Прикладные возможности деформационной модели железобетона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Тошин, Д. С. Прикладные возможности деформационной модели железобетона / Д. С. Тошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37136/ (дата обращения: 22.12.2024).



Одним из перспективных направлений развития теории сопротивления железобетона является диаграммный метод расчета на основе деформационной модели. Подобный подход включен в современные отечественные нормы проектирования. В них обозначены исходные предпосылки и приведены основополагающие выражения, обеспечивающие выполнение расчета. В данной работе расширенно представлены прикладные возможности применения деформационной модели, напрямую не предусмотренные нормативными документами. Показана применимость к расчету железобетонных элементов произвольной формы поперечного сечения при наличии или отсутствии предварительного напряжения в арматуре; при проектировании элементов с жесткой арматурой; при наличии неоднородных свойств бетона по сечению; для оценки элемента на действие повторных и знакопеременных нагрузок; при проектировании монолитных железобетонных плит по профлисту; при расчете усиливаемых элементов, в т. ч. без снятия действующих нагрузок. В значительной степени возможность широкого применения деформационной модели обеспечена гибкой формой записи выражений по определению жесткостных характеристик, которые трансформируются под требования решаемой задачи.

Ключевые слова:деформационная модель, бетон, арматура, усиление, нагрузка, напряжения, деформации, диаграмма, сечение

В большинстве случаев проектирования расчет железобетонных элементов выполняется по предельным усилиям. Одной из предпосылок подобного подхода является упрощенное представление о равномерном распределении напряжений по зонам сечения, нормального к продольной оси элемента. Метод расчета, максимально приближенный к действительному распределению напряжений по сечению, базируется на моделях, построенных на полных диаграммах деформирования бетона и арматуры. Данный подход предусматривает выполнение процедуры интегрирования функции распределения напряжений по высоте сечения, что является достаточно трудоемкой задачей при выполнении рядовых проектных расчетов. В отечественные нормы проектирования, начиная с СП 52–101–2003, включена деформационная модель железобетона, основополагающие выражения которой базируются на процедуре суммирования напряжений по дискретным участкам сечения, что заменяет интегрирование и предоставляет практические возможности при использовании широкому кругу пользователей. Отличительной особенностью реализации расчета по деформационной модели является единство допущений, предпосылок и методики в целом при оценке несущей способности и пригодности к нормальной эксплуатации. При этом нормативные документы сохраняют возможность выполнения расчетов также по предельным усилиям.

В основу расчета железобетонного элемента по деформационной модели положены следующие выражения (обозначения в формулах (1)-(9) соответствуют СП 63.13330.2012):

(1)

(2)

(3)

Жесткостные характеристики сечения определяются по формулам:

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

Представленная запись имеет общий характер и может быть трансформирована для конкретного случая применения. Система уравнений (1)-(3) и выражения (4)-(9) упрощаются при расчете по симметричному сечению на действие изгибающего момента в одной плоскости, при отсутствии продольной силы и т. д. Уникальность деформационной модели железобетона заключается в возможности адаптации основополагающих выражений к решению прикладных задач:

− расчет конструкций при отсутствии и наличии предварительного напряжения арматуры (предусмотрено разработчиками нормативного документа);

− оценка жесткостных характеристик не только при наличии гибких стержней армирования, а также при установке жесткой арматуры;

− возможность расчета железобетонного элемента при произвольной форме поперечного сечения, нормального к продольной оси элемента;

− учет неоднородности прочностных и жесткостных свойств бетона по расчетному сечению элемента (влияние неравномерной усадки, коррозия, замасливание, замораживание бетона при твердении и наборе прочности и т. д.);

− возможность расчета элемента при сложных режимах нагружения, включая разгрузку, повторное нагружение, в т. ч. знакопеременное;

− определение требуемых сечений элементов усиления при повышении несущей способности и жесткости конструкции, в т. ч. с учетом действующих напряжений в усиливаемых элементах;

− учет в жесткостных характеристиках стального листа внешнего армирования при проектировании монолитных перекрытий по несъемной опалубке из профлиста.

При проектировании конструкции с одновременной установкой продольной ненапрягаемой и напрягаемой арматуры в выражениях (4)-(9) добавляется слагаемое, учитывающее элементы армирования с предварительным натяжением. Форма записи дополнительного слагаемого базируется на существующем выражении по ненапрягаемой арматуре. Использование жесткой арматуры в качестве ненапрягаемых стержней также не требует изменений в алгоритме расчета, при обеспечении надежного сцепления с бетоном сохраняются исходные выражения по оценке жесткостных характеристик.

