заключаются в правильности использования трудового процесса, при постоянных изменениях в среде. Модернизацию системы следует осуществлять с последующим улучшением качества ее работы.

Концептуализация. Выбор концепции, благодаря которой происходит повышения уровня упорядоченности организации.

Алгоритмизация. Необходимость наличия четкого и последовательного алгоритма выполняемых действий.

Нормализация. Создание оптимальных условий для существования и деятельности системы, путем поддержки ее единства, баланса между внутренней и окружающей средой.

Концентрация. Любые действия, совершаемые организацией, обязаны вести ее к намеченной цели.

Стандартизация. Заключается в использовании системы стандартов для процессов, процедур, результатов и структур организации.

Придерживание данных принципов поможет не только правильно сформировать организационную структуру, но и обеспечит её рациональное функционирование, а значит и достижение больших результатов в её деятельности.

Чтобы выжить в постоянно изменяющемся мире, организации необходимо прогрессивно развиваться, переходить от низшего уровня к высшему, от менее совершенного к более совершенному, опираясь на последние достижения науки и техники. На этом основывается закон развития (онтогенеза).

Развитие организации рассматрим как ее жизенный цикц, стадии жизненного цикла представлены на следующем рисунке. То есть развитие организации понимается как изменение ее состояния в обществе, оно может быть и как повышающий перспективы этап в жизни организации, так и ведущий к завершению ее деятельности.

http://konspekta.net/studopediaorg/baza14/3632045819792.files/image006.png

Под закономерностью понимаются определенные действия, которым свойственно постоянное повторение. В развитии организации можно также выделить некоторые закономерности:

– необратимость — переход между стадиями несет в себе изменение, тогда как развитие должно нести стабильность и постоянство изменений;

– качественное изменение — переход от нынешней стадии к новой другой стадии;

– неравномерность — развитие отдельных подсистем системы происходит по отдельности;

– гетерохроность — неравномерность стадий развития;

– неустойчивость — развитие может происходить как и в прогрессивную сторону, так и в регрессивную;

– кумулятивность- любая новая стадия имеет в своем составе результат стадии, которая была до нее;

– дивергентность и конвергентность — увеличение многообразия признаков и свойств, выявляющихся в период развития, его сближение, усиление избирательности;

Литература:

  1. Балашов А. П. Основы теории управлениями: учебное пособие / А. П. Балашов. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 208 с.
  2. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 863 с.
  3. Резник С. Д. Управление решениями / С. Д. Резник, М. В. Черниковская, И. С. Чемезов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 382 с.
  4. Ременников В. Б. Теория организации: учебник для студентов вузов / В. Б. Ременников. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 175 с.
  5. Фаррахов А. Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А. Г. Фаррахов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 272 с.
  6. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: учебник / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 344 с.
  7. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Сравнение моделей жизненных циклов организации // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 357–361.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие организации, структура организации, деятельность, жизненный цикл, изменение, окружающая среда, принцип, процесс, трудовой процесс, функционирование организации.


Похожие статьи

Особенности жизненного цикла организации крупных российских...

Ключевые слова: жизненный цикл организации; корпорации; анализ организации. В самом широком смысле корпорация — это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка...

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.[4].

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Модель жизненных циклов И. Адизеса включает десять последующих универсальных фаз развития организации

Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность». Его стадиями являются: рождение, стабилизация, спад и ликвидация (возрождение). Теория получения баланса между комплексом и средой...

Значение организационного обучения в процессе развития...

организационное обучение, умение организации, дальнейшее развитие, единая структура, общее видение, группа, повышение квалификации, предел организации, системное мышление, внешняя среда.

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия

В толковом словаре Ожегова «развитие» — это: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное

– моральный принцип равенства между поколениями, видами и группами; – гармонизация человечества и окружающей среды

Развитие организаций с позиций системного подхода

Сегодня глобальная экономика является синонимом постоянных организационных изменений в технологии, бизнес-процессах, должностных инструкциях и навыках. Компании, в которых должным образом развернут системный подход организации...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

В этот период наиболее эффективным способом формирования стратегии развития организации считалось составление SWOT-анализа и

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с. 83].

