Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Похорукова, М. Ю. Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения / М. Ю. Похорукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37076/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описывается информационная система профессионального самоопределения, сформулированы требования к функциональности системы, обеспечивающие повышение эффективности процесса выбора профессии за счет автоматизации профориентационных процедур и методик. Рассмотрены возможные негативные воздействия на систему и пути их устранения.

Ключевые слова: функциональные требования к информационной системе, профессиональное самоопределение, социальные факторы воздействия на программу.

Необходимость актуализации профессионального самоопределения обусловлена тем, что на рынке труда в последнее время усиливается несоответствие между существующими профессиями и уровнем квалификации всех категорий соискателей рабочих мест, в том числе молодых специалистов, а условия современного производства не отвечают требованиям работодателей [2, c. 30]. Зачастую данная проблема возникает потому, что у соискателей нет должного понимания сущности профессий, того, какие навыки и знания необходимы для успешной профессиональной деятельности, а также из-за субъективной оценки собственных предпочтений и способностей.

Разработка информационной системы профессионального самоопределения позволит оптимальным образом автоматизировать профориентационные процедуры и решить указанные проблемы. Универсальность разрабатываемой системы определяется возможностью ее использования на различных этапах профессионального становления личности: при выборе профессионального учебного заведения, в процессе трудоустройства или для переквалификации.

В соответствии с этим автором сформулированы следующие требования к функциональности системы поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения [3, c. 24-25]:

  1. предоставление информации о профессиях, должностных обязанностях, требованиях к образованию и соответствующих вакансиях;
  2. использование разнообразных профориентационных методик для проведения диагностики, то есть наличие нескольких тестов, позволяющих определить интересы, предпочтения, знания, умения и способности пользователя, необходимые для той или иной сферы профессиональной деятельности;
  3. пояснение результатов тестирования, обработка ответов пользователя на вопросы профориентационных методик и интерпретация полученных данных в виде списка профессий;
  4. получение качественных рекомендаций по выбору подходящей профессии путем формирования результатов профессионального самоопределения на основе комплексной диагностики профессиональных качеств пользователя в виде расширенной информации о рекомендуемых профессиях, включающей сведения о соответствующих направлениях подготовки, в рамках которых можно освоить профессию, и вакансиях на рынке труда;
  5. предоставление информации о направлениях подготовки;
  6. предоставление информации о вакансиях рынка труда;
  7. предоставление возможности удаленного доступа к системе для обеспечения доступной поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения наиболее удобным для пользователя образом;
  8. анализ результатов профессионального самоопределения, мониторинг профессиональных устремлений пользователей;
  9. удобный, простой и интуитивно понятный интерфейс информационной системы профессионального самоопределения.

Стоит также отметить, что для выполнения обозначенных функциональных требований в разрабатываемой информационной системе необходимо реализовать следующие возможности:

 разделение прав доступа пользователей к системе для разграничения возможностей работодателей и соискателей в системе;

 поддержка базы данных системы с функциями добавления, редактирования и удаления информации о профессиях, направлениях подготовки в учебных заведениях и вакансиях работодателей;

 предоставление возможности добавления в систему профориентационных тестов для диагностики пользователей;

 отображение результатов профессионального самоопределения пользователей в виде графа рекомендуемых профессий;

 предоставление возможности составления аналитических отчетов и графиков о профессиональных устремлениях соискателей и потребностях рынка труда.

Разработка информационной системы в соответствии с указанными требованиями позволит повысить эффективность реализации профессионального самоопределения за счет предоставления удобного и доступного инструмента для поддержки принятия решений по выбору профессии на основе комплексной оценки соответствия личностных профессиональных качеств соискателей требованиям рынка труда и использования расширенной информации о востребованных профессиях.

Еще одним требованием к разработке интернет-ресурсов, а, соответственно, рассматриваемой информационной системы профессионального самоопределения является безопасность. Для этого необходимо проанализировать социальные факторы, влияющие на функционирование системы, то есть личные качества и знания пользователя и администратора системы. Для того чтобы снизить негативное воздействие человеческого фактора на функционирование информационной системы необходимо уделять должное внимание воспитанию специалистов, соблюдению трудовой дисциплины, технической учебе и повышению квалификации, а также вопросам самоконтроля и контроля выполняемых работ.

Зачастую ошибки обслуживающего персонала возникают из-за усталости, стресса, переутомления, следовательно, очень важно для корректной работы информационной системы в целом соблюдать требования режимы труда и отдыха (делать перерывы в работе).