Суть деформационной модели, базирующейся на разделении сечения любой формы на элементарные участки с индивидуальной площадью и координатами положения, изначально предусматривает рассмотрение не только прямоугольных или тавровых сечений. Поэтому в случае индивидуальной формы поперечного сечения, в т. ч. несимметричной, изначально предусмотренной проектом или приобретенной в процессе эксплуатации, основной задачей при составлении модели является оптимальная дискретизация сечения, обеспечивающая максимальный учет особенностей формы сечения при минимальном количестве участков разбиения.

Наличие приобретенных при изготовлении и эксплуатации неоднородных прочностных и деформативных свойств бетона также может быть учтено при расчете. Степень приближения расчетной модели сечения к действительной работе в данном случае определяется оптимизированным разбиением сечения на элементарные участки — максимально высокой дискретизации подвергаются зоны в местах наиболее интенсивного изменения параметров сечения и наличия высокого градиента деформаций.

Записывая основополагающие выражения деформационной модели и формулы по определению жесткостных характеристик сечения в конечных приращениях можно расчетным путем устанавливать изменения кривизн , и деформации продольной оси при нагрузке, разгрузке и последующих изменениях усилий (повторное, знакопеременное нагружение). Полные значения общих деформаций элемента в этом случае могут быть определены путем алгебраического суммирования приращений соответствующих величин на каждом этапе нагружения.

Наличие внешнего армирования железобетонного элемента в виде несъемной опалубки из профилированного листа или наращивание сечения при усилении конструкции также может быть включено в расчет путем введения дополнительных слагаемых в выражения по определению жесткостных характеристик сечения. Площадь сечения листа рационально разбить на участки по аналогии с бетонной частью сечения, а учет внешнего армирования листом в расчетах осуществлять дискретно по участкам разбиения. При усилении железобетонной конструкции под нагрузкой учет элементов усиления в расчетных записях рекомендуется производить в конечных приращениях [1], что позволяет в алгоритме расчета выделить два этапа: первый — работа конструкции до усиления, второй — деформирование после включения в работу конструкции усиливающего элемента. Окончательные деформации элемента в целом определяются путем суммирования слагаемых на первом и втором этапе работы конструкции.

При всем многообразии задач, решаемых на основе деформационной модели железобетона, критерии наступления предельного состояния являются едиными. Разрушение элемента констатируется при достижении деформациями каких-либо элементарных участков разбиения предельной сжимаемости бетона или физического (условного) предела текучести арматуры. Необходимая жесткость элемента оценивается проверкой расчетных значений прогибов с предельно допустимыми величинами.

Таким образом, в работе показаны прикладные возможности деформационной модели железобетона, которые могут быть использованы при проектировании зданий и сооружений в условиях различных режимов нагружения или оценке эксплуатируемых элементов, в т. ч. при их усилении. Многообразие решаемых задач базируется на неизменных исходных предпосылках, а возможность трансформации записи основополагающих выражений обеспечивает широкое применение деформационной модели.

Литература:

  1. Тошин Д. С. Работа бетона при усилении конструкции под нагрузкой // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2015. — № 3. — С. 66–68.
Основные термины (генерируются автоматически): деформационная модель, деформационная модель железобетона, внешнее армирование, выражение, железобетонный элемент, жесткая арматура, поперечное сечение, характеристика сечения, несъемная опалубка, подобный подход.


Похожие статьи

О верификации экспериментальных данных с результатами численного моделирования (обзор зарубежного опыта)

Разработка технологий производства балок из высокопрочного бетона (HPC) с целью создания безопасного и долговечного материала тесно связана с численными моделями реальных объектов. В работе исследованы трехмерные нелинейные конечно-элементные модели ...

Вероятностный синтез сложной механической системы

Статья посвящена вероятностному синтезу такой сложной механической системы как несущая конструкция главной балки металлургического мостового крана. В качестве входных параметров системы исследуются максимальные напряжения, возникающие в сечении несущ...

Совершенствование расчета касательных напряжений в дорожных конструкциях. Часть 1. Модификация критерия Писаренко-Лебедева и его применение при расчете касательных напряжений

Предложен способ модификации критериев прочности твердых тел, состоящий в их преобразовании в условия пластичности, которые могут применяться для расчета материалов и грунтов дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Суть предлагаемого способа со...

Термины фиксация и стабилизация с позиций биомеханического анализа

В статье проведено сопоставление общенаучной (механической) сути понятий фиксация и стабилизация с трактовкой этих понятий в специализированной стоматологической литературе и демонстрация их механического содержания на примере съемных и несъемных про...

Обоснование расчета долговечности механической системы спектральным методом

Статья посвящена теоретическому обоснованию расчета долговечности такой механической системы как несущая конструкция главной балки металлургического мостового крана спектральным методом. В качестве входных параметров системы исследуются максимальные ...