Планирование как функция управления | Статья в журнале...

Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, необходимо определить, какими должны

Планирование — это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие воинской организации в будущем.

Особенности жизненного цикла организации крупных российских...

Ключевые слова: жизненный цикл организации; корпорации; анализ организации. В самом широком смысле корпорация — это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка...

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.[4].

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Модель жизненных циклов И. Адизеса включает десять последующих универсальных фаз развития организации

Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность». Его стадиями являются: рождение, стабилизация, спад и ликвидация (возрождение). Теория получения баланса между комплексом и средой...

Значение организационного обучения в процессе развития...

организационное обучение, умение организации, дальнейшее развитие, единая структура, общее видение, группа, повышение квалификации, предел организации, системное мышление, внешняя среда.

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия

В толковом словаре Ожегова «развитие» — это: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное

– моральный принцип равенства между поколениями, видами и группами; – гармонизация человечества и окружающей среды

Развитие организаций с позиций системного подхода

Сегодня глобальная экономика является синонимом постоянных организационных изменений в технологии, бизнес-процессах, должностных инструкциях и навыках. Компании, в которых должным образом развернут системный подход организации...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

В этот период наиболее эффективным способом формирования стратегии развития организации считалось составление SWOT-анализа и

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с. 83].

Планирование как функция управления | Статья в журнале...

Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, необходимо определить, какими должны

Планирование — это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие воинской организации в будущем.

Похожие статьи

Особенности жизненного цикла организации крупных российских...

Ключевые слова: жизненный цикл организации; корпорации; анализ организации. В самом широком смысле корпорация — это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка...

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.[4].

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Модель жизненных циклов И. Адизеса включает десять последующих универсальных фаз развития организации

Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность». Его стадиями являются: рождение, стабилизация, спад и ликвидация (возрождение). Теория получения баланса между комплексом и средой...

Значение организационного обучения в процессе развития...

организационное обучение, умение организации, дальнейшее развитие, единая структура, общее видение, группа, повышение квалификации, предел организации, системное мышление, внешняя среда.

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия

В толковом словаре Ожегова «развитие» — это: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное

– моральный принцип равенства между поколениями, видами и группами; – гармонизация человечества и окружающей среды

Развитие организаций с позиций системного подхода

Сегодня глобальная экономика является синонимом постоянных организационных изменений в технологии, бизнес-процессах, должностных инструкциях и навыках. Компании, в которых должным образом развернут системный подход организации...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

В этот период наиболее эффективным способом формирования стратегии развития организации считалось составление SWOT-анализа и

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с. 83].

Планирование как функция управления | Статья в журнале...

Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, необходимо определить, какими должны

Планирование — это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие воинской организации в будущем.

Особенности жизненного цикла организации крупных российских...

Ключевые слова: жизненный цикл организации; корпорации; анализ организации. В самом широком смысле корпорация — это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка...

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.[4].

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Модель жизненных циклов И. Адизеса включает десять последующих универсальных фаз развития организации

Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность». Его стадиями являются: рождение, стабилизация, спад и ликвидация (возрождение). Теория получения баланса между комплексом и средой...

Значение организационного обучения в процессе развития...

организационное обучение, умение организации, дальнейшее развитие, единая структура, общее видение, группа, повышение квалификации, предел организации, системное мышление, внешняя среда.

Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия

В толковом словаре Ожегова «развитие» — это: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное

– моральный принцип равенства между поколениями, видами и группами; – гармонизация человечества и окружающей среды

Развитие организаций с позиций системного подхода

Сегодня глобальная экономика является синонимом постоянных организационных изменений в технологии, бизнес-процессах, должностных инструкциях и навыках. Компании, в которых должным образом развернут системный подход организации...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

В этот период наиболее эффективным способом формирования стратегии развития организации считалось составление SWOT-анализа и

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с. 83].

Планирование как функция управления | Статья в журнале...

Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, необходимо определить, какими должны

Планирование — это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие воинской организации в будущем.

Задать вопрос