Выход информационной системы из штатного режима эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователя или обслуживающего персонала – операторов (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный объем обрабатываемой информации и другие неоправданные действия), невозможность или нежелание обслуживающего персонала выполнять свои функции приводит к чрезвычайно серьезным последствиям [1, с. 18].

Это могут быть длительный простой в работе информационной системы, искажение обрабатываемой информации и получение неверных результатов. А в некоторых случаях намеренные или даже случайные ошибки пользователя могут привести к потере информации, сбою в работе программ и оборудования или отказу оборудования.

К негативным воздействиям на систему относится взлом сайта, то есть получение доступа к его редактированию за счет узнавания логина администратора и пароля. Для того чтобы обезопасить сайт, необходимо выполнять следующие правила:

‒ использовать логин, отличный от имени домена и отличный от адреса электронной почты администратора;

‒ использовать длинные пароли (чем больше длина пароля, тем сложнее узнать его методом подбора, тем более, если пароль содержит и цифры и буквы);

‒ записывать серверные логии технической информации из браузера: IP адрес, cookie.

На этапе регистрации нового пользователя ему предлагается ввести свой email с целью отправки на него пароля, чтобы затем использовать этот пароль при аутентификации. В данном случае злоумышленник может указать несколько почтовых адресов, разделенных символами перехода на новую строку. То есть письмо будет на все email-адреса, который укажет хакер (а их может быть сотня). Таким образом, через разработанный сайт будет рассылаться спам.

Для решения этой проблемы необходимо установить запрет отправки писем, если во введенном email-адресе используются символы перевода строки (\n и \r), либо отправка письма только первому адресату.

Кроме того, в разработанной системе поддержки профориентационных процессов различных уровней существует возможность заполнения анкеты пользователем перед процедурой тестирования. Полученная информация должна сохраняться в базе данных с целью ведения статистики и составления различных форм отчетности. Следовательно, в интерфейсе администратора должны быть модули, предназначенные для просмотра данных, поступающих от пользователей сайта. В данном случае имеют место быть, так называемые, XSS-атаки (Cross Site Scripting). Злоумышленник публикует на атакуемом сайте скрипт (к примеру, на языке JavaScript или PHP), который исполняется у администратора сайта при открытии им соответствующей страницы.

Для предотвращения таких действий необходимо заменять символы "<" и ">" на "<" и ">" соответственно, при этом введенный посетителем текст теряет HTML-оформление, а содержащиеся в нем скрипты утрачивают вредоносность.

Но кроме негативных, намеренных действий, информационная система подвержена также случайным ошибкам человека-оператора. Например, администратор может не указать все поля при заполнении формы добавления новой записи в БД. Если для этой таблицы в базе данных существуют обязательные поля для заполнения, то администратору должно выдаваться соответствующее сообщение.

Конечно, существует множество видов хакерских атак, предусмотреть все возможные действия злоумышленника практически невозможно, в данной статье были рассмотрены лишь некоторые из них. Реализация указанных требований к рассматриваемой системе и предотвращение случайных или намеренных атак, которые могут возникнуть в процессе работы, позволит создать удобный, универсальный инструмент для решения задач управления персоналом на предприятии, для оказания помощи соискателям при трудоустройстве в центре занятости населения или проведения приемной кампании в профессиональных учебных заведениях.

Литература:

1. Ермаков А.А. Основы надежности информационных систем: учебное пособие. – Иркутск: ИрГУПС, 2006.- 151с.

2. Зеер Э.Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 34 (46-47). С. 30-37.

3. Макарова М.Ю. Методики и алгоритмы поддержки принятия решений в системе профессионального самоопределение: дис. ... канд. техн. наук. Пензенский гос. университет, Пенза, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, информационная система, обслуживающий персонал, предоставление информации, профессия, требование, PHP, баз данных, направление подготовки, рынок труда.


Ключевые слова

профессиональное самоопределение, функциональные требования к информационной системе, социальные факторы воздействия на программу

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия мониторинга развития универсальных учебных действий младших школьников

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические условия эффективного проведения мониторинга универсальных учебных действий младших школьников. Выявлены проблемы и недостатки сформировавшейся системы мониторинга, на основании которых предложены п...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия мониторинга развития универсальных учебных действий младших школьников

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические условия эффективного проведения мониторинга универсальных учебных действий младших школьников. Выявлены проблемы и недостатки сформировавшейся системы мониторинга, на основании которых предложены п...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Задать вопрос