Определение преднапряженного состояния гнутоклееной балки методом конечных элементов

В статье приводятся результаты конечно-элементного моделирования и оценки начального напряженно-деформированного состояния (НДС) гнутоклееной балки. Начальное НДС гнутоклееной балки возникает в процессе изготовления: изгиба отдельных слоев, их склеив...

Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальто-бетона для расчета дорожных покрытий по сопротивлению сдвигу

В статье выполнен обзор и анализ условий работы асфальтобетонных покрытий при высоких температурах. Установлено, что в таких условиях асфальтобетон испытывают пластические деформации сдвига. Деформации сдвига происходят вследствие потери асфальтобето...

Современные тенденции в области совершенствования и оптимизация процессов углубления скважин

В настоящее время гидравлические забойные двигатели являются одним из основных технических средств для работы породоразрущающего инструмента в составе КНБК. В настоящее время, несмотря на их широкое применение в области бурения, существует ряд пробл...

Методы идентификации теплофизических параметров композитных материалов

Для автоматизированного проектирования изделий, изготовленных из композиционных материалов, в соответствии с требованиями технического задания и условиями эксплуатации, важно иметь в базе данных значения определённых теплофизических характеристик исп...

Влияние ступеней на изгибную жесткость железобетонных лестничных маршей

При проектирования новых и оценке несущей способности существующих лестниц из сборного и монолитного железобетона, лестничные марши рассчитываются в «ручном» расчете как шарнирно опертые однопролетные балки, в расчете с использованием ПК — как участк...

Похожие статьи

О верификации экспериментальных данных с результатами численного моделирования (обзор зарубежного опыта)

Разработка технологий производства балок из высокопрочного бетона (HPC) с целью создания безопасного и долговечного материала тесно связана с численными моделями реальных объектов. В работе исследованы трехмерные нелинейные конечно-элементные модели ...

Вероятностный синтез сложной механической системы

Статья посвящена вероятностному синтезу такой сложной механической системы как несущая конструкция главной балки металлургического мостового крана. В качестве входных параметров системы исследуются максимальные напряжения, возникающие в сечении несущ...

Совершенствование расчета касательных напряжений в дорожных конструкциях. Часть 1. Модификация критерия Писаренко-Лебедева и его применение при расчете касательных напряжений

Предложен способ модификации критериев прочности твердых тел, состоящий в их преобразовании в условия пластичности, которые могут применяться для расчета материалов и грунтов дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Суть предлагаемого способа со...

Термины фиксация и стабилизация с позиций биомеханического анализа

В статье проведено сопоставление общенаучной (механической) сути понятий фиксация и стабилизация с трактовкой этих понятий в специализированной стоматологической литературе и демонстрация их механического содержания на примере съемных и несъемных про...

Обоснование расчета долговечности механической системы спектральным методом

Статья посвящена теоретическому обоснованию расчета долговечности такой механической системы как несущая конструкция главной балки металлургического мостового крана спектральным методом. В качестве входных параметров системы исследуются максимальные ...

Определение преднапряженного состояния гнутоклееной балки методом конечных элементов

В статье приводятся результаты конечно-элементного моделирования и оценки начального напряженно-деформированного состояния (НДС) гнутоклееной балки. Начальное НДС гнутоклееной балки возникает в процессе изготовления: изгиба отдельных слоев, их склеив...

Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальто-бетона для расчета дорожных покрытий по сопротивлению сдвигу

В статье выполнен обзор и анализ условий работы асфальтобетонных покрытий при высоких температурах. Установлено, что в таких условиях асфальтобетон испытывают пластические деформации сдвига. Деформации сдвига происходят вследствие потери асфальтобето...

Современные тенденции в области совершенствования и оптимизация процессов углубления скважин

В настоящее время гидравлические забойные двигатели являются одним из основных технических средств для работы породоразрущающего инструмента в составе КНБК. В настоящее время, несмотря на их широкое применение в области бурения, существует ряд пробл...

Методы идентификации теплофизических параметров композитных материалов

Для автоматизированного проектирования изделий, изготовленных из композиционных материалов, в соответствии с требованиями технического задания и условиями эксплуатации, важно иметь в базе данных значения определённых теплофизических характеристик исп...

Влияние ступеней на изгибную жесткость железобетонных лестничных маршей

При проектирования новых и оценке несущей способности существующих лестниц из сборного и монолитного железобетона, лестничные марши рассчитываются в «ручном» расчете как шарнирно опертые однопролетные балки, в расчете с использованием ПК — как участк...

Задать вопрос